Эпоха "просвещённого абсолютизма" при Екатерине II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 11:22, реферат

Краткое описание

Вступая на престол, Екатерина поверхностно знала положение дел в империи, свои правительственные средства и ожидавшие ее затруднения, а между тем она должна была сгладить впечатление переворота, путем которого вступила на престол, оправдать незаконное присвоение власти.

Содержание

Введение стр 3
1.Политика "просвещенного абсолютизма" в России. стр 4
2.Внутренняя политика Екатерины II. стр 8
3.Внешняя политика Екатерина II стр 14
4.Конец эпохи "просвещенного абсолютизма". Личность Екатерины II стр 16
5.Заключение стр 18
6.Список литературы стр 20
7.Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Рефират эпоха просвещённого абсолюцизма.docx

— 36.82 Кб (Скачать файл)

Минестерство   образования   Республики   Коми

 

                          Государственное    профессиональноеобразовательное    учреждение

«Микуньскай   железнодорожный    техникум»

 

Рефират

По истории

Отечества:

На тему:  

 

“Эпоха” просвещённого абсолюцизма при Екатерине II


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                      стр 3

1.Политика "просвещенного абсолютизма" в России.                                      стр 4

2.Внутренняя политика Екатерины II.                                                            стр 8

3.Внешняя политика Екатерина II                                                                  стр 14

4.Конец эпохи "просвещенного абсолютизма". Личность Екатерины II            стр 16

5.Заключение                                                                                                стр 18

6.Список литературы                                                                                     стр 20

7.Приложение                                                                                                стр 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вступая на престол, Екатерина поверхностно знала положение дел в империи, свои правительственные средства и ожидавшие ее затруднения, а между тем она должна была сгладить впечатление переворота, путем которого вступила на престол, оправдать незаконное присвоение власти.

Принцесса София-Августа-Фредерика Ангальт-Цербстская, ставшая императрицей Екатериной Алексеевной, должна была показать и доказать, что иных интересов, кроме российских, для нее не существует. И всем своим правлением, в первую очередь ведением внешних дел, она это продемонстрировала: никаких особых отношений с родиной, с Германией, ни в политике, ни в жизни, ни в быту. Переписка с немецкими владетелями велась исключительно по-французски. Полный разрыв с родственниками – ни один из них не приглашался в Петербург. Сама Екатерина за 52 года пребывания в России ни разу не пересекала ее границ. Она отказалась от модного тогда обычая брать в услужение иностранцев – только россияне. Дипломатам, русским по происхождению, она предписала составлять депеши на родном языке. Российская внешняя политика при Екатерине вновь обрела присущий ей при Петре динамизм, утраченный было при его незадачливых преемниках, и импульс исходил от государыни, обладавшей способностью стратегического мышления, целеустремленностью, силой воли, упорством

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политика "просвещенного абсолютизма" в России.

Ряд историков XIX – начала XX в. оценивали правление Екатерины II как одно из самых замечательных в русской истории, ставшее продолжением реформаторского курса Петра I. Годы ее царствования называют "веком Екатерины", несмотря на то, что правила она всего 34 ода, а ее сподвижников – "стаей славных екатерининских орлов".

Особенностью начала царствования Екатерины II явилось то, что, совершенно не имея прав на российский престол, будучи иностранкой, она сумела склонить на свою сторону гвардейские полки и отстранить от власти законного императора Петра III.Новая императрица понимала, что каждый гвардеец считал захват трона своей личной заслугой и поэтому имел право требовать от нее проведения той политики, которая соответствовала интересам дворян – ведь из их представителей и формировались гвардейские полки.

В целом политика Екатерины II получила название "просвещенного абсолютизма". Во второй половине XIX в. во многих государствах Европы стала популярной идея французских просветителей о "союзе государей и философов". В этот период абстрактные категории переносятся в сферу конкретной политики, которая предполагала правление "мудреца на троне", покровителя искусств, благодетеля всей нации. Это был целый этап в истории общества, не только русского, но и всего европейского. В роли просвещенных монархов выступали Карл III Испанский, Фридрих II Прусский, Густав III Шведский, император Иосиф II Австрийский, русская императрица Екатерина II. По мнению Фридриха II, "нет ничего лучше, чем самодержавная власть в руках справедливых, гуманных и добродетельных королей; нет ничего хуже, чем власть заурядных королей". Политика "просвещенного абсолютизма" выражалась в проведении реформ в духе Просвещения, возглавляемых просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. Это было время робких реформ, не затрагивающих основ феодально-абсолютистского строя, время либерального заигрывания правительств с философами и литераторами. Однако Великая французская буржуазная революция (1789 – 1799) заставила европейских правителей немедленно отказаться от идей "просвещенного абсолютизма". В понимании сути и целей политики "просвещенного абсолютизма" существует некая неопределенность, нет точного значения данного термина, при этом общий характер той эпохи легко узнаваем. Именно веку Просвещения (XVIII столетие в истории европейской культуры) свойственно особое видение мира, оказавшее сильное влияние на все последующее общественное развитие. Россия совместно с Европой пережила Просвещение: на смену средневековому сознанию пришло сознание Нового времени. Мировосприятие русского дворянина, являвшегося основным носителем идей европейского просвещения, типологически было сходно с сознанием его современника – европейца. Это было время всеобщей увлеченности идеями Просвещения, поскольку их разделяли представители почти всех слоев русского общества. Особой популярностью пользовались Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций.

Эпохе "просвещенного абсолютизма" была присуща определенная идеология, для которой характерны следующие черты:

идея равенства всех людей;

государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;

государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;

все реформы, основанные на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: "все для народа, и ничего – посредством народа";

просвещение – одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;

признание свободы слова, мысли, самовыражения.

Пример увлеченности европейским Просвещением подавала сама Екатерина, которая не только читала произведения французских просветителей, но и переписывалась с Вольтером и Дидро. В письмах к ним императрица не скупилась на либеральную фразеологию и даже прибегала к прямой лжи в изображении русской действительности. Лидеры французского Просвещения готовы были признать первенство Екатерины среди просвещенных монархов. Свою европейскую популярность в качестве прогрессивно мыслящего правителя русская императрица подтвердила, отказав английскому королю отдать в наем части русских войск для борьбы с английскими колониями в Северной Америке.

Период царствования Екатерины II характеризуется резким контрастом между декларативными заявлениями просвещенной императрицы и ее реальной политикой. Без сомнения, она предприняла некоторые шаги, направленные на дальнейшую европеизацию и гуманизацию русской жизни, однако в условиях диктатуры дворянства и углублявшегося закрепощения крестьян они выглядели достаточно двусмысленно. Это позволило историкам по-разному оценивать проводившуюся Екатериной политику "просвещенного абсолютизма". Многие отождествляют ее с обычной социальной демагогией, пропагандой показного либерализма, главными целями которого были: создать более привлекательный образ России и самой императрицы за рубежом, внести успокоение в общественное мнение Западной Европы и страны перед фактом незаконного захвата ею власти, внушить русскому обществу мысль о справедливости и гуманности действий и взглядов императрицы.

Большая часть отечественных историков, рассматривающих "просвещенный абсолютизм" как надстройку феодального общества в период, когда товарно-денежные отношения становятся важным фактором общественного развития, подчеркивают, что именно развитие буржуазных отношений, ослабление государственной власти, обострение противоречий между крестьянством и дворянством заставили Екатерину II встать на путь "просвещенного абсолютизма", который она проводила с учетом сохранения крепостнических порядков, самодержавия и господствующего положения дворянства. В любом случае стратегические цели ее политической программы состояли в следовании гуманным идеям западноевропейских просветителей, направленным на создание справедливого, рационально организованного общества, с поправкой на российскую действительность. Все сводилось к всемерному укреплению абсолютистского государства путем создания ему опоры в виде гражданского общества (с сословной структурой), опирающегося на законодательство, регулирующее взаимоотношения общества и государства и на механизм управления подданными. За годы правления Екатерины II были осуществлены серьезные преобразования созидательного характера, коснувшиеся всех сторон жизни государства и имевшие долговременное значение.

 

 

Внутренняя политика Екатерины II.

Основная идея политики Екатерины II заключалась в превращении России в "законную монархию". Этому должна была способствовать созданная самодержцем система законов, обязательная для всех. Формой правления при этом для многонациональной, раскинувшейся на огромной территории России могло стать только самодержавие. Для осуществления указанной цели Екатерина II наметила "пять предметов" – правил управления государством:

1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять монарх.

2. Нужно ввести добрый  порядок в государстве, поддерживать  общество и заставить его соблюдать  законы.

3. Нужно учредить в  государстве хорошую и точную  полицию.

4. Нужно способствовать  расцвету государства и сделать  его изобильным.

5. Нужно сделать государство  грозным в самом себе и внушающим  уважение соседям.

Для просвещения нации в стране была создана система народного образования. Помимо учебных заведений для высших слоев общества в городах были открыты бессословные училища с единой методикой и программой обучения. Кроме того, большое внимание уделялось изданию книжной продукции.

Для осуществления второго пункта своей программы Екатерина II созвала Уложенную комиссию с привлечением депутатов от дворянства, жителей городов, казачества, государственных крестьян, народов Сибири и Дальнего Востока, а также сотрудников государственных учреждений. В "Наказе" императрицы Уложенной комиссии содержался ряд идей французского Просвещения, в том числе отмена смертной казни. Кроме того, в 1775 г. в России проводится областная (губернская) реформа, значительно изменившая органы местного управления и закрепившая унитарное устройство государства. Это был один из важнейших государственных актов самодержавной России, основные положения которого действовали до начала XX в. Важнейшим шагом для наведения порядка в государстве было издание Екатериной "Жалованной грамоты дворянству" (1785).

Для исполнения третьего пункта своей программы Екатерина II предусмотрела в своем "Наказе" меры по изменению судебной системы. Были провозглашены принципы презумпции невиновности, права на защиту подсудимых, тщательного расследования уголовных дел. Во исполнение заявленных мер были созданы новые судебные учреждения, отделенные от исполнительной власти. Кроме того, в каждом квартале и части города был создан полицейский участок во главе с начальником, который подчинялся городской управе благочиния.

В целях экономического подъема государства в 1775 г. было разрешено заводить любые предприятия без предварительного согласования с правительством. Эта мера привела к росту ряда отраслей промышленности, особенно легкой. В числе заслуг правительства Екатерины II – рост внешней торговли России, развитие банковского дела, увеличение числа ярмарок. Есть основания считать, что Екатерина II, в молодые годы с жадностью штудировавшая труды французских просветителей – Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, Даламбера, искренне увлекалась некоторыми их идеями. "Я хочу, чтобы страна и подданные были богаты, – вот принцип, от которого я отправляюсь, – писала она еще до воцарения. –...Я хочу, чтоб повиновались законам, а не рабов...". В течение двух лет Екатерина трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме "Наказа" созванной Комиссии о сочинении нового Уложения. В качестве исходных положений в "Наказе" торжественно декларировались идеи естественного права и общего блага; объявлялось, что задача государства и власти – не та, "чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра". Вместе с тем обосновывалась неограниченная власть, аргументы заимствовались у писателей просветительного направления– это огромность государственного "пространства": "Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовати сходно со пространством столь великого государства". Чтобы предотвратить вырождение монархии в деспотию, императрица предлагала утвердить в стране принцип строгой законности, установить равенство всех граждан перед законом. "Наказ" намечал также направления экономической политики – Екатерина II выступала против сохранения монополий, за свободу торговли и промышленности. Руководствуясь принципами французского Просвещения, автор "Наказа" принципиально высказывается против крепостного права, поскольку оно противоречит "закону естественному", но требования освобождения "рабов" не выдвигала. Программа Екатерины II оказывалась, таким образом, внутренне противоречивой: с одной стороны, она провозглашала передовые истины просветительской философии, а с другой – сохраняла самодержавие, господство дворянства, крепостное право.

В целях усиления абсолютизма были перестроены органы центральной власти. Екатерина II считала, что Сенат присвоил себе слишком большую власть, и в 1764 г. реформировала его, разделив на 6 департаментов (4 в Петербурге и 2 в Москве). Каждый департамент при этом выступал как самостоятельное подразделение со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената, ослабляло его. Необычайно возросла роль личной канцелярии императрицы. Подготовка законодательных актов с 1768 г. сосредоточилась в Совете при высочайшем дворе; создание его еще раз ярко продемонстрировало стабильность высших советов при особе монарха как института русского абсолютизма.

Реформирование местного управления в первую очередь решало задачу усиления власти монарха. Екатерина II собственноручно начертала проект "Учреждения об управлении губерниями", получивший в 1775 г. силу действующего закона. Закон этот централизовал местное управление, увеличив количество губерний и уездов и наделив наместников (под властью каждого наместника, как правило, объединялось 2 – 3 губернии), непосредственно подчиненных императору, широкой единоличной властью. Вместе с тем в основу "Учреждения" 1775 г. были положены идеи Просвещения XVIII в.: выборность суда и отделение его от администрации, придание ему характера сословного "суда равных". Наряду с трехъярусной системой выборных судебно – сословных учреждений (уездный суд в уезде и верхний земский суд в губернии – для дворян, городовой суд и губернский магистрат – для горожан, нижняя и верхняя расправы – для государственных крестьян) в губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Именно этому суду каждый, содержавшийся в тюрьме более трех дней, не извещенный о причине ареста и не подвергнутый допросу, мог подавать жалобу, и если он не был заподозрен в тяжелом преступлении, то освобождался на поруки (попытка заимствовать английскую гарантию неприкосновенности прав личности). Влияние идей Просвещения еще более чувствуется в создании губернского Приказа общественного призрения, тоже состоявшего из выборных представителей от дворян, горожан и государственных крестьян и обязанного помогать населению в строительстве и содержании школ, больниц, богаделен, сиротских и работных домов.

Стремясь создать более реальные гарантии "просвещенной монархии", Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили силу закона в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепляла за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы, от государственных податей, от телесного наказания, право собственности на движимое и недвижимое имущество, право судиться только "равными" (т. е. дворянами), вести торговлю, заводить "фабрики, рукоделия и всякие заводы". Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов (наместников).

Информация о работе Эпоха "просвещённого абсолютизма" при Екатерине II