“Просвещенный” абсолютизм Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение деятельности Екатерины II в 1762-1773 гг.
Объектом изучения в данной курсовой работе являются та политическая ситуация, которая сложилась в России после 1762 г., а также события, последовавшие за воцарением Екатерины II.

Вложенные файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК КУРСОВОЙ.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)


  ВВЕДЕНИЕ

 

 

  Долгое царствование Екатерины II (1762—1796)наполнено значительными  и весьма  противоречивыми  событиями  и  процессами.  «Золотой  век   русского дворянства»  был  вместе  с  тем  веком  пугачевщины,  «Наказ»  и  Уложенная комиссия соседствовали с гонениями на Н. И. Новикова и  А.  Н.  Радищева. И все-таки это была целостная эпоха, имевшая свой стержень, свою логику, свою сверхзадачу. Это было время, когда императорская   власть пыталась осуществить одну из самых продуманных,  последовательных и успешных в истории России программ реформ.  Идейной основой реформ стала философия европейского Просвещения, с которой императрица была  хорошо знакома. В этом смысле ее правление нередко  называют  эпохой  «просвещенного» абсолютизма. Историки спорят  о  том,  чем  был  просвещенный  абсолютизм - утопическим учением просветителей (Вольтер, Дидро и др.) об идеальном  союзе королей и философов  или  политическим  феноменом,  нашедшим  свое  реальное воплощение в Пруссии (Фридрих  II  Великий), Австрии (Иосиф II), России

(Екатерина  II)  и   др.  Эти  споры  небеспочвенны.  Они  отражают  ключевое

противоречие теории и  практики  просвещенного  абсолютизма: между

необходимостью радикально менять сложившийся порядок вещей   (сословный строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью  потрясений, нуждой в стабильности, невозможностью ущемить ту социальную  силу, на  которой этот порядок держится, - дворянство.  Екатерина II, как, быть может, никто другой, понимала трагическую  непреодолимость этого противоречия.

  Политика Екатерины II стала переломным моментом в истории России, ведь именно она явилась тем толчком, который через столетие привел Россию к отмене крепостного права. Итоги царствования Екатерины II имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу.

  Политика «просвещенного» абсолютизма Екатерины II получила яркое отражение в отечественной и зарубежной литературе. Изучению этой темы было уделено много внимания в досоветский период, в период существования СССР, и особенно много – на современном этапе. Но, несмотря на это, период царствования Екатерины  II (1762-1769 гг.) и в частности ее политика «просвещенного» абсолютизма (1762-1773гг.), по моему мнению, изучен недостаточно детально. У исследователей всех периодов нет единого мнения в оценке итогов значения политики и роли самой Екатерины II в истории России.

  При написании курсовой работы  ставились следующие задачи: проанализировать  историографию по проблеме «просвещенного» абсолютизма и охарактеризовать источниковедческую базу, рассмотреть деятельность Екатерины II в России в период «просвещенного» абсолютизма, показать преобразования во всех сферах жизни, которые явились итогом политики.

  Целью курсовой работы является изучение деятельности Екатерины II в 1762-1773 гг.

  Объектом изучения в данной курсовой работе являются та политическая ситуация, которая сложилась в России после 1762 г., а также события, последовавшие за воцарением Екатерины II.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  I ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ

 

 

  Деятельность Екатерины II до крестьянской войны 1773 года, а также сама проблема «просвещенного» абсолютизма изучена недостаточно детально.

  В обобщающих работах  по истории России, которые были привлечены в данной курсовой работе, также рассматривается та политическая ситуация, которая сложилась после воцарения Екатерины II и существовала на протяжении всего периода царствования. К такой работе можно отнести учебное пособие, которое было издано в 2003 году, под редакцией А.Н. Сахарова [21].

  В коллективных  работах 1990-2000-х годов под редакцией  Н.И. Павленко [20], А.Н. Сахарова [34] с современных позиций создается ход исторических событий в период правления Екатерины II. В первую очередь это связано с переоценкой влияния просветительской идеологии на политическую и общественную жизнь той эпохи.

  Деятельность Екатерины II, а также период «просвещенного» абсолютизма, его итоги оцениваются и многими зарубежными исследователями, среди которых хотелось бы выделить работу Ричарда С. Уортмана [32], которая была издана в 2004 году, и использовалась в данной курсовой работе.

  В книге К.Е.  Джеджулы [11], опубликованной в 1972 году, автор освещает историю принятия многими европейскими государствами, в том числе и   Российским государством просветительской идеологии. В труде освещены также причины и цели, побудившие Российское государство стать на путь реформ.

  При рассмотрении  личности Екатерины II использовалась работа В.О. Ключевского [24], которая была издана в 1991 году. В этом труде на основе архивного материала и многих источников рассматривается личность Екатерины, время ее царствования и основные принципы политики.

  Взгляды многих  крупных исследователей вт. пол. XVIII века отражены в сборнике статей, посвященном памяти А.А. Новосельского [9].

  Укрепление самодержавной  власти, усиление влияния дворянского  сословия и закрепощения крестьянских  масс показано в труде В.О.  Ключевского [25].

  При написании  курсовой работы основным источником послужил «Наказ» Екатерины II, опубликованный в 2003 году в книге «Императрица Екатерина II. О величии России» [17]. «Наказ» Екатерины II ценен как источник тем, что именно в нем отражены идеи Екатерины и некоторых французских просветителей, приведение в жизнь которых внесло бы изменения в жизнь всех социальных слоев населения. По моему мнению, особую ценность представляют  главы VI-VIII  «Наказа», в которых говорится о законах и государственном строе, который, по мнению Екатерины, был бы наилучшим для дальнейшего ускоренного развития России. Также очень важны и главы, в которых говориться о положении подданных в государстве, в частности, крестьян и горожан. «Наказ» Екатерины II является ценнейшим источником не только для изучения «просвещенного» абсолютизма в России, но и  просветительской идеологии в целом, а также для характеристики норм и прав граждан той эпохи.

  Огромное значение  при написании курсовой работы  сыграли «Записки императрицы  Екатерины Второй», изданные в  1989 году. Особая ценность этого  источника заключается в том, что здесь опубликованы переписка, дневники, мемуары, записки, размышления императрицы. Все это помогает исследователю узнать Екатерину II как личность, познакомится с характеристикой ее приближенных, которую она сама составляла, а также понять, каковы истинные причины, побудившие Екатерину вступить в союз с французскими просветителями и монархами Европы и принять их учение в качестве инструкции по управлению столь великим государством.

  Немаловажное значение  для понимания законодательного процесса периода «просвещенного» абсолютизма сыграли и законодательные акты, опубликованные в 1960 году [42]. В работе в полном объеме представлены все законодательные акты того периода.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  II СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ПОЛИТИКИ «ПРОСВЕЩЁННОГО»                                                                                                                    АБСОЛЮТИЗМА

 

 

  "Просвещенный абсолютизм"- явление общеевропейское, составившее закономерную стадию государственного развития многих стран Европы. Под «просвещённым» абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, как «просвещенный» абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии. Исследователи по-разному оценивают цели и суть политики «просвещенного» абсолютизма [29,стр.171]. Так, Н. П. Ерошкин отождествляет ее с “пропагандой показного либерализма”. “Образ “просвещенной” государыни на троне России, — пишет он о Екатерине II, — должен был внести успокоение в общественное мнение Западной Европы и России перед фактом узурпации престола, укрепить царистские настроения в среде крестьянства, внушить народным массам мысль, что взгляды и действия императрицы милосердны, справедливы и гуманны”[13,стр.65]. Н. М. Дружинин связывал политику «просвещенного» абсолютизма с развитием нового, капиталистического уклада и обострением классового антагонизма между крестьянскими массами и властвующим дворянством. В этих условиях, по его мнению, более проницательные и активные правители “сознательно искали совета и даже гласной поддержки крупных мыслителей эпохи для гибкого и постепенного приспособления существующего порядка к новым социально-экономическим отношениям”.

  «Просвещённый» абсолютизм – политика, порожденная временем разложения феодальной системы и вызреванием в ее недрах капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков. «Просвещенный» абсолютизм отличался от обычного деспотизма декларированием соблюдения законов, одинаковых для всех подданных. [20, c.333]

  XVIII век – время господства просветительской идеологии. Теоретические основы «просвещенного» абсолютизма были разработаны выдающимися деятелями французского просвещения Ш.Л. Монтескье, М.Ф. Вольтером, Д*Аламбером, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и др. В своих концепциях они исходили из теории «естественного права». Все люди, по их мнению, от природы были свободны и имели равные права. Однако человечество в своем развитии нарушило естественные законы жизни, что привело к несправедливости, угнетению и рабству. Один из путей достижения своих целей философы видели в деятельности просвещенных монархов – мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости [31, c.183]. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство. Эти просветители умеренного крыла призывали к эволюционной, без потрясений, смене общественно-экономических отношений, что устраивало монархов Европы и способствовало возникновению союза королей и философов, способного, как полагали короли, предотвратить угрозу их тронам. Идеи просвещения разделяли прусский король Фридрих II, австрийский император Иосиф II, шведский король Густав III и др. [20, c.333]. Но самые близкие отношения просветители установили с Екатериной II. Тому способствовали два обстоятельства: благодаря крепостническому режиму, низкой грамотности населения и общей отсталости Россия представлялась просветителям страной, где реализация их идей должна была принести самые ощутимые плоды; кроме того, Екатерина оказалась прилежной ученицей просветителей, намеревавшейся энергично претворять их идеи в жизнь.

  Екатерина II пришла к власти в итоге дворцового переворота летом 1762 года. 28 июня 1762 от лица Екатерины был составлен манифест, говорящий о причинах переворота, о возникшей идее целостности отечества. Екатерина II начала царствование отменой многих распоряжений Петра III. Домовые церкви были открыты, вербовка охотников в голштинские войска отменена, монастырям возвращено недвижимое имущество. « С самого начала моего царствования все монополии были уничтожены и все отрасли торговли отданы в свободное течение. Таможны же все взяты в казенное управление и учреждена была комиссия о коммерции, коей означая правила…» [11,с. 543]. Эти, и многие другие меры вызвали общее расположение к Екатерине. Екатерина не без основания указывала на довольно затруднительные обстоятельства, при которых она начала царствовать. Финансы были истощены, армия не получала жалованья за три месяца, торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве, военное ведомство было погружено в долги, морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении, духовенство было недовольно отнятием у него земель, правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.

  Период царствования Екатерины II до Крестьянской войны 1773 – 1775 гг. называют эпохой «просвещенного» абсолютизма в России.

 Развитие и воплощение  начал «просвещенного» абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание дворянства, мещанства и крестьянства. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями.

  Приспособление революционизирующих идей Просвещения шло, главным образом, в русле теоретического обоснования монархического государства как способа самоорганизации общества.

  Издержки такого приспособления сводятся к тому, что Екатерина II полностью игнорировала просветительскую теорию «естественного права» и тесно связанную с ней теорию происхождения государства как акта «общественного договора» о разделении функций между членами сообщества (одним предназначена функция производительного труда, другим - функция управления и защиты общества от врага и т.п.). Отказ этот был молчаливо мотивирован тем, что монарх – самодержец (и в его лице государство) не может иметь какие либо обязанности перед своими подданными (ибо взаимные обязательства государства и подданных могут быть воплощены в жизнь только в свободном, гражданском обществе, а не в обществе, где более 90% населения скованы крепостным правом) [34, с.365].

  Екатерина II хорошо понимала место России в тогдашнем мире. Она не слепо копировала европейские образцы, но была на уровне тогдашнего мирового политического знания. Она стремилась использовать европейский опыт для реформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазного гражданского общества, но, напротив, имелось традиционно развитое государственное хозяйство, господствовало крепостное право.

  Задачи просвещенного монарха Екатерина II представляла себе так:“1.Нужно просвещать нацию, которой должен управлять; 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы; 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию; 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным; 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям” [43, с. 647].

  И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или честолюбием. Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. Свойственная веку Просвещения вера  во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское  же законодательство было крайне запутанным. Формально все ещё продолжало действовать Соборное Уложение 1649 года, но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Предпринимались многократные попытки привести законы в соответствие с изменившимися обстоятельствами в области социального и политического строя, экономики и нормами уголовного права. При Петре I таких попыток было три: в 1700г., когда учреждена была Палата об Уложении, в 1714 и 1719 – 1729 гг. Аналогичные попытки, впрочем, закончившиеся столь же безрезультатно, предпринимались при Екатерине I, Петре II и Анне Иоанновне. Как составитель нового Уложения известен П.И. Шувалов, по инициативе которого была создана Уложенная комиссия, действовавшая с 1764г. Формально она была распущена в 1767 году, а фактически прекратила существование в 1764 году [20, c.335].

Информация о работе “Просвещенный” абсолютизм Екатерины II