Эпоха Екатерины II – время просвещенного абсолютизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 23:09, контрольная работа

Краткое описание

Разные историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив, ибо ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая фантастические суммы на своих любовников. Это время падения нравов, обесценивания моральных ценностей, время вздорных политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания и обусловленных влиянием на Екатерину сменявших друг друга фаворитов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЛИЧНОСТЬ ЕКАТЕРИНЫ II И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕЕ ПРАВЛЕНИЯ 4
2 «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» ЕКАТЕРИНЫ II 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

история капанова.docx

— 48.03 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.»

 

Кафедра «История Отечества и культуры»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «История»

 

на тему «Эпоха Екатерины II – время просвещенного абсолютизма»

 

Выполнил:

факультет ФЭМ

курс 1

специальность____________________

шифр____________________________

Ф.И.О. Капанова Зульфия Камитовна

Проверил: Булкин Илья Юрьевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов – 2015

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ           3

1 ЛИЧНОСТЬ ЕКАТЕРИНЫ II И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕЕ ПРАВЛЕНИЯ             4

2 «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ»  ЕКАТЕРИНЫ II                               9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                         18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                   22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Разные историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив, ибо ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая фантастические суммы на своих любовников. Это время падения нравов, обесценивания моральных ценностей, время вздорных политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания и обусловленных влиянием на Екатерину сменявших друг друга фаворитов.

Но с другой стороны, это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни.

Существует множество противоречивых суждений и о самой императрице. Одни считают ее притворной, распутной, легко поддающейся чужому влиянию, другие же видят в ней цельную натуру, человека высокообразованного, делового, энергичного, необычайно работоспособного, самокритичного, знающего свои слабые и сильные стороны.

И хотя со времени правления Екатерины II прошло более двух столетий, и за этот период было написано множество работ о той эпохе, актуальность данной темы не уменьшается. Потому что, чем больше нам удается узнать об этой необычной и загадочной женщине, тем больше появляется непонятного и необъяснимого.

 

 

 

 

 

1 ЛИЧНОСТЬ ЕКАТЕРИНЫ  II И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕЕ ПРАВЛЕНИЯ            

Екатерина II родилась 21 апреля 1729 г. в Штеттине. Урожденная Софья Фредерика Августа Ангальт - Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода. Её мать была двоюродной сестрой отца Петра III, а брат матери был женихом Елизаветы Петровны, но скончался до бракосочетания. Отец Екатерины, принц Ангальт–Цербстский, был прусским фельдмаршалом, но это звание было пожаловано ему королём Фридрихом II только затем, чтобы доставить удовольствие императрице Елизавете, покровительствовавшей родственникам своего племянника, Петра III.

В Штеттине Екатерина II провела и детство. Воспитание её было поручено случайным гувернанткам и учителям, преподававшим Закон Божий, немецкий язык, чистописание, музыку и танцы. Впоследствии Екатерина с уважением вспоминала учителя немецкого языка Вагнера и гувернантку Кардель, умную и добрую, по словам Екатерины, “знавшую многое, ничему не учившись”. Под влиянием Кардель воспитанница познакомилась с французской литературой.

Несмотря на недостаточное образование, Екатерина II на многих производила впечатление развитой и многообещающей девочки. Свои богатые природные дарования ей пришлось проявить вскоре по приезде в Россию, и она вполне сумела расположить к себе всех, кому приходилось встречаться с ней.

Когда Елизавета Петровна выбрала Екатерину невестой для своего племянника Петра Фёдоровича, ей было всего 14 лет. 21 декабря 1743 года её мать получила от Брюммера письмо с приглашением, от имени Елизаветы, приехать с дочерью в Петербург. В письме был намёк и на цель приезда. Вместе с тем на путевые расходы из Петербурга было прислано 10000 рублей. Родители Екатерины были очень обрадованы браком будущего русского императора с их дочерью. Затруднение вызвал вопрос о перемене вероисповедания, но отец Екатерины, сначала убеждавший дочь не менять веры, под конец уступил. Он написал для дочери ряд наставлений, которые и вручил ей перед отъездом. Эти наставления, немного белья, да ещё четыре платья составляли всё приданое Екатерины.

30 декабря 1743 года Екатерина  выехала, вместе с матерью, из  Цербста. С этого дня она больше никогда не видела ни родины, ни отца и братьев.

3 февраля они  прибыли в Петербург, а 6-го выехали  в Москву, где в это время  жила Елизавета вместе с двором; в Москве они были 9-го вечером. Тотчас же по приезду, их посетил  сам Пётр Фёдорович, а вслед  за ним явился камергер, передавший  от имени императрицы, что чем  скорее они будут у Её Величества, тем приятнее для неё. Миловидная  принцесса всем при дворе очень  понравилась, а сама Елизавета  Петровна, по словам одного очевидца  этой встречи, была от Екатерины  в восхищении. Обе стороны остались  довольны друг другом, и вопрос  о бракосочетании принцессы с  Петром Фёдоровичем скоро был  решён. Уже через 9 дней после приезда  в Москву, мать Екатерины писала  мужу, что отныне их дочь – невеста будущего русского царя.

День бракосочетания не был назначен, поскольку Елизавета решила сначала перевоспитать невесту для жизни в России. К принцессе назначили двух учителей: по русскому языку Ададурова, по Закону Божьему Симона Тодорского. Екатерина проявила исключительное прилежание в усвоении учебных предметов. Русский язык был для неё очень труден, и она настойчиво употребляла всё свободное время на заучивание русских слов и фраз; просыпаясь ночью, она повторяла то, что учила днём. 15-ти летняя девушка твёрдо поставила себе цель сделаться вполне русской и забыть своё немецкое происхождение. Хотя, как говорят, она до конца жизни говорила с акцентом. В этом у Екатерины нельзя не видеть удивительное для таких юных лет понимание своего положения и глубокую проницательность.

При каждом удобном случае Екатерина старалась показать свою любовь к русскому языку, русским обычаям и православной вере. Особенно расположил всех следующий случай. В марте 1744 года она простудилась и опасно заболела. Когда её положение казалось безнадёжным, мать предложила ей пригласить лютеранского пастора. Но Екатерина пожелала видеть только своего православного законоучителя, с которым и беседовала.

После выздоровления она стала брать уроки Закона Божия почти ежедневно, и 28 июня 1745 года было совершено её присоединение к православию, при чём она без малейшей запинки наизусть прочла православный символ веры. 29-го она была обручена с Петром Фёдоровичем и получила титул Императорского Высочества. Предстояло бракосочетание. Но в начале 1745 года великий князь захворал оспой. Когда после выздоровления Екатерина увидела его, то едва узнала своего жениха: так его изменила болезнь, и физически и духовно. 21 августа 1745 года состоялось бракосочетание, отпразднованное с небывалой пышностью.1

Екатерина II была довольно сложной и безусловно незаурядной личностью. С одной стороны она - приятная и любвеобильная женщина, с другой - крупнейший государственный деятель. С раннего детства ею был усвоен житейский урок - хитрить и притворяться. Но при всех способностях приспосабливаться великой княгине приходилось тяжело: имели место нападки со стороны императрицы Елизаветы Петровны и пренебрежение со стороны мужа Петра Фёдоровича. Самолюбие её страдало. Тогда Екатерина обратилась к литературе. Обладая недюжинными способностями, волей и трудолюбием, изучила русский язык, много читала, приобрела обширные познания. Она прочитала много книг: французских просветителей, античных авторов, специальные труды по истории и философии, сочинения русских писателей. В итоге Екатерина II усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.

В 1754 году у Екатерины родился сын Павел Петрович, будущий наследник русского престола. Но ребёнка взяли от матери в апартаменты императрицы.

В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Пётр III.

Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремлённостью, храбростью, хитростью, лицемерием,неограниченнымчестолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими “сильную женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму. Ей был присущ особый талант завоёвывать общие симпатии.

Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у мужа. Вскоре после воцарения непопулярного среди родового дворянства Петра III, опираясь на гвардейские полки, свергла его.

28 июня 1762 года от  лица Екатерины был составлен  манифест, говорящий о причинах  переворота, о возникшей угрозе  целостности отечества. 29 июня Петр III подписал манифест о своем  отречении. Новой императрице с  готовностью присягнули не только  полки гвардии, но и Сенат и  Синод. Несмотря на то, что Россия  устала от издевательского правления  Петра III, начали раздаваться голоса, что власть должна принадлежать  законному наследнику Петра, Павлу, а его мать может быть только  регентшей. Понимая, что воцарение  Павла приведёт к повторению  того, что было при его отце, Екатерина решила сохранить власть  за собой, во что бы то ни  стало. И как мне кажется, именно  больше по этой причине, а не  из-за жажды власти, как утверждают  некоторые историки. Потому что  Екатерина, не являясь по происхождению  русской, относилась к стране, которой  правит так, как можно было  пожелать некоторым русским. Чтобы  придать своему правлению полную  законность, она хотела даже вступить  в брак с бывшим императором  Иоанном VI, освобождённым по её  повелению из Шлиссельбургской  крепости. Но, повидав его, отказалась  от этого намерения, и решила  предоставить будущее естественному  ходу событий. Её мудрое управление государством скоро заставило умолкнуть голоса всех недовольных переходом престола к ней.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗ ЕКАТЕРИНЫ II

Екатерина II продолжила реформаторскую деятельность Петра I. Еще Н.М. Карамзин, оценивая реформы Екатерины II, писал: “Екатерина II была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России”.

Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, хронологические рамки которого определяются различными историками по-разному. Наиболее общепринятой является точка зрения И.А. Федосова, который ведет отсчет эпохи с 1762 вплоть до 1815 г.

Просвещенный абсолютизм — это явление общеевропейское. В Европе оно представлено такими яркими личностями, как король прусский Фридрих II, шведский Густав III, император Австрии Иосиф II и др. Эта эпоха была пронизана идеями французских просветителей и характеризовалась появлением нового класса — буржуазии, открыто заявившей о своих претензиях на экономическую и политическую власть, остро критиковавшей деспотических правителей и засилье католической церкви.

Идеи Просвещения получили широкое распространение и за пределами своих стран. Екатерина II, будучи человеком европейски образованным, осознавала необходимость предстоящих перемен и со всей серьезностью взялась за тщательное изучение работ Ш.П. Монтескье, Вольтера, Д’Аламбера, Д. Дидро и др. В свое царствование она стремится провести либеральные реформы, направленные на формирование в России “новой породы людей”, которая стала бы социальной базой для европейского типа развития, старается внедрить широкое народное образование, пытается искоренить крепостное право.3

Политическая нестабильность при ее предшественниках и серия дворцовых переворотов приводили Екатерину II к мысли о необходимости укрепления личной власти, без чего она не представляла себе возможности для глубоких преобразований.

Екатерина II осознавала несовершенство существующего законодательства и полное отсутствие правопорядка в стране. Она считала, многие из прежних указов становились непригодными к исполнению, так как авторы их руководствовались устаревшими соображениями, непонятными современникам.

В XVII в. была создана Уложенная комиссия, целью которой стало устранение существующих в законодательстве недостатков и выявление нужд и настроений в обществе. С большим энтузиазмом императрица приступила к созданию нового Уложения, основанного на принципах новой философии и науки, открытых современной эпохой Просвещения. С этой целью она взялась за составление своей знаменитой инструкции, получившей в исторической литературе название “Наказ”. Основной текст “Наказа” содержит 20 глав, поделенных на 546 статей, из которых 245 были заимствованы из произведения Ш.П. Монтескье “О духе законов” и 106 — из книги ученого юриста Ч. Беккариа “О преступлениях и наказаниях”. Кроме того, Екатерина II использовала труды немецких ученых Бильфельда и Юста, а также французскую энциклопедию и русское законодательство.4

Информация о работе Эпоха Екатерины II – время просвещенного абсолютизма