Эпоха возрождения (ренессанса) в жизни народов Центральной Азии, вклад наших предков в мировую цивилизацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 18:12, реферат

Краткое описание

1.Расцвет науки, культуры, искусства в IX – XII вв.
2.Материальная и духовная культуры эпохи Темура и Темуридов (XIV – XV вв.)

Вложенные файлы: 1 файл

Epoha-vozrozhdeniya-renessansa-v-zhizni-narodov-Centralnoy-Azii-vklad-nashih-predkov-v-mirovuyu-civilizaciyu (1).doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Эпоха возрождения (ренессанса) в жизни народов Центральной Азии, вклад наших предков в мировую цивилизацию

(IX – XII, XIV – XV вв)

 

План

 

1.Расцвет науки, культуры, искусства в IX – XII вв.

2.Материальная и духовная культуры эпохи Темура и Темуридов (XIV – XV вв.)

 

 

Ключевые слова и понятия

Ренессанс, великие мыслители Аль-Хорезми, Аль-Фаргони, Фароби, Ибн Сино, Беруни, Махмуд Кашгари, Юсуф Хос Ходжиб, Ахмед Югнани, Фирдавси, Рудаки, Наршахи, великие мухаддисы Имам аль-Бухари, аль-Термези, культура периода Темура и Темуридов.

 

 

Цель лекции.

Показать предпосылки и условия, вызвавшие такой резкий подъем науки, культуры, искусства. Лекция состоит из двух крупных периодов Ренессанса.

 

1 вопрос

К IX-XII вв. в культурной жизни Мавераннахра произошли большие изменения. В этот период центрами культуры становятся Бухара, Самарканд, Мевр, Ургенч, Фергана. Укрепление централизованного управления при саманидах способствовало тому, что страну перестали грабить и разорять соседние правители и кочевники, развившаяся караванная торговля способствовала культурному обмену со многими европейскими и восточными странами.

Большое развитие в этот период получила наука. Она развивалась в тесном взаимодействии с ближневосточной. Многие среднеазиатские ученые ездили учиться в Багдад и другие крупные научные центры. Так, например, аль-Хорезми написал большой научный труд, работая в обсерватории халифа Мамуна в Багдаде.

Ученые Средней Азии внесли значительный вклад не только в ближневосточную, но и в мировую науку. Здесь сложился тип учено заведения – медресе, столь характерный для всего мусульманского Востока.

Характерной чертой политики саманидских правителей явилось покровительство поэзии, литературе и науке. У многих феодалов были крупные библиотеки, которыми пользовались ученые. В то время жили и творили великие ученые Ибн Мусса Хорезми, Ахмад Фергани, аль-Фараби, Абу Рейхан Беруни, Абу Али ибн Сина, Махмуд Кашгари, Рудаки и другие.

МУХАММАД ИБН МУСА АЛЬ ХОРЕЗМИ (780 – 847 гг.) –  основатель алгебры. Название этого раздела математики взято из его труда “Китаб алджабр  ва мукабили” (“Книга восстановлений и противопоставлений”), в которой приводятся правила действия с алгебраическими величинами, дается способ решения уравнений 1- ой и 2- ой степени. Само имя аль Хорезми сохранилось в математике в виде термина “алгоритм” (определенный метод решения задачи).

Труды Хорезми “Астрономические таблицы”, “Трактат о солнечных часах”, работы по географии (составление географических карт), истории и другие, переведенные на латинский, оказали плодотворное влияние на развитие средневековой научной мысли в странах Востока и Запада.

АХМАД ФЕРГАНИ – астроном жил в IX в. Годы рождения и смерти неизвестны. Сведений о нем крайне мало. Наиболее известным его сочинением является “Книга о небесных движениях” и “Свод науки о звездах”. В книге собраны астрономические сведения, базирующиеся на основе греческой школы. Труд состоит из 30-ти разделов, рассказывающих о движении небесных светил, фазах луны, астрономических константах. Рукописи аль – Фергани по астрономии, географии и математики сохранились в библиотеках Парижа, Каира, Санкт – Петербурга, Москвы и других городах.

АЛЬ – ФАРАБИ – (873 – 950) – родился в городе Фараб, жил в Шаше (ныне Ташкент), учился в Бухаре. В начале Х стремление к знаниям привело его в столицу Арабского халифата, крупнейший культурный и политический центр средневекового Востока – Багдад. В Багдаде Фараби знакомится с различными отраслями знаний, изучает языки, в том числе и арабский. Здесь он пишет сочинение “Книга воззрений жителей идеального города”. За прогрессивные идеи, высказанные в сочинениях, ученый подвергался преследованиям и был вынужден покинуть Багдад.

Последние годы жизни он проводит в Дамаске. Всего им создано 160 произведений. Среди них особое значение имеет “Источники философии”, “Трактата о государстве”, “Трактата о разуме” и другие. Широкую известь Фараби приобрел в связи с пропагандой им древнегреческой философии – учение Аристотеля, Платона, Эвклида.

Сохранились работы Фараби по математике, астрономии, медицине, грамматике и другим отраслям науки.

АБУ РАЙХАН БЕРУНИ – (973 – 1048) – вошел в историю науки как ученый – энциклопедист. На формирование его личности оказало влияние творчество известных мыслителей того времени: аль - Хорезми и аль – Фараби. Современниками Беруни были ибн Сино (Авиценна) и Фирдауси. Беруни написал более 150 произведений, посвященных почти всем отраслям знаний того времени. Наиболее известные его работы “Наука о звездах”, “Индия”, “Памятники минувших поколений”, “Хронология древних народов” и другие.

Труды Беруни математике, географии и астрономии не потеряли своего значения до настоящего времени. Он занимался также физикой, минералогией и историей. Беруни был чужд религиозный фанатизм, он иронически относился к суевериям, к астрологии (определение судьбы человека по звездам) выступал против вражды между народами. Многие научные рассуждения Беруни намного определили время, в которое он жил, потому для той поры оказались просто ненужными. Он на несколько столетий шел впереди своего времени. Он первым на Востоке создал макет Земли – глобус, за 500 лет до Коперника высказал гениальную  догадку о том, что Земля движется вокруг Солнца.

Интересны мысли Беруни о воспитании. Во многих своих работах он утверждает, что только знание и труд облагораживают человека. Главную роль в формировании человека Беруни отводил труду. Он подчеркивал, что только истинный труд формирует высокие человеческие качества.

АБУ АЛИ ибн СИНО – (980 – 1037) – великий ученый раннего средневековья мусульманского Востока. Родился он в селе Афшана, близ Бухары. Первую научную работу написал в 17 лет. В это же время он пишет свое первое философское произведение “Исследование о душевных силах” и становится признанным врачом своего времени. Писал ученый на персидском и арабском языках.

Научное наследие ибн Сины (европейцы называли его Авиценной) огромно и охватывает все области человеческого знания того времени. Наиболее крупными произведениями являются “Книга исцеления”, состоящая из 22 томов, “Книга знания”, “Книга спасения”, “Канон врачебной науки” и другие.

Ибн Сино жил в обществе, где царили деспотизм и насилие. Он мечтал о царстве разума и справедливости, об обществе, где все честно трудятся, где нет воин, где забыли о рабстве, где все дети могут учиться.

Авиценна внес фундаментальный вклад во все науки своего времени. Он изучал движение звезд, состав и строение различных материалов. Но особенно сильное влияние он оказал на развитие медицины. Он подробно описал многие болезни, которые до него даже определить. Уже в XI веке он высказал мысль о микробах как переносчиках инфекционных заболеваний. Его “Канон врачебной науки” был главным источником знаний в течении 6 –ти веков для врачей Востока и Запада. Многими сведениями врачи из этой книги пользуются и сегодня. Примером своей жизни Авиценна показал огромные возможности человеческого разума, способность постигать тайны природы, показал силу знаний, преобразующих жизнь.

АБУЛЬКАСЫМ ФИРДОУСИ (934 – 1020) – родился в городе Тусе, в семье среднего достатка. Получив в наследство небольшое имение, Фирдоуси не стал заниматься хозяйством, а посвятил все свое время собиранию легенд, сказок, народных преданий и мифов. Собрав огромное количество сведений о прошлом иранских народов, он приступил к изложению их стихами. Свою поэму он назвал “Шахноме” (Книга о царях). По преданию, Фирдоуси посвятил этому труду 30 – 35 лет жизни, создав около 60 000 бейтов (двустиший). Поэмы, вошедшие в “Шахноме” пользовались сразу с момента их появления огромной популярностью.

Главную задачу своей поэмы Фирдоуси видел в том, чтобы на основе показа героического прошлого своего народа разбудить его патриотические чувства. Главным источником поэмы был эпос восточно-иранских, среднеазиатских народностей. Цикл сако-согдийских сказаний о богатыре Рустаме, согдийско-хорезмийские легенды о Сиявуше, бактрийская легенда об Исфандияре и других героях.

Изучая эпос, предания, мифы, легенды народов Средней Азии и Ирана, Фирдоуси решил сконцентрировать в эпическом полотне 4000-летнюю историю народа, его культуру.

Автор показал самоотверженную борьбу многих поколений за независимость своей родины. Включив в поэму исторические события (начиная с похода Александра Македонского и арабского завоевания), поэт воспел идею борьбы народа за независимость родного края на всем протяжении его истории.

Свою поэму Фирдоуси посвятил Махмуду Газневиду. Однако Махмуду не понравилось произведение, в котором осуждаются несправедливость, беззаконие, тирания, и он приказал бросить Фирдоуси в тюрьму. Тюрьмы поэту удалось избежать, но остаток жизни он провел в нищете и лишениях.

РУДАКИ АБДУЛЛА ДЖАФАР – выдающийся поэт Х века. Родился в горном селении Пяндж Рудаки в 60 км от Педжикента. Учился Рудаки в медресе Самарканда, где получил прекрасное по тому времени образование (так, например, он наизусть знал Коран, свободно владел арабским языком). Рудаки был приглашен к дворцу Саманидов в качестве придворного поэта, но в преклонном возрасте из-за придворных интриг он был ослеплен и изгнан из Бухары. Вернувшись на родину, он умер в нищете.

Рудаки был несравненным мастером кадисы  и автором нескольких поэм “Калила и Димна”, “Симбад-наме”, “Редкостные ростки”, “Вращение солнца”. Часть его произведений дошла до нашего времени в небольших отрывках, другие не сохранились вовсе. Однако даже и дошедшие до нас части огромного поэтического наследия Рудаки свидетельствуют о его сильном и ярком таланте, выразительности поэтического языка, живописи замечательных им образов.

Рудаки был знаменит не только как поэт, слагавший стихи, но и как замечательный певец, исполнявший свои произведения под аккомпанемент руда – старинного инструмента. Характерной чертой творчества Рудаки было совершенство языка, который он стремился очистить от всяких элементов арабизма. Рудаки принято считать основателем таджикской поэзии.

Рудаки в своих стихах прославлял знание, ум, образованность:

                    С тех пор, как существует мироздание,

                    Какой мы ни возьмем язык и век, -

                    Всегда стремился к знанию человек.

Обличал невежество, самодовольство и глупость:

                    К добру и миру тянется мудрец

                    К войне и распрям тянется глупец…

 

“Ключ” к исправлению мира Рудаки видел в моральном совершенствовании людей. Отсюда его призыв  к богатым быть справедливыми, добрыми, помогать бедным.

ЮСУФ БАЛАСАГУНИ (Хаджиб Юсуф Баласагуни) -  автор замечательного памятника тюркской письменности, поэмы “Кудатгу билиг” (наука о том, как быть счастливым). Книга составлена в 1069 году в Кашгаре. За составление этой книги автору был присвоен почетный чин хасхаджиба (нечто вроде камергера). В книге 72 главы, которые представляют собой в основном беседы на дидактические темы четырех главных героев. Он включил в свою книгу ряд сведений по астрономии, математике, медицине.

В этот период работает один из известных историков саманидского периода Абу – Бакр Наршахи (899 – 959). В 40-х гг. IX века он пишет на арабском языке “Историю Бухары”, известную также как “История Наршахи”. Его труд продолжили другие историки, доведя повествование до 1220 года.

Шедеврами архитектуры того времени являются также мавзолей Араб-ата около Бухары, мечеть в Хазаре, бухарские мечети Намазгак и Магоки – Атари, минареты в Вабкенте и Джаркургане. Эти памятники свидетельствуют о расцвете архитектуры IX –XII вв.

Улицы в средневековом городе были просто не нужны. Их боялись и опасались. Отгораживались от них глухими стенами жилищ. Если и были окна, то на втором этаже и те, узкие, как щели, обязательно над входом, чтобы можно было использовать при защите своего жилья.

ГОСПОДСТВО ИСЛАМА В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НАРОДА.

В Средней Азии, как и повсюду в средние века, в науке и духовной жизни народа господствовало религиозное мировоззрение. Считалось, что мир создан и управляется Аллахом, а затем погибнет в день Страшного Суда. Небо представлялось в виде тверди, на которой расположены звезды, планеты, солнце.

В X – XII вв. в исламе получило распространение учение, согласно которому человек может путем самоотречения, созерцания и отказа от участия в общественной жизни, от всех благ, добиться непосредственного общения с Богом. Это учение вызывало  к жизни мусульманских аскетов (по-арабски – факиров, по-персидски - дервишей).

В исламе большую роль стали играть культы многочисленных святых и их  гробниц. Паломничество в Мекку (хадж) становится целью жизни для многих мусульман, считавших, что смирение, терпение и довольство своим жребием обеспечит им счастье в загробной жизни.

В этот период Бухара становится крупнейшим центром богословия в Средней Азии. В медресе изучалось только то, что связано с религией: изучался арабский язык для правильного понимания религиозных текстов, изучались основы астрономии, как основы календаря, юридические науки, чтобы правильно раскрывать содержание Корана в области законов (Законы Шарианта) и показаний.

Главной заботой Саманидов было распространение ислама и усиление влияния мусульманского духовенства. Буддийские храмы в Средней Азии были превращены в мечети. Забота о развитии торговли была связана также м распространением ислама. Обязанность совершать в течении жизни паломничество в Мекку способствовало развитию торговых путей, увеличивая общую мобильность населения и знания в географии. Существование арабской империи обеспечивало безопасность караванных путей и оживление городской жизни. Утвердившись сначала в Дамаске, а затем а Багдаде, халифат добился создания развитой сети дорог между Индией и Китаем с одной стороны, и славянскими народами Византии и Европы – с другой. Главные торговые пути находились в пределах халифата, и его правители по средствам установления сложной системы пошлин сделали их источником огромных доходов, часть которых шла на содержание блистательных дворцов в Багдаде и Дамаске.

Информация о работе Эпоха возрождения (ренессанса) в жизни народов Центральной Азии, вклад наших предков в мировую цивилизацию