Эпоха возрождения (ренессанса) в жизни народов Центральной Азии, вклад наших предков в мировую цивилизацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 18:12, реферат

Краткое описание

1.Расцвет науки, культуры, искусства в IX – XII вв.
2.Материальная и духовная культуры эпохи Темура и Темуридов (XIV – XV вв.)

Вложенные файлы: 1 файл

Epoha-vozrozhdeniya-renessansa-v-zhizni-narodov-Centralnoy-Azii-vklad-nashih-predkov-v-mirovuyu-civilizaciyu (1).doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Украшение Герата неразрывно связано было с именем Алишера Навои. Будучи исключительно богатым человеком, занимал в течение ряда лет пост первого чиновника в государстве, он имел широкие возможности для строительной деятельности. С памятью об Алишере Навои связана постройка не только прекрасных дворцов, мечетей, медресе, мавзолеев, но и ряда общественно полезных сооружений: бань, больниц, хаузов, мостов, рабатов на дорогах и т.д. Наиболее интересным комплексом построек Алишера Навои в Герате является группа зданий, возведенных им на канале Инджиль в северной части города. Здесь Навои возвел медресе, ханаку и другие здания. Вся эта группа носила название Халасийе.

Во времена султана Хусейна и Алишера Навои в Герате достигла высшего расцвета архитектура, узбекская и таджикская литература, поэзия, историческая литература, живопись, каллиграфия, музыка. Во всей этой многосторонней культурной деятельности Алишер Навои принимал активное участие, если не как непосредственный творец, то, как вдохновитель и руководитель многих выдающихся музыкантов, художников, каллиграфов, таланты которых развивались благодаря его широкому и просвещенному покровительству.

Алишер Навои был великим узбекским поэтом. Впитав в себя самые лучшие традиции таджикской, персидской и азербайджанской литературы, владея в совершенстве персидским и арабским языками, он вместе с тем бесконечно любил свой родной тюркский язык, который довел в своих произведениях до большого совершенства. Им были созданы такие великие классические творения узбекской литературы как “Фархад и Ширин”, “Лейли и Меджнун”, “Семь планет”, а также несколько гениальных лирических диванов. В поэзии он был непревзойденным мастером меткого слова, изящного выражения  и яркого образа. Будучи человеком феодальной эпохи, что, наложило свою печать на всю его жизнь и на все его творения, он вместе с тем был намного выше своих современников, даже наиболее выдающихся из них, был проникнут прогрессивными идеями, во всем поведении своем и своих произведениях, как мы уже видели выше, оставался глубоко человечным.

АРХИТЕКТУРА

Особого размаха достигло строительство в Узбекистане в конце XIV-XV вв. Успехи градостроительной мысли нашли отражение в строительстве и благоустройстве главных городских магистралей и создании регулярных или живописно многообразных ансамблей, площадей, улиц, некрополей.

При Темуре и Улугбеке монументальное строительство сосредотачивается в основном в Самарканде, Шахризабсе и Бухаре. Архитектуру этой поры отличают грандиозность масштабов, смелость инженерных решений, великолепие декоративного убранства.

Монументальная архитектура времени Темура слагалась в единстве творческих усилий мастеров не только Средней Азии, но и Ирана, Азербайджана, Сирии, Индии. На этой основе сформировался тот особый стиль, который в XV в., в свою очередь, воздействовал на зодчество этих стран.

В этот период осуществляются большие градостроительные работы в Самарканде. В городе, было, много зелени – тенистые карагачи, чинары, плодовые деревья. Особенно роскошны были сады Темуридов, разбитые в стиле “гарбала” – регулярного архитектурного сада, расчлененного на 4 или 16 секторов, с дворцом на главной оси, с множеством газонов, лужаек, цветников, тенистых аллей, павильонов, бассейнов, ручейков.

ГУР-ЭМИР.

 

Среди монументальных ансамблей Самарканда возникших в начале 15 столетия, выделялся комплекс зданий, построенных Тимуром в честь внука Мухаммед – Султана, и известного под названием Гур-Эмир. Комплекс включал медресе и ханоку Мухаммед – Султана.

Медресе имеет прямоугольный план и включало 29 келий – худжр. В каждой из которых жили по 2 ученика. Медресе являлось высшей светской школой с духовным уклоном, где воспитывались юноши из знатных семейств для будущей важной и политической карьеры. В углах здания располагались 4 аудитории – дарсханы, 2 из которых в западной части в последствии были превращены в усыпальницы. Медресе было обращено во внешний квадратный дворик, который связывал его воедино двухъярусной стенкой, имел 4 глубоких сводчатых айвана на осях и 4 встроенных минарета на углах. Ханока имела центральный купольный зал и несколько смежных худжр. Сюда в 1403 году были временно помещены останки Мухаммед – Султана, а в 1405 году, после внезапной кончины в Отраре, и самого Тимура.

В 1424 году с восточной стороны мавзолея возводится так называемый “рахрави - даромат” или “галерея Улугбека”, которая становится главным ходом в мавзолей: мозаичная панель обводила низы стен, украшенные скромной синей росписью на белой основе. Дверь дивной работы, с серебряной инкрустацией, вела в мавзолей: надпись на ней гласит: “Счастлив тот, кто отказался от мира раньше, чем мир отказался от него”. В 1425 году было установлено надгробие на могиле Тимура, выточенное из глыбы нефрита.

РЕГИСТАН.

В период 20-40гг. 15 века. Регистан превращается в парадный ансамбль архитектурных зданий, окаймляющих обширную площадь.

О ханаке Улугбека известно со слов Бобура, что она имела “самый большой купол в мире”, что и послужило, вероятно, причиной его скорого обрушения.

Мечеть Алике – Кукельдаша была прямоугольна, 80 арок перекрытых куполами числом около 210. имелось главное помещение с куполом. В архитектурном декоре здесь были применены изразцовые и мраморные облицовки, а в опорах портиков использованы мраморные колонны. В противовес этой величественной постройке, с ее монументальными архитектурными формами и долговечными материалами, расположенная рядом мечеть Мукаттана была невелика, очень изящна, отдела по преимуществу деревом. Вся она была покрыта изысканной резьбой с орнаментами “Хитон” и “ислими”. Мечеть была ориентирована строго на Мекку, а потому не следовала фасадным линиям всех остальных строений у Регистана и потому воспринималась в перспективе, с угла.

Медресе Улугбека единственное здание, сохранившееся на Регистане с XV века. Отстроенное в качестве высшего духовного учебного заведения медресе фактически стало центром светской научной мысли, в его аудиториях читались лекции не только по теологии, но и по астрономии, философии, математике. Архитектуре медресе Улугбека присуща торжественная парадность и классическая завершенность форм. Особенно эффектно выглядело оно в ансамбле с той группой монументальных зданий. Которые оформляли площадь Регистан в XV веке.

ДВОРЕЦ АК-САРАЙ.

Начало строительства Ак-Сарая связано с событиями 4 похода Тимура на Ургенч. После разграбления Ургенча осенью 1379 года Тимур отдал приказ о переселении Шахрисябз представителей ургенческого духовенства, интеллигенции и ремесленников различных специальностей. Эти хорезмийские мастера и были главными исполнителями работ по сооружению Ак-Сарая. Больше 24 лет возводился дворец. Пещтак служил парадным входом во дворец. Высокие врата вводили в прямоугольный двор почти стометровой длины, с бассейном в середине. На осях двора лежали сводчатые айваны, за которыми располагались купольные строения. По периметру двор в два этажа был обстроен множеством жилых комнат. Особенно параден был зал царских аудиенций. Подчеркнутый сводчатым айваном в тимпанах которого изображены, были кольцевая тамча – герб Тимура и его геральдические композиции льва и солнца, он весь сверкал драгоценным покровом изразцов. Портальный свод Ак-Сарая имеет двадцатидвухметровый парапет. Подобных смелых пролетов почти не знает средневековая архитектура востока. Устои пештака – это мощные массивы, заключающие несколько винтовых лестниц, ведущих в разные уровни прилежащих дворцовых строений, и угловые башни, фланирующие устои с угла. Грандиозный портал Ак-Сарая обращен на небольшую площадь, на расстоянии 70-80 м, ограниченную крепостной стеной. Здесь на лицо преднамеренное стремление к тому, чтобы в сжатом пространстве площади человек ощущал бы подавляющую массу дворца, будучи лишен возможности зрительно охватить его целиком, желание подавить, потрясти, дать ощутить собственное ничтожество тому, кто приближается к постройке, воплощавшей идею власти огромной, могущественной, абсолютной. Так, недаром среди надписей на портале еще в XVII в. можно было прочесть горделивую фразу: “Если ты сомневаешься в нашем величии, взгляни на наши постройки”.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

XIV-XV вв. отмечены возрождением изобразительного искусства.

В начале XV в. происходит большая миграция художников из Тебриза, Багдада в Самарканд и ко двору внука Тимура Искандара Султана, правителя Шираза. В новых мастерских миниатюристы приспосабливаются к господствовавшим здесь вкусам и идеалам и, вместе с тем, вносят многое из тех традиций, в которых были воспитаны и работали до переезда. Идет активный процесс обогащения между различными живописными школами. Все свидетельствует о том, что в начале XV в. происходит окончательное становление художественного языка средневековой миниатюрной живописи в том виде, в каком она будет развиваться в последующие периоды. Лучшие силы школ Багдада, Тебриза и Шираза в 20-30-х гг. XV в. сосредотачиваются в гератской мастерской сына правителя – Байсанкура. Мастера создают удивительные по красоте и многообразию произведения. К 1429-1431 гг. из гератской мастерской выходят широкоизвестные ныне иллюстрированные списки: “Шахнаме”, “Калила и Димна”, “Хамсэ”. Получает развитие одна из схем изображения архитектуры с делением на фасадную часть и интерьер. В этой схеме интерьер разбивается на три части – площадка перед домом, изображение пола комнаты, изображение стен – задняя с проемом окна и две боковые, расположенные по диагонали, благодаря чему создается впечатление развития пространства в глубину. Эта схема, найденная гениальным багдадским художником Джунайдом Султани стала широко применяться в произведениях Ширазской миниатюры.

На протяжении XV в. идет процесс совершенствования выработанного языка, приведший к концу столетия к подлинному расцвету живописи.

В это время творил живописец Камалиддин Бехзад. Творчество Бехзада развивалось под влиянием гуманистических идей Джами, Навои и их окружения. В своих творениях Бехзад уделяет большое внимание человеку, окружающей его жизни, стремится показать ее как можно полнее и правдивее. Бехзад доводит до совершенства сложившиеся уже к тому времени композиционные схемы сюжетов, обогащает их новыми образами. Но величие художника в том что он создает оригинальные композиции, которые становятся каноническими уже при его жизни, разрабатывает жанры – батальный, жанрово-бытовой, лирико-эпический, портрет. Славу гератской школы живописи разделяли с Бехзадом и другие выдающиеся миниатюристы того времени – учитель Бехзада и глава придворной мастерской Мирак Наккаш, Касим-и Али, Ходжа Мухаммад Наккаш, Шах-Музаффар и другие.

Во второй половине XIV в. культурная жизнь Средней Азии концентрируется вокруг Герата и Самарканда.

Одним из известных поэтов этого периода был автор “Мухаббатнома” (Послание любви) писавший под псевдонимом Хорезми. Поэма эта состоит из 11 писем, 8 из которых написаны на староузбекском языке, а 3 на фарси. Основное содержание произведения – воспевание высокой любви, радостей жизни, описание чувств и переживаний человека. Хорезми способствовал развитию светской литературы, ввел в поэзию новый жанр – номе (послание). В XV в. были написаны “Дахноме” (10 писем) Юсуфа Амири, “Ташашшукноме” (Послания влюбленным) Саида Ахмада.

Наряду с формой любовных посланий развивался жанр аллегорической поэмы – словопрение. Первые образцы этого жанра содержатся в “Словаре тюркских наречий”(Спор лета и зимы). В этом жанре написана поэма Юсуфа Амири “Спор Банга и Вина”. Под бангом подразумевается отшельник, а олицетворение молодого человека – Вино. Аналогично построены поэмы “Спор музыкальных инструментов” Ахмади и “Лук и стрела” Якими.

В литературе этого периода были распространены переложения известных произведений. Появление литературных переложений свидетельствует о творческом освоении наследия узбекскими поэтами, о тесных связях между узбекской, азербайджанской и персидско-таджикской литературой. Тврочество таких мастеров слова, как Низами, Хафиза, Джами в течение многих веков оказывало влияние на узбекскую поэзию. Интерес к творчеству Саади побудил поэта Сайфи Сарои перевести на узбекский язык его философско-дидактический трактат “Гулистан”. Сохранив основное содержание произведения, он ввел новые притчи, рассказы, использовав узбекский фольклор.

К крупным поэтическим произведениям начала XV в. относится поэма “Юсуф и Зулейха” Дурбека.

 

 

 

 

 

Литература

 

1.Абдунабиев А.Г. Вклад в мировую цивилизацию – Т. Узбекистан 1998

2.Ахмедов А. Улугбек Мухаммад Тарагай – Т. 1994

3.Бабаходжаев М. Герой эпохи – Алишер Навои – Т. 1968

4.Бартольд В.В. Улугбек и его время. Сочинение том 2-ой – М. 1964

5.Бабур З.М. Бабурнаме. – Т. Фан 1960

6.Баласагунский Юсуф. Благодатное знание.М.Знание 1983

7.Махмуд Кашгари. Девону лугатит тюрк. 1-3 тт. – Т. Фан. 1963

8.Муминов И. Роль и место Амир Темура в истории Средней Азии. – Т.                                              Фан. 1968     

9.Уложение Темура. – Т. Фан. 1968

10.Фирдавси А. Шахнаме. 1-3 тт. – Т. Г.Гулям, 1994.

 


Информация о работе Эпоха возрождения (ренессанса) в жизни народов Центральной Азии, вклад наших предков в мировую цивилизацию