Экономическая мысль Древнего Востока: Индия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:17, реферат

Краткое описание

Цель работы: Изучить экономическую мысль Древнего Востока: Индии.
Исходя из цели, ставлю следующие задачи:
1.Выявить проблемы государства Древнего Востока и его экономическую мысль.
2.Рассмотреть экономику Древней Индии.
3. Рассмотреть экономическую мысль Древней Индии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………..3
1.Проблемы государства Древнего Востока………………………………………………………..5
1.1 Экономическая мысль Древнего Востока…………………………………………………..….7
2. Экономика Древней Индии……………………………………………………………………………...9
2.1 Предпосылки раннего экономического подъема ………………………………………..9
2.2 Экономическое развитие Индии в 1-ой половине 1-го тысячелетия до н.э. 12
3. Экономическая мысль Древней Индии…………………………………………………………18
3.1 Законы Ману………………………………………………………………………………………………..20
3.2 Трактат «Артхашастра»………………………………………………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………………………………………………28
Список использованных источников……………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

ist_ek_i_ek_uch.docx

— 61.55 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

3.Экономическая мысль Древней Индии

Экономическая мысль Древней Индии, как правило, была окутана религиозной оболочкой.

Экономические проблемы отдельно не исследовались, а рассматривались в древнеиндийской литературе лишь в связи с попытками решения социальных и политических задач. В основе древнеиндийских представлений об обществе лежала концепция сословной (варновой) иерархии и кастовой определенности профессиональных занятий. Письменными источниками середины I тысячелетия до н.э. преимущественно религиозные трактаты буддийские и брахманистськи (индуистские. Они дают представление о социальной структуре общества и содержат интересный материал, характеризующий специфику восприятия отдельных экономических категорий, в частности собственности, имущества.

Буддийское  учение проповедует отказ от собственности как необходимое условие достиженияконечного спасения - нирваны. И хотя оно не отрицает хозяйственной деятельности мирян,подаяниям которых должны жить буддийские монахи, но специального внимания ей не уделяет.Рабство рассматривается как препятствие к достижению нирваны, а долговая кабала признается  застрашная беда. Поэтому исповедуется необходимость всячески избегать задолженности и своевременно погашать долги.

Большое количество брахманистських произведений основывается на концепции трех целей жизничеловека - религиозного долга, материальной выгоды и чувственной любви. Каждой из этих целейпосвящен соответствующую литературу. Самыми известными книгами об обязанности (дхарму)является «Законы Ману», о выгоде (Артха) - «Артхашастра», о любви (ка-м) - «Камасутра».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Законы Ману

В Древней  Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отᴨȇчаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни, содержались в сборниках - дхармашастрах.

Наиболее  известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (они носят имя мифического бога Ману). Заменитые "Законы Ману" составлялись на протяжении ряда столетий. Они содержат богатый материал осоциально-экономических условиях Индии III тысячелетия до н.э., выражают устами жрецов экономические взгляды рабовладельцев. "Законы Ману"-- это свод предписаний, ʜᴎϲпосланных людям "божественным законодателем". Вних устанавливались формы превращения свободного человека враба, закреплялось его бесправное положение вобществе. "Законы Ману" отразили существование наследственных каст. Концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагалось обесᴨȇчение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения идр.

Содержание "Законов Ману" значительно  шире того, что мы понимаем под правом. По замыслу это всеобъемлющий  кодекс социальной жизни Древней  Индии. Он регламентирует все стороны  жизни правоверного индуса, содержит все необходимые ему сведения. Там есть рассуждения об этаᴨȇ жизни, о браке, о правилах очищения и приема пищи, искуплении вины и покаяния, о дхарме царей (предмет артхашастр), о суде и о том, что мы отнесли бы к гражданскому и уголовному праву. Понятия права по-прежнему нет. Дхарма объемлет все.

"Законы  Ману" свидетельствуют о том,  что в Индии брахманизм одержал  победу над еретическими учениями. Ману превозносит могущество брахманов, их превосходство над всеми другими варнами, включая кшатриев, их причастность к сверхъестественны силам. В консерватизме "Закона Ману" отразились застойные явления, которые стали характерными для древнеиндийского общества на рубеже старой и новой эры.

Особенностью  Законов Ману является религиозная  окраска всех его положений. В ᴨȇриод создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделяется значительное внимание.

Законы  указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение  милостыни.

Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных  лиц. За незаконное присвоение чужой  собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

Закон твердо устанавливает нерушимость и  преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга  в срок, он должен был его отработать. При этом, кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте.

Известен  был в Древней Индии и договор  аренды земли. Этот договор приобретает  значение и получает распространение  в связи с проникновением в  общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее.

Купля-продажа  является одним из договоров, о котором  упоминается в Законах Ману. Договор  считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в  качестве продавца должен был выступать  собственник вещи. Закон устанавливает  определенные требования к предмету договора и запрещает продавать  товар плохого качества, недостаточного по весу Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение  торговлей людьми и торговля рассматривалось  не как занятие для высших каст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Трактат "Артхашастра"

Выдающимся  памятником истории экономической  мысли древней Индии является трактат "Артхашастра", означающий в переводе учение о доходах. автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман-- Каутилья. "Артхашастра" создавалась как наставление для царя, но по своему содержанию и значению далеко вышла за рамки свода советов. Это обширный экономический труд, охватывающий широкий круг вопросов и свидетельствующий о зрелости экономической мысли Индии того времени. "Артхашастра" характеризует социально-экономическое и политическое устройство страны, содержит богатый материал, иллюстрирующий развитие экономических идей.

Каутилья, возвещавший своему народу положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством. Именно государство, на его взгляд, обеспечивает охрану сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д.. Согласно трактату, "накопление богатства" естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан. И каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время или навсегда.

Трактат уделял большое внимание регламентированию рабовладения. Рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства, право само выкупа за счёт своего имущества. В "Артхашастре" подробно описывалось состояние экономики страны, основные занятия населения. Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом от орошения. Наряду с тем развивались ремесла, торговля. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru  
Большую роль трактат отводил строительству, поддержанию оросительных систем, которые квалифицировались как основа урожая.  
Ущерб, наносимый оросительной системе, рассматривался как тяжкое злодеяние. "Артхашастра" содержит богатые сведения об общественном разделении труда и обмене. Учение о торговле составляло в ней неотъемлемую часть всего учения о ведении народного хозяйства.

"Артхашастра" уделяла большое внимание толкованию экономической роли государства. В ней проводилась типичная для экономической мысли стран Древнего Востока идея об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию общественных отношений. Более того, трактат непосредственно возлагал на царскую власть заботы о выполнении многих хозяйственных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригационных систем, строительство колодцев, создание новых деревень, организацию прядильно-ткацкого производства с привлечением специфического контингента работников (вдовы, сироты, нищие, инвалиды, отрабатывающие штраф и т.д.). Подробно описывалась экономическая политика царской администрации, налоговая система, ведение царского хозяйства, основные источники доходов и т.д.

"Артхашастра" дает представление о том, как индийская экономическая мысль трактовала основные вопросы социально-экономических отношений, хозяйственной жизни типичного для стран Древнего Востока раннего рабовладельческого общества.

Трактат состоит  из нескольких разделов, в частности  раздела об управлении и раздела  о богатстве; они содержат подробное  изложение экономических вопросов, как правило, в виде нормативных  положений и рекомендаций по управлению и хозяйственному развитию древнеиндийского государства.

"Артхашастра" показывает огромную роль древнеиндийского государства в хозяйственной жизни страны. Глава государства должен быть деятелен и установить твердый распорядок своей работы в течение дня и ночи.

Государственный аппарат составляли чиновники-надзиратели, контролировавшие те или иные отрасли  хозяйства страны. На особом положении  находилась ведущая сфера материального  производства -- сельское хозяйство, и прежде всего земледелие. Государство должно проводить заселение и устройство новых областей. Насколько важным для него было земледелие, говорит тот факт, что Каутилья советовал "сажать" на землю и шудр, которым разрешалось заниматься только ремеслом. Земля предоставлялась поселянам в личное пользование при условии уплаты налогов. Идея "защиты земледелия" как основной сферы производства реализовалась и в политике государственного строительства оросительных систем или помощи общинам в этом деле. Государство должно взять на себя обязанность охранять ирригационные сооружения. Кроме того, негодную для пахоты землю Каутилья рекомендовал предоставить под пастбища.

Большое значение Каутилья придавал решению финансовых проблем государства. По его мнению, руководителем финансового ведомства должен быть "главный собиратель дохода", ведающий и рядом подразделений государственного хозяйства. Причем подобный доход государства складывается из собственной "прибыли" государственных хозяйств, а также всевозможных налогов и пошлин. Судя по "статье расходов", государству следовало предоставлять средства на развитие промышленности, торговли, проведение публичных работ. Чтобы финансовое ведомство, связанное с государственным хозяйством и податной системой, работало исправно, Каутилья считал, что необходимо вести строгий документированный учет доходов и расходов. Царь должен пресекать казнокрадство чиновников.

В "Артхашастре" говорится о застройке укрепленного города ("в наилучшем месте застройки, куда возможен доступ всем четырем кастам, должно быть жилище царя"), о прокладывании дорог (намечено, где должны быть главные дороги и караванные пути; водные, сухопутные и секретные пути; пути для слонов и полевые; путь для крупного скота и путь для мелкого скота и людей).

Упоминается о размещении и поселении в  городе представителей различных каст и профессий. Жрецы, учителя, советники, представители учетного управления размещались в черте города, а шерстобиты, ткачи, изготовители циновок, производители лат, оружия и щитов -- за его пределами. В северо-восточной части города должны находиться помещения жертвоприношений и омовений, помещения для учителей, жрецов, советников.

Создание  первых государственных образований (городов-государств) было обусловлено наряду с другими причинами потребностью обеспечения общих условий хозяйственной деятельности, например, необходимостью строительства оросительных систем, создания защиты от частых наводнений, сооружения укреплений и рвов для обороны от внешних вторжений.

Государство выполняло роль координатора и регламентатора общих усилий соплеменников.

Упоминается так же, что одной из обязанностей верховной власти было создание страховых  запасов "на несколько лет пользования". Приводится подробный ᴨеречень продуктов и материалов (от лекарств и вяленого мяса до оружия, щитов, камней), подлежащих включению в общий запас.

В документах древности регламентируется кастовое деление, возникшее ᴨȇрвоначально на основе разделения жителей по роду занятий. Выше всех стояли брахманы (ученые, жрецы) и кшатрии (правители). Затем шли вайды (купцы, торговцы) и, наконец, шудры (работники). Занятие торговлей и ростовщичеством считалось более предпочтительным по сравнению с занятием земледелием или скотоводством.

Социальное  и кастовое деление закрепляли традиции господствующей религии -- индуизма. Этические идеи индуизма предписывали стремиться к самоограничению, нравственному совершенствованию, в известной стеᴨȇни -- к отрешению от повседневных забот о материальном благополучии.

Итак, экономические  идеи в древнеиндийском обществе имели под собой традиции кастовой и производственной регламентации, опиравшиеся на религиозно-предписывающие основы. Религия и государственная  власть оказывали существенное воздействие  на формы общинного устройства, способствовали консервации безденежного обмена (джаджмани), регламентировали организацию ремесел, ведение торговых оᴨȇраций.

Своим особым местом в истории индийской политической мысли "Артхашастра" обязана своду приемов политики и управления.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В древних государствах Востока (Егиᴨȇт, Вавилон, Индия, Китай и др.) существует своя политическая идеология. Это - теория божественного происхождения государства и культа верховного правителя.

Информация о работе Экономическая мысль Древнего Востока: Индия