Шпаргалки по "Истории Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 09:41, шпаргалка

Краткое описание

1 Вопрос. ДРЕВНЕЙШЕЕ И ДРЕВНЕЕ НАСЕЛЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ.
2 Вопрос. Расселение славян на территории Беларуси. Этнические общности раннего средневековья: дреговичи, радимичи, кривичи.
..
Вопрос 47-49 Социально-экономическое развитие Беларуси 80-90

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 813.00 Кб (Скачать файл)

1293 – 1316 гг. Централизаторскую политику успешно осуществлял великий князь Витень, который в 1294 г. подавил восстание жемойтских феодалов, в 1298 г. заключил мирный договор с Ригой, в 1307 г. договор – «ряд» с Полоцким княжеством о вхождении его в состав ВКЛ.

1316 – 1341 гг. При Гедемине в состав ВКЛ вошли почти все белорусские земли, ранее не принимавшие участие в основании княжества (Берестейская, Минская, Туровская земли, Витебское княжество). Именно Гедемин стал основателем династии Гедеминовичей. Он отражал агрессию немецких рыцарей, в 1323 г. перенес столицу в г. Вильно. В годы его правления ВКЛ заняло достойное место в ряду европейских государств.

1345 – 1377 гг. За период правления Ольгерда, сына Гедемина, вдвое увеличилась территория княжества. Он попытался овладеть Новгородом Великим и Псковом, практически присоединил к ВКЛ Волынь (1352 г.), Брянск и Смоленск (1357 г.), Киевщину и Подолье (1362 – 1364 гг.), Чернигово-Северскую землю (кон. 60 – нач. 70-х гг. XIV в.). Ольгерд одержал ряд блестящих побед над ордынцами, освободил от ханской власти множество русских земель, объединил большую часть исторической территории Киевской Руси и вполне реально претендовал на то, чтобы завершить этот процесс и на Северо-Востоке. В 1368, 1371, 1372 гг. состоялись походы Ольгерда на Москву.

При Ольгерде завершилось  включение всех белорусских земель в состав Великого княжества Литовского. Сформировалась основная территория ВКЛ  и определились сферы его влияния.

1392 – 1430 гг.  – Наивысшего могущества ВКЛ достигло при Витовте, проводившем активную внешнеполитическую политику (поддерживал тверских и рязанских князей в их противостоянии с Москвой), в 1404 г. завоевал Смоленск, в 1408 г. определил границу с Московией по рекам Угре и Оке, в 1399 г. Витовт потерпел поражение от татар на р. Ворскле, но сумел отобрать у них юг Подолии, обеспечив тем самым выход к Черному морю. 

Таким образом, процесс  формирования государственной территории ВКЛ занял длительное время: с первой четверти XIII в. до последней четверти XIV в. Включение белорусских земель в сферу влияния княжества осуществлялось поэтапно. Консолидация происходила с помощью дипломатии и торгово-военных договоров, династических браков и применения военной силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 6. Государственно-политическое устройство и социально-экономические отношения в княжестве.

 

Система управления страной  в Великом княжестве Литовском  развивалась на основе древнего права. После заключения Кревской унии (1385 г.) и все большего сближения с Польшей в организацию управления государством стали переноситься те черты и формы, которые сложились в Польше. Правителем государства являлся великий князь. Он также был судьей, администратором, главнокомандующим вооруженных сил страны. Великий князь имел широкие полномочия: право вести международные дела, вступать в союзы, объявлять войну, заключать мир, приглашать на государственную службу. Но при этом власть великого князя фактически была ограничена, с одной стороны, крупными феодалами, а с другой – местными привилегиями отдельных территорий.

Государственный строй  Великого княжества Литовского можно  определить как парламентскую монархию. Непосредственное влияние великого князя, который одновременно являлся и королем Польши, на государственные дела ослаблялось его частыми и продолжительными отъездами в Польшу. Руководящая политическая роль в ВКЛ также принадлежала крупным феодалам-землевладельцам литовского происхождения, которые назывались панами. Из них, а также из родственников великого князя состоял и высший государственный орган – рада или так называемая «паны-рада». Они же занимали и высшие государственные и придворные посты. Политическое положение белорусских феодалов отличалось от статуса литовских.  Белорусские феодалы не участвовали в руководстве государством, они длительное время не входили в состав «панов-рады», не голосовали при выборах великого князя. Если крупные литовские феодалы были подсудны только великому князю, то белорусские – представителям местной великокняжеской администрации.

Высшие должностные  лица государственного управления в  ВКЛ:

Маршалок земский –  руководил работой сейма и  рады.

Гетман наивысший –  командовал войсками ВКЛ

Канцлер – руководил  канцелярией великого князя, подписывал важные государственные документы, ставил печать

Подскарбий земский  – вел учет расходов и доходов  в казне.

Воевода – руководил  воеводством

Каштелян – комендант  замка, командовал ополчением воеводства

Практически всегда великокняжеский  престол замещался выборным лицом. Сначала государь назначал членов рады по своему выбору. Но со временем сложилась традиция включать в её состав людей в соответствии с занимаемыми должностями. В 1413 г. Городельским актом существования великокняжеской рады было оформлено юридически и был дат статус государственного органа.

 С точки зрения  государственного строя во вт. пол. XIV – сер. XVI вв. представляло собой сложное образование. Оно состояло из удельных княжеств с центральной властью (Полоцкая, Витебская, Смоленская, Жемайтская земли), и из территориальной собственности Литвы с частью белорусских земель. Особый автономный статус имели три южные провинции – Киевская, Волынская и Подольская. Ими управляли князья-наместники из числа Гедеминовичей. После ликвидации уделов эти земли вошли в состав государства под полную юрисдикцию великого князя.

Местное управление на белорусских  землях было сложным. Оно зависело от исторического прошлого местности, административно-территориального раздела и владельца территории. Наиболее крупные древние княжества (Полоцкое, Витебское, Берестейское) в пер. пол. XIV в. были переделаны в воеводства, другие – в поветы, а такие, как Слуцкое, Кобринское и др., оставались княжествами. Отдельное управление было в городах, которые получали Магдебургское право – право на самоуправление.

Земские привилеи великих  князей литовских свидетельствуют  об автономном статусе Полоцкой и Витебской земель в составе Великого княжества Литовского. Об этом свидетельствует то, что в Полоцке и Витебске функционировали вече. Причем на этих собраниях население решало многие важные вопросы местного управления: избрание местной власти, нормы несения военной службы, хозяйственные городские дела, межгосударственные торговые дела. Местное боярство занимало все должности местного управления, т. е. местные землевладельцы сохранили за собой право управлять в своих землях.

Самым многочисленным социальным слоем было крестьянство. В основном оно подразделялось на «похожих»  и «непохожих», т. е. тех, кто имел право перехода, и тех, кто такой  возможностью  не обладал, был прикреплен к земле.

Своеобразными центрами экономической жизни были хозяйские  дворы, под которыми понимались не только центры управления, но и приписанные к ним волости, округи. В них жили как служилые люди – боярство, так и тяглое крестьянство. Население несло различные повинности в пользу князя, в том числе в виде панщины, предоставление гужевого транспорта и т. д. К пашне добавлялся оброк, который платился натуральными продуктами - хлебом, мясом, медом и т. п. С повышением уровня экономического развития он постепенно заменялся денежными платежами. Кроме земледельческого населения, при хозяйских дворах жили ремесленники: портные, кузнецы, бондари, ткачи, рыбаки и др. Управлялись дворы специально назначенными лицами – старостами, державцами.

В белорусских владениях собственно ВКЛ центрами экономической жизни были волости. Каждая волость представляла собой значительную территорию с центром в городе (Бобруйск, Могилев, Мозырь, Гомель и др.). В них долгое время держались основы самоуправления.

Наряду с повышением производительности сельского хозяйства, ростом общественного разделения труда и развитием товарно-денежных отношений в Беларуси  возрастало число городов. Средний город насчитывал 1,5 – 3 тыс. жителей.

В XV в. черты городов как ремесленно-торговых центров приобрели некоторые поселения, ранее являвшиеся крепостями, замками, дворами (Орша, Лида, Ошмяны и др.). Результатом развития торговых отношений, втягивания в них новых территорий в XVI в. стал бурный рост местечек, отдельные из которых постепенно переросли в города.

По своему социально-экономическому статусу города подразделялись на государственные (великокняжеские) и частновладельческие, принадлежавшие отдельным феодалам. С целью расширения ремесла и торговли в городах великие князья использовали дарение им так называемого магдебургского права. Статус магдебурсгского права давал городской общине широкие права и привилегии, освобождал от суда и финансового управления со стороны великокняжеской администрации.

Во главе органов  городского самоуправления стоял войт. Органами самоуправления были также совет и лава, которые иногда соединялись в одно учреждение. Совет – заведовал хозяйством города, его благоустройством и рассматривал гражданские дела горожан. Лавой называлась судебная коллегия, состоявшая из войта и присяжных и осуществляла суд по уголовным делам.

Важной особенностью ремесленного производства был цеховой  строй. В начале цеховая организация  производства имела положительное  значение. Она обеспечивала товарность производства, формировала внутренний рынок. Но со временем монопольные права цехов на цены, на качество продукции стали отрицательно сказываться на общем экономическом развитии.

Ремесленное производство способствовало развитию торговли. Торговое население городов состояло из нескольких групп. Высшим, наиболее богатым слоем были купцы – гости, занимавшиеся торговлей с зарубежными странами. Во внутренне торговле купец (просол) покупал товар в одном городе и продавал его в другом. В городах и местечках создавались специальные склады товаров – магазины. Повсеместно разъезжали мелкие кочевые торговцы – коробейники, которых называли шотами.

Таким образом, государственное  устройство и социально-экономические  отношения в ВКЛ в XIV – пер. пол. XVI в. претерпевали существенные изменения. В кон. XV – нач. XVI вв. были расширены права панов – рады, увеличился её количественный состав. Предпринимались меры по совершенствованию административно-территориального деления княжества. Постепенно осуществлялось уравнивание в правах феодалов католического и православного вероисповедания.

В этот период проходил процесс  закрепощения крестьянства – самого многочисленного социального слоя. ВКЛ. Упорядочению земельных отношений, а также и повышению эффективного сельского хозяйства способствовала сельскохозяйственная реформа середины. XVI в. «Волочная помера».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 7. Формирование белорусской народности в составе ВКЛ.

 

Народность – форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, которая формируется исторически в результате консолидации и предшествует созданию нации. Она присуща рабовладельческому и феодальному строю. Основными признаками народности являются: относительная общность языка, территории, культуры, этническое самосознание и самоназвание.

Условия для формирования единой белорусской народности сложились в сер. XIII в. Объединение на протяжении XIII–XIV вв. раздробленных земель в составе Великого княжества Литовского, подчиненных единой верховной власти, привело к их территориальной консолидации. Формирование  этнических признаков продолжалось  почти четыре столетия и проходило под воздействием многих факторов: социальных, экономических, географических, церковно-религиозных и др.

Необходимость борьбы с  агрессией немецких феодалов и татаро-монголов, вхождение белорусских земель в составе Великого княжества Литовского способствовали созданию политических условий для укрепления связей между различными территориальными частями населения Беларуси, его консолидации и интеграции с соседними народами. Централизация государства (организация управления, ликвидация черт раздробленности, унификация административного деления, введение единого законодательства, символики) способствовали более тесному политическому объединению белорусских земель. Однако политическое объединение полностью не уничтожило локальной автономности отдельных земель. В зависимости от условий перехода белорусских земель в состав ВКЛ определился и их статус, некоторые территории долгое время сохраняли в значительной степени свою самостоятельность.

Экономической основой  этнообразовательных процессов  явились дальнейшее развитие сельского хозяйства, усовершенствование ремесла, расширение торговли на территории от Припяти до Западной Двины и от Немана до Днепра. Возрастала роль крупных городов Беларуси – Полоцка, Берестья, Могилева, Городни, Витебска и других как центров региональной и транзитной торговли. С усилением торгово-экономических связей в границах Великого княжества Литовского, развитием товарно-денежных отношений, денежной системы, ростом городов преодолевалась локальная замкнутость, расширялись внутритерриториальные контакты, ликвидировались некоторые хозяйственные и бытовые отличия, происходила языковая интеграция.

С предшествующими этнообразовательными факторами тесно связаны социальные факторы. Дальнейшее развитие феодальных отношений, постепенное установление крепостного права способствовали консолидации многочисленных категорий населения земель Беларуси в социальные группы с общими правами и обязанностями для каждого из них. Так,   различные категории светских феодалов консолидировались в шляхетское сословие, которому принадлежала ведущая роль в государственном управлении. Отдельным сословием являлось духовенство. Формировались также сословья крепостных крестьян и мещан – жителей городов и местечек. Этот процесс способствовал установлению более широких связей в границах каждого сословия и межу ними.

Роль конфессионального фактора  активизировало формирование и укрепление различных форм самосознания населения. Признак веры становился своеобразным признаком народа, а борьба за веру являлась частью борьбы за самобытность. Большинство восточнославянского населения исповедовали православие. Однако после Кревской унии началось активное наступление католической веры. Литовской шляхте, которая принимала католичество, были даны привилегии, которых не имела православная шляхта

Информация о работе Шпаргалки по "Истории Беларуси"