Шпаргалка по "Истории Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории Беларуси".

Вложенные файлы: 1 файл

История РБ шпоры.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

1. ИГПРБ – это наука об изучении одной из сторон прошлого нашего народа, в частности государственно-прававой надстройки беларуского народа в определенный промежуток времени. Предметом изучения ИГПРБ являться общие закономерности и особенности возникновения, становления и развития государства и права белорусского народа. Задачи: 1) Изучение конкретных причин и конкретного процесса возникновения и развития государства и права у белорусского народа в определенное время; 2) Точное, систематическое изложение основных факторов и событий изменения в государстве и праве; 3) Научное объяснение государственно-правовых явлений и выявление основных тенденций их развития. ИГПРБ, выполняя свои задачи, использует различные методы.  ИГПРБ помогает вырабатывать и формировать профессиональное мышление.

 

3. Классовая структура общества в этот период еще четко не сложилась. Шло формирование двух основных классов: класса феодалов и класса феодально-зависимых людей. В силу многоукладности экономики существовали такие социальные группы как холопы, челядь и свободные люди. Последние не находились в зависимости от феодалов, а выполняли повинности и платили феодальную ренты в пользу государства. Социальная структура общества была довольно пестрой: князья, бояре, духовенство, купцы, ремесленники, сильные мужи, служанцы, крестьяне, простые люди, холопы и т.д. Но даже в начальный период феодальных отношений феодально-зависимое население уже уплачивало подати или дань и выполняло различного рода повинности в пользу феодала или государства. Общественный строй делился на классы (феодалы, феодально-зависимое население) и социальные группы (князья, бояре, духовенство, сильные мужи, купцы, ремесленники, простые люди, служанины, крестьяне, холопы, челядь, и др.).

 

4. В старые времена для вызначэння назвы дзяржавы было некальки тэрминау. У летаписах и иншых письмовых крыницах дзяржавы называюцца такими тэрминами, як – «зямля» «горад» «княства» «воласть». Кожное старажытная дзяржава мела свой палитычны цэнтр, або старэйшы горад. Яго именем называлася уся дзяржава и Яго жыхары: палачане, дручане, лукамляне, меняне и тп. Змены у вытворчых адносинах у 9-10 ст. выкликали каранные змяненни у дзяржауным и палитычным ладзе.  Гэтаму садзейничала таксама новая идэалогия класса феодалов, што складавалася, якую падтрымливала праваслаунае духавенства. Усе гэта прыводзила, што дробныя дзяржавы-княствы абъядновывалися пад пратэктарам больш моцных дзяржау обо нават зливалися з ими. Таксама и больш моцныя дзяржавы уступали уступали памиж сабой у саюзы и абъяднанни, утвараючы сваеасобливыя федэрацыи и конфедырации. На тэрыторыи Беларуси у 9-13 ст. иснавали некальки буйных дзяржау-княствау, сярод якихнайбольшае значэнне мели Полацкае, минскае, тураускае, пинскае  и др.  Гэтыя княствы утварали саюзы памиж сабой оба з иншыми княствами, и бывала что ваевали памиж сабой. У 12 ст. першачарговае значэнне сярод княствай належала Полацкаму княству. Яго тэррыторыя была каля 40-50 тыс. кв. км. Систэма органай улады и киравання у дзяржавах княствах 9-13ст. на тэр. Рб была таго э тыпу што и у иншых старажытных дзяржавах. Вышэйщими органами были князь, савет, веча.Функции органау цэнтральнага киравання выпауняли такия асобы як пасадник, тысяцки, ключник, падвойски, цивун а таксама вышэйшыя прадстауники царквы – епискап и игумены. Князь быу галоунай асобай ва усей систэме киравання, ен стаяу на чале дзяржавы и усих выканаучых органау, меу права вырашаць усе бягучыя пытанни дзяржаунога киравання. Правам выдання новых законау князь не валодау. Княжацкая дума не мела пастаяннага склажду. Веча – найбольш старажытны орган дзяржаунай улады. Удзел у палит. Жыцци сих паунапрауных людзей быу неабходны для нармальнай дзейнасти дзяржавы, органы улады пастаянна шукали падтрымку у насельництва. Усе пытанни на вечавых саюзах вырашалися бальшинством голосов.

 

5 У старажытнасцти пануючым было звычаевае права. Прычем в каждом отдельном государстве было свое звычаевое право.Источником которго было обычное неписанное право, источником которого служили обычаи, возникшие из общественных отношений и санкционированные государством. Оно складывалось по мере формирования государства, которое, прежде всего, поддерживало выгодные господствующему классу правила поведения, что привело к тому, что право и праведливость стали несовместимы. По мере усиления социальной напрчяженности в обществе и его феодализации возникла необходимость в более четкой регламентации всех сторон общественной жизни, что можно было осуществить только с помощью писанного права, нормы которого в некоторой степени ограничивали произвол феодальной администрации. Характерными чертами раннефеодального права были формальное равноправие свободных людей и мягкость наказаний. Но и в это время право предусматривало определенные привилегии феодалов и закрепляло полное бесправие рабов. Писанное право сначало не заменяло обычное право. Оно действовало наряду с ним, дополняло его, или имзменяя отдельные нормы. Первыми нормативными акты писанного права были грамоты князей, договоры. Спалучэнне старых нормау звычаевага права и новай правотворчасци асаблива выразна видать у судзебнику 1468 года и статуте 1529. Развицце и умацаванне феадальных адносин атрымала адлюстраванне у нормах цывильнага и крыминальбнага права У сямейным праве у старажытнасци галоунае значэнне надавалася шлюбу.З развиццем феадальных адносин, и асаблива з насаждением хрысцянства, адбылися некаторыя змены у сямейным праве. Духавенства дамагалася устанаулення царкоунай формы шлюбу з абавясковым вянчаннем у царкве, вызначэннем права атрамання у спадчыну – Тольки для дзяцей ад бацькоу, якия знаходзилися у царкоуным шлюбе.

 

8. Дальнейшее развитие производственных сил, упрочнение феодальных производственных отношений вызывали углубление общественного разделения труда. Это объективно повлекло за собой ускоренное развитие городов и торговли, что, в конечном счете, предопределило процесс ликвидации обособленности государства-княжеств и их объединение. В восточной Европе в первой половине 13 в началась агрессия с севера –запада католических орденов и меченосцев, а с юго-востока – татар. Русские, литовские, украинские княжества с древнейших времен находились в постоянных торговых и политических отношениях, объединение государств-земель поддерживалось всеми слоями общества. Процесс становления великого княжества литовского как суверенного государства начался в конце 12 века с объединения некоторых белорусских и литовских княжеств, и продолжался в 13-14 веках, когда в его состав вошли украинские и некоторые русские княжества. Столицей нового славянского государства в 12-13 в. Был Новогрудок, а с 14в – Вильня.В 12-13 вв. территория делилась на 2 части: центральную и земли граничащие. Центральную часть составляли Ошмянская, Браславская, Берестейская, виленская и др. земли. К граничащим Ветебская, Волынь, Жмудь, киевская и др. земли. В центральной часьи ВКЛ распологался основной массив государственных великокняжеских земельных владений, а также владения крупных феодалов.Земли, образовавшие ВКЛ сохраняли свои прежние границы.

 

9. Под воздействие развития феодальных отношений социальная структура общества усложнилась: помимо оформления основных классов – феодалов и феодально-зависимого населения – сложилась новая социальная общность – феодальное сословие- шляхта, духовенство, мещане, возникли новые социальные группы населения (крестьяне осадные, крестьяне-бояре и др.). Великий князь не принадлежал ни к одному из феодальных сословий, но его правовой статус был самым высоким. Он обладал всей полнотой имущественных и личных прав, а также обладал большим объемом политических прав. Особенностью общественного строя ВКЛ являлось наличие различного статуса православных и католических феодалов, православного и католического духовенства, что создавало дополнительную социальную напряженность в обществе. Привелей 1432 г. Уровнял права феодалов православных с феодалами – католиками, тем самым заложив основу юридического оформления сословий щляхты, объединив в этом сословий всех феодалов независимо от вероисповедания. Привелей от 22 февраля 1387 года закрепл. правовое сословие духовенства, когда имения и проживающее в них феодально-зависимое население освобождаются от податей и повинностей в пользу государства. Крестьяне как и прежде составляли основную массу феодально-зависимого населения, но правовое положение их значительно ухудшилось. Произошло правовое оформление их крепостной зависимости, усилилась эксплуатация и т.д. Особую роль в закрепощении крестьян сыграл обще-земкский привилей Казимира 1447 г. Согласно арт.12 феодал получил право суда над своими крестьянами.

 

68. Разработка и принятие конституции БССР1978 г. Проходила в соответствии с общепринятыми стадиями правотворческого процесса. Были созданы конституционная комиссия высшего законодательного органа – Верховного совета  БССР для подготовки проекта новой конституции в 1977 г. И Редакционная комиссия – по подготовке окончательного текста проекта Конституции в 1978г. Конституция БССР 1978 г. Имея много общего с конституцией 1937 г. Отличается от последней и структурой и содержанием. В новой конституции БССР, помимо глав и статей есть еще четко названные разделы, что облегчает пользование текстом, значительно большее количество статей (172 вместо 122) и статьи о правах, свободах и обязанностях помещены во втором разделе Конституции БССР 1978 г. Тогда как аналогичные статьи в Конституции БССР 1937 г содержался в восьмой главе. Структура и содержание К. БССР 1978 г. Отражают ту демократическую тенденцию в развитии всех сфер общественной и государственной жизни, которая наметилась в СССР в середине 50х г.Большие изменения глубоко демократического характера внесены по вопросу прав, свобод и обязанностей граждан во втором разделе К. БССР «Государство и личность». Впервые на конституционном уровне закрепляется право граждан на участи в управлении государственными и общественными делами (ст. 46), право на жилье (ст.42), право на гос. Охрану здоровья (ст.40), право на пользованием достижением культуры ( ст. 44), право обращаться с жалобами на действие должностных лиц (ст. 56). Новым в конституции является и положения, кусающие экономической системы (глава 2), где наряду с гос. И колхозно-коперативной собственностью впервые конституционно закрепляется собственность профсоюзных и общественных организаций (ст. 10). За общественными организациями впервые закреплялось право участвовать в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов, а также право законодательной инициативы. Демократичным является и положение , согласно которому значительно расширяется круг лиц, участвующих в управлении государством благодаря снижению возраста, дающего право быть избранным в верховный совет БССР – с 21 года до 18 лет (ст. 85).

 

59. Массовая реабилитация началась в 1954 г., а фактические материалы получили освещение в СМИ с середины 80х г., но даже сегодня цельного исследования по вопросам массовых репрессий нет. Тоталитарный режим тяжело отразился и на белорусском народе. Особое место в нем занимают политические репрессии 1930-1940 г. В их основе лежало ложное теоретическое утверждение Сталина об обострении классовой борьбы. Репрессии направлялись против сотен тысяч людей. Мужчины и женщины разных национальностей, слоев общества, профессий, образования были зачислены в ряды «врагов народа» жертвами репрессий являлись граждане БССР, СССР, иностранных государств, лица без гражданства, привлеченные на территории РБ судебными или несудебными органами по политическим, социальным, национальным и другим мотивам к уголовной ответственности. В Общем в 30- 40е г. В БССР по политическим мотивам было репрессировано свыше 600 тыс. человек. Основную часть дел рассматривали внесудебные органы (83,3%).  1) Комиссия НКВД СССР и прокурор СССР (образованы в 1934 г). 2)Комиссия в составе 3 человек. Во главе которой стоял начальник управления НКВД, а также входили представители партийных органов и прокуратуры (окончат. Сформир. К 1934г). 3) Объединенное гос. Политическое управление (образовано в 1923 г) и др.Основные статьи УК БССР, по которым возбуждались уголовные дела: 1) 63 ст. УК – измена Родине (8.81%). 2) 64 ст. УК – подготовка вооруженного восстания (7.3%). 3) 66 ст. УК – Оказание помощи иностранной буржуазии (4.94%). 4) 68 ст. УК – шпионаж (38.04%) 5). 76 ст. УК – Организация деятельности против советской власти (28.94%).

 

53. Всебелорусский чрезвычайный съезд Советов проходивший 9-15 января 1924 года, поручил ЦИК БССР подготовить в соответствии с конст. Союза ССР и изменившимся территориально-административным делением республики проект новой Конст. Беларуси и представить его на утверждение 7 всебелорусскому съезду Советов. Созданная 15 января на съезде Конституционная комиссия представила в феврале 1925 г. На рассмотрение четвертой сессии ЦИК БССР проект новой Конст. СессияЦИК БССР, одобрив работу комиссии, решила направить подготовленный ею проект местным исполнительным комитетам для изучения и обсуждения среди широких масс рабочих и крестьян. Крестьяне предложили внести ряд изменений и дополнений в отдельные статьи. Вначале предполагалось рассмотреть проект коснт. БССР и принять ее на 7 всебелорусском съезде Советов, но на этом съезде вопрос о принятии новой конст. Не обсуждался, так как часть внесенных в проект при обсуждении предложений требовала дополнительного изучения. В конст. Четко определялся классовый характер Советского гос-ва. В ст. 2 записано:» Белорусская советская Социалистическая Республика есть социалистическое государство диктатуры пролетариата, осуществляющая свои задачи на основе союза рабочих и крестьян». Подтверждая социалистический характер государства, Коснт. В ст. 5 закрепляла государственную собственность на все земли, леса, недра, воды, фабрики и т.д. Оговорен в конституции вопрос и о статуте БССР в связи с образованием СССР. Четко определяет Коснт. И суверенные права БССР: принимать и изменять Конст. Республики, решать вопрос об изминении границ ( ст. 24), создавать свои органы власти и управления ( ст. 3, 31,45,53 и др.). Большое внимание в конституции уделено вопросам системы, структуры и компетенции высших органов власти и управления. Конст. Также закрепляет. Что носителем власти в республики явл. Всебелорусские съезды Советов, а в период между съездами Советов – ЦИК БССР (ст. 3). Высокое положение занимает и президиум ЦИК, который согласно ст. 34  Конст. Явл. «высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом». Для общего управления БССР согласно ст. 40 конст. Образуется СНК, кот. Через народные комиссариаты, исполнительные комитеты и Советы осуществляет своб деятельность. Конст. Наделяет правом СНК издавать «декреты и постановления, обязательные к исполнению на всей тер. БССР» (ст.41) СНК согласно ст. 42 ответственен перед Всебелорусским съездом Советов ЦИКом БССР. Местным органом власти и управления в Конст. Посвящено 4 главы (7-10), в которых раскрываются их система, структура, порядок комплектования. При комплектовании как высших, так и местных органов власти и управления Конст. Закрепляет ярко выраженный классовый принцип. Так, в главе 11, Где речь идет об избирательном праве, в ст. 71 указывается 7 категорий лиц, которые не могут избираться. По конст. БССР 1927 г. Избирательное право не только не было всеобщим, но оно было и неравным, и непрямым (ст. 26,57). В 1 глеве конст. Закреплены демократические права граждан БССР. (свобода совести, создание организаций, право на митинги, щиствий, свобода мнения, и т.д.)


Информация о работе Шпаргалка по "Истории Беларуси"