Шпаргалки по "Истории Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 09:41, шпаргалка

Краткое описание

1 Вопрос. ДРЕВНЕЙШЕЕ И ДРЕВНЕЕ НАСЕЛЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ.
2 Вопрос. Расселение славян на территории Беларуси. Этнические общности раннего средневековья: дреговичи, радимичи, кривичи.
..
Вопрос 47-49 Социально-экономическое развитие Беларуси 80-90

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 813.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, восстание  не получило широкой поддержки со стороны белорусского населения. Шляхетское руководство не ставило задач  ликвидировать крепостное право, поэтому  не получило нужного отклика со стороны крестьян. Высшее руководство восстание, боясь затронуть интересы помещиков, воздержалось даже от частичного решения крестьянского вопроса.

После восстания 1830 – 1831 гг. начинается жесткая русификаторская  политика. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 14. Подготовка и проведение реформы по отмене крепостного права 1861 г. Особенности реализации аграрной реформы в Беларуси

К сер. XIX в. резко обострился кризис феодально-крепостнической системы. Постепенно сельское хозяйство теряло черты типично панского, на его развитие все большее влияние оказывали товарно-денежные отношения. Ускорился процесс обезземеливания крестьян, выросла задолженность помещиков. Крепостная система сковывала развитие промышленности, не позволяла использовать наемную рабочую силу, сдерживала накопление капитала. Социальные противоречия особенно обострились после поражения России в Крымской войне (1853–1856 гг.). Дальнейшее развитие сельского хозяйства и промышленности при сохранении феодально-крепостнических отношений стало невозможно.

Впервые официально о  необходимости проведения реформы  было объявлено 30 марта 1856 г., когда  Александр II предложил московским дворянам обдумать условия постепенного освобождения крестьян. Однако, фактически подготовка реформы началась с января 1857 г., с момента образования «Секретного комитета по крестьянскому делу».

Помещики Беларуси неоднократно высказывались за отмену крепостного  права с сохранением всей земли  в своих руках, то есть за безземельное освобождение крестьян. В сентябре 1857 г. помещики Виленской, Гродненской и Ковенской губерний направили в Петербург ходатайство, в котором выразили желание освободить крестьян, но без земли. В ответ в ноябре был опубликован рескрипт царя на имя генерал-губернатора В. Назимова, в котором разрешалось в губерниях учредить дворянские комитеты и общую комиссию в Вильно для подготовки проектов освобождения крестьян.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал одобренные Государственным Советом положения, которые состояли из «Общего положения», «Местных положений» и дополнительных правил, а также Манифеста об отмене         крепостного права. Все документы были обнародованы через две недели. Отныне крестьяне получили личную свободу. 

Согласно «Общему положению» реформа проводилась во всех губерниях  России. Оно определяло личные и имущественные права крестьян, порядок управления крестьянами и выполнение ими государственных повинностей, а также правила о выкупе земли. «Местные положения» устанавливали порядок наделения крестьян землей и выполнения ими повинностей в пользу помещика. Дополнительные правила относились к отдельным группам несвободного населения. В соответствии с «Общим положением» крестьяне получали некоторые гражданские права. Они могли заниматься промыслами, торговать, приобретать движимое и недвижимое имущество, поступать в учебные заведения и на службу, нести личную ответственность перед судом и т. д.

«Общее положение» признавало помещиков собственниками всей земли, которая принадлежала им до реформы. Часть этой земли отводилась для  наделения крестьян, однако не в личную собственность, а в постоянное пользование. На протяжении девяти лет крестьяне обязаны были держать отведенный им надел и выполнять за это повинности в виде  барщины или оброка. В   этот  период  они   назывались временнообязанными  и не могли покинуть свое место жительства без разрешения помещика. Крестьяне становились собственниками земли только после заключения выкупной сделки. Однако после заключения выкупной сделки земля переходила от помещиков не к отдельному крестьянскому хозяйству, а к сельской общине в целом, где и распределялись наделы между крестьянскими дворами по количеству душ мужского пола. В пределах общины крестьяне не являлись собственниками, а были лишь её временными пользователями. В общине сохранялись правила сбора налогов, отработки повинности, рекрутский набор и т. д. В соответствии с законом крестьяне стали в большей степени (чем до реформы) зависеть от сельской общины, без согласия которой они не могли свободно распоряжаться наделами и уходить из деревни. Общинная форма землепользования служила явным тормозом на пути прогресса, сдерживала процесс дифференциации крестьянских хозяйств и проникновения рыночных отношений в деревню.

В   Беларуси   реформа проводилась на основе «Общего  положения» и двух местных положений. На Могилевскую и восемь уездов Витебской губернии распространялось «Местное положение для великорусских, новороссийских и белорусских губерний». В этих губерниях, где господствовало общинное землепользование, высший надел колебался от 4 до 5,5 дес. Низший был примерно в три раза меньше и составлял от 1 дес. 800 кв. саженей до 1 дес. 200 кв. саженей на мужскую душу. В случае, если дореформенный надел превышал высший, установленный «Положением…», то помещик имел право отрезать излишек в свою пользу.

В уездах Минской, Гродненской, Виленской и четырех уездах Витебской  губернии землеустройство крестьян проводилось по особому местному положению. Учитывая, что в этих уездах существовало подворное землепользование, здесь не определялись нормы наделов. У крестьян оставались усадебные и полевые наделы, которыми они пользовались до 1861 г. Отрезки допускались лишь в тех случаях, если размер крестьянского надела превышал установленный инвентарем или если у помещика после реформы оставалось менее 1/3 части удобных земель.

Повинности в Минской, Гродненской и Виленской губерниях  определялись в зависимости от размера  надела, но не должны были превышать  инвентарную норму. Для оброка устанавливался максимум не выше трех рублей с десятины, для барщины – не более 23 дней в год.

Купить свой земельный  надел крестьяне могли только путем заключения выкупной сделки. С переходом крестьян на выкуп  временнообязанное состояние прекращалось, и они зачислялись в разряд крестьян-владельцев. Если крестьяне  соглашались взять 1/4 часть установленного надела, то земля выделялась им во владение бесплатно.

Приусадебный участок  крестьянин мог выкупить в любое  время независимо от желания помещика, а полевой надел – только с  его согласия. Пользуясь этим, одна, большая, часть помещиков не соглашалась на выкуп крестьянских наделов, стараясь продлить временнообязанное состояние крестьян. Вторая часть, наоборот, заставляла крестьян заключать  выкупную сделку, чтобы быстрее получить средства для перехода к капиталистическому ведению хозяйства.

Помещики были заинтересованы получать выкуп сразу. Но поскольку  крестьяне не имели такой суммы  денег, государство выступало в  качестве посредника между помещиками и крестьянами. При выкупе полного  надела крестьяне должны были заплатить 1/5 часть выкупной суммы, а неполного – 1/4. Остальную часть помещики получали от государства в виде ценных бумаг. В итоге этой операции крестьяне стали должниками государства и должны были на протяжении 49 лет платить  так  называемые выкупные платежи.

Что касается дворовых людей, то они освобождались от аграрной зависимости через два года после Манифеста 19 февраля. При этом они не получали ни дома, ни земельного надела.

Обнародование реформы  вызвало   подъем    крестьянского  движения. Усиление крестьянской борьбы в Беларуси совпало с национально-освободительным восстанием 1863 г., которое охватило часть Литвы и Беларуси.  

Подъем крестьянского  движения в Беларуси заставил правительство  пойти  на значительные уступки крестьянам западных губерний. По указу от 1 марта 1863 г. временнообязанное положение крестьян Минской, Витебской, Гродненской и частично Витебской губерний отменялось с 1 мая. В результате они были переведены на выкуп и становились владельцами своих наделов.  21 ноября 1883 г. этот указ был распространен на остальные уезды Витебской и Могилевской губерний, и, кроме того, уменьшались выкупные платежи.

Таким образом, реформа  в Беларуси и Литве  была проведена  на более выгодных для крестьян условиях. Кроме того, за период временнообязанного состояния белорусским и литовским крестьянам были уменьшены повинности. Однако эти уступки не ликвидировали  крестьянского малоземелья. Помещики удерживали в своих руках свыше половины лучшей земли. В то же время около 40 % бывших помещичьих крестьян получили наделы, недостаточные для самостоятельного ведения хозяйства. Главным крепостным пережитком в экономике после реформы являлось помещичье землевладение. Сохранялись также сервитуты, чересполосица, в восточной части Беларуси не было ликвидировано общинное землепользование: 86 % всех крестьянских дворов Могилевской и 46 % Витебской губерний входили в общину.

Вместе с тем реформа  явилась новым поворотным моментом  в историческом развитии всей России, в том числе и Беларуси. Крестьяне  получали личные и имущественные  права, сословное самоуправление. Была ликвидирована монополия помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, что способствовало росту рынка рабочей силы в промышленности и сельском хозяйстве. Значительно быстрее стали развиваться производительные силы, сложились условия для становления капиталистического способа производства. Однако переход от крепостнической к капиталистической системе хозяйствования происходил постепенно по ряду причин. Во-первых, крестьянские хозяйства в первые годы после реформы не были полностью отделены от хозяйств помещиков, так как в их собственности находились «отрезные» земли, пастбища, леса, водопои. Во-вторых, ещё не сформировался класс сельскохозяйственных наемных рабочих.

На смену крепостнической  пришла переходная система хозяйствования – отработочная, при которой малоземельные крестьяне арендовали землю у своих бывших хозяев и за это обрабатывали часть помещичьих земель собственными средствами производства. В 60–70-е годы  такая система была распространена в большинстве помещичьих хозяйств восточных губерний Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 15. Реформы 60-70 гг. XIX в. Контрреформы

Отмена крепостного  права сочеталась с рядом других реформ государственного управления, что обеспечило ускоренный переход  страны на капиталистический путь развития. Были проведены земельная, судебная, цензурная, школьная, городская и военные реформы. В Беларуси одни из них не осуществлялись вовсе, а другие трансформировались в зависимости от политической обстановки.

Военная реформа 1862 г.  Были созданы военные округа, до 7 – 8 лет сокращались сроки службы, что создавало более широкий резерв на случай всеобщей мобилизации. Отменялся рекрутский набор. С января 1874 г. вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20-летнего возраста. Срок обязательной службы снижался до 6 лет в сухопутных войсках и до 7 дет – на флоте. Лица, окончившие высшие учебные заведения, служили 6 месяцев, гимназии – полтора года, городские училища – 3, начальные школы – 4 года. Эта реформа умела большое значение, хотя ряда регионов страны она и не коснулась.

В 1864 г. началось проведение земской реформы. В уездах и губерниях  для руководства местным хозяйством, народным просвещением, медицинским  обслуживанием населения и другими  сферами общественно-культурной жизни  создавались выборные земские учреждения. На Беларуси земская реформа начала проводится в 1911 г. Правительство, политически не доверяя местным землевладельцам особенно после восстания 1863 г., не решилась ввести здесь земские учреждения.

По этой же причине  со значительным опозданием и существенными изменениями от статута 1864 г. проводилась на Беларуси и судебная реформа. Новые правила предусматривали бессословность судебной власти. Она создавалась следующим образом: низшими судебными инстанциями являлись мировые судьи и уездные съезды мировых судей, затем шли окружные суды в губерниях и межгубернские судебные палаты, которые подчинялись непосредственно Министерству юстиции. Для рассмотрения уголовных дел создавался институт присяжных заседателей, приговор которых был окончательным. В судебном процессе предусматривалось присутствие адвоката. Для крестьян по мелким гражданским и уголовным делам сохранялся введенный в 1861 г. волостной суд.

В Беларуси судебная реформа  начала проводится в 1872 г. с введением  мировых судов. Поскольку земства здесь отсутствовали, то мировые судьи не избирались, а назначались из числа помещиков министром юстиции. В 1882 г в западных губерниях были созданы окружные суды. В 1889 г.  в связи с недовольством дворянства деятельностью мировых судов был введен институт земских начальников, которые наделялись правом вмешиваться во все дела сельского самоуправления.

Школьная реформа проводилась  в 1864 г. в соответствии с «Положением  о начальных народных училищах»  и «Статутом гимназий и прогимназий». В основу этих документов был положен принцип всесословности образования. В средних и высших учебных заведениях вводилась высокая плата за обучение. Сеть начальных школ расширялась. Среднее образование давали гимназии – классические и реальные. Последние позднее были преобразованы в реальные училища. Выпускники-отличники классических гимназий без вступительных экзаменов принимались в университеты, реальные – в технические вузы. В целом школьная реформа способствовала развитию народного образования и культуры, хотя в начале 70-х гг. и был ограничен доступ к среднему и высшему образованию лиц недворянского происхождения.

С 1865 г. проводилась реформа  печати. Предварительная цензура  оригинальных произведений объемом  не менее 10, а переводных – 20 печатных листов отменялась. Издания меньших размеров, поскольку они были более доступны широкому кругу читателей, должны были предварительно просматриваться цензом. Цензуре подлежали и периодические издания. Отдельные газеты и журналы могли освобождаться от цензуры под залог, однако в таком случае их редакторы за нарушение закона о печати привлекались к судебной ответственности.

В 1875 г., т. Е. на 5 лет позже, чем в русских губерниях, в  Беларуси стала проводиться реформа городского самоуправления. В её основу был положен буржуазный принцип всесословности выборов органов управления при соответствующем имущественном цензе. Все плательщики городских налогов пользовались правом голоса. Избирались члены городской думы, которая формировала свой исполнительный орган – городскую управу во главе с городским головой. В губерниях были созданы подчиненные губернатору по городским делам. Органы городского самоуправления организовывали коммунальное хозяйство и транспорт, занимались вопросами народного образования, охраны здоровья, сбором налогов и т. Д.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории Беларуси"