Шпаргалки по "Истории Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 09:41, шпаргалка

Краткое описание

1 Вопрос. ДРЕВНЕЙШЕЕ И ДРЕВНЕЕ НАСЕЛЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ.
2 Вопрос. Расселение славян на территории Беларуси. Этнические общности раннего средневековья: дреговичи, радимичи, кривичи.
..
Вопрос 47-49 Социально-экономическое развитие Беларуси 80-90

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 813.00 Кб (Скачать файл)

1Вопрос. ДРЕВНЕЙШЕЕ  И ДРЕВНЕЕ НАСЕЛЕНИЕ 

НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ.

 

На территории Беларуси человек появился 40 тысяч  лет тому назад, т. е. в среднем  палеолите. Подтверждения этому  найдены близ Светиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи Костюковичского и Обидовичи Быховского районов Могилевской области. Именно в это время неандертальцы (или палеоантропы) овладели способами добывания огня, изготавливали такие каменные орудия труда, как остроконечники, скребла, рубила. В конце среднего палеолита возникло родовое общество и завершилось формирование человека современного физического типа – неантропа, или кроманьенца.

На территории Беларуси около деревень Бердыж Чечерского района и Юровичи Калинковичского района открыты позднепалеолитические стоянки человека, возраст которых 26 – 24 тыс. лет. Здесь найдены многочисленные кремневые орудия, а также кости мамонта, дикой лошади, быка, шерстистого носорога, бурого медведя, северного оленя. Люди жили материнско-родовой общиной, включавшей несколько десятков человек. Их поведение регулировалось волей коллектива, родовой моралью и обычаями. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством. Средства труда и ведение хозяйства также были общими.

На рубеже среднего и позднего палеолита  появились начальные формы племен, состоявшие из нескольких родов. Племена управлялись коллективно, старейшинами родов, из которых избирались племенные вожди. Ученые полагают, что в позднем палеолите стали появляться духовные начала в жизни людей: искусство, зародился танец, появились музыкальные инструменты.

В эпоху мезолита, которая датируется для территории Беларуси IX – V тысячелетиями до н. э., с юга, главным образом по бассейнам рек, происходило дальнейшее заселение нынешней территории Беларуси. Об этом свидетельствуют более 100 стоянок того времени, открытых в Поднепровье, Понеманье, в бассейне Припяти и в меньшей степени в Подвинье. Люди этого времени использовали каменные орудия труда – грубо оббитые топоры, резцы, скребки, лук, части лезвий при изготовлении серпов и других режущих инструментов.

С конца V – нач. IV тысячелетия до н. э. началась неолитическая эпоха, которая продолжалась более 2 тысяч лет. В Беларуси известно свыше 600 неолитических стоянок, обнаруженных главным образом в бассейнах Припяти, Сожа, Немана. Небольшие поселения состояли из наземных и полуземляночных жилищ, которые располагались вдоль рек, в поймах, на песчаных дюнах. В этот период орудия труда продолжали совершенствоваться: появилась шлифовка, сверление. Широко распространились топоры, долота, тесла. Изготавливалась глиняная посуда, что позволило человеку значительно улучшить приготовление пищи, разнообразить её.  Появилось прядение и ткачество.

Памятниками позднего палеолита (вторая половина III – начало II тысячелетия до н. э. являются стоянки Кривянского торфяника в Сенненском и Бешенковичском районах. Здесь обнаружены многочисленные орудия труда, керамика, некоторые предметы культа – подвески из янтаря и зубов животных, изображения зверей и птиц.

Бронзовый век начинается на рубеже III – II тысячелетий до н. э. В это время появились медные и бронзовые топоры, наконечники копий, долота, ножи, различные украшения. Все эти изделия попадали на территорию Беларуси посредством обмена. Новая эпоха отличалась от предыдущей повсеместным распространением скотоводства и земледелия. Разводился крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи. Небольшие участки под посев обрабатывались каменными и роговыми мотыгами. В начале бронзового века территория Беларуси вошла в ареал культур шнуровой керамики, затем – культур среднеднепровской, шнуровой керамики Полесья, висло-неманской, а также северобелорусской.

Начинают складываться общности родственных  племен с близкими культурами производства предметов труда, однотипным образом жизни. При этом постепенно выделялись как роды, так и племена, которые больше, чем другие, выращивали скота, получали зерна, владели другими материальными ценностями, т. е. появилось имущественное неравенство. Накопление определенных излишков продуктов способствовало обмену. Во II тысячелетии до н. э. произошла замена материнско-родовых отношений патриархальными, материнского рода – отцовским. мужчина занял господствующее положение, родство стало определяться по мужской линии. Основной хозяйственной ячейкой становится большая патриархальная семья (община), состоявшая из нескольких поколений ближайших родственников по отцу с их женами и детьми.

В 2000 – 1000 гг. до н. э. с юга на будущие  белорусские земли  двигались  индоевропейцы, занимавшиеся преимущественно животноводством. Они пользовались как каменными, так и медными и бронзовыми орудиями труда. Смешение, ассимиляция индоевропейцев и местного населения, в том числе и в бассейнах Немана, Западной Двины, Верхнего Приднепровья, привели к образованию балтских групп племен и народов.

В VII – VI вв. до н. э. наши предки уже научились получать железо из болотных руд. Орудия труда, оружие, предметы быта стали коваться из железа. Основой хозяйства племен в раннем железном веке, начавшемся примерно в VII в. до н. э., стали земледелие и скотоводство, так как охота и рыболовство приобрели второстепенное значение. Земледелие было подсечным, т. е. при подготовке к посеву на определенных участках подрубался, а затем выжигался лес. Боронование осуществлялось так называемой «суковаткой» - древнейшим орудием обработки почвы. Через 5 – 7 лет, когда урожай, как правило, резко снижался, участок забрасывали, и люди переходили на другой.

Одновременно начинают появляться  укрепленные поселения, что свидетельствует о разложении первобытных отношений, о столкновениях между родами и племенами. С середины I тысячелетия до н. э. поселения стали огораживать стенами, вокруг них насыпать высокие оборонительные валы и выкапывать глубокие рвы. 

В 500 – 200 гг. до н. э. на территории Беларуси сложились такие племенные  объединения, как ятвяги и дайнова (на западе Беларси), лотва (на севере), голядь и латыгола (на востоке). С запада на территорию Брестской области переселились позднелужицкие племена восточнопоморской культуры. Все эти группы племен отличались как материальной культурой, так и ритуалами погребений. Южную Беларусь заселяли племена милоградской и поморской культур. В средней и северной частях Беларуси была распространены культура штриховой керамики и днепро-двинская, сменившиеся затем банцеровской (от Банцеровского городища под Минском) культур и колочинской (от д. Колочин Речицкого района). Милоградская культура (д. Милоград Речицкого района) представлена городищами, гркнтовыми и курганными могильниками. Об экономических отношениях и быте милоградцев свидетельствуют найденные копья и стрелы с железными наконечниками, железные топоры, серпы, ножи и даже бритвы. А также – бронзовые, серебренные и золотые украшения, ожерелья из стеклянных бус.  Восточнопоморской культуре присуща разнообразная керамика, в том числе кувшины с ушками, посуда в виде ваз.

На рубеже новой эры  в Поднепровье, в соответствующих  районах Гомельской, Могилевской, Минской областей сложилась зарубинецкая культура.

В западных районах  Белорусского Полесья во II – IV вв. н. э. жило население, материальная культура которого отличалась от зарубенецкой. Средняя и северная части беларуси, как и соседние области, были заселены балтскими племенами днепро-двинской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Вопрос. Расселение  славян на территории Беларуси. Этнические общности раннего средневековья: дреговичи, радимичи, кривичи.

 

Кризис древнего общества, связанный с разложением первобытнообщинного строя на территории Беларуси, совпал по времени с заселением её славянами. Появление славян на территории Беларуси было результатом последних волн большого переселения народов, которыми были движение готов (II – III вв. н. э), нашествие гунов (IV в. н. э.) и аваров (середина VI в. н. э.).

Вопрос происхождения  славян – очень сложный, и единого  мнения в науке не имеет. Прародиной славян назывались и называются различные местности:  среднее и нижнее Подунайе и северное Причерноморье, Северное Прикорпатье и даже Закавказье и Северный Иран.  В последнее время наиболее вероятным местом формирования славян указывается Висло-Одерская междуречье и южная часть лесной зоны Восточной Европы, куда входит и юг Беларуси.

Долгое время в науке  существовало мнение, что славяне  шли на территорию Беларуси только с юга. Но еще Я. Ф. Карский отметил, что славянское заселение произошла также и с запада. Профессор Э. М. Загорульский (его версия считается наиболее правдоподобной) утверждает, что славянские племена, начавшие движение с Висло-Одерского междуречья в юго-восточном направлении (в лесостепные районы Украины), были оторваны от основной массы славянства германо-кельтских племен. Оторвавшуюся группу германо-кельты раскололи на две части. Одна из них была вытеснена на Балканский полуостров, где позднее из них сформировались юговосточные племена (сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, славены и болгары). Вторая часть славян поселилась на северном западе Украины и в южных районах Беларуси (в бассейне реки Припять).  В VI – VIII вв. они отсюда никуда не двигались.   

В VIII – IX вв., когда восточные славяне значительно увеличились в результате демографического роста, им стало тесно на занятой территории, они приступили к освоению близлежащих земель (балтов, фино-угров и ирано-тюрков). Продвигаясь по рекам, славяне строили на своем пути городища, которые в последствии стали городами. Славяне в районе своего расселения частично вытесняли балтов, частично уничтожали их, а оставшихся ассимилировали. В некоторых местностях и славяне были ассимилированы балтами, но в конечном итоге победила славянская стихия. Это можно объяснить тем, что славяне на несколько столетий опережали по своему развитию балтов. Этот процесс продолжался довольно долга, на протяжении нескольких столетий.

Основной массив славянства на территории Беларуси составили дреговичи, кривичи и радимичи. Дреговичи осели на большей части  южной и значительно части средней Беларуси. Как свидетельствуют археологические данные, южная граница территории дреговичей проходила вдоль южной Припяти и юга. От древлян их отделяли болота. Их восточной границей был бассейн Днепра. Северо-восточная граница проходила примерно по водоразделу Друти и Березины, а северная – па линии Борисов – Заславль. На западе дриговичи занимали верховье Неманского бассейна. Название дреговичей упоминается в древней летописи и выводится от слова «дрыгва», что означает болото, которое было характерной чертой местности, где они осели. Однако, по мнению Н. Ермаловича, название дреговичи происходило от славянского имени Драга или Драгавита, как радимичи – от Радима, вятичи – от Вятки.

Радимичи поселились на востоке от дреговичей и радимичей. Они заняли земли между Днепром и десной. Основным ареалам их расселения был бассейн рек Сож и Ипути.

Кривичи заняли территорию на севере от дреговичей и радимичей. Их западная граница на территории Беларуси проходила вдоль Освейского озера, затем опускалась на юг, пересекала западную Двину около устья Дрисны, долее шла к бассейну Десны (левого притока западной Двины). Самым западным поселением был Браславль. На севере и на востоке граница кривичей проходили за пределами территории Беларуси. Она включала не только северные районы Беларуси, но и современные Псковщину и Смоленщину, районы верховий Волги, на юге – верховий Днепра.

Есть много мнений о происхождении названия «кривичи». Одни из исследователей выводят это название от литовского слова «kriwе», которое обозначает имя одного из персонажей литовской мифологии. Б. А. Рыбаков и другие исследователи считают, что название «кривичи» возникло от имя литовского рода Криве-Кривейте. Белорусский археологи Г. В. Штыхов считает, что название «кривичи» возникло от имя старейшины балтского рода Криве. Он же исключает этимологию термина от слов, обозначающих близких по крови. Но все эти гипотезы допускают ряд неточностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Вопрос. Основные концепции  происхождения белорусского этноса.

 

Этнос (от греческого слова ethnos – народ) – устойчивая общность людей, которая сложилась исторически на определенной территории и характеризуется общностью языка, быта, культуры, черт психики, самосознания. Основные исторические  формы  этноса – род, племя, народность, нация; характеризуются значительными социально-экономическими особенностями. На понятие «этнос» опирается значительная часть этнографической и   другой   научной  терминологии – этногенез, этноним и др.  В результате  этногенеза   складывается своеобразный этнический и антропологический облик данной общности людей с присущими ей особенностями языка, материальной и духовной культуры, исторического развития. Начало этногенеза белорусов относится к последним этапам первобытности, эпохи военной демократии и раннеклассового государства.

На территории Беларуси, начиная  с кон. VI в., происходит проникновение славян в области, где находились балты. Постепенно славяне ассимилировали балтов, что и привело к славянизации днепровского балтоязычного населения.

Влияние балтов просматривается на внешенм виде многочисленных групп кривичей-полочан, дриговичей, радимичей. Существует ряд данных, что их антропологический тип сформировался в результате смешения и своеобразного симбиоза славян с балтами.

Обобщение большого материала  археологических раскопок, антропологических, лингвистических, этнографических и других данных привело к созданию теории субстратного происхождения белорусов. Сущность её заключается в том, что в результате славянизации балтского населения и смешения с ним пришлых носителей славянского языка наметилось отделение части восточнославянской народности, что способствовало затем становлению белорусского языка и народности. Согласно данным археологических исследований происходило это на рубеже VII– VIII вв. до кон. XIII в.

Но несмотря на это, проблемы этнического развития истоков белорусской  народности до конца не выяснены. В  научной литературе высказаны различные мнения по этим вопросам, существует несколько концепций формирования белорусского народа, которые взаимоисключают друг друга.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории Беларуси"