Шпаргалка по истории Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:25, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по истории Беларуси .

Вложенные файлы: 1 файл

История Беларуси билеты.docx

— 320.00 Кб (Скачать файл)

1. Предпосылки заключения Брестской  унии состояли в том, что с момента раздела христианства в 1054 г. на православие и католичество предпринимались неоднократные попытки их слияния в единое целое. Идею союза двух церквей поддерживали великие князья литовские. Римско-католическая церковь стремилась за счет унии расширить свое влияние, тем самым компенсируя потери Реформации. После заключения Люблинской унии и образования Речи Посполитой ее верховная власть видела возможность объединить всё население страны с помощью единой религии католичества. Католические правители путем объединения церквей мечтали добиться победы над православием и усилить свое влияние в Европе.

В 1577 г. вышла книга ректора Виленской иезуитской академии Петра Скарги "О единстве церкви Божьей...", в которой утверждалось, что единственным выходом из кризиса для православной церкви в ВКЛ является возобновление унии. Идею унии поддержал православный епископ Ипатий Потей, рассчитывая таким образом достичь равенства православной церкви в правах с католической и получить доступ к государственной власти.

В 1596 г. состоялся Брестский церковный собор, на котором была заключена уния, объединившая православную и католическую церковь в единую греко-католическую (униатскую). По условиям унии православные признавали руководство униатской церковью со стороны папы римского, но сохраняли свои прежние церковные обряды: внешний вид и убранство храмов, брак священников, церковнославянский язык божественных служб. После принятия унии православная церковь на территории ВКЛ была запрещена, а ее приходы стали униатскими.

2. Распространение униатства  на территории Беларуси как новой религии в конце XVI — первом десятилетии XVII в. происходило насильно. Закрывались православные церкви и школы. В униатских церквях стал использоваться польский язык вместо старобелорусского, что вызвало недовольство верующих. Центрами борьбы с унией стали православные братства в Могилеве, Орше, Витебске, Полоцке, Менске. В результате оказалось, что уния не объединяла, а разъединяла население ВКЛ. Защитник православия полоцкий архиепископ Мелетий Смотрицкий в своем произведении «Фринос» (1610 г.) призывал народы ВКЛ и Украины объединиться против католицизма.

В 1623 г. жители Витебска убили униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, силой насаждавшего унию на территории Полоцкой епархии, куда восходят древние корни православной церкви. За свою жестокость Кунцевич получил прозвище «душегуб». Римский папа Урбан расправился с городом: Полоцк лишился магдебургского права, его ратуша была разрушена, а со всех храмов сняли колокола.

Многочисленные выступления православных верующих вынудили короля Речи Посполитой вернуть права православной церкви в государстве. Это содействовало распространению униатства на белорусских землях. В конце XVIII в. около 3/4 сельского населения Беларуси было униатами.

БИЛЕТ № 3 к экзамену по истории Беларуси

1. Полоцкое княжество в IX—XI вв. Княжеско-вечевой строй

1. В конце IX в. возникает  древнерусское государство восточных  славян Киевская Русь. Современная  территория Беларуси составляла  западные земли Киевской Руси, считающейся общим государством  восточных славян. В письменных  источниках государственное образование  восточных славян на территории  Беларуси Полоцкое княжество  упоминается как Полоцкая земля. Центром княжества был город  Полоцк, упомянутый в летописи  «Повесть временных лет» под 862 г. Город находился на реке  Западная Двина, являвшейся частью  важнейшего торгового пути «из  варяг в греки». Выгодное географическое  положение благоприятствовало скорому  росту Полоцка и его превращению  в крупный центр торговли и  ремесел.

Первым известным в истории полоцким князем был Рогволод. В летописи под 980 г. говорится, что «Рогволод же пришел из-за моря и имел волость свою в Полоцке». В 60— 70-е гг. X в. Полоцку как возможному союзнику придавалось важное значение в соперничестве между Киевом и Новгородом, также находившимися на пути «из варяг в греки». Рогволод дал согласие на брак своей дочери Рогнеды с более сильным киевским князем Ярополком. Новгородскому князю Владимиру, также просившему руки дочери полоцкого князя, было отказано. Отказ оскорбил Владимира. Он отомстил полоцкой княжеской семье. Полоцк был взят и сожжен его войсками. Рогволод же и оба его сына убиты. Рогнеда насильно взята в жены Владимиром.

В дальнейшем Владимир убил своего брата Ярополка и стал великим князем киевским. С его именем связано принятие в 988 г. и распространение на землях восточных славян новой религии — христианства. Владимир дал Рогнеде новое имя — Горислава. Возможно, Рогнеда, прожив с Владимиром несколько лет, так и не простила ему смерти отца и братьев и решилась убить его. Но покушение не удалось, Рогнеду по законам того времени должны были казнить. Мать защитил с детским мечом в руках малолетний сын Изяслав. Пораженный поступком сына, Владимир приказал выслать Рогнеду с Изяславом в Полоцкое княжество. Здесь для нее был построен город, названный именем ее сына Изяславль (теперь Заславль). Рогнеда постриглась (по иной гипотезе, была пострижена) в монахини под именем Анастасия. Она осталась в истории как княжна с тремя именами и как одна из первых монахинь среди восточных славян.

При жизни Рогнеды жители Полоцка пригласили Изяслава на княжение. Он известен в истории как князь-книжник, знавший и распространявший грамоту вместе с христианством в Полоцке. Князь Изяслав умер молодым в 1001 г., всего на год пережив свою мать.

2. Усиление Полоцкого княжества  произошло в XI в. при сыне Изяслава, полоцком князе Брячиславе. Он  со своим войском захватил  волоки, соединявшие Западную Двину  и Днепр на пути «из варяг  в греки» и принадлежавшие  Новгороду. Они позволяли с помощью  бревен провести (проволочь) суда  и таким образом пройти от  Балтийского (Варяжского) до Черного (Русского) моря. Однако войско Брячислава  было разбито его дядей —  киевским князем Ярославом Мудрым, который сам хотел контролировать  путь «из варяг в греки»  и собирать дань с купцов. О  княжении Брячислава напоминает  название современного города  Браслава, построенного по его  приказу.

Легендами овеяно имя сына Брячислава — полоцкого князя Всеслава, прозванного Чародеем. Он будто бы родился от колдовства, чародейства. Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» сравнивает князя Всеслава с оборотнем. Более 50 лет, с 1044 по 1101 г., князь правил Полоцкой землей, достигшей при нем наивысшего подъема.

Всеслав, расширяя свою власть, стремился захватить земли и города за пределами Полоцкого княжества. Не сумев взять Псков, он захватил и разграбил Новгород. В ответ трое сыновей киевского князя Ярослава Мудрого в 1067 г. напали на пограничный город Полоцкой земли — Менск (Минск). 3 марта состоялась жестокая битва на реке Немиге. Город был сожжен, а его жители — меняне пленены. 3. Способ государственного правления в Полоцкой земле представлял собой княжеско-вечевой строй. Власть князя сочеталась с наличием вече — общего собрания взрослых мужчин, имевшего право снимать и назначать князя. Название «вече», вероятно, происходит от того, что на собрании вели разговор («вещали») о важных общественных делах. На собрание горожан призывал колокол, а решение принималось по силе крика тех, кто его поддерживал.

В обязанности князя входили организация и командование войском, сбор дани с населения. Войско в Полоцке состояло из дружины — специально обученного военному делу отряда людей и народного ополчения (которое состояло из горожан и называлось «полком».

В восточнославянских землях действовали законы, называемые «правдами». Наиболее известный среди них сборник «Русская правда» разработанный при киевском князе Ярославе Мудром. Считалось, что доказательство вины зависит от «суда Божьего». Например, если у обвиняемого оставались ожоги после того, как он подержал руки над огнем, то это свидетельствовало о его вине. Суд правил князь или его представители. Правота либо вина обвиняемого определялась обычно в пользу князя через денежные штрафы или физические наказания.

2. Расширение влияния Возрождения  в Беларуси в середине XVI —  начале XVII в.

1. Развитие культуры Беларуси  в середине XVI — начале XVII в. происходило  в условиях расширения влияния  европейского Возрождения, связанного  с подъемом светской науки  и искусства, распространения гуманизма  и становления национального  языка, литературы и самосознания  у европейских народов. В ВКЛ  в этот период только зарождалась  светская литература. Философская  и общественная мысль еще окончательно  не отделилась от церкви и  ориентировалась на Библию. Тем  не менее культура белорусских  земель удачно вписалась в  европейскую культуру того времени.

2. Развитие книгопечатания  и литературы в ВКЛ было  связано с реформационным движением  и возникновением деформационных  типографий. Первая из них была  открыта в Бресте при содействии  канцлера ВКЛ Николая Радзивилла  Чёрного. Шедевром книгопечатания  стала Брестская, или Радзивилловская  Библия. Эта большая по своим  размерам книга оправлена в  кожаную обложку, иллюстрирована  гравюрами, выполненными на высоком  полиграфическом уровне.

Последователем Ф. Скорины в деле книгопечатания стал Сымон Будный. Он в 1562 г. в основанной им Несвижской типографии издал первую на территории Беларуси печатную книгу на старобелорусском литературном языке — «Катехизис», а также книгу «Об оправдании грешного человека перед Богом». Вторым из последователей Скорины был Василий Тяпинский. В своем родовом имении Тяпино (сегодняшний Чашницкий район Витебской области) он перевёл и в 1580 г. на личные средства издал «Евангелие» на церковнославянском и старобелорусском языках с собственным предисловием. Он выступал против полонизации, развивал идею служения Родине.

Дело Ф. Скорины на территории Беларуси продолжал уроженец Могилева Спиридон Соболь. Сначала в Киеве, а затем в Кутеинском монастыре под Оршей и типографии в Буйничах (под Могилевом) он издал «Псалтырь» и «Букварь». Он впервые употребил слово «букварь», а его пособие по обучению начальной грамоте называлось «азбука».

В 1564 г. в Москве Иван Федоров и Петр Мстиславец издали книгу «Апостол», но из-за преследования духовенства вынуждены были переехать в ВКЛ, где в 1568 г. издали «Евангелие учительное». В 1588г. в Виленской типографии, основанной Петром Мстиславцем на средства белорусских печатников братьев Мамоничей, был издан Статут ВКЛ на старобелорусском языке.

В 1619 г. в местечке Евье (территория современной Литвы) издается грамматика Метелия Смотрицкого, служившая, на протяжении XVII—XVIII вв. учебником по церковнославянскому языку для всего восточнославянского населения. Кстати, по ней учился и великий русский ученый Михаил Ломоносов.

Как новый жанр литературы рассматривается историческая хроника, например «Хроника польская, литовская, жемайтская и всея Руси» Матея Стрыйковского, считающегося основоположником исторической науки на территории Беларуси и Литвы.

3. Система образования  на территории Беларуси включала  начальные школы при православных  братствах и протестантских сборах; школы при католических орденах  францисканцев, бернардинцев, августинов; иезуитские коллегиумы, а также  первое в ВКЛ высшее учебное  заведение — Виленскую иезуитскую  академию. Она была создана на  основе реорганизованного иезуитского  коллегиума, начавшего свою деятельность  в 1570 г., и имела статус университета.

4. Давние исторические  традиции замкового строительства  были использованы при возведении  Дворцово-замкового комплекса в  Мире. Примером подражания лучшим  традициям западноевропейской-культуры  стал дворцово-замковый ансамбль  Радзивиллов в Несвиже. По решению  ЮНЕСКО, Мирский замок и архитектурно-культурный  комплекс бывшей резиденции Радзивиллов  в Несвиже внесены в список  Всемирного культурного наследия.

Замки, возводившиеся ранее как центры обороны, начинают перестраиваться, главным образом, на месте постоянного жительства магнатов. Им стала свойственна роскошь и пышность оформления. Такие черты приобретает, например, Гродненский замок, перестроенный при короле Речи Посполитой Стефане Батории.

При строительстве церквей и костелов этого периода постепенно проявляются черты архитектурного стиля барокко, пришедшего из Западной Европы. Первым архитектурным памятником этого стиля является костел Божьего Тела в Несвиже. Он возведен по образцу главного храма иезуитов Иль-Джезу в Риме в конце XVI в. по проекту итальянского архитектора Яма (Джованни) Марии Бернардони, на протяжении 13 лет творившего в Несвиже. Значительную площадь под костелом занимает фамильный склеп князей Радзивиллов — своеобразное «царство мертвых». В течение нескольких тысячелетий здесь в саркофагах хоронили хозяев Несвижского дворца.

Распространение реформационного движения в ВКЛ нашло свое отражение в строительстве кальвинских сборов (церквей). Первый кальвинский сбор с типографией был открыт в Бресте усилиями Николая Радзивилла Черного. Обязательным элементом таких зданий была башня.

5. В изобразительном искусстве  наблюдаются изменения в Иконописи, где образы святых приобретают  индивидуальные черты, а фоном  для этих образов становится  орнамент. Развитие получил мемориальный (сделанный в память) портрет, например покойной и здравствующей жен магната Януша Радзивилла — Катажины и Марии, созданный немецким мастером Иоганном Шретером.

6. Ярчайшим примером развития  театра на землях Беларуси  с XVI в. стало распространение кукольного  театра — батлейки. Батлейка представляла  собой ящик из досок в виде  избушки или церкви, внутри которого  показывались (водились на горизонтальных  рейках) куклы-персонажи из дерева  или цветной бумаги. При иезуитских  коллегиумах возникли школьные  театры, где использовались польский, старобелорусский, а также латинский  языки для их глубокого изучения.

БИЛЕТ № 4 к экзамену по истории Беларуси

1. Города на территории Беларуси  в IX — середине XIII в.: происхождение  названий и хозяйственная жизнь  горожан

Информация о работе Шпаргалка по истории Беларуси