Шпаргалка по "Истории восточных славян"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:40, шпаргалка

Краткое описание

Произведения древнерусской литературы дают цельный идеальный образ правителей, указывая на негативные явления в политической жизни восточнославянских земель: политическую раздробленность, злоупотребления администрации. Как источник используются и скандинавские саги, несмотря на искажение действительности. Они дают сведения о повседневной жизни правящих династий Восточной Европы, позволяют понять идеалы, стереотипы, ценности князей.
Для получения полной исторической картины необходимо комплексное использование всех видов источников.

Вложенные файлы: 1 файл

ИВС ответы1.doc

— 727.50 Кб (Скачать файл)

Серьезным препятствием для развития русской торговли были степные кочевники и Хазарский  каганат. На рубеже 9-10вв. началось планомерное наступление русских дружин на Хазарию. Наступление закончилось полным разгромом Хазарии войсками Святослава в 965г.

В конце 9в. и  в начале 10в. русские войска совершили  ряд походов на побережье Каспийского  моря и в степи Кавказа, где они заняли один из островов близ Баку и город Бердаа. Этими походами прокладывались торговые пути в восточные страны.

Торговые отношения  Руси с Византией нарушались постоянными  военными столкновениями. Киевские князья старались укрепиться в Причерноморье и Крыму. Византия всячески стремилась ограничить сферу влияния Руси в Причерноморье и подчинить ее себе, используя для этого как воинственных кочевников, так и христианскую церковь.

В 911г. при князе  Олеге соединенные силы ряда древнерусских  земель осадили столицу Византии – Царьград (Константинополь) и вынудили византийское правительство подписать в этом же году договор, выгодный для Руси в торговом отношении. Однако при князе Игоре в 941г. после неудачного похода на Византию, был заключен новый договор, менее выгодный.

Большое значение для развития государства имела  деятельность Святослава (964-972). Войска Святослава воевали с печенегами, разгромили Хазарский каганат, чем открыли путь на Восток. Византия пыталась столкнуть между собой Русь и Дунайскую Болгарию. Святослав вмешался в византийско-болгарскую борьбу, но в интересах не византийский дипломатии, а древнерусского государства. В результате первого похода Святослава на Болгарию (968) русские заняли ряд городов, из которых особо большое значение имел Переяславец. Ввиду нападения печенегов на Киев, Святослав вынужден был вернутся. Придя вторично на Балканы, Святослав действовал уже в союзе с болгарами против Византии.

Значительный  шаг вперед Древнерусское государство  сделало во время княжения Владимира  Святославича (980-1015гг.). в это время по-прежнему грозными врагами Руси оставались печенеги, занимавшие степи. Владимир создал оборонительную линию южнее Киева, построив ряд крепостей, наиболее значимыми из которых были Переяславль и Белгород. Опираясь на эти линии, Владимир оградил Русь от новых набегов. При Владимире была сделана попытка установления судебных наказаний. В 996г. при дворе Владимира был создан первый летописный свод. Важной мерой были две религиозные реформы Владимира: попытка унификации языческих культов в 983г. и принятие христианства в 988г.

Принятие  христианства Русью и причины религиозной реформы.

Христианство  распространилось на Руси с середины 9в. Новая вера проникала сюда из разных стран. Вместе с византийской церковью стремились иметь свое влияние и церковь римская (латинская). Дошли сведения, что киевский князь Аскольд в 860 году заставил греков заключить договор «мира и любви». Одним из его пунктов было крещение Руси, однако условий для принятия христианства тогда еще не было, слишком сильны были старые языческие верования. Однако стремление князей «крестить» Русь не пропало. При князе Игоре в 945 году вновь поднимается вопрос о христианах на Руси. Христианское влияние шло главным образом из Византии, греческие миссионеры действовали  во многих городах Древней Руси, главным образом в Киеве. Тут, вероятно, около 955 года приняла христианство жена князя Игоря – Ольга. В 980 году папа римский направил к князю Владимиру целое посольство. Однако христианство на Руси было принято по византийскому образцу. В 988 году, когда князь Владимир был окрещен и объявил об христианизации Руси. По приказу князя, киевлян согнали в Днепр в воду и греческие священники окрестили их. На Руси появилось духовенство. Во главе встал митрополит, который имел свою резиденцию в Киеве. Правом назначения митрополита пользовался константинопольский патриарх. Церковь на Руси находилась в зависимости не от государства, а от греческой церкви. Митрополитами были только греки. Митрополитам и епископам подчинялось «белое» (женатое) духовенство, а также «черное» (монахи и чернецы). Подобно византийскому, русское духовенство всегда поддерживало светскую власть, так можно было без хлопот заботиться о церковных выгодах. Церковь на Руси получила от князей десятую часть государственных доходов и значительные земельные владения. Церковь всегда отстаивала единство страны и необходимость сильной княжеской власти. В свою очередь государство всегда содействовало церкви. Принятие христианства было крупным шагом вперед, укрепились связи Древней Руси с другими странами.

Социально-экономический  и политический строй Древнерусского государства в 9 – начале 12в.

Основу сельского  хозяйства составляло пашенное земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес, просо, горох, чечевицу, лен, сажали репу. Земледелие играло настолько важную роль, что засеянные нивы называли «жизнью», а основной злак для каждой местности – «житом». Применялась переложная система (когда пашня на некоторое время забрасывалась). Уже было известно двухполье с яровыми и озимыми посевами. В лесных районах сохранялось подсечное земледелие.

Крестьянская  сельская община называлась «миром» или «вервью» и могла состоять как из одного большого села, так и из ряда разбросанных поселений; как из больших семей, так и из мелких крестьянских хозяйств. Члены верви были связаны круговой порукой (взаимной ответственностью за уплату дани, за преступление). Кроме смердов-земледельцев в верви жили и смерды-ремесленники: кузнецы, гончары. Они работали главным образом на заказ. Жители соседних «миров» экономически были слабо связаны друг с другом. Центрами притяжения нескольких «миров» был погост – место религиозных празднеств и место общего кладбища, периодического торга, сбора дани и оброка.

Крестьяне, жившие на государственных землях, платили  подати в княжескую казну и не знали личной зависимости от феодала. Феодальная собственность на землю возникала в процессе роста имущественного неравенства в связи с переходом части пахотной земли в индивидуальное владение отдельных крестьянских хозяйств. Росту феодального землевладения способствовали и прямые захваты феодалами крестьянских земель.

Феодальная вотчина  состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее  крестьянских «миров». Усадьба была укреплена и поэтому иногда называлась «градом». В усадьбе находились двор и хоромы господина, дома его тиунов (управляющих) и дворовой челяди, мастерские ремесленников, закрома и амбары. Во главе вотчины стоял огнищанин, управляющий всем хозяйством.

С развитием  феодальных отношений усиливалась  борьба крестьян. Наиболее распространенной формой ее были побеги от хозяев. В 10в. произошло восстание в Древлянской земле против Игоря и его дружины. Согласно летописи в 996г умножились «разбои». Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит «Русская правда», в которой предусматривались наказания за нарушение границ земельных владений, поджог бортных деревьев, убийство представителей вотчинной администрации, массовое хищение имущества феодалов и др.

В это время  возрастает роль городов, которые представляли собой центры ремесленного производства, торговли. В летописях для времени до 13в. упоминаются 224 города. Крупными городами были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов. Часть городов возникла на месте древних племенных погостов и «градов», часть развилась из феодальных дворов и замков, а часть была заново построена феодалами. Вблизи городов обычно основывались особые села, куда феодалы приглашали людей и давали им ряд льгот – свобод, отчего и сами села называли «свободами», «слободами». В городах широко развивались ремесла, известно свыше 60 ремесленных специальностей, возникали ремесленные объединения.

В это время  внутренняя торговля была развита очень  слабо. В деревню проникали лишь мелкие торговцы. Продукция городских ремесленников, как правило, не получала значительного распространения на рынках внутри страны. Преобладала работа на заказ. Несмотря на развитие внешней торговли, полностью сохранялся натуральный характер экономики страны. Громадная часть предметов вывоза не производилась как товар. Например, пушнина взималась с зависимого населения в виде дани или натурального оброка. Предметы ввоза не попадали в деревню.

Политический  строй древнерусского государства  может быть охарактеризован как  раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называющийся великим князем. Киевский князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников. Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялся княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками и пр.

С помощью дружины  князья укрепляли власть над населением и расширяли территории государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения целых территорий. Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных существовали должности тысяцкого и сотских. В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации системы властвования над населением, так и для расширения границ государства. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины князя. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение.

Зависимое население  Древней Руси в 11-12вв.

Основной производственной ячейкой было крестьянское хозяйство. Собирательным названием крестьянства был термин «смерды», происхождение которого недостаточно разъяснено наукой. Часть смердов еще не попала в личную зависимость от отдельных землевладельцев; часть была вынуждена  пойти в кабалу к феодалам и работать на их земле. Положение смердов было неполноправным. Существовало правило «мертвой руки», когда после смерти смерда, не оставившего наследников мужского пола, его имущество переходило к князю.

Вся совокупность людей, работающих на князя, называлась челядью. В составе челяди были и  рабы (холопы), и задолжавшие крестьяне и люди, искавшие покровительства и службы у феодала.

В 12в. распространенным названием крестьянина был «закуп». Это был смерд, вынужденный обращаться к боярину за помощью и получивший от него участок земли и «купу» - ссуду деньгами или в виде инвентаря, семян, тягловой скотины. Попытка закупа убежать от господина превращала его в холопа.

Другим наименованием  зависимых людей были «рядовичи», т.е. люди, вынужденные заключать  с феодалом какой-нибудь договор, «ряд» и выполнять различные работы в вотчине согласно этому «ряду».

Существовало еще несколько терминов, обозначавших различные категории зависимого населения: «изгой» – человек, порвавший связь с общиной, «пущенник», «прощенник» – отпущенные на волю рабы и т.д.

Не сохранилось  данных, которое позволили бы определить, какая форма ренты преобладала в это время. По-видимому, часть лично зависимых смердов работала в феодальных хозяйствах на барщине, часть платила землевладельцу натуральный оброк.

В это время  значительную роль в феодальных хозяйствах играли холопы. Источниками «обельного» (полного) холопства являлись плен, вынужденная самопродажа, женитьба на рабе или вступление в должность тиуна или ключника без специального «ряда» с господином.

Правящий  класс Древней Руси в 11-12вв.

Землевладельцы  Руси различались по количеству находившихся в их собственности земель, зависимых людей и военных слуг. Устанавливалась система феодальной иерархии. Это выражалось в личном договоре о службе мелкого феодала в войске более крупного, оказывавшего своему вассалу покровительство.

Привилегированные землевладельцы пользовались правом иммунитета, т.е. представители государственной власти не могли приезжать в их владения для производства суда и сбора дани. Они сами судили население своих имений. Древнейшие дошедшие до нас грамоты князей, говорящие об иммунитете феодального землевладения, относятся к 12в.

Наряду с передаваемыми  по наследству и отчуждаемыми вотчинами, существовала и другая форма феодальной собственности: земли давались князьями своим слугам во временное держание.

После принятия христианства особым видом феодальной земельной собственности стало церковное и монастырское землевладение. В отличие от боярских и княжеских имений, нередко дробившихся при переходе по наследству, монастырские вотчины не делились. Поэтому наблюдается их непрерывное возрастание.

Русская христианская церковь в конце 10 – 12вв.

Церковь на Руси была организована следующим образом: во главе ее стояли киевский митрополит, назначаемый или из Константинополя, или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи – епархии. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился  к тому, чтобы его столица имела своего епископа. Митрополиты и епископы владели землями, селами и городами: у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свое войско. Князья на содержание церкви давали «десятину» – десятую часть от своих даней и оброков.

Церковь имела  свой особый суд и специальное  законодательство. В городах в 11-12вв. было много каменных и деревянных церквей, в которых служили священники (попы) и их помощники дьяконы.

Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, игравшие очень важную роль и истории государства. По идее монастырь – добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвятивших себя богу. На деле монастыри были крупными землевладельцами, владели селами, вели торговлю, ссужали деньги под проценты, принимали участие и в повседневных делах, и в крупных политических событиях. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. В монастырях существовало резкое неравенство между бедняками без роду, без племени и выходцами из боярской или купеческой среды.

Высшие церковные  власти – епископы и митрополит – могли быть выбраны только из среды монахов, которых, в отличие от обычных попов и дьяконов, называли черным духовенством.

Некоторые монастыри, вроде Киево-Печерского (основан  в середине 11в.), стали своего родя духовными академиями, куда поступали сыновья крупных вельмож, стремившихся сделать карьеру. В таких монастырях были хорошие библиотеки, здесь велись летописи, сочинялись проповеди, записывались внутренние монастырские события.

Русская церковь  играла сложную и многогранную роль в истории Руси 11-13вв. Несомненна польза церкви как организации, помогавшей укреплению русской государственности, велика ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей.

Культура  Руси в 10-11вв.

Русский народ  внес ценный вклад в мировую культуру, создав немекнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества.

Если мы сопоставим два полюса русской культуры 9-11 вв. – деревню и феодальный замок – то увидим резкую контрастность их внешнего облика. Деревня, хранительница народной культуры, устойчиво сохраняла традиции тысячелетней давности. Русские феодалы стремились прежде всего к представительности. Одежда, оружие, сбруя должны были быть украшены как можно богаче. С каждым столетием контраст между народной и феодальной материальной культурой все возрастал.

Прогрессивность народной культуры в эпоху становления  и укрепления Древнерусского государства  особенно проявилась в создании 10в. нового эпического жанра – героического былинного эпоса. Народ воспевал в былинах борьбу с варягами и первым эпическим героем стал Микула Селянинович, пахарь-богатырь. Народ воспевал подвиги Ильи Муромца, крестьянского сына, боровшегося с Соловьем-Разбойником. Народ поставил во главе всего киевского цикла былин князя Владимира Красное Солнышко, в образе которого слились два реальных Владимира – Владимир Святославович и Владимир Мономах.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории восточных славян"