Шпаргалка по "Истории восточных славян"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:40, шпаргалка

Краткое описание

Произведения древнерусской литературы дают цельный идеальный образ правителей, указывая на негативные явления в политической жизни восточнославянских земель: политическую раздробленность, злоупотребления администрации. Как источник используются и скандинавские саги, несмотря на искажение действительности. Они дают сведения о повседневной жизни правящих династий Восточной Европы, позволяют понять идеалы, стереотипы, ценности князей.
Для получения полной исторической картины необходимо комплексное использование всех видов источников.

Вложенные файлы: 1 файл

ИВС ответы1.doc

— 727.50 Кб (Скачать файл)

Двухлетняя усобица, развязанная  после убийства Боголюбского боярами, закончилась вокняжением его  брата Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (1176-1212). В его княжение Владимиро-Суздальская земля достигла наивысшего расцвета и могущества, играя решающую роль в  политической жизни Руси конца 12-начала 13в. Имя и могущество Всеволода были хорошо известны далеко за пределами Руси. После смерти Всеволода во Владимиро-Суздальской земле начался интенсивный процесс феодального дробления. Распри многочисленных сыновей Всеволода из-за великокняжеского престола вели к постепенному ослаблению великокняжеской власти и ее политического влияния на другие русские земли. Тем не менее вплоть до нашествия монголо-татар эти земли оставались сильнейшим и влиятельнейшим княжеством на Руси, сохранившим политическое единство под властью владимирского князя. Не случайно целью первого удара монголов была избрана Северо-Восточная Русь.

Смоленская  земля. Смоленское княжество выделилось в самостоятельное княжество только со второй четверти 12 в. Его некоторое усиление наблюдалось в конце 12в. Смоленск поддерживал торговые связи с русскими землями, со странами Западной Европы и Прибалтикой. С начала 13в. это княжество все больше зависело от владимиро-суздальских князей. Смоленску начали угрожать литовские феодалы.

Рязанская земля. Из Черниговских владений в самостоятельное княжество выделилась в 1127г. В крае медленно утверждались феодальные отношения и христианство. Кочевники частыми набегами затрудняли хозяйственное развитие земли, особенно южной ее части. Все же и здесь местные крупные землевладельцы превращались в руководящую политическую силу. Рязанская земля все больше дробилась, появились новые мелкие княжества. В Рязани и других городах было много торгово-ремесленного населения. Однако горожане здесь не поддерживали местных князей, больше тяготея к сильным владимиро-суздальским князьям. Со второй половины 12в. рязанские князья стали вассалами Великого князя Владимирского. Только после смерти Всеволода Большое Гнездо создались условия для усиления княжеской династии в Рязани. Но в это время началось татаро-монгольское нашествие.

Северные  земли Руси в период раздробленности (Новгородская и Псковская земли  в 12 – начале 13в.).

Особый политический строй, отличный от княжений-монархий, сложился в 12в. в Новгородской земле, одной из наиболее развитых русских земель. Древнее ядро Новгородско-Псковской земли составляли земли между Ильменем и Чудским озером и по берегам рек Волкова, Ловати, Великой, Мологи и Мсты, которые делились в территориально-географическом отношении на «пятины», а в административном – на «сотни» и «погосты». Новгородские пригороды (Псков, Ладога, Старая Русса, Великие Луки и т.д.) служили важными факториями на торговых путях и военно-опорными пунктами на границах земли. Крупнейшим пригородом, занимавшим в системе Новгородской республики особое, автономное положение («младшего брата» Новгорода), был Псков, отличавшийся развитым ремеслом и собственной торговлей с Прибалтикой, немецкими городами и даже с самим Новгородом. Во второй половине 13в. Псков фактически стал самостоятельной феодальной республикой.

В 12в. Новгород был  одним из крупнейших и наиболее развитых городов на Руси. Возвышению Новгорода  способствовало его исключительно выгодное положение в начале важных для Восточной Европы торговых путей, связывающих Балтийское море с Черным и Каспийским морями. Торговля Новгорода опиралась на развитые в Новгородской земле ремесло и различные промыслы. Новгородские ремесленники, отличавшиеся более широкой специализацией и профессиональным мастерством, работали в основном, на заказ, но часть их изделий поступала на городской рынок, а через купцов-скупщиков и на внешние рынки. Ремесленники и купцы имели свои территориальные и профессиональные объединения, игравшие заметную роль в политической жизни Новгорода. Во внешней торговле активно участвовали и бояре, практически монополизировавшие торговлю пушниной.

В Новгородской земле рано сложилось и стало  господствующим крупное боярское, а  затем и церковное землевладение. Специфика положения князей в Новгороде, присылаемых из Киева в качестве князей-наместников, исключавшая возможность превращения Новгорода в княжество, не способствовала сложению крупного княжеского домена, ослабляя тем самым позиции княжеской власти в борьбе с олигархическими устремлениями местного боярства. Уже с конца 11в. новгородская знать в значительной мере предопределяла кандидатуры присылаемых из Киева князей. Так, в 1102г. бояре отказались принять в Новгород сына киевского князя Святополка.

В 1136г. восставшие новгородцы, поддержанные псковичами и ладожанами, изгнали князя Всеволода Мстиславича, обвинив его в «небрежении» интересов Новгорода. В освободившейся из-под власти Киева Новгородской земле утвердился своеобразный политический строй, в котором республиканские органы управления встали рядом и над княжеской властью. Однако новгородские феодалы нуждались в князе и его дружине для борьбы с антифеодальными выступлениями народных масс и для защиты Новгорода от внешней опасности.

Низшей ступенью организации  и управления в Новгороде было объединение соседей-«уличан» с выборными старостами во главе. Пять городских районов – «концов» образовывали самоуправлявшиеся территориально-административные и политические единицы, имевшие также в коллективной феодальной собственности особые кончанчкие земли. В концах собирались свои вече, избиравшие кончанских старост.

Высшим органом власти, представлявшим все концы, считалось  городское вечевое собрание свободных горожан, владельцев городских дворов и усадеб. Основная масса городского плебса, проживавшая на землях и в усадьбах феодалов на положении арендаторов или кабальных и феодально-зависимых людей, была неправомочна участвовать в вынесении вечевых приговоров, но благодаря гласности веча, собиравшегося на Софийской площади или Ярославовом дворище, могла следить за ходом вече и своей бурной реакцией нередко оказывала на вечников известное давление. Вече рассматривало важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя и заключало в ним ряд, избирало посадника, ведавшего управлением и судом и контролировавшего деятельность князя, и тысяцкого, возглавлявшего ополчение, и, имевший в Новгороде особое значение, суд по торговым делам.

Чтобы еще более укрепить независимость Новгорода от Киева  и превратить новгородскую епископию из союзника княжеской власти в одно из орудий своего политического господства, новгородской знати удалось добиться выборности (с 1156г.) новгородского епископа, который, как глава могущественной церковной феодальной иерархии, превратился вскоре в одного из  первых сановников республики.

Вечевой строй в Новгороде  и Пскове был своеобразной феодальной «демократией», одной из форм феодального  государства, в котором демократические принципы представительства и выборности должностных лиц на вече создавали иллюзию «народовластия», участия «всего Новгорода» в управлении, но где в действительности вся полнота власти была сосредоточена в руках бояр и привилегированной верхушки купечества.

Политическая история  Новгорода в 12-13вв. отличалась сложным  переплетением борьбы за независимость  с антифеодальными выступлениями народных масс и борьбой за власть между боярскими группировками. Антифеодальные выступления городской бедноты бояре нередко использовали для устранения от власти своих соперников, притупляя антифеодальный характер этих выступлений до расправы с отдельными боярскими или должностными лицами. Крупнейшим антифеодальным движением было восстание в 1207г. против посадника Дмитра Мирошкинича и его родственников, обременявших городской люд и крестьян произвольными поборами и ростовщическими кабалами. Восставшие разгромили городские усадьбы и села Мирошкиничей, изъяли у них долговые кабалы. Бояре, враждебные Мирошкиничам, воспользовались восстанием, чтобы устранить их от власти.

Новгороду пришлось вести  упорную борьбу за свою независимость  с соседними князьями, стремившимися подчинить себе богатый «вольный» город. Новгородские бояре умело использовали соперничество между князьями для выбора среди них сильных союзников. Вместе с тем соперничавшие боярские группировки втягивали в свою борьбу правителей соседних княжеств. Наиболее трудной была борьба с суздальскими князьями, пользовавшимися поддержкой влиятельной группировки новгородских бор и купцов, связанных торговыми интересами с Северо-Восточной Русью.

Культура  Руси в 12-13вв.

В 12- начале 13в. выделились три наиболее мощных культурных центра: Великий Новгород с Псковом, Владимир-на-Клязьме и Галич, где появились собственные литературные и художественные силы. Сохраняли свое значение крупнейших культурных центров Киев и Чернигов.

В материальной культуре Руси в 12-начале 13в. наибольшие успехи были достигнуты в городском ремесле, где создавались новые образцы изделий, совершенствовались технологические приемы, намечались процессы дробления и специализации ремесла. Тщательностью отделки и художественностью отличались ювелирные изделия, образцом которых могут служить сосуды из чеканного серебра новгородских мастеров Костки и Братилы, воинские доспехи и оружие, создаваемые по заказам знати, предметы церковной утвари и др. Образцом художественного литейного мастерства русских ремесленников служит скульптура – автопортрет новгородского мастера Авраамия.

В культурном развитии каждого  народа важнейшее значение имеет  письменность и просвещение. Большим  преимуществом Руси в распространении грамотности и просвещения было применение родного языка в качестве государственного и литературного языка. О широком распространении грамотности в самых различных социальных слоях населения Древней Руси, особенно в среде торгово-ремесленного люда, свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные впервые в 1951г. в Новгороде, а затем и в других городах (Псков, Смоленск, Витебск, Старая Русса).

Ведущим жанром литературы оставалось летописание, которому придавалось  большое политическое значение и  к которому привлекались лучшие литературные силы. В 12-13вв. летописание велось почти во всех крупных феодальных центрах при княжеских и епископских дворах или монастырях. Местные летописи имели ярко выраженную политическую направленность, освещали события с позиций религиозно-церковного провиденциализма, областного «автономизма» и политических интересов своего княжества. Летописные записи стали более развернутыми, детализировались большим числом фактов, документальным материалом из княжеских архивов. В летописные тексты вставлялись отдельные литературные произведения светского и церковного содержания. Отличительными чертами летописания были субъективизм в выборе материала, его трактовка в свете феодальной и церковной идеологии, узкий персонализм, сводившийся к описанию междукняжеских отношений, жизни княжеского двора. Несмотря на областнический характер летописания 12-13вв. оно продолжало сохранять общерусское значение.

Переводная литература была преимущественно церковной канонической, «житийной» и нравоучительной. Особое внимание переводчиков привлекали произведения, содержащие сведения по различным отраслям знания. Интерес к географии и истории других стран вызвал появление оригинальных сочинений русский путешественников – так называемые «Хожения».

В церковной литературе дальнейшее развитие получили торжественные проповеди, поучения и «обличительные сочинения» против языческих верований и обычаев, удерживавшихся в народном быту. В начале 13в. начал складываться один из интереснейших памятников «житийной» литературы – «патерик» Киевского Печерского монастыря – сборник рассказов о жизни монахов и главной монастырской святыне соборной церкви Успения.

Разнообразной по жанрам была светская литература: биографические, летописного характера, повести о князьях (жизнеописания Изяслава Мстиславича Киевского, Рюрика Ростиславича Смоленского, Даниила Романовича Галицкого, повести об убийстве в Киеве Игоря Ольговича и о боярском заговоре против Андрея Боголюбского), повести о военных походах князей (о походе Игоря Святославича против половцев в 1185г., о битве с татарами на реке Калке), повесть о разорении крестоносцами в 1204г. Константинополя и др.

Одним из интереснейших  литературных произведений (известным  по двум редакциям 12 и 13вв.) является «Слово» или «Моление Даниила Заточника».

Литература того времени отличалась идейной целеустремленностью  и общественной значимостью, высокими художественными достоинствами и живыми связями с устным народным творчеством.

Уникальным памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве», в основу сюжета которого положено описание неудачного похода в 1185г. северского князя Игоря Святославича против половцев. Автор «Слова» остался неизвестен.

Описание неудачного «особного» похода Игоря было для  автора «Слова» основой для обращения  к князьям объединить свои силы для защиты Руси от ее самых опасных врагов – степных кочевников.

В 12-начале 13в. складываются местные живописные и архитектурные  школы, из которых наиболее значительную роль в древнерусском искусстве сыграли Новгородско-Псковская и Владимиро-Суздальская художественные школы. Древнерусская живопись  (мозаика, фрески, иконы) более чем какой-либо иной вид искусства была связана с религией и церковью, входя важнейшей составной частью в интерьер культовых храмовых сооружений.

С наступлением феодальной раздробленности церковное монументальное строительство, которому придавалось большое общественно-политическое значение, ведется еще более интенсивно, но утрачивает свою былую грандиозную масштабность, становится более дешевым. Сложные по конструкции и архитектурным формам многоглавые храмы сменяются меньшими по размерам одноглавыми кубическими крестовокупольными храмами. Дорогая и сложная мозаика в их интерьерах была заменена фресковой росписью. В Чернигове был создан уникальный башнеобразный храм, увенчанный высокой главой, в котором более всего проявились традиции деревянного зодчества (церковь Параскевы Пятницы).

Могучего размаха  достигло княжеское и церковное  храмовое строительство во Владимиро-Суздальской  земле, отличавшееся удивительной пропорциональностью объемов и линий, придававших сооружениям легкость и изящество. Их парадный и торжественный вид еще более подчеркивался богатой отделкой фасадов декоративной пластикой – резьбой по белому камню фигур святых, растительного и «звериного» орнамента. В одном из последних соборов, выстроенных накануне монголо-татарского нашествия (Георгиевский собор в Юрьеве-Польском), декоративной резной пластикой были покрыты, как ковровым узором, все внешние плоскости стен храма.

Наиболее совершенные, являющиеся мировыми шедеврами, памятники владимиро-суздальского зодчества были создан в княжение Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Величественный и строгий Успенский (выстроенный в 1158-1161гг. и расширенный в 1185г.), торжественный «узорочный» Дмитриевский (1194-1197гг.) соборы во Владимире и одно из самых прекрасных творений древнерусского зодчества – небольшой интимно-лирический храм Покрова на Нерли (1165г.).

Информация о работе Шпаргалка по "Истории восточных славян"