Восточные славяне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:48, реферат

Краткое описание

1.Восто́чные славя́не — культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Составляли основное население средневекового государства Киевская Русь.

Вложенные файлы: 1 файл

Восто́чные славя́не.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

1.Восто́чные славя́не — культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Составляли основное население средневекового государства Киевская Русь.

Особенности:

  1. Подсечная форма земледелия
  2. Язычество
  3. Территориальная семейная община
  4. Полуземлянки
  5. Сжигание мертвых
  6. Военно-демократический строй

  Восточные славяне (анты) обосновались в междуречье Днепра и Днестра.

  Начало процесса  обособления славян из древней  индоевропейской общности относят  к II тыс. до н.э. Предки славян  издавна жили на территории  Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам.

Славянские племена  занимали  преимущественно лесную и лесостепную зону со сложной системой рек, множеством озер и болот. Территории, пригодные для проживания были небольшими, где поселялось несколько семей (территориальная семейная община). Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т.п. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. В задачу общины входило  следить за правильным распределением и использованием земли,а также  организовывать трудоемкие работы.

Важнейшие вопросы общественной жизни решались на народных собраниях, т.е. закреплялись  традиции относительной свободы, военной демократии,  которые были заложены еще в древности, когда племена. Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья, опиравшиеся на дружину и бывшую родовую верхушку.

  Основным занятием восточных славян было земледелие. Они выращивают злаки, особенно пшеницу и просо. Системы земледелия были примитивными и очень трудоемкими. На севере, в степных районах применялось подсечно-огневое земледелие. Освоенные земельные участки (поля) использовали несколько лет, пока земля не истощалась, потом осваивали новые территории и начинали все сначала. Передвижение шло вдоль рек. Основными орудиями труда являлись различные виды деревянного рала (вид плуга), примитивные сохи-суковатки, узколезвенный топор и серп. Восточные славяне занимались также скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством (сбором меда диких пчел), т.е. всем тем, что давал им кормящий ландшафт.

 Славяне были язычниками. Они верили в добрых и злых духов, обожествляли силы природы, поклонялись душам умерших предков. У них не было жрической касты, «священником» был глава рода. Были и спец. Ведуны,которые жили обособленно. Культовые сооружения( идолы и жертвенники) были на открытой территории, связаны с природой.

   Главными богами  были: Даждьбог - бог солнца (Хорос и Ярило у разных племен), Сварог - бог неба, Волос, или Белес - покровитель скотоводства, Перун - бог молний и грома, бог войны, Мо-кошь - богиня плодородия и домашнего очага.

Общественный строй  восточных славян в VII-IX вв. историки определяют как строй военной демократии. Это переходный этап от родоплеменного первобытного общества к социально неоднородному обществу и государству. Для него характерно следующее:

  • Родоплеменная знать, рост имущественного неравенства;
  • сильная власть вождей;
  • наличие постоянной военной организации - дружины
  • патриархальный характер рабства.
  • сохранение элементов первобытных отношений: вооружение всех свободных мужчин, сходы племенного сообщества для решения общих дел, кровная месть, нормы обычного права.

К VIII в. наблюдается тенденция  к объединению восточно-славянских племен. Начинают создаваться союзы  племен. Поляне (живущие в полях), древляне (живущие среди лесов), дреговичи (живущие среди болот), ильменские словяне (живущие вокруг озера Ильмень), или же по именам своих вождей - вятичи (от Вятко), радимичи (от Радко).

Период с VII по IX в. в  истории восточных славян был  временем разложения первобытнообщинных отношений и перехода к классовым, феодальным отношениям. Этот переход  был результатом совершенствования человеком орудий своего труда, что способствовало развитию производства. Результатом роста производительных сил общества стал распад родовой общины. Ей на смену пришла новая территориальная, или соседская сельская община, составной частью которой стала малая семья.

 

 

1. В XIV ст. было для Украины не очень благоприятным. Украинские земли составляли 9/10 территории литовского государства, а русины, что на ней проживали, составляли 90% ее населения. Политика литовцев относительно украинских земель, сначала велась по принципу: "старого не изменять и нового не внедрять".

Во второй половине XIV в. литовцы перенимали традиции украинского народа : изучали и усваивали опыт работы администрации, ведения хозяйства, налаживание налоговой системы и т.д. Украинские князья и бояре имели свои места в великокняжеский раде и центральной и местной администрации. По сделкам, заключаемым с великим князем, русские князья обязывались служить ему как вассалы, а тот, в свою очередь, обещал придерживаться прежних прав и обычаев, существовавших на этих землях и защищать их от татар.

После возникновения Кревской унии 1385 г - усилилось влияние поляков в Украине, началось насильственное насаждение католицизма.

  Люблинская уния создала мощную политико-правовую базу для осуществления крупномасштабной стратегии, направленной на свертывание национальной жизни в украинских землях, расширение и укрепление на них господствующего положения польской шляхты, усиление экономических и социальных притеснения местного населения, установление крепостного права, разграбление природных богатств, ликвидацию духовных и культурных ценностей. Последствия воплощения в жизнь этой стратегии были для Украины фатальными.

Изменения в административно-территориальном устройстве, внедрения чужих по своей природе распорядительных и судебных органов, засилье в них иностранцев и отстранение от власти украинцев - приводили к угасанию национального жизни и государственных традиций.

Король раздавал украинские земли на "вечность" лицам благородного состояния.

Усиливалось имущественное расслоение, увеличивалась барщина, росли натуральная и денежная рента. Крестьяне терпели произвола арендаторов, ростовщиков и правительства, которое взимало с тружеников большие налоги.

С целью расширения пахотных площадей они вырубали старинные пущи, выжигали леса, чтобы продавать потом пепел на поташ за границу.

Украинцам препятствовали при вступлении в ремесленные  цеха, ограничивали в праве на проживание в городах, обкладывали непомерными налогами.

После Люблинской унии активизировалась политика вытеснения украинского языка, культуры, православной религии.

 

2. Необходимость национального самосохранения, особенно обострившаяся после Люблинской унии, повлекла чрезвычайный подъём украинской культуры. В отсутствие государства культура оставалась единственной сферой, где украинцы могли защищать свою самобытность. Именно поэтому культурную жизнь в Украине 16 -- первой половины 17 в. определяют как национально-культурное возрождение.

Своеобразие украинской культуры 16 — первой половины 17 в. обусловливалось тем, что украинский народ был лишён собственной государственности. Ни о какой поддержке и поощрении культурного прогресса украинцев согласно давним традициям не могло быть и речи.

Но, тем не менее, в 16-17 в. Происходит становление и возрождение  украинской культуры.

  1. Создана сеть национальных и братских школ (Острожская школа, Киево-Могилянская коллегия) Братства содействуют книгопечатанию, преимущественно церковных книг и полемических антикатолических изданий, открывают свои школы, типографии, организованно ведут борьбу с наступающим на православие католицизмом.
  2. Усовершенствована техника: с/х орудия труда, инструменты и т.п
  3. Изданы первые книги «Апостол» и «Букварь», открыты действующие типографии
  4. Написаны новые литературные произведения (Летописи, церковно-литературные произведения)
  5. Становление украинского языка (Создание Пересопницкого Евангилие, первый укр. словарь)
  6. Распространение барокко и готического стиля в архитектуре.
  7. Развитие оборонного зодчества( замки, крепости)
  8. Появление ратуш, роскошных замков, жилых домов купеческо-ремесленной знати
  9. Совершенствование искусства иконописи, фресок, росписи церквей, гравюра на дереве, скульптура из камня
  10. Широким народным массам, поголовно неграмотным, конечно литература была недоступна. Ее заменяло устное народное творчества: песни, сказания. В этот период зарождаются так называемые "думы", песни-сказания исторического содержания.

Информация о работе Восточные славяне