Шпаргалка по "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:19, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1:Понятие История. Принципы, методы и источники исторического исследования. Формационный и цивилизационный подходы к истории. Вопрос 2: Цивилизационные особенности России. Вопрос 4: Возникновение Древнерусского государства и его государственный строй. Норманская теория. Принятие христианства.

Вложенные файлы: 1 файл

История Билеты.docx

— 410.14 Кб (Скачать файл)

"Просвещенный абсолютизм" Екатерины II

    Политика "Посвещенного абсолютизма" отображалась в проведении реформ на основе новых разумных начал посвещенным монархом. Эти реформы не затрагивали основ феодально-крепостнической системы, а были способом приспособления самодержавия, изменявшимся общественно-политическим условиям, чтобы не допустить революции.

    Манифестом ПА  стал наказ Екатерины II 1767 года (?). Он должен был стать основой  для создания нового свода  закона (уложением). В наказе была  высказана идея о создании  правового самодержавного государства,  основанного на принципах равенства  перед законом и презумпция  невиновности. Законы должны были  не устрашать, а воспитывать.

    Уложенная комиссия  была открыта в 1767 году в  Уложенном соборе, вошли в нее  депутаты от дворян, города и  государственных крестьян. Для разработки  вопросов создавались депутатские  комиссии. Однако комиссия, в силу  сильных разногласий, в 1767 году  была распущена.

    Экономическая  политика: издается ряд указов, наносивших  дар по монополиям в промышленности  и торговли; провозглашался принцип  свободной торговли и промышленности  людям разного звания, разрешалось  строить фабрики, запрещено было  препятствовать.

      Сфера жизни  и образования: в соавторстве  с Белицким - педагогическая система.

   Цель: не только  подготовка профессиональных кадров, но и воспитание человека и  гражданина. С этой целью создавалась  сеть закрытых воспитательно-образовательных учреждений по сословному принципу, где воспитывались дети от 5 до 20 лет. Считалось, что в условиях изоляции ребенка можно вырастить совершенного человека.

    Правление Екатерины  II принято считать "Золотым"  веком русского дворянства. В  1785 году она подписала жалованную  грамоту, в которой сведены  в едино и закреплены важнейшие  привилегии дворянства: свобода  от обязательной государственной  службы, телесных наказаний, податей,  монопольное право на владение  землей с крестьянами, подсудность  только дворянскому суду. В конце  своего правления Екатерина  II отошла от принципов ПА и  перешла к ужесточению политической  цензуры (причины: революции в  Европе, восстание Пугачева.)

Внешняя политика: Внешняя  политика Екатерины II была достаточно успешной. Благодаря успехам императрицы  в этой области Россия приобрела  небывалый авторитет в Европе.

Сразу же после восшествия на престол Екатерина расторгла  военный союз с Пруссией, заключенный  Петром III. При Екатерине сформировался  новый внешнеполитический курс России, который заключался в том, чтобы  действовать в соответствии с  собственными интересами,не находясь в постоянной зависимости от других государств.

Екатерине пришлось решать три проблемы, оставшиеся ей в наследство:

Возврат белорусских и  украинских земель, остававшихся в  составе Польши;

Обеспечение безопасности южных  окраин России и выход к Черному  морю;

Упрочение России на берегах  Балтийского моря.

С Курляндией и Польшей  дела были улажены дипломатическим  путем, без войны. Решение же черноморской проблемы потребовало серьезных  военных усилий. Интересы России и  Турции сталкивались не только в Причерноморье, но и в православной Молдавии и  на Северном Кавказе и в Закавказье, где наметилась пророссийская ориентация правящих кругов Грузии и Армении.

В конце 1768 г. Турция объявила войну России. Военные действия развернулись на трех фронтах: в Крыму, на Дунае  и в Закавказье, куда русские войска вошли по просьбе Грузии. Война  с Турцией закончилась подписанием  Кючук-Кайнарджийского мира (1774 г.), по которому к России отошли значительные территории. Но в 1787 г. началась вторая русско-турецкая война. В ней проявил свои полководческие таланты А.В. Суворов. Война закончилась победой России в 1791 г.

Пока шла русско-турецкая война, Австрия и Пруссия, без  участия России, начали дележ Польши. В этих условиях Россия, которой  была выгодна единая, но зависящая  от России Польша, вынуждена была включиться в переговоры о разделе этой страны. В результате соглашения между тремя  государствами Польша перестала  существовать как независимое государство, после трех разделов (1772, 1793, 1795 гг.) вся  ее территория была поделена между  Австро-Венгрией, Пруссией и Россией. 
Итоги: Правление Екатерины  явилось новым шагом в развитии абсолютизма, «золотым веком» дворянства, сословные права и привилегии которого настолько расширились, что оно превратилось в паразитирующее сословие. Это было время дальнейшего развития и укрепления крепостного права, доведенного до такой степени, что положение крестьян на практике, в действительной жизни, ничем не отличалось от положения рабов. Одним из следствий данного обстоятельства является крестьянское восстание под руководством Емельяна Пугачева. В тоже время в газах всего мира Екатерина слыла просвещенной монархиней. Она пер переписывалась с Вольтером, приглашала в Петербург Дидро, интересовалась изданием энциклопедии. Читала сочинения Монтескье, Плутарха, Бейля, Корнеля, Барра и других просветителей и философов.

Значительны успехи внешней  политики Императрицы:

- русский флот прошел  через океан и Средиземное  море, возвестил грекам свободу  и разбил турецкий флот в  Чесменском заливе. Султан уступил  русским Новую Сербию, Азов, Таганрог, позволил русским морякам свободно  плавать по Черному морю и  признал независимость Крыма;

- одержана победа в  устье Днепра, отнят Очаков, покорена  Грузия, взяты Хотин, Бендеры,  Измаил;

- в результате Ясского мира в 1792 году Днестр был определен границею и за Россиею упрочено владение Кавказом;

- в результате раздела  Речи Посполитой были присоединены к России  западная Украина, Белоруссия, Литовские земли.

Также при Екатерине основана Российская Академия и общественные банки в Петербурге и Сибири. Были открыты фабрики стальных изделий, кожевенные заводы, многие мануфактуры. Императрица ввела прививание оспы и сама первая ему подверглась. В  Петербурге были учреждены училища  военного и морского ведомства. Снаряжены морские экспедиции в Тихий и Ледовитый океаны, к берегам Азии и Америки.

Билет 14: Россия в  борьбе с традиционализмом. Правление  Александра 1.

Традиционали́зм — мировоззрение или социально-философское направление, которое выраженную в традиции практическую мудрость ставит выше разума[1]; или контрреволюционные[2] консервативно-реакционные идеи, представляющие собой идеологически оформленную защитную реакцию на отклонение культуры и социума от некоей идеализированной социокультурной модели, представляющей собою общий устойчивый порядок[3]. Понятия традиционализма и консерватизма крайне близки, однако консерватизм не отрицает эволюционное развитие общества[4].

Предпосылки и трудности  реформ. Принимая в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. власть над огромной державой, новый царь ясно понимал, что она  нуждается в преобразованиях. Два  ключевых вопроса, которые России предстояло решать в XIX в., были поставлены в повестку дня уже в начале столетия, —  о крепостном праве и о самодержавии. Молодой А. С. Пушкин («увижу ль, о  друзья! народ неугнетенный и рабство, падшее по манию царя, и над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец прекрасная заря?»), в сущности, шел по стопам молодого Александра: «Есть только абсолютная власть, которая  творит все без разбора... Хлебопашец унижен, торговля стеснена, свобода  и личное благосостояние уничтожены». Крепостничество и самодержавие («барство дикое» и «деспотизм») казались императору, воспитанному на идеях  Просвещения, опасным и вредным  анахронизмом. Он говорил о конституции, даровании свободы крестьянам, просвещении  народа и — при всей неискренности, свойственной его натуре, — скорее всего, говорил искренно.

Но был ли Александр I готов  к осуществлению этих планов? Готово ли было общество? Большинство историков  на эти вопросы отвечают отрицательно. Личные качества царя — осторожность, усиливавшийся с годами мистицизм, склонность к актерству, равнодушие к судьбам сподвижников — плохо  соответствовали требованиям, которые  история предъявляет к монарху-реформатору. Что касается общества, то Александру I не раз приходилось отступать  под давлением преобладавших  консервативных настроений. Он получил  престол в результате дворцового переворота, о котором он знал и  жертвой которого стал его отец —  император Павел I. Убит заговорщиками  был и его дед император  Петр III. Знаменитая фраза французской  писательницы Ж. де Сталь о форме  правления в России как о «самовластии, ограниченном удавкой», не казалась Александру I нелепой абстракцией или злобным  преувеличением. Он знал, что конституционные  замыслы, планы освобождения крестьян воспринимаются дворянской массой как  намерение «возжечь бунт», «вручить оружие на истребление дворян». Императору докладывали о едва ли не всеобщем ликовании по поводу отставки его  ближайшего помощника М. М. Сперанского: «Как не сделать примерного наказания  — Сперанского не повесить?! О, изверг! Чудовище! Неблагодарная, подлая тварь!»  — и он отступал. Реформы шли  рывками, то ускоряясь, то замирая —  в зависимости от настроения царя, разрывавшегося между желанием что-то изменить и стремлением сохранить  сложившееся положение между  Сперанским и Аракчеевым. Но трудности  были связаны не только и не столько  с личными особенностями Александра I. Существовали объективные противоречия: между намерением ограничить самодержавие и необходимостью сделать это  при помощи самодержавного государства; между желанием освободить крестьян и невозможностью задеть при этом интересы дворянства; между потребностью в реформах и опасностью социального  взрыва, вызванного реформами.

В преобразованиях царствования Александра I выделяют несколько этапов.

1801—1803гг. Этот этап связан  с деятельностью Негласного комитета, не имевшего официального статуса  кружка молодых друзей царя  П. А. Строганова, Н. Н. Новосильцева, В. П. Кочубея и А. Чарто-рыйского. Обсуждались три вопроса — крестьянский, о реформах государственного аппарата и о мерах в области просвещения:

— указ о «вольных хлебопашцах» (1803) разрешил помещикам отпускать  на волю крестьян с землей и за выкуп (этим указом смогли воспользоваться  не более 0,5% крепостных);

— в 1802 г. вместо коллегий были учреждены восемь (позднее двенадцать) министерств. Министров назначал царь, вводился принцип единоначалия, призванный повысить эффективность центральных  органов управления;

— указом 1803 г. вводилась  единая система учреждений образования: одноклассные сельские училища, трехклассные уездные училища, шестиклассные губернские гимназии, университеты. Устав 1804 г. давал университетам широкую автономию, запрещал властям и полиции вмешиваться в дела университетов;

— в 1804 г. был принят самый  либеральный в истории России цензурный устав.

С осени 1803 г. значение Негласного комитета стало падать, в 1805—1807 гг. внимание царя занимали главным образом  внешнеполитические проблемы (войны  с Наполеоном).

1809—1812 гг. Этот этап связан  с деятельностью Сперанского,  занявшего должность статс-секретаря  и своим возвышением обязанного  лично монарху (в отличие от  «молодых друзей» начала царствования, Сперанский, происходивший из семьи  сельского священника, не имел  никаких связей в высшем свете). По проекту Сперанского, которого  лицейский однокашник Пушкина  М. А. Корф назвал «светилом  русской администрации», предполагалось:

— осуществить принцип  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

— создать систему представительных учреждений — выборных волостных, окружных, губернских дум, которую венчала  бы Государственная дума, высший законодательный  орган страны;

— функции высшей судебной инстанции передать Сенату;

— уточнить функции и  порядок деятельности министерств, усилить их ответственность как  высших органов исполнительной власти;

— учредить Государственный  совет — совещательный орган  при императоре, связующее звено  между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи;

— у императора оставалась вся полнота исполнительной власти, он обладал исключительным правом законодательной  инициативы, мог распускать Государственную  думу, назначал членов Государственного совета;

— разделить все население  России на три сословия — дворянство, «среднее состояние» (купцы, горожане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (крепостные крестьяне, прислуга, мастеровые). Все сословия обретали гражданские права, а первые два  — политические права (в частности, избирательное право).

Вопрос об отмене крепостного  права не рассматривался, реформу  предполагалось завершить к 1811г. Из предложенных Сперанским мер осуществлена была одна — в 1810 г. создан Государственный  совет. Сам Сперанский в начале 1812 г. был сослан в Нижний Новгород. Сопротивление дворянства и чиновничества  проектам «выскочки-поповича» было действительно ожесточенным. Сыграла  роль и «Записка о древней и  новой России», поданная историком  Н. М. Карамзиным сестре императора Екатерине  Павловне: «Всякая новость в государственном  порядке есть зло...» — говорилось в ней.

1818—1820 гг. Это были последние  попытки обсуждения крестьянского  вопроса и вопроса о государственном  правлении:

— в 1818 г. царь поручил Н. Н. Новосильцеву разработать конституцию  для введения ее в России. К 1820 г. была готова Уставная грамота Российской империи. Согласно этому проекту, Россия становилась федерацией, вводились  гражданские права и свободы  и ограниченное народное представительство. Учреждалась конституционная монархия;

— в 1818 г. Александру I был  подан подготовленный по его поручению  проект отмены крепостного права. Его  разработал ближайший сподвижник последнего десятилетия его царствования А. А. Аракчеев.

Оба проекта остались секретными, к их реализации Александр I даже не приступил. •_ В 1820— 1821 гг. восторжествовал  реакционный курс, обычно называемый аракчеевщиной. С планами реформ было покончено. Помещикам подтвердили  право ссылать крестьян в Сибирь. Расширялись военные поселения, созданные в 1815—1819гг. Поселяне должны были соединять военную службу с  земледельческим трудом. Муштра на плацу дополнялась мелочным надзором начальников, следивших за пахотой  и севом. Военные поселения стали  своеобразным символом последнего периода  царствования Александра I, все более  замыкавшегося в себе, отдалившегося  от повседневных забот, «подернутого каким-то нравственным туманом». 19 ноября 1825 г. царь умер.

25 декабря члены Северного  тайного общества привели солдат  на Сенатскую площадь, требуя  конституцию, представительное правление,  гражданские свободы, — то, о  чем мечтал при вступлении  на престол Александр I. Это  совпадение не случайно. Среди  важнейших предпосылок возникновения  тайных обществ реформаторские  замыслы власти занимали далеко  не последнее место. «Не мне  их судить», — будто бы произнес  Александр I, получив информацию  об антиправительственном заговоре. Отказ от преобразований породил  раскол между передовым обществом  и властью — раскол, ставший  одним из важных факторов российской  истории XIX и XX вв.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"