Шпаргалка по "Истории Беларуссии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:04, шпаргалка

Краткое описание

В1. Прадмет і задачы вывучэння гісторыі Беларусі ў сусветным кантэксце Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте.
В2. Фармацыйны і цывілізацыйны падыходы да вывучэння гісторыі.
В3. Кам век на территории Беларус
В4.Бронзовый век.
B5. Ранний железный век.

Вложенные файлы: 1 файл

Отсортированные билеты.doc

— 766.00 Кб (Скачать файл)

В10. Культура Беларуси в 9 - 13 вв. В 9-13 вв. шло развитие культуры.В своей основе она соединяла языческую и греко-византийскую традицию. Язычество сближало славянские общности кривичей, дреговичей, радимичей с местным населением - балтами. Силы, с кот чел не мог справиться, древние славяне наделяли качествами живых существ (водяной,домовой,лесовой и др). Возникли обряды, связанные с разными моментами с/х работ. Они становились целыми календарными циклами: прилет птиц, гуканье весны, вербная неделя, юрьев день, купаловские дни, дожинки, зажинки и т.д. С языческих богов больше всего поклонялись богу грома, молнии и дождя Перуну. Широко был представлен у наших предков культ солнечных богов: Хорос, Даждьбог, Купала и Ярило. Христианство появилось в Палестине во времена Римской империи в среде бедного еврейского населения. В первые столетия верующие собирались в домах для чтения евангелий и тайной вечери. Со временем в христианской церкви на первое место выдвинулись обряды, пышные богослужения, стала складываться церковная иерархия. На первом Виленском церковном соборе (325 г.) в Никее и на втором (381 г.) в Константинополе был разработан в общих чертах «символ веры» - краткое изложение основных положений христианской церкви. В символ веры вошел догмат триединства Бога («Бог - отец», «Бог - сын», «Бог - дух святой») и воскресение Христа. Римские императоры приняли христианство и сделали его гос-ной религией. После распада Римской империи на 2 части римский патриарх, Папа, считал себя 1-м среди патриархов. Вост-е (греческие) патриархи не хотели подчиняться Папе Римскому. Произошел раскол на 2 церкви: западную, римско-католическую и восточную, византийскую (православную), или греческую (1054 г.). Вост-слав княжества приняли византийскую церковь. В 988 г. Киевский князь Владимир принял христианство и в р. Днепр крестил жителей Киева. На Руси появилось духовенство, во главе которого стал митрополит, ему подчинялись епископы. Русское духовенство всегда поддерживало светскую власть. Церковь получила 10-ю часть гос-ных доходов. На Беларуси также стало распространяться христианство, его вначале принимали высшие слои общества, а затем и остальные люди. В 992 г. была создана Полоцкая, в 1005 г. - Туровская епархии. Благотворным было влияние христианства на распространение письменности и образования. Важными культурно-просветительскими центрами на территории Беларуси стали монастыри: Туровский (Варваринский), Мозырский(Петропавловский и Параскевы), Полоцкий (Борисоглебский). При монастырях были своеобразные мастерские (скриптории), в которых переписывались Священное писание и произведения отцов церкви, патерики и жития, византийские хроники и местные летописи. Осн. жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание.Одним из 1-х памятников летописания является «Повесть временных лет». Продолжением ее явились местные летописи: Киевская, Галицко-Волынская, Новгородская, Суздальская. Имеются данные о том, что летописи составлялись в Полоцке, Турове, Новогрудке. Широкое распространение получила каноническая литература, жития и поучения: «Туровское евангелие», «Оршанское евангелие», «Полоцкие евангелие», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Авраамия Смоленского», «Слова Кирилла Туровского: «Притча о душе и теле», «Про слепого и хромого» и др. О распространении письменности на Беларуси свидетельствуют надписи на свинцовой печати полоцкого князя Изяслава, знаменитом кресте Ефросиньи Полоцкой, каменных пряслицах 12 в., найденных в Витебске, Друцке, Пинске. В Бресте обнаружен самшитовый гребень с вырезанным алфавитом (буквы от «А» до «Л»), берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле. Памятниками письменности Беларуси явл надписи на камнях-валунах («Борисовы» и «Роговолодов» камни). Мировым достижениям соответствовало строительство храмов, их архитектура, роспись, убранство. Храмы были не только культовыми сооружениями, в них размещались архивы, гос-ная казна, библиотеки, школы. В 11 в. по инициативе князя Всеслава был построен в Полоцке Софийский собор. В нач 12 в. в Бельчицах (близ Полоцка) сооружена Борисоглебская церковь, а в 1161 г. в Сельце Спасо-Преображенский собор (Спасский или Спасо-Ефросиньевский). Для этого собора по заказу Ефросиньи Полоцкой мастер-ювелир Лазарь Богша создал в 1161 г. крест, обложенный золотыми и серебрянными пластинами с миниатюрными изображениями христианских святых, выполненными многоцветной эмалью. До наших дней сохранилась Борисоглебская, или Коложская, церковь в Гродно. В Каменце в конце 13 в. была возведена вежа (Белая вежа), памятник военного зодчества в Беларуси. В духовно-культурной жизни Беларуси того времени яркой личностью выступает Кирилл Туровский (возможно, 1130 - не позднее 1182 гг.). Он был высокообразованным человеком, блестящим литератором, выдающимся религиозным деятелем. Сохранилось 30 молитв, 8 «слов», 3 поучения, 2 канона, написанных Туровским. За выдающееся ораторское искусство современники называли его «Златоустом». По желанию горожан и князя Юрия Кирилл стал туровским епископом. Личностью, оставившей заметный след в культурной жизни Беларуси, была Ефросинья (Предслава) Полоцкая (возможно, 1104 - 1167 гг.), внучка Всеслава Чародея. Вначале переписывала книги, после постриглась в монашки, поселилась в келье Софийской церкви в Полоцке, где продолжала переписывать книги, позже создавала летописи и собственные писания. В дальнейшем стала игуменьей монастыря Св. Спаса в Полоцке, построила мужской монастырь. В конце жизни Ефросиния совершила паломничество в Иерусалим, где и скончалась. Декоративно-прикладное искусство развивалось под влиянием Византии, однако ремесленники вносили в него и местные черты. Изделия из дерева, кости, металла украшались резьбой, инкрустацией в виде различных орнаментов (геометрические фигуры, фантастические звери и птицы). О высоком художественном мастерстве говорят каменные иконки, украшенные тончайшей резьбой, шахматные фигурки из кости и камня, найденные в Гродно, Волковыске, Лукомле. Ювелиры создали золотые украшения, покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой. Все это свидетельствовало о высоком уровне развития культуры на тер Бел. Большинство памятников культуры древн Бел погибло во времена многочисл-х войн.

В11. Феодальная раздробленность.

Процесс феод-ой раздробл.был  вызван дальнейшим развитием производ.сил  и с.х. и ремесле,ростом горордов,повсеместным преобладанием феодальных отнош.Это  вело к укреплению местных феод-х  центров и стремлению местной феод-ой власти к политическому обособлению своих кН-в.Эти кН-ва имеют собственные интересы,цели и задачи.Одним из первых нач.обособл.Полоцкое кН-во.После смерти Брячислава(1044) пол-им кН-м стал его сын всеслав.Сначала он не выступал против киевских князей и даже поддерживал их в борьбе с кочевниками.Но уже в 1065 г. Всеслав напал на псков,кот.наход.под эгидой Киева.Нападение было отбито.Но в след.1066 г. Всеслав захватил Новгород,разграбил его,взяа большую часть нас-я себе.В ответ на это Изяслав Ярославович захватил Всеслава.В 1067 г. На р.Немига произошла битва Всеслав-Изяслав.Изяслав заманил его в лагерь под Оршей,захватил в плен и посадил в тюрьму.В 1068 г. В Киеве вспыхн.восстание,о время кот.Всеслав освободился и провозгласил Киев ВКЛ.В 1069 г. Изяслав возвр.из Польши,а Всеслав убегает в Полоцк.Сын Изяслава-Мстислав-выгоняет Всеслава из Полоцка.В 1071 г. Всеслав возвр-ся в Полоцк.В к.11-нач.12 вв.от Киева обособл.и др.земли.Выделились в Понемонье Гродненское,Новогрудское и Волковыское.На юге-Пинское и Дубровское.В 60-70 гг. 12 в. Пол. и Вит.кн-ва попадают в зав-ть от Смоленского кН-ва.Под властью Смоленских земель-Орша,Кричев,Мстиславль,Копыль.Земли,располож.на лев.берегу Днепра,и тер.правого берега-Черниговкие кн-ва.

В12. Борьба с агрессией крестоносцев на балтских и славянских тер. Политически раздробленные и ослабленные феодальными междуусобицами белорусские земли стали объектом агрессии  немецких крестоносцев, кот во 2 половине 12 в. начали проникать в восточную Прибалтику. Предки латышей и эстонцев к тому времени еще не имели своей государственности. Тем не менее первые немецкие отряды, кот высадились в устье Западной Двины, были разбиты. Однако они прибывали во все большем количестве, и с конца 12 в. между ними и прибалтийскими племенами началась упорная длительная война.

Планомерное завоевание Прибалтики крестоносцами связано с именем епископа Альберта, который построил в устье Западной Двины крепость Ригу в 1201 г. Годом позже он создал при помощи римского папы — рыцарский орден, который вначале назывался орденом меченосцев, а с 1237 г. — Ливонским. В скором времени орден возвел несколько крепостей, и прибалтам уже не под силу было сдерживать крестоносцев. Они просили помощи у Полоцка. В то время власть Полоцка распространялась на нижнее течение Западной Двины, и прибалтийские племена ливов и латгалов платили ему дань. Здесь имелись и 2 крепости — Герцике и Кукейнос, которые принадлежали Полоцку. Появление немецких крестоносцев в Прибалтике стало угрожать полоцким князьям потерей этих земель. Поэтому летом 1203 г. дружины полоцкого князя Владимира осадили немецкие крепости Икскюль и Гольм. В том же году князь Герцике Всеволод совершил поход на Ригу. Но эти походы не принесли Полоцку успеха. Не был успешен поход Владимира вместе с ливами против крестоносцев и в 1206 г. 11 дней полочане безуспешно осаждали Гольм и вынуждены были отступить. Не помогли и камнеметательные машины. Немецкие рыцари были вооружены лучше полочан. Им помогали северные немецкие города, германский император, папа римский и правители других стран Западной Европы.

В 1208 г. крестоносцы захватили Кукейнос, а в 1209 г. разграбили и сожгли Герцике. В следующем, 1210 г. между рижским епископом Альбертом и полоцким князем Владимиром был заключен договор, по которому Полоцк сохранял свое право получения дани с ливов. Но платить ее обязался епископ. Через два года начались новые переговоры. Владимир потребовал от крестоносцев отказаться от крещения ливов, угрожая сжечь все их замки. Но добиться своего он не смог. К тому же на Полоцкую землю начали совершать набеги литовцы, что значительно ослабило военные силы полочан. Переговоры закончились тем, что Владимир вынужден был отказаться от НижнегоПодвинья, добившись только свободной торговли по Западной Двине. Но борьба полочан против крестоносцев после этого не прекратилась. В 1214 г. немцы, нарушив договор, вновь напали на Герцике, но были разбиты литовцами, призванными Полоцком. Город с частью княжества некоторое время еще принадлежал Полоцку.

В 1216 г. полочане совместно с эстами и литовцами готовили новый поход против крестоносцев. Но накануне его полоцкий князь Владимир внезапно умер. Есть предположение, что он был отравлен немецкими лазутчиками.

В первой трети ХШ века Полоцк и Витебск признали верховную власть смоленского князя Мстислава Давыдовича. Это содействовало объединению сил для борьбы с немецкой агрессией. В 1236 г. под Шавляем рыцари были разбиты литовцами, а в 1237 г. пол Драгичином они потерпели поражение от волынского князя Данилы Романовича.

Для укрепления своего могущества меченосцы объединились в 1237 г. С Прусским (Тевтонским) орденом. Объединенное орденское государство представляло большую опасность для литовских, белорусских и русских земель.

Чтобы противостоять опасности  Полоцк и Витебск установили политические связи с 1Пыдимиро-Суздальской и Новгородской землями, что позволило им нанести поражение шведам в битве на Неве в 1240 г., а 5 апреля 1242 г. разбить немецких крестоносцев на  Чудском озере.

Важную роль в борьбе против немецкой агрессии сыграл литовский народ. В 1260 г. литовцы вместе с русскими и белорусскими воинами нанесли новое поражение крестоносцам на озере Дурбе. Особенно отличились в борьбе с немецкой агрессией дружины гродненского старосты Давыда. В 1314 г. гродненские отряды подруководством Давыда оказали помощь осажденномуНовогрудку. В 1319 г. Давыд совершил успешный поход в Пруссию, а в 1323 г. его дружины нанесли тяжелое поражение крестоносцам под Псковом и за рекой Нарвой.

B13. Нашествие монголо-татар на Вост. и Центр Европу. Бел земли на протяжении многих лет находились под угрозой монголо-татарского нашествия. Только героическая борьба Смоленского княжества в 1238 спасла население Беларуси от монголо-татарского нашествия. Осенью 1239 монголо-татарские орды направились в южные земли  Руси. По пути они захватили и уничтожили  Глухов, Чернигов, сожгли окрестности Гомеля, но гомельскую крепость взять не смогли.

Упорное сопротивление  монголо-татарам оказывали жители бел городов и тогда, когда  монголо-татары, опустошая Русь, двинулись в 1240-1242 на запад. Фланговые отряды Батыя во главе с Гуюнком и Кейданом прошли через южную часть Беларуси, опустошили и разграбили Мозырь, Туров,Пинск,Брест.

Летописи и другие источники донесли до нас неск легенд о жестоких битвах с монголо-татарами в низовьях Припяти,  «за Мозырем, на реке Акуневке»  около Крутогорья, где были разгромлены отряды Кейдана.

В сер и 2 пол 13 в монголо-татары еще не раз осуществляли походы на бел и литовские земли.   Они имели место в 1275,1277,1287,1315,1325,1338 гг. Но завоевать и подчинить их им не удалось. Это можно объяснить рядом причин:

1.ко времени приближения монголо-татар  к бел землям они были уже  обескровлены в тяжелой борьбе  с населением сев и юж земель  Руси(Рязань,Киев,Чернигов,Смоленск)

2.сами Полоцкая, Смоленская,Новогрудская и др земли в это время были уже довольно сильными в военном отношении.

3.в союзе с князьями бел-х  земель в это время находились  и князья литовские, кот имели  хорошо вооруженные силы.

B14. Перадумовы і пачатковы этап фарміравання ВКЛ.

Предпосылки и начальный этап формирования ВКЛ

Процесс образования одного из крупнейших государств Восточной Европы эпохи  Средневековья - Великого княжества  Литовского, Русского, Жемойтского  и других земель - был сложным  и длительным по времени. Окончательно территориальные границы Великого княжества установились во второй половине XIV в. Они простирались от Балтийского до Черного морей с севера на юг, от Брестчины до Смоленщины с запада на восток.

Исторические реалии 13 - 14 вв. подталкивали к балто-славянскому политическому объединению населения как тех, так и других земель. Именно их единство позволило сохранить на то время в значительной степени этническую чистоту, а вполне допустимо, и само существование этносов, населявших этот регион, в условиях противостояния агрессорам с северо-запада (крестоносцы) и юго-востока (монголо-татары). Известны совместные выступления балто-славянских дружин против крестоносцев и их союзника Конрада Мазовецкого.

Чувствительными были и внутренние объединительные тенденции. Двадцать небольших удельных княжеств, которые образовались в результате распада Полоцкого и Туровского княжеств, вели междоусобную борьбу. На балтских землях государственности не было. Здесь возникают племенные союзы, появляются князья (кунигасы), которые имели сильные военные дружины. Они оказывали сопротивление крестоносцам и одновременно сами совершали набеги на земли ослабленной Руси. Внутренняя борьба между племенными союзами возвышала личности некоторых князей. Одним из таких князей был Миндовг .

В такой ситуации ряд земель повели этнично-объединительную деятельность. Ее демонстрировали Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская, Смоленская земли, а также земли балто-восточно-славянские.

В середине 13 в. в балто-восточных  землях происходит возвышение Новогрудка (совр. Новогрудок). Новогрудок был основан Ярославом Мудрым (1044 г.) и долго находился под влиянием Киева, а затем галицко-волынских князей. Урожайные земли Понеманья, относительно безопасное географическое положение в условиях постоянной внешней угрозы привлекли сюда переселенцев из других районов и обусловили подъем производительных сил.

Первым князем - претендентом на роль создателя Литовской державы  был литовский князь Миндовг. Летописная Литва располагалась  на современных восточнолитовских  и северозападных белорусских землях. Во второй половине 40-х гг. 13 в. Миндовг стал князем в Новогрудке, где, согласно Густынской летописи, принял в 1246 г. православную веру. С помощью силы Миндовг в конце 40-х - начале 50-х гг. 13 в. отвоевывает для себя Литву, объединяя ее с Новогрудком. Осознавая, что этот шаг вызовет отрицательную реакцию со стороны галицко-волынских князей, Миндовг вступает в союз с Ливонским орденом, по дипломатическим соображениям принимает католичество и коронуется в Новогрудке. Этим актом весь тогдашний католический мир признал правомочность и независимость Великого княжества Литовского, уравнял его с другими европейскими странами.

Крестоносцы оказались ненадежными  союзниками, и мощь галицко-волынского войска трижды обрушивалась на Новогрудские земли. Неудачи Миндовга привели к замене его на новогрудском княжеском троне сыном Войшелком. В это время из Жемойтии исходит вторая попытка объединения балтовосточнославянских земель, которую предпринял жмудский князь Тройнята. В 1263 г. людьми Тройняты был убит Миндовг. Войшалк укрылся в Пинске.

Полоцк и князь Товтивилл, племянник  Миндовга, тоже намеревался воспользоваться  ситуацией и присоединить к своему княжеству соседние балтские и «русские»  земли. Чтобы устранить конкурента, жмудский князь планировал убить Товтивилла, но в 1264 г. Тройняту убили слуги Миндовга. Великим князем стал Войшалк (1264 - 1267 гг.), который завоевал и присоединил к своим владениям балтские земли Нальшаны и Деволтву, а также объединил Новогрудскую, Пинскую, Полоцкую и Витебскую земли.

Таким образом, новогрудский князь  Войшалк создал ядро державы. Вхождение  балтских и восточнославянских земель в его состав в большинстве  случаев было добровольным и осуществлялось через брачные союзы или через  заключение договоров. Основой Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского стали соседние балтские и восточнославянские (сегодняшние литовские и белорусские) земли. Эта держава была политерриториальной и полиэтничной. Синтез двух начал был естественным, ибо в политическом объединении было заинтересовано население обеих земель. Феодальные княжества-державы, существовавшие на территории Беларуси еще в 10 - 12 вв. привносили свой опыт государственности, экономики и культуры в новое государство, превращая его в Великое Княжество.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Беларуссии"