Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 16:41, шпаргалка

Краткое описание

Содержит краткое описание всех многих отраслей права в Древнего Востока. Предназначена для студентов исторического факультета.

Вложенные файлы: 1 файл

таблица Древний Восток.docx

— 37.05 Кб (Скачать файл)

Вопросы

Шумеро-Аккадское  царство

Вавилон

Ассирия

Хеттское гос-во

Финикия

Урарту

Периодизация

III тыс. до н. э.

Старовавилонский пер. (XX-XVI вв.  до н. э.)

Средневавилонский пер. (1595-1150 гг. до н. э.)

Нововавилонское цар. (626-539 гг. до н. э.)

 

I пол. III тыс. до н. э.

XVII-XII вв. до н. э.

(III тыс. до н. э.)

XXX-XII вв. до н. э.

XII в.- 332 г. до н. э.

XIII в. до н. э.-сер. II тыс. до н. э.

Природные условия

Страна тянется от гор  Армении на севере до Персидского  залива на юге. На западе она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на востоке — с горными кряжами западного Ирана. Реки Тигр и Евфрат благодаря аллювию удобряют и орошают землю, зима была сравнительно мягкой, жаркий и сухой климат; плодородные почвы.

Из-за сильных ветров в  районах пустынь поднимался уровень  воды рек Тигра и Евфрата, что  приводило к наводнениям. В зоне сухих субтропиков зимой выпадал  снег весной, осенью – дожди.

Долина Верхнего Заба удобна для земледелия, т. к. эта река несёт весной много воды после таяния горных снегов. Долина Тигра хорошо орошалась период-ми разливами реки. Осенью шли дожди. Зима держалась недолго, но в декабре и в январе земля нередко покрывалась снегом. Склоны гор в достаточной степени орошались водами горных потоков, ручьев и рек, стекавших главным образом с Иранского плоскогорья.

Малоазийско-армянское нагорье, предст-т собой бол.  безлесную степь, покрытую травой, обеспечивающей прокорм лишь для мелкого рогатого скота. В ЮВ части это плоскогорье в предгорьях Писидийского Тавра переходит в пустыню. Большинство рек, отличаются быстротой течения и несут слишком мало воды.

Сирия лежит на стыке трёх материков. Своей континентальной  частью она теснейщим образом связана с Передней Азией; восточные области Сирии граничат с сирийско-месопотамской степью, сев. — с Мал. Азией, а её южная часть вместе с Палестиной соприкасается с Аравийским полуостровом.

Терр-ия Урарту со всех сторон была защищена горными хребтами и поэтому предст-ла естественные удобства для образ-ия здесь независимого гос-ва и успешной защиты от могущ-ых соседей. Степи, кое-где переходят в полупустыни. Эти бол.  терр-ии, несм. почти лишены растительности и малоплодородны. Но в местах, где население создало оросительную систему, почва даёт возм-ть людям зан-ся з/д

Экономика

Естественные богатства: глина аллювиальной почвы. В  Месопотамии  делали особый прочный материал (смесь  глины и асфальта), который им заменял камень, редко встречающийся  в южной части Двуречья. Развитое гончарное произ-во. Небогатая растительность: финиковая пальма,  тростник, сезам (кунжут), тамариск. Жив/водство: овцы (муфлоны), козы, дикие свиньи, рыба и всякая птица. Скотоводство и земледелие. Тигр и Евфрат были транспортными магистралями страны.

Потребность в строительном материале приводит охране лесов.  Бол.  значение-скотоводство. Аллювиальная почва способствовала развитию земледелия. Хаммурапи обращает большое внимание на развитие ирригации. Распространение получает и садовое хозяйство. Выгодное географическое положение Вавилона способствовало довольно значительному развитию торговли. Хоз-ый строй Вавилонии в основном остаётся натур-ым.

Наряду со скотоводством  бол. значение в хоз/жизни имело з/д (велись крупные оросительные работы), с зерновым земледельческим хозяйством было довольно широко развито и садовое хозяйство. Ремесло: металлургия (достаточное кол-во металл. руды, медь и железо). Натурально-хозяйственный хар-р, вели активные торговые операции с местным хеттским населением.

Скотоводство, как преобладающая  форма хоз/жизни местных племён, грубошёрстные овцы, к-ые явл-ся основным богатством страны; коневодство; наряду с зерновыми культурами некоторое значение имели огородничество и плодоводство; наличие в горах металлической руды. Торговые колонии, построенные ассирийскими торговцами в районе реки Галиса, в самой гуще хеттского населения Малой Азии, были самостоятельными.

Кочевой, скотоводческий образ  жизни. Животные: свинья и бык.  Земледелие: пшеница, ячмень и просо, сажали лён; виноградарство и виноделие, оливковое масло; хорошая железная руда; ткацкое дело; торговля Финикии  достигла высокого развития; высокого расцвета достигла в Финикии морская торговля.

Разведение скота, причём это скотоводство долго носило очень  примитивный кочевой (яйлажный) хар-р. Животные: лошадь, верблюд, осел. З/д: различные виды пшеницы; основные виды ремесленного сырья: глина, камень, дерево и металл (металлургия); древ. урарты были искусными строителями-строили либо из сырцового кирпича, либо из огромных глыб (циклопическая мегалитическая кладка).

Социальная структура

Разложение древ. родообщинного строя и возник-ие на его развалинах древнейших рабовладельческих гос-в; скрытые виды рабства, впервые возникающие в семье; был обычай усыновления чужого ребёнка; характерная черта патриархальной семьи - неполноправное положение женщины, усугублённое обычаем многоженства.  Имущественное расслоение, происходившее внутри сел/общин, приводило к постепенному распаду общинного строя. «Большие люди» (лугаль) – богатые,  «маленькие люди» - малоимущие;

В Вавилоне рабовладельческий способ производства не достиг полного развития. В течение долгого времени продолжали существовать пережиточные формы общины, а также остатки родового строя. Государство, защищая интересы правящего класса рабовладельцев, стремится всячески охранять частную собственность на землю. Воины-колонисты, которые получали от царя земельные наделы, но должны были за это нести военную службу.

Древняя патриархальная семья, существовавшая в Ассирии в течение  ряда столетий, укреплялась и усиливалась  благодаря обычаю первородства. Возникновению  рабовладельческих отношений в  значительной степени способствовала широко распространённая долговая кабала. В Ассирии не существовало твёрдых  фиксированных норм процентов за ссуды денег или зерна. Поэтому  кредитор имел право и возможность  брать любые проценты.

Крупное значение в социальном быту хеттских племён имела патриархальная семья; сохраняются остатки самосуда; военнопленные, обращенные в рабство, широко использовались в хозяйственной  жизни Хеттского государства;

В глубокой древности в  Финикии и в Сирии существовал  такой же общинный строй, как и  в других древневосточных странах.

Урартские цари ведут упорные  войны с соседними странами с  целью захвата добычи и рабов

Форма государственности  и ее особенности

Монархия, напоминающая ранние формы демократии; монарх – эн; слушались его только в интервалах между собраниями, и то не всегда; эн руководил священнодействием в храме, на чем зиждилась его административная власть. Он - председатель совета общинников и верховный жрец.

Монархия – деспотия; бог  Мардук - первый в истории человечества языческий бог, основной специальностью которого является поддержание порядка  в государстве и дача санкции на деятельность монарха.

Монарх и армия как, его основа, гипертрофия светской власти, откровенно второстепенные позиции  духовенства. Ассирийских монархов не очень интересовало то, кто является главным богом в их государстве: для них было важно то, кто стоит во главе войска.

Саническая монархия. Преодолевая нормы родового права, правители хеттов на исходе Древнехеттского царства (XVII–XVI вв. до н.э.) сумели добиться закрепления практики передачи власти сыновьям, результатом чего стало постепенное ослабление влияния совета родовой знати и укрепление централизованной администрации.

Монархия, мало данных об особенностях правления

Теократическая монархия. Рабовладельческое государство Урарту было монархией. Во главе его стоял царь, которому принадлежала верховная, светская и духовная власть. Центром управления являлся царский двор, где основные должности занимали члены царского рода. Для Урарту, подобно другим странам Древнего Востока, было характерно наличие трех ведомств: финансового или ведомство по ограблению собственного народа, военного, или ведомства по ограблению соседних.

Религия

Глава пантеона, общешумерский бог Энлиль, отождествленный с аккадским верховным богом Белом, считался царем богов и покрот вителем земного царя.

Главным богом Вавилонского царства был объявлен местный  бог города Вавилона — Мардук, который  стал считаться верховным богом, творцом людей и животных.

Во главе ассирийского пантеона богов стоял бог Ашур — покровитель Ассирийского царства, создавший не только всех богов, но и самого себя.

В хеттском пантеоне было несколько  солнечных божеств, из которых самым  важным была богиня города Аринна, имя которой неизвестно, так как она изображалась в текстах идеограммой.

Главный бог Тира и Карфагена  — Мелькарт. Такие черты культа, как человеческие жертвоприношения, сохраняются и теперь.

Бог Халда был «гора  Халда», поклонения священному дереву, три основных богов: Халда, Тейшеба и Ард

Важнейшие достижения культуры

Изобретение письменности (именно шумерская письменность была самой  ранней в истории человечества - она относится к 4 тыс. до н.э.). Здесь  же возникли сложные системы счета, положено начало развитию научной мысли - астрономии и математики,созданы первые в истории поэмы, элегии; составлен первый в мире библиотечный каталог,

Законы Хаммурапи - первый из известных во всемирной истории  сборник законов. Величайшим поэтическим произведением древневосточной литературы является «Эпос о Гильгамеше». Астрономия, и медицина развивались в тесной связи с астрологией и магией.

Царские надписи, повествующие о событиях того или иного царствования, имели в Месопотамии многовековую традицию, но только ассирийцы превратили их в настоящую литературу.

Их архитектура имеет  много оригинального. Что касается изобразительных искусств, то хетты  в этой области стояли значительно  ниже египтян и вавилонян. Она была мостом между древним Востоком и древней Европой, что она способствовала проникновению элементов вавилонской культуры в греческое общество еще в очень древние времена.

Однако финикийские изделия  художественного ремесла, как, например, бронзовые, серебряные и золотые  чаши с чеканными изображениями, находили большой спрос в странах Перед. Азии и Средиземноморья,и именно при посредстве финикийцев искусство древнего Востока оказывало в первой пол. I тыс.значительное влияние на искусство Италии и Греции.

Ценнейшая летопись Сардура, мегалитическая архитектура, ювелирное искусство, гиероглифическая письменность. Предметы урартского искусства,обнаруживаются лишь в центре страны, а также вблизи крупных урартских центров, причём это обстоятельство относится даже к художественной керамике. Расцвет урартского искусства пришёлся на годы расцвета самого государства Урарту.


 

 

Вопросы

Брахманизм

Буддизм

Джайнизм

Индуизм

Время возникновения

VI вв. до н. э.

Сер. 1 тыс. до н.э.

Ок.VI в. До н.э.

I-V вв. н.э.

Основатели

пророк – Риши

Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни

Кшатрий Вардхамана или Джина Махавира

У индуизма нет основателя, т.к. нет единой философии и единой религиозной структуры (такой как  Церковь). Это старейшая в мире религия, к-ая предшествует писаной истории.

Религиозные книги

Айтарея и Каушитаки, Панчавимша и Джайминия, Тайттирия, Шатапатха, Го-патха. Упанишады, Высшие Боги/Начала –Брахма

Трактат "Артхашастра" ("Наставление о пользе", IV-III вв. до н.э.), написанный древнеиндийским гос. деятелем Чанакъей (лит.псевдоним Каутилъя)

Канон Шветамбаров, составленный в конце IV века до н.э. и приобретший окончательную форму в X – XI века н.э.

Веды (гимны, брахманы, араньяки и упанишады), эпос "Махабхарата", особенно такая её часть, как "Бхагавадгита", и "Рамаяна", пураны, дхармашастры и др.

Важнейшие положения вероучения

Одушевлённость природы  и перевоплощение всех живых существ. Реинкарнация происходит как воздаяние (карма) за добродетельность или греховность предшествующей жизни.

Положительная карма предоставляет  возможность родиться в новой  жизни в более высоком соц. статусе или даже небожителя.

Карма отрицательная приведет к рождению в более низком общественном положении или даже в животном или растении.

Кармический критерий поведения  человека есть выполнение или невыполнение дхармы — долга, связанного с образом  жизни, установленным Брахмой для  каждой варны.

 

Жизнь ,как страдание. Страдание связывается не только с неизбежным приходом болезней и смерти, но и с  желанием лучшего возрождения, с самой целью перерождения. Причиной страдания Будда называет страстное желание жизни,богатства наслаждений или лучшей судьбы в новом существовании. Путь освобождения от страданий ему представляется в виде полного контроля над своим духом и поведением,а конечной целью при этом является  нирвана,после к-го человек разрывает цепь и уже не рождается вновь.

Ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны, называется джиной. Существует пять основных этических принципов — обетов, к-ые должны выполнять джайны. Степень того, насколько строго должны выполняться эти обеты, зависит от того, кем является джайн — монахом или мирянином.

 

Реальная повседневная практика народных верований и обычаев, отличающаяся большим разнообразием в зависимости  от местных этнических, национальных, соц. условий. Она состоит в совершении различных молитв, обрядов, ритуалов, предусмотренных на все более  или менее важные случаи жизни  верующего.

Место религии в гос-ве и общ-ве

Первостепенная роль в  обществе брахмананов - это исполнение обрядов. В привилегированном положении находились брахманы (жрецы, духовная власть) Со временем, ритуально-практические наставления брахманов составили сборники своеобразных ритуальных "инструкций" и разъяснений. Они регламентировали широкую сферу поведения. Как и сами жрецы, тексты назывались брахманами. Брахманы, привыкая к ведам, образовали особый класс текстов, занятых, скорее, религиозностью, нежели религией.

 

В индуистской Индии джайны на протяжении многих веков существовали в качестве этноконфессионального меньшинства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №3

Вопросы

Конфуцианство

Моизм

Даосизм

Легизм

Время возникновения

VI в. до н.э.

V-IV вв. до н.э.

2-й пол. I тыс. до н. э.

(390—338 гг. до н. э.)

Основатель

Конфуций,а затем развивали его ученики и последователи такие как ,Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др

Древнекитайский мыслитель Мо-цзы.

Древнекит. философ Лао-цзы, к-ый был современником Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди.

Основатель легизма Шан Ян

Основные положения учения

Как целостное этико-религиозное  учение, Конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным, существование эксплуататоров и эксплуатируемых - людей умственного  и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются  им и содержат их своим трудом. Основными  категориями К. явл-ся понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала.

Основные положения моизма:

1. Почитание достойных  (Шан сянь). 2. Почитание единения (Шан тун).

3. Объединяющая любовь (Цзянь ай).

4. Отрицание нападений  (Фэй гун).

5. Сокращение потребления  (Цзе юн).

6. Сокращение погребальных [расходов] (Цзе цзан).

7. Воля неба (Тянь чжи).

8. Духовидение (Мин гуй).

9. Отрицание музыки (Фэй юэ).

10. Отрицание предопределения  (Фэй мин)

Центральной доктриной этой религии является учение о великом  Дао, или всеобщем законе и абсолюте. Дао вечен и безграничен, он господствует во всем^всегда и везде. Этот абсолют сотворил все, сам он существует вечно. Дао создал даже Великое Небо. Он недоступен органам восприятия, постоянен и неисчерпаем, не имеет формы и имени, но дает начало всему на свете. Смыслом жизни человека является познать Дао, следовать ему и слиться с ним. В этом и заключается счастье. Всеобъемлющий абсолют проявляется через свою эманацию — дэ, к-ая всех вскармливает.

Основные положения легизма:

1.«По своей природе  народ ненавидит труд, любя покой;  при последнем наступает запустение, а при запустении - неустройство»  (Хань Фэй). «Необходимо ликвидировать распущенность, установить «четкие представления» о наказаниях, наградах, наставлениях» (Шан Ян).

2.Конфуцианское человеколюбие  нежизнеспособно как принцип  управления.

3.Введение законов с  жесткими нормами, обязательными  для всех и обеспеченными наказанием.

4.Унификация норм. «Совершенно  мудрый, управляя государством, устанавливает единые правила наград, единые правила наказаний, единые правила наставлений

5.Строгая система наказаний.  «Коль наказания мягки, невозможно  искоренить преступность», «в  образцово управляемом государстве  много наказаний и мало наград»  (Шан Ян).) .

6.Укрепление войска, чиновничьего  и карательного аппарата на  основе строгой ответственности  государственных служащих и почтения  к государству.

Социальный характер

Согласно конфуцианству  все люди были разделены на пять категорий. Первая - люди привычки, живущие  повседневной животной жизнью; их понятия  дальше глаз, ушей и рта не простираются. Вторая - люди грамотные, образованные, живущие в соответствии с законами и обычаями. Третья - люди здравого смысла, одинаковые в горе и радости, невозмутимые философы, умеющие говорить и молчать. Четвёртая - люди прямодушные и истинно  добродетельные. Пятая - люди, совершенные  во всех отношениях. Согласно конфуцианству "человек обладает способностью совершенствоваться или развращаться, смотря по доброму или злому употреблению своей воли; за злые деяния он заслуживает  наказания, за добрые - награды.

Главный пафос социально-этического ядра моистской философии – аскетическое народолюбие , предполагающее безусловный примат коллективного над индивидуальным и борьбу с частным эгоизмом во имя общественного альтруизма. Интересы народа в основном сводятся к удовлетворению элементарных материальных потребностей, определяющих его поведение: «В урожайный год люди гуманны и добры, в неурожайный – негуманны и злы» (Мо-цзы, гл. 5).

 

 

 

 

 

 

 

В соц.  плане лейтмотивом  даосизма проходят осуждение гордыни, проповедь сред. достатка и умеренности. В «Дао дэ цзин» нашли отражение широко распространенные среди общинного крестьянства представления об имущественных переделах в пользу бедных. Небесное дао, говорится в каноне, «отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято».Свои надежды на восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-цзы связывал с умными вождями из числа наследственной знати, которые смогли бы увидеть «чудесную тайну дао» и повести за собой народ.

 

Место в государстве и  обществе

Конфуцианство уделяло большое  внимание вопросам так называемого  гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась К. священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять". Конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имён"), к-ое призывало ставить всех в обще-ве на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция. К. призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжёлыми налогами и повинностями.

 

 

Основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов, и в первую очередь официальный  религиозный культ с его догмами  о «небесной воле» и «государе — сыне неба», дарующих законы дао народу. Дао в интерпретации последователей Лао-цзы — это абсолютное мировое начало. Существующие в обществе недостатки даосы объясняли тем, что люди, предавшись суетным желаниям, отошли от первоначальной простоты, разорвали естественные узы, скреплявшие их с землей, и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной общественных неурядиц является переход от изначального слияния человека с дао к развитию его способностей и знаниям.

В «Книге правителя области Шан» была сформулирована программа реформ, позволяющая создать в стране сильную централизованную власть и усилить роль гос-ва. Некоторые реформы были прямо направлены против простого народа – увеличение налогов, запрещение переселения, а некоторые – против чиновников – регламентация их деятельности, сокращение их численности, ужесточение наказаний. Реформы также были направлены против ученых, которых причисляли к бездельникам и наказывали и против торговцев, для которых был введен высокий налог.



Информация о работе Шпаргалка по "Истории"