Шпаргалка по "Истории Беларуссии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:04, шпаргалка

Краткое описание

В1. Прадмет і задачы вывучэння гісторыі Беларусі ў сусветным кантэксце Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте.
В2. Фармацыйны і цывілізацыйны падыходы да вывучэння гісторыі.
В3. Кам век на территории Беларус
В4.Бронзовый век.
B5. Ранний железный век.

Вложенные файлы: 1 файл

Отсортированные билеты.doc

— 766.00 Кб (Скачать файл)

Сторонником первой гипотезы является российский археолог В.Седов. Он создал теорию субстратного происхождения  белорусов. Под балтским субстратом (от латинского термина - основа, подкладка) понимается этнокультурное население  балтского этноса, оказавшее влияние на формирование белорусской народности. Сторонники этой теории утверждают, что в результате славянизации балтского населения, смешения с ним славянского, произошло отделение части восточно-славянской народности, что привело к становлению белорусского языка и народности.

Другие исследователи  утверждают, что расселившись на территориях, которые ранее занимали балтские племена, славяне частично оттеснили  их, частично уничтожили. И только небольшие  островки балтов, которые вероятно подчинились славянам, сохранились в Подвиньи, ВерхнемПоднепровье. Но за балтами остались правобережье среднего Понеманья и некоторые части территории между Неманом и Припятью.

Нет четкого общепризнанного  мнения у исследователей и по вопросам формирования племенных союзов, которые составляли основу белорусского, русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате интенсивного освоения славянами территории Беларуси, где ранее жили балты, в VIII - IX вв. сложились этнически близкие между собой племенные союзы: кривичи, дреговичи, радимичи, частично волыняне. На их основе образовался старобелорусский этнос. В его формировании приняли участие ятвяги и некоторые другие балтские племена.

Предки восточных славян, которые расселились в припятском Полесье, ассимилировали (заменили)балтские племена. В результате на территории, которую занимали приднепровские балты, возникли восточнославянские племена дреговичи, кривичи, радимичи - предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне, древляне, северяне, волыняне - предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских славян, вятичей, частично верхневолжских кривичей - предков современных русских.

Сторонники другой точки зрения,во-первых, считают, что сторонники первой гипотезы преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Во-вторых, они отмечают Среднее Понеманье, где балты составляли значительную часть населения еще на начало II тысячелетия. В славянизации этих земель значительная роль принадлежит волынянам, дреговичам, в меньшей степени - древлянам и кривичам. Они признают, что основу старобелорусского этноса составляли кривичи, дреговичи, радимичи, в меньшей степени - волыняне, большинство которых участвовало в этногенезе украинцев. Доказывают, что как часть волынян приняла участие в формировании белорусов, так и часть дреговичей - в этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали в формировании белорусов и одной из групп русского этноса. Кривичи сыграли большую роль не только в формировании белорусов, но и в становлении северо-западной части русского этноса.

Главным занятием населения  белорусских земель было земледелие. Восточные славяне принесли более  прогрессивную форму земледелия - пахотную, но продолжали использовать и подсечное земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, лен. Важную роль играло животноводство. Семьи, объединенные общностью хозяйственной жизни, образовали сельскую (соседскую) или территориальную общину. Обрабатываемая земля, леса и водоемы были собственностью всей общины. Семья пользовалась отдельным участком общинной земли - наделом.

В IX - XII вв. у восточных славян складывается феодальный уклад. Вначале основная часть населения была свободными общинниками, которых называли «люди». Их социальное положение постепенно менялось: часть попадала в зависимое положение, часть оставалась относительно свободной. Зависимых людей называли «челядью». В составе челяди были категории населения, лишенные личной свободы - холопы.

О становлении классового общества свидетельствует не только зависимое положение отдельной категории населения, но и наличие дружины. Дружинники (или бояре) получали от князя право собирать дань с определенной территории. Сбор дани со свободного населения той территории, которой «владел» князь, называлось полюдьем. Постепенно дань становится феодальной рентой. В это время образуются города. Одни выросли из укрепленного сельского городища как Полоцк, другие как княжеские замки - Менск, Гродно, Заславль. Третьи возникали на торговых путях. Город состоял из частей: детинца, укрепленного валами, рвами, стенами; посада - место, где селились ремесленники и торговцы; и торга - места продажи и купли товаров.

Славяне исповедовали языческую  религию. Они верили в бога солнца, огня, Перуна и др. Умерших хоронили в ямах, насыпая над ними курганы. Верили в загробную жизнь. Украшения носили из кости, меди, керамики.

В7.Становление государственности на вост-слав землях. Первые гос-ные образования на вост-слав землях стали возникать ещё в 6-9 вв. В это время на тер соврем Бел существовали 3 территориальные культурно-этнические объединения - дреговичи, кривичи и радимичи. Дреговичи занимали большую часть Южной и значит часть Средней Беларуси (между Припятью и Зап Двиной). Радимичи заселяли земли между Днепром и Десной (основной ареал их расселения - бассейн реки Сож). Кривичи жили на севере Бел и в соседних районах Подвинья и Поднепровья (в верховьях рек Зап Двины, Днепра и Ловати). Кривичи были самым многочисленным населением вост-слав земель.Ещё до середины 9 в. на территории, населённой древнеславянскими племенами, стали формироваться раннефеодальные княжества. У них были свои территории, кот складывались из волостей, бывших родовых общин. В каждой волости было своё вече и свой князь с дружиной. Законодат. власть в волости принадлежала вечу - народному собранию. Вече выбирало князя, объявляло войну и заключало мир, принимало решения, кот регулировали хоз-ные и общественно-правовые отношения. Исполнит власть в волостях осуществлялась волостными князьями. Они вместе с дружинами защищали территории волостей от внешних врагов, совершали военные походы в соседние земли, вершили суд над своими подданными.Развитие земледелия и животноводства, городов, ремесла и торговли, а также необходимость объединения для защиты славянских земель от набегов хазар, печенегов, половцев и других воинственных кочевников привели к созданию могущественной державы, которая называлась Киевской Русью(КР). Летописцы свидетельствуют, что уже в нач.9 в. существовали 2вост-слав союза: северный - с центром в Новгороде и южный - с центром в Киеве. Поздней эти союзы объединились и создали единое государство - КР. Земли дреговичей, радимичей и кривичей вошли в состав этого государства. Радимичи перестали платить дань хазарам, а кривичи - варягам. Они оказались под защитой Руси.КР - это раннефеодальное монархическое государство. Во главе его стоял великий князь. В состав государства входили отдельные земли во главе со своими князьями. Местные князья находились в вассальной зависимости от великого киевского князя. Они должны были являться со своими дружинами по требованию великого киевского князя для осуществления военных походов. Подвластное местным князьям население платило дань великому киевскому князю. В то же время местные князья имели почти неограниченную власть в своих княжествах.КР представляла собой специфическое раннефеодальное гос-во. Она не была единым, централизованным, монолитным гос-ным образованием. КРсформировалась как федерация феодальных княжеств, каждое из которых сохраняло относительную самостоятельность и самобытность. КР можно назвать феодальным федеративным монархическим государством с мощной военной организацией. Это позволяло ей защищаться от соседних государств и отражать набеги воинственных кочевников, самой совершать завоевательные походы и некоторое время держать в подчинении местных князей и бояр, склонных к сепаратизму.В период Киевской Руси на территории Беларуси самыми значительными были Полоцкое и Туровское княжества, которые входили в состав Древнерусского государства.

В8. Полоцкое, Туровское княжества в 9-13 вв.Вост-слав союзы племен чувствовали родство между собой, они были близки по языку, культуре, обычаям, имели много общих внешних интересов. Все это создавало условия для политического объединения вост славян, что и произошло во 2 половине 9 в. Во главе этого объединения стала династия Рюриковичей, а главным городом - Киев. Однако империя Рюриковичей не была централизованным гос-ным образованием. Она представляла собой политические объединения феодалов вокруг великого князя с целью отпора постоянным набегам внешних врагов и сбора дани с собственного населения. Терр соврем Б находилась на зап окраине Киевской Руси. Вначале здесь существовали Полоцкое и Туровское княжества. По мере развития феодальных отношений некоторые княжества делали попытки выйти из-под власти Киева. Одним из первых начал обособляться Полоцк. Полоцк впервые упоминается в источниках под 862г. В последней четверти 10 в. шла упорная борьба за великокняжеский престол между сыновьями Киевского князя Святослава и Киевским князем Ярополком, Новгородским князем Владимиром. Каждый из них стремился иметь Полоцкое княжество своим союзником. С этой целью Владимир решил жениться на дочери Полоцкого князя РогволодаРогнеде, но встретил с ее стороны решительный отказ. Тогда Владимир захватил Полоцк, убил Рогволода, силой взял себе в жены Рогнеду и стал Вел Киевским князем. В крупнейшие города в качестве своих наместников Владимир направил своих сыновей. Его сын от Рогнеды Изяслав получил Полоцк. После смерти Изяслава в Полоцке княжили его сыновья и внуки. Наивысшего расцвета Полоцкое княжество достигло при князе Брячиславе (1001-1044гг.) и Всеславе (Чародее) (1044-1101гг.). В это время расширились границы княжества. Оно занимало тер теперешней Витебской области, северную часть Минской и неск-ко соседних районов. В вассальной зависимости от княжества были земли, которые простирались по нижнему течению Западной Двины, где находились города Кукенойс и Герцике. Полочане контролировали торговый путь «изваряг в греки», собирали дань с балтских племен. Между Полоцком и Киевом велась борьба, которая продолжалась с перерывами более 100 лет. Полоцкие князья дважды занимали Новгород, вели борьбу за Псков и Смоленск. В 1067г. произошла битва на реке Немига, шла война с Владимиром Мономахом. В 1127г. сын Мономаха Великий князь Киевский Изяслав организовал большой поход коалиции южно-русских князей против Полоцка. Затем полоцкая земля распалась на удельные княжества: Полоцкое, Минское, Друцкое, Изяславское, Логойское и др. Во второй пол XII в. в восточную Прибалтику стали проникать крестоносцы. Предки латышей и эстонцев к этому времени не имели своей государственности и были язычниками. Северная опасность со стороны немецких крестовых орденов была замаскирована миссионерской деятельностью. В 1186г. полоцкий князь Владимир разрешил немцу Мейнарду вести христианскую работу среди подчиненных Полоцку ливов. Крестоносцев интересовало не столько миссионерство, сколько завоевание новых земель в Прибалтике. В 1201 г. при епископе Асберте (с разрешения полоцкого князя) была построена крепость Рига. В 1202 г. здесь был создан при помощи римского папы орден меченосцев, который в 1237 г. стал называться Ливонским. Появление немецких крестоносцев в Прибалтике стало угрожать полоцким князьям потерей этих земель. Поэтому летом 1203 г. дружина Полоцкого князя Владимира Всеславича осадила немецкие крепости Икскюль и Гольм. Но этот поход был неудачным. В 1208 г. крестоносцы захватили Кукенойс, в 1209 г. разграбили и сожгли Герцике.

Чтобы противостоять опасности, Полоцк и Витебск установили связь с Новгородской землей, что позволило им нанести поражение шведам на Неве в 1240 г., и 5 апреля 1242 г. разбить немецких крестоносцев на Чудском озере. В 1260 г. литовцы вместе с русскими и белорусскими войсками нанесли поражение крестоносцам на озере Дурбе. Таким образом, коалиции всех сил северной части Европы удалось отстоять свою независимость. Туровское княжество образовалось на территории южной Беларуси в бассейне Припяти и ее притоков. Столица княжества - город Туров упоминается в летописи под 980 г. До конца X в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное. Здесь руководила династия князей. С конца X в. в Турове княжит сын Великого князя Киевского Святополк, который вел борьбу за самостоятельность княжества. С 1054 г. по 1119 г. Туровским княжеством владели князь Изяслав (сын Ярослава Мудрого) и его сыновья. С 1113 г. княжество перешло к наследникам В. Мономаха. В 50-е г XII ст. Туровским княжеством овладел Юрий Ярославович, который вернул княжество династии князя Изяслава. Особенностью общественно-политического строя Туровского княжества было наличие в городе и князя, и посадника, что было еще характерно только для Новгорода Великого. В это время жители Беларуси оказали упорное сопротивление монголо-татарам, когда они, опустошая Русь, двинулись в 1240 - 1242 гг. на Запад. Фланговые отряды Батыя прошли через южную часть Беларуси, опустошили и разграбили Мозырь, Туров, Пинск, Брест. В середине и второй половине XIII в. монголо-татары еще не раз осуществляли набеги на белорусские и литовские земли, но завоевать и подчинить их им не удалось. В конце XII - нач XIV в. Туровская земля была целиком присоединена к ВКЛ.

В9. Социально-экономическое развитие белорусских земель в 10 — пер пол 13 в. Расселение восточнославянских племен на территории Белоруссии совпало с формированием феодального способа производства. Способ производства — это такой хозяйственный уклад, который характеризуется определенным типом отношений в жизни людей, имеющий в своей основе ту или иную форму собственности на средства производства. При первобытнообщинном строе существовала общинная собственность на средства производства. Необходимость коллективного труда и общественной собственности на средства производства (землю, орудия труда) было обусловлено примитивностью орудий труда. В общинах существовал уравнительный принцип распределения производимых материальных благ (продуктов питания, одежды и т.д.). Только на некоторые орудия труда существовала личная собственность членов общины.В результате разложения первобытного общества складывается рабовладельческий способ производства. Основным источником добывания рабов долгое время была война, захват людей в плен. Но у восточных славян рабовладение широкого распространения не получило, хотя просуществовало довольно долго. Об этом в свое время писал Кирилл Туровский. В одной из своих проповедей он писал, что хозяева плохо относятся к своим рабам и рабыням, не дают им в достаточном количестве продуктов питания, одежды и бьют их часто без причины. Но уже с 9 в. у восточных славян шел интенсивный процесс формирования феодальных отношений.

Феодальными отношениями называются такие отношения, которые основаны на частной собственности на землю и неполной собственности на работников — крестьян. Поскольку при феодализме основным средством производства была земля, она и стала собственностью феодалов. Верховным собственником земли ее распорядителем в раннефеодальном государстве — Киевской Руси, куда вошли земли кривичей, радимичей и дреговичей, был великий князь. Он регулировал владения крупных, средних и мелких феодалов в зависимости от своих военно-политических и финансовых целей. Феодалы получали во владение землю от великого князя за службу, в основном военную или государственную. Получив землю, феодал независимо от формы собственности (условной или безусловной) не мог обойтись без крестьян, т.к. землюнужно было обрабатывать.Феодал наделял землей крестьян, которые попадали при этом к нему в зависимость. Существовали две формы феодальной зависимости: экономическая (выполнение крестьянами феодальных повинностей: дани, оброкапродуктами, денежного оброка, барщины) и личная (лишение личной свободы). В Древнерусском государстве все крестьяне уже находились в  экономической зависимости и выполняли в пользу феодалов повинности — давали дань, платили оброк и даже выполняли барщину. Но первоначально основной формой повинностейбыла дань. Она взималась продуктами неземледельческого характера (мехом, медом, рыбой, грибами и т.д.). Это было связано с тем, что уровень производительности труда в крестьянском хозяйстве был еще низким. Крестьяне не производили в достаточном количестве излишков продуктов, которые феодал мог забирать. При феодализме помимо принципа «нет земли без господина» действовал другой принцип — пользоваться крестьянином так, чтобы его хватило на завтра, т.е. давать возможность воспроизводиться крестьянскому хозяйству. Когда же производительность труда в крестьянском хозяйстве возросла, феодалы начали переводить крестьян на оброк продуктами, денежный оброк и даже барщину. При феодализме все 4 формы феодальных повинностей сосуществовали, но однаиз них в тот или иной период была главной, доминирующей: в IX – XI вв. - дань, в XI - XIV в. - оброк продуктами, в XV – пер пол XVI в. – денежный оброк, со второй половины XVI в. — барщина.

Но одной экономической зависимости для эксплуатации феодалами крестьян было недостаточно. Феодалы стремились установить и личную власть над крестьянином. Уже в «Русской правде» Ярослава Мудрого встречаются и категории лично зависимых крестьян — закупы, рядовичи, изгои, холопы и др. Но все они, кроме холопов, были еще временно лично зависимыми и могли освободиться, если отдавали купу или выполняли условия договора — ряда. Да и феодалы еще не стремились их закабалить окончательно, ибо сами еще не были неограниченными собственниками земли. Крестьяне в это время жили общинами и сообща отвечали за выполнение повинностей.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Беларуссии"