Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 16:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 4 ответа на вопросы по дисциплине "История"

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 3 местное самоуправление.docx

— 22.15 Кб (Скачать файл)

Тема 4. Концепция  местного самоуправления в дореволюционной  России:

Элементы местного самоуправления на ранних этапах Российского государства.

Вопрос 1. Элементы местного самоуправления в  Древней Руси. Новгородская и Псковская  феодальные республики.

Вопрос 2. Местное самоуправление при Иване  IV .

Всякий великий  человек является единственным в  своем роде. В историческом шествии  ученых у каждого из них своя определенная задача и свое определенное место.

Иван IV Васильевич Грозный, был сыном Василия III и  Елены Глинской. История Руси называет Василия III великим князем, который  начал свое правление с 1533 года. В 1547 году Иван Грозный стал первым русским  царем, так как до этого Русью  правили князья. С Этого времени все князья московские стали называться царями. Патриарх Константинопольский в 1561 году подтверждает специальной грамотой право на новый титул Местное самоуправление при Иване Грозном .

В документе  подчеркивается, что Иван IV происходит из царского рода. В начале своего правления  Иван IV окружил себя честными и умными соратниками. В 1552 году он взял Казань, а в 1556 году присоединил к России Астраханское ханство.

ван Грозный завоевал Сибирь, Западную часть Сибири, присоединив ее к России. Им основаны Саратов, Самара, Царицын- теперь именуется Волгоградом, Уфа и Чебоксары. Так стало наше государство таким большим благодаря этому правителю. Иван Грозный стал собирать Земские Соборы, при нем составлен Судебник. В государстве приняты новые реформы. Иван Гррозный известен нам и как очень талантливый писатель. Царь вносил огромный вклад в монастыри, помогал деньгами, украшал богатыми ризами особенно уважаемые иконы.

Храм Василия  Блаженного на Красной площади построен при Иване Грозном. Во второй половине его правления начинаются казни  людей, и часто жертвами становились  невиноватые и преданные люди. Иван Грозный собрал шеститысячную  дружину, которая начала притеснять, убивать и бесчинствовать по отношению  ко всем людям. Местное самоуправление при Иване Грозном Простые  люди боялись этой дружины. Под конец  своей жизни Иван Грозный уезжает  из Москвы, и живет в Александровской  слободе, где очень часто ходит  в церковь.

Возможно он хотел замолить свои грехи и успокоить свою душу. Умер царь от неожиданного удара 18 марта 1584 года.

Страсти –  враги покоя, но без них на этом свете не было бы ни искусства, ни наук, и каждым дремал бы нагим на куче своего навоза.

Вопрос 3. Централизация местного самоуправления в ходе становления российского  абсолютизма. Реформы Петра 1.

Централизация местного управления в ходе становления  российского абсолютизма. В начале XVII в. вводится институт воевод как основное звено местного самоуправления. Все воеводы назначались разрядным приказом, утверждались царем и боярской думой и подчинялись тому приказу, в ведении которого находились город с уездом. Воевода имел многочисленные права и обязанности: охранял феодальную собственность, боролся с укрывательством беглых, выполнял административно-полицейские функции, а также военные - набирал служилых людей, ведал местными служилыми людьми. Широкими были финансовые полномочия воеводы: он осуществлял финансовый контроль за деятельностью сборщиков налогов.

В XVII в. продолжали существовать обе формы самоуправления - губная и земская, однако губное управление переживало кризис. Воеводы нередко  использовали губные избы как дополнительный административный аппарат. Несмотря на то что ст. 21 Соборного Уложения 1649 г. закрепляла независимость губных дел от воеводы, фактически губные старосты находились под надзором, а потом - и в полном подчинении у воевод. Воевода стал начальником губного суда, а губной староста - его помощником. Земские старосты ведали раскладкой податей, осуществляли некоторые полицейские функции, следили за соблюдением таможенных сборов, за порядком. В полицейском отношении земские органы управления были подчинены воеводам1.

Указом Петра I от 30 января 1699 г. земские избы преобразованы  в органы преимущественно городского управления с весьма ограниченной степенью самостоятельности. Они состояли из выбираемых посадскими людьми бурмистров и подчинялись Бурмистерской палате в обход воевод и приказов. В результате этих преобразований воеводы, потеряв судебную и административную власть над торгово-промышленным городским и свободным сельским населением, управляли лишь служилыми людьми и их крестьянами либо вообще прекратили существование в качестве института государственного управления.

Указом Петра I от 10 марта 1702 г. упразднялись губные старосты как выборные должностные  лица из местного дворянства,

84

осуществлявшие  до этого судебно-полицейские функции. Вместо них на местах вводился элемент  нового самоуправления. Так, в каждом уезде при воеводах формировались  дворянские советы (на выборной основе), которые управляли уездом совместно  с воеводой. Более того, воеводы  обязаны были согласовывать свою деятельность с этими советами. Крестьяне  по волостям выбирали своих старост, которые были подчинены чиновникам, назначаемым от разных коллегий, и  не имели голоса в общей администрации.

В 1720 г. Петр I сделал новую попытку организовать городское самоуправление и установить его компетенцию. В Санкт-Петербурге вместо Бурмистерской палаты был учрежден Главный магистрат, а в других городах - подчиненные ему магистраты и ратуши1. В 1721 г. был издан регламент, или устав Главного магистрата, а в 1724 г. - инструкция магистратам. Создание ратуш способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации. Городовые магистраты являлись коллегиальными учреждениями, состоявшими из президентов, 2 - 4 бурмистров и 2 - 8 ратманов. Должностные лица этих учреждений выбирались постоянными жителями на сходах, но не из всего посадского населения, а из "граждан первостатейных, добрых, пожиточных и умных". В их ведении находилось все управление городом: уголовный и гражданский суд, полицейские, финансовые, хозяйственные дела. Им подчинялись гильдии и цехи. Магистраты не подчинялись губернаторам и воеводам, но последние принимали прямое участие в их образовании.

Система местных  магистратов складывалась из провинциальных магистратов и магистратов городов, входящих в провинцию. Магистраты стали  звеньями бюрократического аппарата: деятельность городовых магистратов  направлялась магистратами провинциальных городов, а последних - Главным магистратом. В пределах города посадское население  было организовано по слободам, имевшим  своих старост.

Реформы Петра I — преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696—1715 годы и 1715—1725.

Особенностью  первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что  объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

Ряд историков, например В. О. Ключевский, указывали, что  реформы Петра I не являлись чем-то принципиально  новым, а были лишь продолжением тех  преобразований, которые осуществлялись в течение XVII в. Другие историки (например, Сергей Соловьев), напротив, подчеркивали революционный характер преобразований Петра.

Историки, проводившие  анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в  них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы  реформ, так и в процессе их осуществления  Петр не играл главной роли (которая  была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет  о большой личной роли Петра I в  проведении тех или иных реформ.

В 1708—1715 годах  была проведена областная реформа  с целью укрепления вертикали  власти на местах и лучшего обеспечения  армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными  всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились  новые административные единицы  — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила  число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719—1720 годах  была проведена вторая областная  реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции  на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

Вопрос 4. Реформирование местного самоуправления при Екатерине II.

В 1775 году Екатерина II издала «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Одной  из целей реформы было разукрупнение  губерний с целью повышения их управляемости. В новых губерниях  проживало 300-400 тысяч человек, в уезде  – 20-30 тысяч человек. Процесс замены старых губерний новыми растянулся на 10 лет (1775-1785 гг.). За этот период были образованы 40 губерний и 2 области на правах губернии, в них было выделено 483 уезда. В 1793 - 1796 годах из вновь присоединенных земель было образовано еще восемь новых губерний. Таким образом, к концу правления Екатерины II Россия делилась на 50 наместничеств и губерний и одну область. [1]

Губернией руководил  губернатор, назначаемый монархом. Губернатору подчинялись не только правительственные учреждения губернии, но и суды. Финансовыми вопросами  заведовал вице-губернатор и казённая палата, контролировал исполнение законов - губернский прокурор и стряпчие. Вопросами  здравоохранения, образования ведал  приказ общественного призрения.

 

Реформа 1775 года, дополненная указами в последующие  годы, создала сложную систему  судов в губерниях, в которых  широко присутствовали элементы выборности.

Губернская  реформа отделила судебные органы от органов исполнительной власти, что  явилось шагом вперед в реализации принципа разделения властей. Более  того, впервые в русской судебной практике уголовное судопроизводство было отделено от гражданского. Вместе с тем в организации суда сохранился сословный принцип, т.е. лица, принадлежавшие к разным сословиям судились в разных судах, где судьями были представители тех же сословий. Разделение властей также было неполным, ибо за губернатором было оставлено право бороться с судебной волокитой и даже разрешалось приостанавливать судебные решения. Совершенно новым для России был так называемый совестный суд - всесословный орган, сочетавший функции суда по малозначительным гражданским делам и прокуратуры и призванный примирять спорящих, прекращать распри. Недостатки судебной реформы 1775 г. в значительной мере объяснялись отсутствием в России того времени профессиональных юристов, неразвитостью права и правовой мысли в целом.

Ряд должностей в новых органах управления Учреждения передавали в руки выборных представителей местного дворянства. Таким образом, с одной стороны, государству  удавалось заместить должности, которые в ином случае могли бы остаться вакантными, а с другой - выполнить пожелания дворянства о передаче им власти на местах. Однако на практике самостоятельность местных  органов оказалась мнимой, ибо, будучи избран на должность в местном  учреждении, дворянин вновь превращался  в простого государственного чиновника, получающего жалование от государства.

Учреждения 1775 г. были сложным, многоаспектным и  противоречивым документом, ибо в  нем рассматривались разнообразные  стороны жизни общества и государственного управления.

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Истории"