Учителя северных школ Камчатки в 1920-е - начале 1930-х гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 08:54, доклад

Краткое описание

«Большинство учащих получили низшее образование в учебных заведениях, равных по курсу начальным и высшим начальным училищам, за исключением немногих, выбывших из 5 или 6 класса средних учебных заведений. Есть и такие, степень образования которых не подтверждается никакими документами. К числу последних относятся лица, случайно попавшие на Камчатку и по частно-договорному соглашению с обществом, принявшие на себя труд учителя. Контингент учащих со специальной подготовкой довольно слабый и слагается из лиц, имеющих звание учителя начального училища или по экзамену, или по окончании двухгодичных педагогических курсов при Петропавловском н / К. высшем начальном училище, существовавших с 1911 по 1918 гг.

Вложенные файлы: 1 файл

учителя.ppt

— 2.93 Мб (Скачать файл)

Учителя северных школ Камчатки  
в  
1920-е - начале 1930-х гг.

 

на страницах документов ГАКК

«Народный учитель в  подлинном значении этого слова, какое это огромное понятие, огромное  до того, что страшно делается…» 
 
А. В. Луначарский

"УЧИТЕЛЬ - единственный культработник

на селе,

единственный агитатор, организатор,

разъяснитель и двигатель всей

культурной жизни на селе..."

Функции учителя

 

  • Преподавание в школе;

 

  • Агитация;

 

  • Ликвидация неграмотности среди населения;

 

  • Организация работы с женщинами;

 

  • Создание пионерской организации;

 

  • Организация сельского клуба и избы-читальни;

 

  • Занятия по военному обучению населения;

 

  • Руководство местной ячейкой «Союза воинствующих безбожников»;

 

  • Борьба с шаманством;

 

  • Составление экономико-географических описаний населенных пунктов;

 

  • Участие в коллективной или индивидуальной работе по составлению учебных книг на корякском языке;

 

  • Выполнение функций секретаря-делопроизводителя в РИКе (районный исполнительный комитет) и др.

Уровень образованности

 

«Большинство учащих получили  низшее образование в учебных  заведениях, равных по курсу начальным  и высшим начальным училищам, за исключением немногих, выбывших  из 5 или 6 класса средних учебных  заведений. Есть и такие, степень  образования которых не подтверждается  никакими документами. К числу  последних относятся лица, случайно  попавшие на Камчатку и по  частно-договорному соглашению с  обществом, принявшие на себя  труд учителя. Контингент учащих  со специальной подготовкой довольно  слабый и слагается из лиц, имеющих звание учителя начального  училища или по экзамену, или  по окончании двухгодичных педагогических  курсов при Петропавловском н / К. высшем начальном училище, существовавших  с 1911 по 1918 гг.

 

До приобретения звания учителя  начального училища общее образование  означенные лица получили в  бывших двуклассных М. Н. П., городских  по положению 31 мая 1872 г., и высших  начальных училищах, или же в  соответствующих им по курсу  духовно-учебных заведениях»[1].  

[1] Камчатка в 1923 году: Обзор Камчатской губернии по данным Камчатского Губревкома / Под ред.М. И. Целищева. – Чита,1924. С. 26-27.

 

Жилищные условия

 

Здание школы

 

Юрта Жилище коренных жителей  КАО.

 

Школа-палатка в Быстринском  районе 1926 год.

Снабжение продуктами и з/п 

 

  •  1926 г. – з/п составляла 136 руб.;
  • 10% надбавка за работу в отдаленных областях;
  • Проездные и подъемные.

 

 

  •  Снабжение всем необходимым через фактории АКО;
  • Огромные расстояния до факторий;
  • Возможность получать продукты лишь зимой из-за отсутствия дорог.

 

Отношение местного населения

 

Оседлые:

 

«Население Камчатской губернии…  дает отопление и освещение  для школ, содержит технических  служащих, производит текущий ремонт  и так далее. …Каждое селение, насчитывающее даже 10-15 дворов, считает  первым делом приобрести и  оборудовать здание школы, не  смотря на то, будет ли прислан  к ним учитель или же нет. …Большинство школьных зданий  в губернии выстроено за средства  населения…» [1]  
[1] ГАКК, Ф. 29, оп. 1, д. 4, л. 24-25. Отчет о работе Камчатского Губревкома за 1924-1925 гг. (копия)

«…в возрасте 8-12 лет ребенок  занимал определенное место в  хозяйстве, а в 12-16 лет он уже  опытный охотник, пастух, рыболов. И  если семья испытывала материальные  затруднения, ребенка нередко забирали  из школы, опасаясь, что она лишит  семью работника, отдалит ребенка  от привычного уклада жизни. В  таких случаях родители нередко  рассуждали так: «У русского народа  много грамотных, если будут у  нас грамотные, кто будет промышлять  белку?»[1]  
[1] Тарасюнь, А. В. Борьба за всеобуч на Камчатке (1930 – 1941 гг.) // Краеведческие записки. – вып. 4. – П. – Камчатский, 1973. С. 27.

 

Кочевые:

Выбор учителя…

 

- Непосильная общественная  нагрузка; 

- проблемы с продовольствием;

- бытовая неустроенность... 

 

- Вера в "светлое  социалистическое будущее";

- и/или желание реализоваться 

в просветительской сфере;

- или стремление к  материальной выгоде...


Информация о работе Учителя северных школ Камчатки в 1920-е - начале 1930-х гг