Австрийская школа в экономике возникла в 1870-х гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:59, реферат

Краткое описание

Австрийская школа получила наибольшую известность и международное признание. Ее основы заложил Карл Менгер ( 1840 – 1921 ), выпустивший в 1871 г. работу « Основания политической экономии ». У Менгера практически не было предшественников в немецкоязычной экономической литературе (труд Г. Госсена был ему неизвестен). В то же время его идеи практически предопределили развитие австрийской школы. Теоретические мировоззрения Менгера получили развитие в работах двух его учеников и сотрудников – Фридриха Визера ( 1851 – 1926 ) и Эйгена Бем-Баверка ( 1851 – 1914 ). . Дальней

Вложенные файлы: 1 файл

история экономических учений.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Австрийская школа  в экономике  возникла в 1870-х гг.

Австрийская школа  получила  наибольшую известность  и международное признание.  Ее основы заложил Карл Менгер ( 1840 – 1921 ), выпустивший в 1871 г. работу « Основания  политической экономии ». У Менгера практически не было предшественников в немецкоязычной экономической литературе (труд Г. Госсена был ему неизвестен). В то же время его идеи практически предопределили развитие австрийской школы. Теоретические мировоззрения Менгера получили развитие в работах двух его учеников и сотрудников – Фридриха Визера ( 1851 – 1926 ) и Эйгена Бем-Баверка ( 1851 – 1914 ). . Дальнейшее развитие идеи австрийской школы получили в работах таких видных экономистов, как Л. Мизес и Ф. Хайек, оказавших огромное влияние на современную экономическую мысль.

 Важнейшие работы Бем-Баверка: « Основы теории ценности хозяйственных благ » ( 1886 ), « Капитал и процент » в двух томах ( 1884 – 1889 ). В своей работе « Основы теории ценности хозяйственных благ » он использует понятия субъективной и объективной ценности. Первая определяется личной оценкой товара потребителем, вторая формируется на рынке в ходе конкуренции и представляет собой меновые пропорции обмена. Цена зависит от субъективных оценок ценности благ. Субъективная ценность производна от предельной полезности, т.е. полезности последнего блага в их запасе. Предельная полезность находится, в свою очередь, в зависимости от количества имеющихся благ и интенсивности их потребления индивидом.

Основные работы Визера: « Происхождение и главные  законы народнохозяйственной стоимости  » ( 1884 ), « Естественная стоимость» ( 1889). В 1914 г. он опубликовал свою основную работу "Теория общественного хозяйства". В ней он ставит цель соединить теорию предельной полезности с теорией трех факторов производства. В результате он выдвигает и обосновывает "теорию вменения". Согласно этой теории определенная часть ценности предметов потребления должна быть вменена (отнесена) на счет того или иного производительного блага (труда, капитала, земли), которые участвуют в процессе производства.

В  названных  изданиях обстоятельно  излагалась  теория  предельной  полезности,  характерная   для австрийской школы. Если  К.  Менгер  формулировал  основные  положения  этой теории, описывая  индивидуальные  акты  обмена,  то  Визер  уже  использовал принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства,  а Бем-Баверк, развивая идеи Менгера и Визера, дал более развёрнутый вариант новой теории, дополнив её субъективистской концепцией процента.

Взгляды этих ученых схожи и дополняют друг друга. Менгер разработал основы теории предельной полезности применительно к индивидуальным актам обмена. Визер, которым был введен в оборот термин « предельная полезность », использовал эту теорию для оценки стоимости издержек производства. Бем-Баверк, развивая взгляды своих предшественников, создал развернутую теорию процента. В связи с этим можно говорить о единой теории предельной полезности австрийской школы.

Австрийская школа  положила начало применению теории предельной полезности также в построении буржуазных концепций социалистической экономики и планирования. Ф. Визер, И. Шумпетер, рассматривая предельную полезность как чистую экономическую логику и считая её основой для оптимального распределения ресурсов, пытались использовать её для построения теории социалистического хозяйства. Австрийский профессор А. Шеффле, выработавший схему центрального планирующего органа при социализме, считал невозможным применение в социалистической экономике трудовой теории стоимости. Эти взгляды развивают в 60-е гг. теоретики т. н. немарксистского социализма (Р. Кэмпбелл, А. Лернер и др.), утверждающие, что экономическая наука социалистических стран должна перейти на позиции маржинализма.

Австрийская теория ценности подчеркивала чисто субъективный характер этого феномена. Меновая  ценность, т.е. меновое соотношение благ, лежащее в основе цен, выводилась представителями австрийской школы исключительно из субъективной важности или ценности, приписываемой им обменивающимися лицами. Категорию издержек австрийцы трактовали чисто субъективно: как ценность наилучшей упущенной альтернативной возможности, от которой пришлось отказаться в процессе выбора.

Австрийская школа  последовательно выступала против любого агрегирования (даже того, которое  заложено в концепцию кривой спроса).

 

 Предметом исследования  австрийской школы была сфера потребления (спроса). Основной упор делался при этом на микроэкономический уровень, уровень индивидуальной хозяйственной деятельности.

Метод. В теории австрийской школы речь идет прежде всего о хозяйственной деятельности изолированного человека, где рассматривается только его отношение к вещам,  что получило название « метод робинзонады », поскольку « австрийцы »  любили в качестве примера хозяйства изолированного человека приводить хозяйство Робинзона на необитаемом острове. Другой особенностью методологии « австрийцев » был субъективизм в оценке полезности потребительских благ для каждого конкретного человека. Австрийская теория ценности подчеркивала чисто субъективный характер этого феномена. Представители австрийской школы считали, что в основе меновой ценности, то есть менового соотношения благ (основы цен) лежит исключительно субъективная важность или ценность, приписываемая им обменивающимися лицами. Даже категорию издержек австрийцы трактовали чисто субъективно: как ценность наилучшей упущенной альтернативной возможности, от которой пришлось отказаться в процессе выбора. Последовательный субъективизм проявился также в том, как австрийская школа решала вопрос о ценности производительных благ, которая полностью выводилась из субъективных оценок потребительских благ, произведенных с их помощью.

« Австрийцы  » утверждали, что экономическая  наука – это « недостроенная область психологии ». Третьей особенностью методологии, выделяющей австрийскую школу среди других представителей « маржиналисткой революции », было внимание к фактору времени в экономике.

Представители австрийской школы также используют субъективно-психологический подход, разработанный в рамках философско-этической  концепции. В соответствии с ней  « человеческий фактор », индивид с его психологией хозяйствующего субъекта, стремлением к максимальному удовлетворению потребностей являются исходной точкой анализа.

Австрийская школа  пренебрегает количественным анализом, то есть не затрагивает вопросы соизмерения  и сравнения полезности. Она использует словесное изложение, что делает ее наиболее популярной по сравнению с работами У. Джевонса и Л. Вальраса.

Главная особенность  подхода, предложенного австрийской  школой, состоит в утверждении, что  сведение стоимости к затратам труда, земли и капитала неприемлемо.

 

 

Основные  теоретические положения

 

1. Стоимость.  Менгер дает понятие « блага » как вещи, имеющей для человека определенную полезность Под предельной полезностью маржиналисты понимали величину дополнительной полезности, полученной от прироста величины потребления, равного единице некоторого блага (при прочих равных условиях). Отсюда следует, что предельная полезность — это не наибольшая и не средняя полезность, а именно наименьшая польза, ради которой эта вещь еще может рационально употребляться.«Полезность» — не то же самое, что «ценность». Между этими категориями «австрийцы» видели специфическую связь. Всякое благо полезно, но не всякое — ценно. Ценностью обладают лишь те блага, которые редки (ограниченны) по сравнению с потребностью в них. Например, вода в реке, с точки зрения жаждущего человека, конечно, обладает полезностью, но ценности не имеет, т. к. ее количество практически не ограничено.

 Далее различаются  экономические ( ограниченные ) блага  и свободные блага. Экономические блага обладают стоимостью, которая определяется их предельной полезностью, т.е. не только полезностью, но и количеством ( редкостью ) данной вещи. Причем и полезность, и количество являются понятиями субъективными. Субъективная ценность показывает, во сколько данный человек ценит ту или иную вещь с точки зрения своего благополучия. Степень полезности определяется индивидуальными вкусами потребителями, а количество соотносится с объемом его потребности.

Ценность вещи, утверждал Бем-Баверк, измеряется ее предельной пользой, то есть ценность определяется не полезностью каждого товара, а полезностью последней единицы запаса определенного потребительского блага.

Предельная  полезность зависит, таким образом, от запаса ( редкости ) блага и от интенсивности самой потребности в нем. Чем выше интенсивность потребности при данном запасе благ – тем выше предельная полезность для индивида. Наоборот, чем больше запас блага при данной интенсивности – тем ниже предельная полезность.

Менгер приводит пример с Робинзоном, которому волна выносит мешки с зерном, - первый мешок он ценит очень высоко, так как тот спасает его от голодной смерти, второй он ценит меньше, так как планирует пустить его на посев, и т.д. В целом потребности Робинзона были исчерпаны пятью мешками, причем потребность для пятого мешка ( корм местным птичкам ) нашлась уже с большим трудом. Полезность пятого мешка оказалась предельной.

В сочинениях «  австрийцев » простейший пример, приводимый для иллюстрации принципа предельной полезности, дополняется и более сложными конструкциями. Например, в работах К. Менгера и Е. Бем-Баверка встречается схема распределения индивидуальных оценок при наличии не одного, а десяти видов потребительских благ. Эта схема выглядит следующим образом:

 

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

0

9

8

7

6

5

4

3

2

1

9

8

7

6

5

4

3

2

1

 

8

7

6

5

4

3

2

1

   

7

6

5

4

3

2

1

     

6

5

4

3

2

1

       

5

4

3

2

1

         

4

3

2

1

           

3

2

1

             

2

1

               

1

                 

 

Римские цифры  обозначают потребности индивида в  различных благах – от наиболее острой до наименее насущной. Арабские цифры отражают снижающиеся оценки блага одного вида. Так, I обозначает, например, потребность в самом насущном – хлебе, II – потребность в менее существенном продукте питания и т.д. Если первая единица хлеба имеет высокую полезность, равную 10, то вторая – 9, третья – 8 и т.д. То есть по мере увеличения количества данного продукта полезность последующей единицы снижается.

Менгер объясняет, почему хлеб, удовлетворяющий более  важную потребность, чем вино, стоит  дешевле. Например, вино составляет девятый ряд. Если имеется 10 единих хлеба, то предельная полезность равна единице. Если имеется 2 единицы вина ( оно составляет девятый ряд ), то предельная полезность будет равна 9, хотя хлеб удовлетворяет более важную потребность, чем вино. Так как потребность в хлебе удовлетворяется более полно, чем потребность в вине, то предельная полезность хлеба ниже, чем предельная полезность вина.

Если благо  имеется в изобилии, то как бы ни была велика его полезность, полезность последней единицы будет равна нулю, то есть нулевой будет полезность любой единицы. Данное благо будет не экономическим. И наоборот, если совокупная полезность блага не столь велика ( бриллианты ), то ограниченность их количества приводит к тому, что последняя единица ценится достаточно высоко, и это благо приобретает ценность.

Таким образом, схема демонстрирует вывод, согласно которому предельная полезность зависит  от двух факторов: интенсивности потребности  человека в том или ином благе  и величины запаса ( редкости ) самого блага. Сформулированная К. Менгером, а затем и другими « австрийцами » зависимость предельной полезности от величины запаса была равносильна принципу снижающейся предельной полезности в соответствии с первым законом Госсена. Ими также был заново открыт второй закон Госсена, согласно которому оптимальным будет такой набор благ, при котором по каждому благу достигнута предельная полезность.

   Наиболее  развёрнутое изложение теории  предельной полезности дал   Е.  Бем-Баверк. В работе «Основы   теории  ценности  хозяйственных  благ»,  используя «законы Госсена»,  он  стремился  доказать,  что  меновая  ценность,  как  и потребительная,  определяется  «предельной  полезностью»  товаров  на   базе субъективных оценок. Бем-Баверк  хотел  уйти  от  противоречия  Менгера.  Он различал субъективную и  объективную  стоимость,  уверяя,  что  субъективная стоимость – это личная оценка товара потребителем и  продавцом.  Объективная же ценность – это  меновые  пропорции,  цены,  которые  формируются  в  ходе конкуренции на рынке.

 

Поскольку «  австрийцы » придерживались принципа исходной категории (« нам нужна именно такая теория, которая все явления ценности выводила бы из одного и того же начала», - писал Бем-Баверк), то при определении некоторых благ появились, как он их назвал, « казуистические случаи стоимости », так как не все блага могли быть определены напрямую предельной полезностью, поскольку не все использовались непосредственно в личном потреблении. Например, стоимость товаров массового производства, типичного для конца XIX в. Как мы помним, цепочка потребностей Робинзона иссякла на пятом мешке зерна. Если же фермер произведет тысячу мешков зерна, то определить предельную полезность мешка с позиций его личного потребления невозможно. Чтобы не отказываться от определения стоимости предельной полезностью, « австрийцы » предложили такую логическую цепочку: стоимость товаров массового производства определяется предельной полезностью тех предметов потребления, которые купит лично для себя производитель, продав эти товары.

Информация о работе Австрийская школа в экономике возникла в 1870-х гг