Устройство идеального государства по произведению Томмазо Кампанелла «Город солнца»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Тема социальной утопии, надежды на лучшую жизнь, на справедливую и честную власть, социальное равенство и отсутствие классовой системы еще с древнейших времен занимала величайших мыслителей самых разных цивилизаций. Об тех самых местах, которых нет, и не может быть, говорили еще в древнем Китае, эту тема развивал Платон, но создание той самой модели этого совершенного государства, пусть и без указания путей образования этого места в реальном мире, бесспорно, является заслугой Томмазо Кампанеллы, написавшего «Город Солнца».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственное устройство Города Солнца 8
§1. Система управления островом 8
§2. Социальный строй 10
Глава 2. Черты государства 15
§1.Всеобщая трудовая повинность 15
§2. Религия в Городе Солнца 17
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик 2.docx

— 56.71 Кб (Скачать файл)

Однако если у человека нет зрения, он может чесать шерсть, щипать перья для подушек; хромой может стоять на страже; у глухого есть зрение и т. д. В крайнем случае, калека может быть послан в деревню, где ему точно найдётся какая-то работа, соответствующая его здоровью.

Личные предпочтения людей считаются не такими значимыми, как их наклонности. Люди занимаются тем, к чему они наиболее способны, но при этом изучают и другие науки и ремесла. Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер. Четырёхчасового труда оказывается достаточно, чтобы удовлетворить все потребности общества.

Таким образом, власть в Городе Солнца существует, и она отдалена от народа. Это власть народных избранников, власть узкой группы людей. Другие причины народного несчастья, по Кампанелле, это невежество и непонимание необходимости перехода к новому, более совершенному общественному порядку. Поэтому мыслитель особое внимание уделял народному образованию и воспитанию.

С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться в обществе. Основной метод для этого – обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города. Идея, кстати, это свежая и интересная. Да и город украшает, если художник хороший попадётся.

Начиная с 10 лет, начинается практическое обучение детей, не по картинкам. При этом дети проходят, наряду с общими предметами, ремесленное дело и сельское хозяйство.

В оставшееся от 4 часов работы время, предполагалось, что люди будут развиваться душой и телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями. Всю жизнь. Все. Можно представить, как им это надоест. Государство вмешивается и сюда, заставляя людей заниматься тем, что им нужно, по мнению самого государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Черты государства.

§1. Всеобщая трудовая повинность.

Всеобщее участие в труде - это почетное и уважаемое дело, важнейшая черта общественного строя Города Солнца. Солярии «того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела».

Никакой труд не является позорным в обществе соляриев, «никто не считает для себя унизительным прислуживать за столом или на кухне, ходить за больными и т.д. Всякую службу называют они учением… Поэтому каждый, на какую бы службу ни был он назначен, исполняет ее как самую почетную»4. «Самые тяжелые ремесла, например, кузнечное или строительное, считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими, тем более что наклонность к ним обнаруживается от рождения, а благодаря такому распорядку работ всякий занимается не вредным для него трудом, а, наоборот, развивающим его силы»5.

Труд в известном смысле реабилитируется: он перестает быть уделом угнетенных. А участие в труде всех обеспечивает возможность резко сократить рабочий день и избавить работающего от чрезмерного перенапряжения. Использование же человека в общественном производстве «сообразно с его природными наклонностями» делает труд привлекательным. Люди обретают радость труда.

Т. Кампанелла ясно сознавал, что в условиях, когда ликвидирована частная собственность и потребление организовано на коммунистических началах, вопрос о том, кто станет выполнять самые непривлекательные и грязные работы, сам по себе не решится. Мысль об использовании труда невольников не казалась ему целесообразной. Воплощение в жизнь принципа «каждый работает сообразно со своей природой»6 многое решало, но не все. Воспитание подрастающего поколения в духе трудовой дисциплины и наказания нерадивых проблемы тоже не решало.  Упор, по мысли Т. Кампанеллы, следовало делать на моральные факторы.

Существует у соляриев и разделение труда, прежде всего связанное с биологическими особенностями людей. Хотя женщины воспитываются и обучаются наравне с мужчинами, они освобождаются от особенно тяжелых видов работ «… никто не вынужден участвовать в труде, губительном для личности, а только в труде, сохраняющем личность»7.

В обществе, избавленном от эксплуатации, свободный труд, соответствующий природным наклонностям человека, не только служит самовыражению личности, но и является оплотом сохранения индивидуальности. Участие всех в общественно полезной работе трактуется как важнейшее экономическое условие, позволяющее обществу избавиться от подневольного труда, целиком обеспечить себя рабочей силой.

Всеобщий труд – залог подлинного процветания как государства, так и всех его граждан. Трудиться человеку необходимо не только из экономических соображений: безделье губит человека и физически, и нравственно. Кампанелла убежден, что некоторые болезни возникают «от недостаточной работы».

Хотя самым благородным в Государстве Солнца считалось наряду  с военным делом земледелие и скотоводство. Деревня как таковая в ней сколько-нибудь значительной роли не играет, ибо все основные экономические функции ее жителей, заключающиеся в обеспечении государства продуктами питания и сырьем, переданы городу. Сельское хозяйство ведется руками городских жителей.

Занятие сельским хозяйством – одна из первейших обязанностей граждан Города Солнца. Обработкой полей, уходом за посевами и скотоводством занимаются все городские жители. Есть ли основание утверждать, будто элита освобождена от участия в сельскохозяйственных работах, обязательных для всех остальных? Имеется в виду не поголовный и одновременный выход всех в поле – рациональная организация хозяйства вовсе этого не требовала, сколько сам принцип, в силу которого определенные лица освобождаются от сельского труда по своему положению.

В Городе Солнца, по мнению А. Х. Горфункеля, сохраняется «разделение умственного и физического труда: в то время, как одна часть общества (большинство) занимается физическим трудом, функции организации производства, научного и политического руководства обществом целиком переданы в руки особой группы»8.

Кампанелла отмечает, что в Государстве Солнца царит изобилие. И обеспечивает его не щедрость природы, а именно труд граждан. «Всего у них изобилие, потому что всякий стремится быть первым в работе, которая невелика и плодотворна, а сами они очень способны».

Коллективный труд на полях и в мастерских, избавленный от всяких тягот несправедливости и эксплуатации, обеспечивал, по Кампанелле, всеобщий достаток и невиданной досель сокращение рабочего дня. Достичь этого было можно путем обобществления  производства, справедливого распределения и эффективного  труда – большей, как сказали бы в настоящее время, его производительности.

Кампанелла говорит, что в Городе Солнца каждый исполняет работу «сообразно со своей природой», в труде, таким образом, человек не губит собственную индивидуальность, а сохраняет ее. Производство организуется так, чтобы людям работалось всегда «с радостью».  Мастерские соляриев – это общественные мастерские, где торжествует новый способ производства, основанный на обобществлении собственности, всеобщем коллективном труде и справедливом распределении материальных благ.

Относительно принципа распределения, положенного в основу «Города Солнца», нет единодушия. И. И. Зильбербарф, к примеру, полагал, что продукты в Городе Солнца распределялись «по потребностям», а В. П. Волгин предпочел более пространную формулировку: «Каждый гражданин получает от общества все, что необходимо для удовлетворения его потребностей»; но Кампанелла считает возможным чрезмерный спрос со стороны граждан на те, или иные продукты. Поэтому власти следят за тем, чтобы никто не получил больше, чем ему надо. Говорится что соляриям неоткуда делать друг другу подарки, «потому что все, в чем они нуждаются, они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получил больше, чем ему следует, никому, однако, не отказывая в необходимом»9.

Т. Кампанелла подчеркивал, что солярии трудятся на совесть. Фраза о магистратах, следящих за тем, чтобы никто не получал больше других, совершенно не противоречит ни рассказу о поощрении юных соляриев, отличившихся на лекциях, в научных диспутах и военных занятиях, ни подробностям, связанным с чествованием героев и героинь. Как в первом, так и во втором случае разговор шел, прежде всего, о воспитательной мере, а не о подлинном «материальном поощрении».

Т. Кампанелла считает, что предложенный им способ распределения убережет общину от бед: «И никто не имеет возможности что-либо присвоить себе, так как все принимают пищу за общим столом и, получив у ведающих одеждой должностных лиц одежды нужного качества, пользуются ими сообразно с временами года и со своим здоровьем». «Невозможность присвоить»10 – хотя и важная, но далеко не самая существенная сторона дела. Т. Кампанелла убежден в разумности граждан своего идеального государства и произносит знаменательную фразу: «Ведь никто не может отвергать такой способ распределения, так как все совершается на основании разума».

Распределение труда «поровну» не означала, обязанности каждого сделать ровно столько, сколько сделают остальные. Ибо такое равенство оборачивалось бы, по сути, несправедливостью: люди разных навыков и разной силы оказывались бы в неравных условиях. Поэтому «делить труды поровну» – значило работать «справедливо»: каждому, в полную меру своих возможностей. Вероятно, об этом и говорят слова: «труды распределяют соответственно пригодности и силе». Главное тут в ином отношении к труду: солярии работают «всегда с радостью». В труде, сообразном с природной склонностью, Кампанелла видит залог «сохранения» личности. Не случайно его солярии внимательней относятся к природным наклонностям человека, их выявлению. Однако нельзя сказать, что в этом внимании преобладают интересы личности – на первом месте по-прежнему стоят интересы общины, стремление найти наиболее рациональное применение для каждого из ее членов. Да и проявление способностей все еще поставлено в жесткие рамки давно предначертанных понятий о «нужном» и «ненужном». Только учитывая это, можно сказать, что в Городе Солнца солярии требовали от каждого участия в труде «соответственно пригодности и силе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Религия в Городе Солнца.

Как и в «Государстве» Платона, в Городе Солнца господствует духовная аристократия. Однако у Т. Кампанеллы это не замкнутая каста «с особым распорядком жизни и особым воспитанием». Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ, как у Платона, но и первосвященник в одном лице. Собственно, так как Т. Кампанелла сам был священником, религия в «Городе Солнца» не отвергалась.

Наука и религия в Городе Солнца сливаются в единый магический культ. Решение всех вопросов хозяйственной, культурной и даже личной жизни граждан идеального государства принадлежит своеобразной духовной иерархии.

Политическая власть в Городе Солнца соединяется со священнослужением: первосвященником является Метафизик, священниками - высшие должностные лица. Они ведают богослужением и исповедуют граждан. При храме существует особая коллегия из 12 жрецов, которые также принадлежат к ученой элите: кроме пения псалмов, “на их обязанности лежит наблюдать звезды, отмечать из движения при помощи астролябии и изучать их силы и воздействие на дела человеческие... Они определяют часы для оплодотворения, для посева, жатвы, сбора винограда, записывают замечательные события и занимаются научными изысканиями”. Характеристика религии соляриев, “закона природы”, близкой к христианству, соединена в “Городе Солнца” с изложением натурфилософских, научно-астрономических и астрологических учений самого Кампанеллы.

Не только политическая власть связана с религией, но и та и другая связаны с наукой, как ее понимал Т. Кампанелла, - в неразрывном единстве с магией и астрологией. Осознание практической цели знания приобретает в философии Кампанеллы специфику, связанную с историческими особенностями возникновения новой науки в недрах натурфилософии эпохи Возрождения - форму учения о магии как искусстве практического применения знаний о мире. Кампанелла писал об естественной магии (использовании активных и пассивных сил природы, связанном с физикой и астрологией) и искусственной ( воздействие технических изобретений, но лишь тех, механизм действия которых еще неизвестен широким массам). Таким образом, маг в его понимании - это “философ, который не ограничен созерцанием, но действует, основываясь на знании глубочайшей взаимосвязи мира, вводя вещи приятные и полезные всем, а немногих противящихся убеждая, что они хороши”, а магия должна служить практической деятельности в целях всеобщего преобразования. Вместе с тем “магическая” религия соляриев имеет еще важную общественную функцию в утопической программе Кампанеллы. Сохраняя в идеальном государстве религию, Кампанелла исходит из представления о важнейшем значении духовного единства в жизни общества. “Общность душ создается и сохраняется благодаря основанной на науке религии, которая есть душа политики и защита естественного закона”, - писал он в “Политических афоризмах”.

Религия соляриев (жителей города Солнца) не имеет ничего общего с христианством. В их храме нет ни изображений святых, ни иных предметов слепого почитания. На алтаре разложены карты земли и неба, а вместо креста храм увенчивается книгой, написанной золотыми буквами. Во главе государства в качестве светской главы и верховного жреца стоит философ; его управление совершается с помощью силы мудрости и любви. Мудрость, т. е. разум повелевает не только науками, но и нравственностью. Среди изображений великих людей, законодателей, ученых и полководцев рядом с Магометом, Моисеем и Озирисом на почетном месте находится Христос. Любовью управляется все, имеющее отношение к сохранению индивидуумов и к совершенствованию рода. Женщины распределяются властями, никто не обладает собственной семьей или домом.

Богослужение мало походит на христианское, это скорее культ верховного существа. Верующие поют радостные гимны в честь христианских, иудейских и языческих героев, воспевают любовь, мудрость и добродетели. Молитва к божеству выражается в просьбе дать здоровый дух в здоровом теле. Характер божества весьма неясен, можно подумать, что солярии единственным божеством признают животворящее Солнце.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Устройство идеального государства по произведению Томмазо Кампанелла «Город солнца»