Форма (устройство) государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство.
Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы.

Вложенные файлы: 1 файл

теория гос. и права (текст).docx

— 29.48 Кб (Скачать файл)

Форма (устройство) государства

 

  Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.  Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

 ФОРМА ГОСУДАРСТВА -  такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения.                                                  

Отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

 При этом форма правления  отвечает на вопрос о том, кто  и как правит, осуществляет государственную  власть в государственно устроенном  обществе, как устроены, организованы  и действуют в нем государственно-властные структуры.

 

Форма правления 

 

 Форма правления представляет  собой структуру высших органов  государственной власти, порядок  их образование и распределение  компетенции между ними.

 Форма государственного правления дает возможность уяснить:

   -    как создаются  высшие органы государства и какого их строение;

    -    как строятся  взаимоотношения между высшими  и другими государственными органами;

   -    как строятся  взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

   -    в какой мере  организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

  По указанным признакам формы  государственного правления подразделяются на:

  -   монархические (единоличные, наследственные)

   -   республиканские (коллегиальные, выборные)

 

Монархия

   

  Монархия -  это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военно-начальники, предводители разросшихся семейных или соседских общин, руководители храмов и т.п.

Основными признаками классической монархической формы управления являются:

-   существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

-   наследственный порядок  преемственности верховной власти;  

-   представительство государства монарха по своему усмотрению;

-   юридическая безответственность  монарха.

 Монархия возникла в условиях  рабовладельческого общества.

  В свою очередь монархия делится на:

-   абсолютистскую  

-   ограниченную                       

  -   конституционную

Абсолютная монархия -  такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Ограниченная монархия - представляет такую форму монархии, при которой монарх будучи юридически и фактически независимым от парламента в сфере исполнительной власти, тем не менее вынужден считаться с его деятельностью. Таковой была монархия в России после 1905 года.

   Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Например: Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.

 

Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:

   - правительство        формируется из представителей определенной партии (или партий),

получивших большинство голосов на выборах в парламент;

   - лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

   - в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

  -  законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; -   правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Монархия как форма правления - это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологического состояния общества. Как показывает современная история, монархия еще не отжившая свой век форма правления, а имеющая при определенных условия достаточные исторические перспективы. Примером могут послужить постоянно поднимающиеся в современной России разговоры о восстановлении монархии. 

 

Республика

 

 Республика -  это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

  Географические факторы, исторические традиции, национальная психология, так же как и соотношения классовых сил в некоторых государствах привели к возникновению другой формы правления - республиканской.

 

Общими признаками республиканской формы правления являются:

  -   существование единоличного и коллегиального главы государства;

-  выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

-  осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

  - юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

  

Республиканское правление основано на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Различные органы государства выполняют различные функции по управлению государством: парламенты (народные собрания, национальные ассамблеи, думы и т.д.) принимают законы, правительство и его органы - выполняют эти законы, организовывают их исполнение, судебные органы - контролируют исполнение законов и привлекают к ответственности нарушителей этих законов.

 

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

-  парламентарные

-  президентские

 

Парламентская республика -  разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

   В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

      Глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

  Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

 Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им  правительство, которое осуществляет  верховную исполнительную власть  и отвечает за свою деятельность  перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

 Главной функцией парламента  является законодательная деятельность  и контроль за исполнительной  властью. Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями, поскольку  он разрабатывает и принимает  государственный бюджет, определяет  перспективы развития социально-экономического  развития страны, решает основные  вопросы внешней, в том числе  оборонной политики. Парламентарная  форма республиканского правления  представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Президентская республика -  одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

  -  внепарламентский метод избрания президента и формирования  правительства;

-   ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

-   более широкие, чем в  парламентарной республике, полномочия главы государства.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) -  через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

  В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

В странах Латинской Америки часто встречаются “супер-президентские республики”. Эта форма правления -  практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.

Информация о работе Форма (устройство) государства