Театр в дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:22, контрольная работа

Краткое описание

Театр — это ни с чем несравнимое искусство, его специфика заключается в изображении событий, которые как бы непосредственно происходят перед зрителем; зритель становится их свидетелем и соучастником, что определяет особую силу идейного и эмоционального воздействия театра. Проходят годы, столетия, а театр остается самым любимым и востребованным видом искусства. И кто бы мог подумать, что сегодняшний красивый театр начинался со скоморошества. История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Вложенные файлы: 1 файл

teatr_v_dorevolyutsionnoy_rossii.docx

— 80.71 Кб (Скачать файл)

театр в дореволюционной России

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Театр — это ни с чем несравнимое искусство, его специфика заключается в изображении событий, которые как бы непосредственно происходят перед зрителем; зритель становится их свидетелем и соучастником, что определяет особую силу идейного и эмоционального воздействия театра. Проходят годы, столетия, а театр остается самым любимым и востребованным видом искусства. И кто бы мог подумать, что сегодняшний красивый театр начинался со скоморошества...

История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Термины «театр», «драма» вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин «комедия», а на всем протяжении века -»потеха» (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину «театр» предшествовал термин «позорище», термину «драма» - «игрище», «игра». В русском средневековье были распространены синомичные им определения - «бесовские», или «сатанические», скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI - XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину «игрище» близок термин «игра» («игры скоморошеские», «пировальные игры»). В этом смысле «игрой», «игрищем» называли и свадьбу, и ряженье. Совершенно иное значение имеет «игра» в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины «игрище» и «игра» в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX - XX веков.

Русский театр прошел иной путь формирования и развития, чем театр европейский, восточный или американский. Этапы этого пути связаны со своеобразием истории России – ее экономики, смены социальных формаций, религии, особого менталитета россиян и т.д.

Ни в одной стране театр не играл такой роли, как в России. Если для «тишайшего царя» театральные представления были только придворной забавой, «жалостной» пли «прохладной», то для его сына, великого Преобразователя, они уже сделались могучим средством проведения европейского просвещения в некультурную русскую среду. Идея общедоступного, народного театра, шедшая навстречу исконным привычкам к скоморошьим «играм», сразу же пустила глубокие корни в народную жизнь. Уже в первые десятилетия XVIII в. она была жадно подхвачена низшими, полуинтеллигентными слоями населения и вызвала ряд попыток демократизации театра, которые к половине этого века создали Волкова. И с тех именно пор театр занял свое доминирующее положение в русской жизни.

В развитии отечественного театрального искусства огромную роль играла деятельность Московского художественного театра, основанного в 1898 г. К.С.Станиславским  и В.И.Немировичем-Данченко - крупнейшими режиссерами и теоретиками театра. Вокруг них собралась талантливая актерская труппа, к наиболее выдающимся членам которой принадлежали В.И.Качалов, И.М.Москвин, Л.М.Леонидов, О.Л.Книпер и др. Центром средоточия блестящих артистических сил оставался и Московский малый театр. С ним связали свою творческую судьбу М.Н.Ермолова, О. и М.Садовские, Г.Н.Федотова, А.И.Южин и др. Корифеями Александрийской сцены были В.Н.Давыдов, М.Г.Савина, К.А.Варламов и др. Яркие страницы в историю русского театра конца XIX и первого десятилетия XX в. вписала В.Ф.Комиссаржевская.

Важнейшими центрами оперной культуры оставались Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве. Большое значение приобрела и деятельность «частных сцен» - прежде всего «Русской частной оперы», которая была основана в Москве известным меценатом С.И.Мамонтовым. Она сыграла значительную роль в художественном воспитании великого певца Ф.И.Шаляпина.

К началу XX в. все более широкое мировое признание завоевывает русская музыка (как классическая, так и современная). В это время продолжал творить великий мастер оперного искусства композитор Н.А.Римский-Корсаков. В области симфонической и камерной музыки создавали подлинные шедевры А.К.Глазунов, С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, М.А.Балакирев, Р.М.Глиэр и др.

Поистине всемирную известность  завоевал русский балет. Особым успехом  пользовалась яркая представительница  русской школы классического  танца А.П.Павлова. Завоеванию отечественным  балетным искусством первенства в мировой  хореографии содействовали гастроли русских танцовщиц и танцоров за рубежом, в частности, спектакли, устраивавшиеся регулярно С.П.Дягилевым.

Театр - это чудесный мир, который посредством сценических таинств рассказывает о человеке, о проблемах сегодняшних дней, о днях давно минувших и будущих.

Процесс творческих взаимоотношений  актера и режиссера -важная проблема, и чтобы к ней подойти правильно, нужно обязательно определить, что есть режиссер и что актер, каковы их роли и творческие задачи.

До сих пор интерес русского народа к театру не угасает.

В этом я вижу актуальность данной работы, потому что искусство вечно  и обязательно нужно знать  не только современность, но и историю  нашей культуры.

Цель курсовой работы в изучении истории театра с дореволюционный период.  На мой взгляд, интересным аспектом будет проследить развитие театра с его зарождения до  революционных новшеств в театральной деятельности.

Для достижения цели были выставлены следующие задачи:

-изучить период зарождения прообраза  театральных действий на Руси

-изучить  эволюцию театра от древности до начала 20 века.

-определить изменения в театре  и дать характеристику произошедших  изменений в театральной среде  в дореволюционный период с  конца 19 до начала 20 века

-изучить становление новых театров

-выявить особенности этих театров

Степень разработанности  темы. В трудах П.П. Пекарского, В.Н. Всеволодского-Гренгросса, П.Н. Беркова, Л.М. Стариковой и др., освещается история русского театра XVIII века, так же эти вопросы рассмотрены в работах Н.В. Дризена «Материалы к истории русского театра», в «Истории русского театра» под редакцией В.В. Калаша и Н. Е. Эфроса, в книге О. Чаяновой «Театр Маддокса в Москве», в сборнике материалов «Ф.Г. Волков и русский театр его времени», в книгах В.П. Погожева «Столетие организации Императорских Московских театров» и С.В. Танеева «Из прошлого императорских театров».

Методологически курсовая работа основывается на принципах историзма, выработанных отечественной театроведческой школой. Работа опирается на труды ведущих российских и зарубежных историков, теоретиков, практиков театра, посвященные истории русского и европейского театрального искусства, драматургии. В данной работе, имеющей историко-теоретический характер, принята комплексная методика, обусловленная проблематикой исследования.

Предметом  курсовой работы является русский театр.

Объектом курсовой работы является исторические особенности русого театра в дореволюционный период

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использовать данное исследование при изучении истории русского театра.

Новизна работы заключается в том, что данное исследование более структурировано и рассматривает узкий исторический период в контексте происходящих изменений как в жизни театра, так и в жизни общества.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы. Во введении рассмотрены актуальность работы, степень изученности вопроса, выставлена цель и задачи исследования.

В 1 главе курсовой работы дана общая  характеристика зарождения театральных  действий на Руси, как прообраза  театра.

Во 2 главе изучен театральный период 17-18 веков, рассмотрены различные  виды театров и выявлены их особенности  и отличия.

В 3 главе охвачен период с конца 19 века до начала 20 века. Рассмотрен дореволюционный  период в театре и дана характеристика этого периода.

В заключении сделаны выводы  по теме работы.

Список литературы содержит источники, которые были использованы во время  работы над курсовой.

 

ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕАТРА НА РУСИ

    1. Зарождение прообраза театра
    2. Эволюция театра

ГЛАВА 2. РУССКИЙ ТЕАТР В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ  ПЕРИОД

3.1. Новые течения в театральной мысли и сценические искания в предреволюционный период (1905-1917)

3.2. Становление «нового театра»

ГЛАВА 3. НОВАЯ ВЕХА ТЕАТРАЛЬНОЙ  ЖИЗНИ

3.1. Московский художественный театр

3.2. Театр Комисаржевской в Санкт-Петербурге

3.3. Музыка и балет: новые веяния

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕАТРА НА РУСИ

    1. Зарождение прообраза театра

 

Изначально театр начинался  с народного театра. 

Народный театр - это:

1) театр, бытующий в народе  в формах, органически связанных  с устным народным творчеством  (например, Балаган, Вертеп, Петрушка, Скоморохи).

2) Непрофессиональный любительский  театр. Появился в России в  середине XIX в . Звание «народный театр» присваивалось (в конце 1960-х - 80-х годов) любительским театрам с постоянной труппой и полноценным репертуаром, которые располагали условиями для регулярного показа спектаклей.

3) Профессиональный театр, деятельность  которого во 2-й пол. XIX в . была адресована широкому зрителю (театр для народа)1.

Балаган- жанр демократичного ярмарочного спектакля - грубоватое, часто - комическое зрелище с сатирическими мотивами, основанное на рифмованных прибаутках, балагурстве, и снабженное различными шумовыми эффектами. В чистом виде также просуществовал с XVIII в . до начала XX в . Получил свое название от постройки-балагана. Временная постройка для народных увеселительных, ярмарочных зрелищ (театральных представлений, райков, «комнат смеха», выставок «уродов», передвижных зверинцев, торговых палаток и т.п.).

Балаган - ярмарочный театр, вид народного  театра в ряде европейских стран 16—XVIII в в. Возник в средневековье, развившись из шутовских обществ (Франция), камер риторов (Нидерланды), кружков мейстерзингеров (Германия). Жанром ярмарочного театра стали пантомимы1, фарсы2, моралите , фастахтшпили4, представления которых строились на искусстве импровизации. Это были представления часто сатирического плана, с элементами гротеска и буффонады5, наполненные грубоватым юмором. На ярмарках выступали также канатные плясуны, жонглеры, дрессированные животные - прототипы цирковых актеров.

Наибольшее распространение народный театр получил во Франции. Ярмарочный театр повлиял на сюжеты и проблематику драматургии У.Шекспира, Ж.-Б.Мольера. До нас дошли имена ярмарочных актеров - французских комиков 17в. Тебарена, Гро-Гильома, Готье. На ярмарочный театр Франции повлиял театр итальянской комедии дель арте, бродячие труппы которой гастролировали по всей Европе. Так в Париже появился театр «Комеди Итальенн», который играл комедию дель арте на французский манер, изменив, например, характер маски Арлекина: из второго Дзанни он превратился в первого, а затем и в главного героя жанра арлекинады . В век Просвещения сюжеты арлекинад черпались в пьесах А.Р.Лесажа, с чьим именем связан расцвет ярмарочного театра. С развитием капитализма ярмарочный театр пришел в упадок. На почве народного французского театра с середины XVIII в . возникли театры бульваров, игравшие жанровые бытовые пьесы на современном материале, часто развлекательного характера, с любовной интригой, обязательно общепонятные и рассчитанные на широкого зрителя. Первые такие театры построены антрепренерами ярмарочных театров (Ж.Б.Николе на бульваре Тампль, 1759, театр «Фонамбюль», где с 1819 работал мим Ж.Г.Б.Дебюро)2.

В России ярмарочный театр зародился  на народных гуляньях: на масленицу, Рождество, святки. Ярмарки и народные гулянья  занимали заметное место в жизни  городского населения. В Москве излюбленными местами гуляний были Девичье  поле, Марьина роща, Новинское, Разгуляй. В Петербурге - Адмиралтейская площадь, набережные Невы и Фонтанки, где ставились катальные горки, балаганы, где разыгрывали арлекинаду, показывали свое искусство фокусники, жонглеры, акробаты, давали представления кукольные театры.

Вертеп - кукольный театр, особый вид  театрального представления, в котором  вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы.

Истоки кукольного театра - в языческих  обрядах, игрищах с овеществленными  символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов - покровителей первобытных племен.

Скоморохи - бродячие актеры,одна из древнейших форм мирового народного театра, до сих пор распространенная во всех странах Европы и Востока.

Искусство бродячих актеров берет  свое начало в обрядовых действах и ритуалах. Уже в 5 в. до н.э. были известны греческие представления странствующих актеров-любителей, разыгрывающих бытовые и сатирические сценки. Бродячие актеры под разными именами и названиями (мимы, гистрионьг, ваганты, скоморохи, жонглеры, шпильманы, менестрели, масхарабозы, кызыкчи, франты и т.д.) существуют столько же времени, сколько и вся цивилизация3. В определенном смысле их можно назвать душой народа: представления кочующих актеров отвечали культурным запросам самых широких масс. Всегда и во все века они представляли собой оппозицию официальной власти - светской или клерикальной, и на протяжении всей истории их существования власть в той или иной форме боролась со странствующими комедиантами, порой — чрезвычайно жестоко. Особенно трагичной судьба странствующих актеров складывалась в средние века: в Европе вагантов отправляли на костер; в России скоморохам вырывали языки, а то и сажали на кол; на востоке применяли не менее изощренные казни. Отношение христианской церкви к скоморохам особенно наглядно выражено в запрете хоронить их в освященной земле наряду с самоубийцами, что считалось в христианстве самым тяжким грехом.

Информация о работе Театр в дореволюционной России