Фёдор Волков и первый театр в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 16:08, реферат

Краткое описание

Происходят большие сдвиги и в развитии русской национальной культуры. Резко увеличивается количество печатной продукции, появляются книги гражданского содержания. XVII век примечателен появлением оригинальных русских бытовых повестей, среди которых значительной в литературном отношении является «Повесть с Горе-Злосчастии», написанная народным стихом. Первый русский роман «Повесть о Савве Грудцыне» (на рубеже XVII—XVIII вв.), и сатирические произведения, осмеивающие отрицательные стороны русской жизни того времени («Калязинская челобитная», «Повесть о Шемякином суде», «Азбука о голом и небогатом человеке» и т. д.).

Содержание

Введение.
История театра в России.
Первый театр в России.
Фёдор Григорьевич Волков.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Фёдор Волков.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Фёдор Волков

и первый театр в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение.

  1. История театра в России.
  2. Первый театр в России.
  3. Фёдор Григорьевич Волков.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Семнадцатый бунташный век в историческом развитии России характеризуется борьбой за экономическую и политическую независимость.

Происходят большие сдвиги и в развитии русской национальной культуры. Резко увеличивается количество печатной продукции, появляются книги гражданского содержания. XVII век примечателен появлением оригинальных русских бытовых повестей, среди которых значительной в литературном отношении является «Повесть с Горе-Злосчастии», написанная народным стихом. Первый русский роман «Повесть о Савве Грудцыне» (на рубеже XVII—XVIII вв.), и сатирические произведения, осмеивающие отрицательные стороны русской жизни того времени («Калязинская челобитная», «Повесть о Шемякином суде», «Азбука о голом и небогатом человеке» и т. д.).

Интересна судьба повести того времени — о Фроле Скобееве. Сюжет ее неоднократно использовался в литературе XVIII века, в XIX веке он был использован драматургом Дм. Аверкиевым в его «Комедии о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей Нардина-Нащекина дочери Аннушке». Наконец, в XX веке советский композитор Тихон Хренников по мотивам повести написал оперу «Фрол Скобеев».

 

1. История театра в России.

Театр — древнее, ни с чем не сравнимое искусство, специфика которого заключается в изображении событий, которые в режиме реального времени происходят перед зрителем. И зритель становится его соучастником. Проходят столетия, а театр так и остаётся самым востребованным и любимым видом искусства. Люди делают заказ билетов в театр, чтобы насладиться незабываемым зрелищем. И кто бы подумал, что театр в России начинался не с вешалки, а со скоморошества…

Истоки русского театра — это народное творчество, религиозные праздники и обряды. Со временем эти традиции потеряли своё магическое назначение и превратились в своеобразные игры-представления с элементами драматургии. Появились народные драмы, создаваемые коллективно, и передаваемые из поколения в поколение.

Самым древним театром можно считать представления народных любимцев, лицедеев — скоморохов. Они принимали участие в обрядах и вносили в их религиозную концепцию светское, мирское содержание. Все мы знаем, что скоморошить — это означает петь плясать, разыгрывать сценки, балагурить, лицедействовать, играть на всевозможных музыкальных инструментах.

Со временем появились скоморошьи народные театры, представления в которых базировались на музыке, импровизации, пантомиме, танцах, пении, цирковых номерах. Не было тогда билетов в театр, да и билеты в цирк ещё не продавались. Люди приходили туда просто так, и одаривали скоморохов кто чем мог.

Скоморошьи театры не переросли в профессиональные. Власти тогда преследовали скоморохов, поскольку в их репертуаре было много песен, высмеивавших духовенство и власть имущих. Скоморохов ставили в один ряд с колдунами и волхвами.

И только в 17 веке появился профессиональный театр. Существовало две разновидности — школьный театр и придворный. Школьный театр был образован при Славяно-греко-латинской церковной академии. Репертуар создавался преподавателями, актёрами были учащиеся академии. В пьесах использовались исключительно церковные мотивы. Писались они на основе монологов в стихах. В пьесу могли быть введены, кроме реальных персонажей, и аллегорические.

Придворный театр был организован из-за интереса к культуре Запада. Своё существование театр начал при государе Алексее Михайловиче. В октябре 1672 года состоялось первое представление. Ставилась пьеса «Артаксерксово действо». Царю очень понравилось представление, настолько, что он смотрел его 10 часов подряд.

Театр в первые несколько лет своего существования не имел своего помещения. Декорации, костюмы, и другие актёрские принадлежности переносились при необходимости с места на место. Спектакли были помпезными, пышными, сопровождались танцами и игрой на музыкальных инструментах.

И только при Петре Первом начинается новый этап развития театра.

 

2. Первый в России театр.

В 1687 году в Москве открывается первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. При дворе царя Алексея Михайловича начинает выходить первая (рукописная) газета и создается первый на Руси придворный театр (1672).

Создание театра повлекло за собой возникновение в русской литературе драматургии. Один из просвещенных людей того времени писатель Симеон Полоцкий пишет комедии: комедию «Притча о блудном сыне» и трагедию «О Навуходоносоре – царе, о теле злате и трех отроцех, в пещи не сожженных». Несмотря на то, что пьесы написаны на библейские сюжеты, автор сумел связать их с фактами русской жизни того времени. Например, показать нередкий тогда конфликт отцов и детей из-за поисков детьми самостоятельных путей в жизни. Таким образом, и в ранней русской драматургии, как и литературе, главным оставался углубленный интерес к человеческой личности и ее переживаниям.

Инициатива создания придворного театра принадлежала боярину Артамону Матвееву, одному из просвещённейших людей своего времени. Аудитория театра состояла из самых близких к царю лиц, что и позволило церкви смотреть сквозь пальцы на царскую забаву и не проклинать с амвона бесовскую потеху. Были, как бы забыты жесточайшие указы и грамоты 1648 года, запрещавшие скоморошьи действа и превращавшие Русь в огромный молчаливый монастырь.

Однако первый на Руси театр был не только царской забавой, не только скоморошьим действом. Театр XVII века представлял собою органическое явление русской культуры и сразу же должен был оказывать художественно-идеологическое воздействие на своих зрителей.

Уже первый спектакль нёс в себе элементы чисто русской политической публицистики.

Эта острая политическая публицистика предназначалась для слуха очень ограниченного количества смотрителей (зрителей) из числа враждующих между собой боярских группировок. Театр был всего-навсего одной из разновидностей придворного театра на древнерусский лад, частным делом царя Алексея и Артамона Матвеева.

После смерти царя театр прекратил свое существование.

Через 25 лет после театра Алексея Михайловича Петром I предпринимается вторая попытка создать на Руси театр. Петр, неоднократно бывавший за границей, посещавший театры в Амстердаме, Лондоне, Вене, понял исключительное значение театра, его общественно-воспитательную роль. Привоз из-за границы актерской труппы, постройка театрального здания, разработка мер, направленных на привлечение в театр широких кругов населения, — уже само за себя говорит, какое значение придавал Петр своей затее (так неуважительно отзывались дьяки из Приказа об учреждении театра).

По указу великого государя прикажите комедиальный дом строить по размеру и желанию комедиантов в Кремле города, въехав в Никольские ворота, на левой стороне, что взято место у Трубецких подле городской стены.

Петр проявляет заботу и о будущих зрителях: «от 5 января 1705 г. государь указал комедии на русском и немецком языках действовать и при тех комедиях музыкантам на разных инструментах играть в указанные дни в неделе — в понедельник и в четверг — и смотрящим всяких чинов людям российского народа и иноземцам ходить по вольно и свободно без всякого опасения, а в те дни ворот городовых по Кремлю, по Китаю-городу и по Белому городу в ночное время до 9 часу ночи не запирать и с приезжих указанной по воротам пошлины не имать для того, чтобы смотрящие того действия ездили в комедию охотно... И о том указы прибить по воротам Посольского приказа».

И вот комедиальный амбар (или комедиальная храмина) к концу 1702 года был выстроен, правда, не в Кремле (даже Петр не смог преодолеть оппозицию старомосковских религиозных людей!), а в непосредственной близости с Кремлем и с собором Василия Блаженного. Прибыла и немецкая труппа Кунста, привезенная Яном Сплавским. Последний, ничего не понимая в театральном деле, привез третьесортную труппу, которая, в конце концов, разочаровала Петра. Осталось невыясненным: Петр ли разогнал немецких комедиантов, или они сами разбежались, но через три года угас и второй на Руси театр. И все же затея Петра имела большое значение: она познакомила русский народ с театром, а главное — пробудила у многих из смотрителей охоту самим заняться лицедейством. Этому содействовали и начавшиеся школьные театральные представления в новосияющих славяно-латинских Афинах, т. е. в только что преобразованной по указу Петра духовной греко-латинской академии, в которой эти спектакли являлись учебной дисциплиной. Школьные спектакли широко распространились, и не только в Москве, но и во многих далеких от столицы городах вплоть до Тобольска, побуждая к театральной самодеятельности городские демократические круги. Так это случилось и в Ярославле, где по инициативе Федора Григорьевича Волкова возникла группа актеров-любителей, которым удалось в течение трех лет создать первый в России русский, общедоступный, регулярно действовавший, профессиональный театр, ставший колыбелью национальной культуры.

 

 

 

3. Федор Григорьевич Волков.

Биография Федора Григорьевича Волкова почти в течение двух столетий оставалась неизвестной. Написавшие первые строки о Волкове его первые биографы Я. Штелин и Н. Новиков допустили в своих записях ошибочные предположения, впоследствии не получившие документального подтверждения.

Н. И. Новиков, отзывавшийся о Волкове, с большим уважением, вряд ли знал его лично. Его биографическая статья была опубликована через девять лет после смерти основателя русского театра, материалом для нее послужили, видимо, устные рассказы современников Волкова. Записки Я. Штелина, несмотря на ценность некоторых замечаний (об игре Волкова, его сценическом темпераменте и т. д.), написаны с точки зрения иностранца, пытающегося доказать превосходство немецкой культуры и не признающего за русской ее самобытной ценности. Отсюда и произвольное заключение автора записок о том, что Волков находился под влиянием немецкого театра и был выучеником знаменитого немецкого актера Аккермана, и что театр в Ярославле был создан в подражание немецкому. Утверждение Штелина впоследствии повторил и академик А. Н. Веселовский, говоря: Всеми сведениями своими об устройстве театрального дела, главным одобрением к замыслу устройства ярославского театра Волков был обязан тесной дружбе и указаниям даровитого актера Аккермана, директора прекрасной немецкой частной труппы.

Подобное утверждение ничем не обосновано. Большинством исследователей жизни и творчества Волкова оно опровергается, да и значение немецкого театра для развития театрального дела в России, без сомнения, преувеличено.

Что касается свидетельств о Волкове, которые принадлежали бы его современникам, то мы имеем лишь несколько высказываний о нем: «Познакомился я тут с Ф. Г. Волковым, мужем глубокого разума, наполненного достоинствами, который имел большие знания и мог бы быть человеком государственным», — говорил Д. И. Фонвизин.

Державин называл Волкова знаменитым по уму своему. «Сей муж был великого, обымчивого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг», — характеризует Волкова Н. И. Новиков. И это, пожалуй, все, что было сказано о Волкове современниками.

Даже описание П. И. Сумароковым его внешности не идет дальше словесного повторения известного портрета работы Лосенко. Несмотря на средний рост и некоторую полноту, заключал он в себе много величественного и благородного. Лицо его было исполнено необыкновенной приятности и выразительности... Волосы имел темнорусые, в локонах... Голос чистый, гармонический. Чем же объяснить эту краткость сведений о Волкове, молчание тех, кто был с Волковым рядом в течение многих лет?

«Желая сохранить память сего мужа, вырезал я сне лица его изображение с вручением оного Николаю Николаевичу Мотонису и Григорию Васильевичу Козицкому по завещанию его самого, любезного моего, и их друга свидетельствуют искреннюю мою к ним дружбу Евграф Чемесов». Эта надпись сделана замечательным гравером XVIII века другом Волкова — Чемесовым, выгравировавшим в год смерти Волкова (1763) его портрет. Поминаемые в надписи Мотонис и Козицкий — близкие друзья актера, незаурядные люди: первый — журналист, известный своими антикрепостническими выступлениями в комиссии по выработке екатерининского Наказа, второй — писатель, переводчик, лектор философии и словесности в Академии наук, издатель журнала. И эти люди — и Чемесов, и Мотонис, и Козицкий — не оставили ни одной строки о своем любезном друге. Не оставили драгоценных для потомков сведений о зачинателе первого русского театра и соратники Волкова в ярославский петербургский период его жизни — И. А. Дмитревский и Я. Д. Шуйский. Драматург и первый директор русского театра А. П. Сумароков, вместе с Волковым боровшийся за утверждение русского театра, ограничился лишь написанием трогательной по своей искренности элегии на смерть своего первого актера.

До 1953 года неизвестна была даже точная дата рождения Волкова, и до сегодняшнего дня неизвестно, где его могила.

Огромная работа по отысканию документов и подлинных достоверных сведений совершена лишь в 1953 году научными сотрудниками Академии наук СССР.

Это наиболее авторитетное и полное исследование жизненного и творческого пути создателя русского театра, обогащенное большим количеством впервые опубликованных документов.

Сын костромского купца Ф. Г. Волков родился в 1728 году (а не в 1729, как считалось ранее). В 1735 году вместе со своей овдовевшей матерью и братьями Ф. Волков переезжает в Ярославль. Вскоре Матрена Яковлевна Волкова выходит вторично замуж за ярославского купца и заводчика Ф. В. Полушкина, который видит в пасынках будущих компаньонов и наследников своих заводских предприятий.

Детские, ярославские, годы Ф. Волкова связаны с первыми театральными впечатлениями, полученными им от народных игрищ, скоморошных забав, кукольников, затейников, игрецов (музыкантов) и других представителей народного искусства, которые бывали в Ярославле по пути к северным окраинам России. К этому, вероятно, следует прибавить спектакли (школьная драма), ставившиеся в Ярославле студентами Ростовской семинарии при возвращении на каникулы. Все это вовлекало мальчика в волшебный круг лицедейства, будило в нем дарование актера, а главное — знакомило с народным творчеством.

Первоначальное обучение грамоте Федор, видимо, проходил у местных грамотеев — дьячков, ученость которых не превышала уменья читать псалтырь, и заканчивалась там, где начиналась таблица умножения.

Информация о работе Фёдор Волков и первый театр в России