Афинская рабовладельческая демократия в V в. до н.э

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «демократия» широком смысле обнимает собою весь народ, составляющий одну государственную общину, и стало быть есть такое устройство, которое предоставляло всем членам общины одинаковое участие во всех атрибутах верховной власти; в более же узком смысле «демос» обозначает массу простых, бедных граждан в противоположность выдающимся и богатым .

Содержание

Введение……………………………………………………………….…..3

Глава I.Структура Афинской рабовладельческой демократии § 1.Государственное устройство Афин в V в. до н. э ……………………10
§ 2.Социально-экономическя политика Афин в V в. до н. э……..................27

Глава II.Перикл и его общественно-политическая деятельность
§ 1.Историческая личность Перикла………………………………….....32
§ 2.Анализ и обобщающая характеристика мероприятий Перикла…...39


Заключение
Список источников и литературы………………………………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ1.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Раб мог быть покалечен  в результате пытки : если его показания  не подтверждали выдвигаемых обвинений  или претензий , то сторона ,потребовавшая допроса , должна была в этом  случае уплатить возмещение владельцу раба ; если подтверждали ,- никакой компенсации ,так сказать , «за порчу имущества» не полагалось .25  

В пору расцвета афинской демократии мы видим рабов всюду — в доме, в поле, в лавке, в банкирской конторе, в мастерских, на тогдашних фабриках, на торговых судах в качестве гребцов и особенно в рудниках. Они и чернорабочие, и домашняя прислуга, мастера, надсмотрщики, управляющие, писцы, счетчики, мелкие служащие, наконец — воспитатели -«педагоги». 26Редко какой состоятельный афинянин не имел хотя бы одного-двух рабов. Другие содержали их несколько десятков . Держали рабов не только для себя или для своего предприятия: их отдавали в наймы и другим .

Положение рабов было в абсолютном отношении зависимым от  его господина. Хозяин мог обращаться с рабом как со своей собственностью и распоряжаться им по своему усмотрению. Но последующая демократизация общественного строя  позволила смягчить меры по отношению к ним ,и в последствии государство брало рабов под защиту.Запрещалось дурно обращаться с чужим рабом; виновный в этом подлежал ответственности — предавался суду и платил штраф. В случае жестокого обращения со стороны господина раб мог воспользоваться правом убежища — в храме Тезея или в святилище Евменид .

 

Кроме рабов, принадлежавших частным лицам, в Афинах были и  рабы государственные, т. е. составлявшие собственность государства и ему служившие. Это - «стрелки» или «скифы», отправлявшие полицейскую службу, глашатаи, тюремщики, писцы.. Положение государственных рабов было гораздо лучше положения остальных; они получали жалованье, имели свое жилище, свое хозяйство, пользовались известным досугом и некоторою независимостью, вообще приближались скорее к метэкам .

Рабы могли  получать свободу посредством выкупа; случалось, что господин и даром  отпускал раба на волю или государство  давало свободу рабам за какие-либо заслуги : чаще всего за донесения  о государственном преступлении, раскрытие опасных .замыслов и т. д. В таком случае господину возмещалась стоимость раба. Отпущенный на волю вступал в класс метэков, но продолжал однако находиться в некоторой зависимости от прежнего господина .К примеру он должен был именно его избирать себе в «простаты», нес некоторые обязанности по отношению к нему и в случае нарушения их, по приговору суда, мог опять возвратиться в рабство; если умирал бездетным, то наследником его являлся прежний господин.

Таким образом  представлена социальная структура  Афинского полиса ,основу которого в равной степени составляли метэки и рабы .Как мы видим , меры содержания рабов в значительной степени претерпевают положительные  изменения  и государство берет  их под свое покровительство .В конечном счете  можно сказать ,что рабы являются оплотом демократии и составляют основу рабочего класса в Афинах .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава II.Перикл и его общественно-политическая деятельность

 

§ 1.Историческая личность Перикла

 

Периклу нередко приписывали великую  роль в развитии демократии в Афинах,  в нем видели  виновника последующего разложения   и упадка афинского могущества. Его именем называют иногда самую блестящую эпоху в жизни древней Эллады .Неслучайно мы очень часто   встречаем понятие  «век Перикла».

По своему происхождению  Перикл принадлежал к афинской аристократии, к одной из самых знатных и влиятельных фамилий; он был сыном Ксанфиппа  и Агаристы, племянницы знаменитого Клисфена;

«Перикл был из филы Акамантиды, из дема Холарга — как с отцовской, так и с материнской стороны из дома и рода, занимавших первое место. Ксанфипп, победитель варварских полководцев при Микале, женился на Агаристе из рода Клисфена, который изгнал Писистратидов, мужественно низвергнул тираннию, дал афинянам законы и установил государственный строй, смешав в нем разные элементы вполне целесообразно для согласия и благополучия граждан.»27

Перикл выдавался уже  своим происхождением, и, благодаря  последнему, ему заранее открыт был  путь к влиянию и к широкой  политической деятельности, так как  и в демократических Афинах древность  и знатность рода, а тем более заслуги близких предков, в действительности всегда много значили

Детские и юношеские  годы Перикла как раз совпали  с временем борьбы его родины с  персами, во время подъема национального самосознания ,в результате победного торжества , что несомненно отразилось в сложении его личности .

В этот момент Афины становились главою и школою Эллады, ее умственным и художественным средоточием .28 Преобладающие течения в сфере тогдашней мысли и искусства были восприняты  Периклом. Благодаря своему образованию и широкому, многостороннему развитию он стал в уровень с умственным движением века, который может быть назван «веком Просвещения». В числе наставников Перикла называют Дамона или Дамонида - музыканта, философа и политика. Впоследствии Перикл пользовался уроками Зенона, одного из представителей элеатской школы. Но особенно сильное и благотворное влияние, по свидетельству древних, оказал на него Анаксагор .  Именно влиянию Анаксагора приписывали ту глубину мысли, которая отличала Перикловы речи; этим же влиянием объясняли ораторские приемы Перикла, даже его политические стремления, образ жизни и никогда не покидавшее его хладнокровие и спокойствие.

Начал свою карьеру Перикл воином, а на поприще общественно-политической деятельности выступил между 469 и 467 г. Первенствующее значение принадлежало в то время Мильтиадову сыну, Кимону, стоявшему во главе консервативно-аристократической партии.

По происхождению Перикл был  выходцем из аристократии, но это ничуть не повлияло на его активную деятельность , направленную на  дальнейшее развитие демократии . Перикл  ясно видел, что будущее в Афинах принадлежит только демократической партии. В демократии он видел силу Афин, залог их величия и могущества .

Его вступление на политическое поприще было ознаменовано тесным сотрудничеством со сторонниками демократической партии Эфильтом,с которым он противоборствовал лидеру аристократии Кимону

Перикл  выступил против Кимона обвинителем в процессе, которому тот подвергся после  покорения Фасоса. Их разделяли соперничество из-за влияния и противоположность их политических программ и стремлений .

После устранения своего политического противника , аристократическая партия  осталась без предводителя , но сравнительно ненадолго .Следующим представителем оппозиции стал Фукидид ,сын  Мелесия, называемый иногда Алопекским по месту своего происхождения и в отличие от историка Фукидида. Он был из знатной фамилии и в свойстве с Кимоном . Аристотель причисляет его к «лучшим государственным людям Афин, если не считать древних».29

Решительное столкновение обеих партий и их вождей, Перикла и Фукидида, последовало на этот раз главным образом по вопросу об употреблении союзных денег на постройки, на украшение Афин.

В данном вопросе Перикл стоял за централизацию, за безусловное  главенство и господство афинян над союзниками; Фукидид же выступал защитником равноправного положения последних. Столкновение разрешилось остракизмом. Партия Перикла одержала верх, и Фукидид принужден был отправиться в изгнание

В то время , демократия в  Афинах была связана с господством над союзниками. Это главенство, распоряжение союзною казною, расширение союза, сферы политического и торгового влияния, своего рода политика «империализма», — все это служило источником средств и благосостояния городского населения и за все это стояла партия демократическая, радикальная, хотя такая программа была в сущности далеко не либеральная .30

Внутренняя борьба в  Афинах прекратилась надолго. С изгнанием  Фукидида Алопекского влияние Перикла  достигает своего апогея. В течение  целых 15 лет Перикл правит Афинами без соперников, как общепризнанный руководитель государства

Перикл является благороднейшим типом эллина. Его отличает от других знаменитых деятелей Эллады не дарование  и не гениальность в той или  другой сфере, так как, несомненно, были в Греции деятели, по своему военному гению или, как преобразователи и законодатели, по творчеству и смелости мысли стоявшие выше его. Он не был тем реформатором, который пролагает совершенно новые пути; он был лишь продолжателем и завершителем дела Клисфена, Фемистокла и Эфиальта. Даже в столь блестящей строительной деятельности Перикл имел предшественников, в том числе Кимона, которого в этом отношении никак нельзя противополагать ему. Но Перикла отличало необыкновенно гармоническое сочетание разнообразных талантов и качеств. Он был и правитель, и полководец, и великий оратор, и все это в нем соединялось с безукоризненною честностью и неподкупностью .

Перикла нельзя назвать  военным гением. Как полководец, он не ослеплял блестящими подвигами; но он обладал такими драгоценными в вожде качествами, как безупречное личное мужество, опытность, хладнокровное благоразумие и осторожность.

Но бесспорно, из всех тех разнообразных дарований  и качеств, которыми обладал Перикл, на первом плане стоял талант ораторский. Именно могуществу своего слова прежде всего обязан был Перикл . Его подлинные речи   не сохранились —,так как они не были записаны. Поэтому  речи, влагаемые в его уста Фукидидом, составляют в значительной мере композицию самого историка. Но в признании величия Перикла, как оратора, еще в древности согласны были все. Могущество его слова признавалось самими врагами, даже комиками, и недаром они называли Перикла Олимпийцем.

Натура Перикла была далеко не демократическая. Он не умел легко и непринужденно сближаться с массой. Его обвиняли в надменности и излишней сдержанности. Он хранил всегда величавое спокойствие и хладнокровие: « В молодости Перикл очень боялся народа: собою он казался похожим на тирана Писистрата; его приятный голос, легкость и быстрота языка в разговоре этим сходством наводили страх на очень старых людей. А так как он владел богатством, происходил из знатного рода, имел влиятельных друзей, то он боялся остракизма и потому не занимался общественными делами, но в походах был храбр и искал опасностей.»31

Честность и бескорыстие  Перикла были общепризнанны. Управляя государством в течение стольких лет, заведывая постройками и  имея в своем распоряжении большие  суммы денег, он ни на одну драхму не увеличил своего состояния.Образ жизни  Перикла был чрезвычайно прост и умерен. Почти все время посвящалось делам государственным .Единственным развлечением для Перикла была беседа в домашнем кругу, среди близких друзей, к числу которых принадлежали избранные умы и таланты тогдашней Греции. Здесь он отдыхал от своей напряженной деятельности, от тяжелых государственных забот и дум; здесь он расширял свой умственный кругозор, черпал новые силы и идеи, приходил в тесное общение с лучшими представителями умственных и художественных стремлений века. Все, что было выдающегося в тогдашнем афинском обществе, так или иначе принадлежало к кружку Перикла.

 Возвращаясь к политической  деятельности Перикла следует  отметить особенности должности   стратега ,которую ежегодно занимал  Перикл  .

 Из тогдашних должностей в Афинах самою важною и влиятельною была стратегия. Стратеги были не только предводителями войска, но они стояли во главе всего военного и морского управления. Они заведовали набором войска, назначали триэрархов, председательствовали в судах по делам о военных преступлениях, наблюдали за гаванями, городскими стенами и укреплениями, за внешнею и внутреннею безопасностью страны, за налогами и повинностями, имевшими отношение к военным целям, принимали меры относительно подвоза хлебных припасов в Аттику и снабжения города продовольствием. Они являлись представителями Афинского государства во внешних сношениях, заключали перемирия и иногда даже мирные договоры; их попечению предоставлялись нередко лица и города, находившиеся под покровительством Афин, иностранцы, получавшие особые почетные прав.32

К тому же немаловажную роль стратеги играли во внутренней политике государства . По своей должности  они постоянно находились в сношениях  с советом и таким образом  могли влиять на него; они имели  право созывать   чрезвычайные народные собрания, а в иных случаях наоборот — не допускать созыва экклесии; их предложения раньше других обсуждались народом . В некоторых жертвоприношениях, в религиозных процессиях и торжествах стратеги принимали видное участие. Одному из стратегов обыкновенно поручалось главное начальство над войском, руководительство всем предприятием, так что остальные его товарищи до некоторой степени были подчинены ему; иногда один или несколько стратегов получали особые полномочия.

В то время , Афины представляли собой «державу» , в результате  многочисленности народного собрания , штатом в несколько тысяч человек .Соответственно  подобного рода политический орган нуждался в сосредоточении и централизации власти . Существование   «руководителя демоса», демагога, влияние одной выдающейся личности было необходимым условием успешной деятельности народного собрания, последовательности в политике, как внутренней, так и внешней, залогом величия и благоденствия государств .Таким оратором и «демагогом»  и был Перикл, соединявший в своих руках в то же время и стратегию .

Афины достигли при нем высшего  могущества . Перикл, сильный нравственным достоинством и умом и явно неподкупный в высшей степени, свободно правил массой, и не столько она руководила им, сколько он ею, потому что он приобрел власть, не прибегая к недостойным средствам, и не имел вследствие этого нужды льстить толпе, но, пользуясь уважением, мог и резко противоречить ей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.  Анализ и обобщающая характеристика мероприятий Перикла

 

Демократическая партия , возглавленная Периклом , представляла собой переходный вариант между умеренной демократией Клисфена и радикальной демократией Клеона времени Пелопанесской войны .33

Демократия Перикла  в  первую очередь  знаменуется  не полным господством граждан, а их большинством. Отличительной чертой афинской демократии является тот факт, что власть в государстве принадлежит не олигархам ,а в большей степени афинским гражданам . С точки зрения Перикла и его современников вполне естественно, что во главе государства стоят и должны стоять знатные и богатые люди, «потомки богов». 
Но эта роль уготована аристократам лишь в силу их заслуг, добродетели, популярности, а не благодаря тому, что люди простого происхождения лишаются права занимать государственные должности. «Мы выбираем то или иное лицо на государственные должности, — читаем мы в «Надгробной речи», — не в зависимости от принадлежности к той или иной замкнутой группе, а сообразно его общественному положению, приобретенному им доброй славой в той или иной области, или сообразно добродетели». Здесь афинский строй противопоставляется строю олигархических государств, где для занятия высших должностей необходимо принадлежать к замкнутому высшему классу либо по имущественному цензу, либо по происхождению.34

Информация о работе Афинская рабовладельческая демократия в V в. до н.э