Афинская рабовладельческая демократия в V в. до н.э

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «демократия» широком смысле обнимает собою весь народ, составляющий одну государственную общину, и стало быть есть такое устройство, которое предоставляло всем членам общины одинаковое участие во всех атрибутах верховной власти; в более же узком смысле «демос» обозначает массу простых, бедных граждан в противоположность выдающимся и богатым .

Содержание

Введение……………………………………………………………….…..3

Глава I.Структура Афинской рабовладельческой демократии § 1.Государственное устройство Афин в V в. до н. э ……………………10
§ 2.Социально-экономическя политика Афин в V в. до н. э……..................27

Глава II.Перикл и его общественно-политическая деятельность
§ 1.Историческая личность Перикла………………………………….....32
§ 2.Анализ и обобщающая характеристика мероприятий Перикла…...39


Заключение
Список источников и литературы………………………………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ1.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Такие качества как добродетель и добрая слава , являются определяющим моментом  и характерной чертой родовой аристократии . Перикл считал что «благородные люди» , редко допускают бесчинство и целом являются гораздо образованнее и разумнее обычного рядового гражданина .

Однако и беднота имеет свое , и притом вполне почетное, место в этом государстве: с точки зрения перикловой демократии, бедняк не является «неполноценным» гражданином, как в олигархических государствах; это просто человек, временно попавший в несчастье, из которого он должен стремиться выбраться. «Сознаваться в бедности у нас не постыдно, но гораздо позорнее не стараться выбиться из нее трудом». Впрочем и оставаясь бедняком, гражданин несет соответственные его положению почетные государственные обязанности. Так, мы знаем, что по конституции Перикла , феты, не имеющие своей усадьбы и не обеспеченные на завтрашний день, не имели права занимать высшие должности или быть членами совета; но они могли быть членами суда присяжных, и скромность их общественного положения не мешает им приносить пользу государству, если они в состоянии это сделать. Точно так же и в судебных процессах частноправового характера все равны перед законом. Перикл подчеркивает эти права простого народа, ибо в олигархических государствах он был вовсе лишен политических прав, а наказания по суду, правила выставления поручителей, свидетелей, защиты и т. д. были различны для людей разных сословий..

Большой приток рабов с востока способствовал росту безработных в рядах свободных граждан .В результате, Перикл ставит перед собой задачу обеспечить прожиточный минимум и развлечения для каждого гражданина , а так же стабилизировать социально-экономическое положение в государстве. 

Явное отражение  данная ситуация получает в следующих мероприятиях : как нам известно, афинский бедняк не мог позволить себе в домашних условиях хорошо питаться , а в частности употреблять в своем рационе мясо. Таки образом, во время праздников ,устраиваемых государством довольно часто, представитель данного сословия мог позволить себе мясные блюда.35

Что касается жертв, святилищ и празднеств, то народ понял, что не по средствам каждому бедному человеку самому приносить жертвы, устраивать празднества, возводить храмы и украшать и возвеличивать город, в котором живет; поэтому государство совершает на общественный счет жертвоприношения в большем числе, а народ и пирует и получает по жребию мясо жертвенных животных . Той же цепи социального обеспечения беднейших граждан косвенно служили и общественные повинности (литургии) богатых граждан и суд присяжных: «Что касается хорегий, гимнасиархий и триерархий, то народ получает от них выгоду. Народ желает получать деньги за пение, и за бег, и за танцы, и за плавание на кораблях... Да и в судах он участвует не столько из заботы о справедливости, сколько радея о своем доходе».

Таким образом Перикл  пытался бороться с  положением  малоимущих граждан , путем  улучшения их образа жизни данного рода методами .Как уже известно из  первого параграфа первой главы, для окончательного учреждения демократической свободы, Перикл и Эфиальт считали необходимым устранить последнюю помеху ей, представляемую Ареопагом, который продолжал пользоваться высоким значением как блюститель законов и нравственности граждан .

Вся судебная власть передана была в руки народного суда присяжных , который получил правильную организацию. За архонтами и другими сановниками, имевшими судебную власть, осталось председательство в судах присяжных, производство предварительного следствия и в некоторых делах суммарное судопроизводство .

 

Для того, чтобы доставить возможность участия в народном суде и беднейшим гражданам,  а также дать государству основание привлекать их к более долговременному участию в походах, Перикл ввел раздачу жалованья гражданам за судебную и военную службу .

Многие древние и новые авторы порицают Перикла за установление жалованья : «На этом основании некоторые считают его виновником нравственного разложения, так как об избрании всегда хлопочут не столько порядочные люди, сколько случайные.Начался после этого и подкуп, причем первым подал пример этого Анит, после того как был стратегом в походе под Пилос. Будучи привлечен некоторыми к суду за потерю Пилоса, он подкупил суд и добился оправдания.»36

 

Но сделанное Периклом нововведение естественным образом вытекало из того принципа, что государственные доходы составляют собственность господствующего народа, который обязательно должен быть вознаграждаем из них за свои труды для общественного блага, сопряженные с потерею времени и материальных средств .

Меры Перикла были плодом строго обдуманной политики и составляли одно стройное, гармоническое целое, так что отдельные мероприятия взаимно дополняли и поясняли друг друга. Аристотель следующим образом отзывается о структуре государственного устройства : «Пока Перикл стоял во главе народа, государственные дела шли сравнительно хорошо; когда же он умер, они пошли значительно хуже. Тогда впервые народ взял себе в качестве простата человека, не пользовавшегося уважением среди порядочных людей, между тем как в прежнее время демагогами всегда бывали люди достойные.»37

Перикл желал видеть свое отечество первым государством в Греции и с этой целью старался всеми средствами увеличить и упрочить его внешнее могущество; однако он удерживал афинян от излишнего стремления расширить свою власть, если видел, что обеспечить ее не хватило бы сил. Он старался по возможности поддерживать мир со Спартою, нисколько, однако, ей не уступая и не допуская ее вмешательства в афинские дела; впоследствии же, видя, что мир непрочен и борьба рано или поздно неминуема, он принял все меры для деятельного приготовления к ней. Заключенный в 449 г. мир с Персией также был поддержан благодаря его стараниям. Приобретенную афинянами власть в различных местностях вне собственно Греции Перикл старался упрочить посредством постройки крепостей, колоний : Амфиполь во Фракии, Фурии в Италии.

 

Увеличение и обеспечение  афинского господства на море было целью постоянных стремлений Перикла; в противоположность своим соперникам, он не желал господства на материке и готов был жертвовать им, если видел, что его трудно удержать, лишь бы только иметь гегемонию на море, которую он, однако, старался укрепить по возможности кроткими мерами, не прибегая к насильственным. Относительно союзнических взносов, превратившихся в обязательную дань , он держался того принципа, что афиняне имеют право распоряжаться ею безотчетно, как своею собственностью, пока исполняют свои обязанности относительно союзников и защищают их от внешних врагов. А так как афинское государство было достаточно снабжено средствами для внешней обороны и наступательных действий, то он считал вполне целесообразным употреблять накопившиеся богатства на укрепление благосостояния, блеска и прочной славы Афин. 

Таким образом в век Перикла Афины находились в апогее своего могущества и процветания, и их демократическая конституция достигла полного развития, а с тех пор, как смерть унесла в лице Перикла нового Атланта, державшего на своих плечах все государственное здание афинское, оно стало постепенно расшатываться и клониться к падению.

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Заключение .

В данной работе рассмотрены основные положения общественно-политического строя Афин , основным моментом которой является деятельность административных и судебных органов власти .Задачей моего исследования главным образом являлось раскрытие понятия «демократия» в афинском полисе и анализ основополагающих характеристик этого  государственного строя . Ключевым моментом в развитии афинской демократии несомненно  является смена господствующего положения архонтата ,как действующего политического института и в соответствии с этим  ликвидация главенствующего положения аристократии , но с некоторыми оговорками .Как уже было упомянуто , афинская демократия характеризовалась господствующим положением представителей демоса ,но это не ограничивало возможности представителей  благосостоятельных граждан занимать  главенствующие должности в государстве .Представителей благородного класса считали способными осуществлять финансирование на различного рода государственные нужды , а так же их признавали  гораздо успешнее в решении вопросов , связанных с организацией государственного аппарата и в целом ,вопросов, касаемых благосостояния государства и его дальнейшего процветания .

Важным моментом в развитии демократического строя Афин является учреждение народного  суда – гелиэи ,которой во многом отошли полномочия архонтата и совета пятисот .Данное нововведение еще раз подчеркивает тот факт ,что в пятом веке  Афины претерпевают высшую стадию развития демократии  .

Что касаемо вопроса о социальной структуре общества , то я решила остановиться на представителях такого сословия как  метэки и рабы ,так как это обуславливает  предмет моего исследования. Из вышеизложенного можно отметить , что сословие метэков составляло большое число переселенцев ,которые впоследствии могли благоустроится в Афинах и в некоторых случаях могли обладать теми или иными привилегиями .

Что касаемо самих рабов, то мы наблюдем значительные изменения в сфере законодательных актов ,которые смягчали положение представителей несвободного сословия .

Возможно это было связано с  тем, что основной производительной силой  в государстве были рабы , труд которых значительно влиял на дальнейшее экономическое процветание Афин .

В результате государственное устройство Афин представляло собой могущественную державу , которая в некоторой  степени достигла  апогея своего развития и в которой полностью  сложилась демократическая конституция .

 

 

 

           

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

                                                 

                                                Источники .

     1. Аристотель. Афинская полития / Пер. С.И .Радцига .- М.:1997.

     2. Демосфен.Речи../ /Отв. ред. Е. С. Голубцова, Л. П. Маринович,      

     Э. Д. Фролов.- М.: 1994

     3. Лисий.Речи./ Предисл. Л. А. Маринович и Г. А. Кошеленко.- М.: 1994

    4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания.  / Пер. С.И.  

    Соболевского .- М.:-1994

  

 

                                                  Литература .

 

  1. Бузескул В. П. История афинской демократии. СПб:1909 , С.99-150
  2. Кудрявцева Т.В .Народный суд в демократических Афинах.СПб;2008.-С.146-154
  3. Суриков И.Е.Античная Греция.М;2008.-С.17-122
  4. Лурье .С.Я .История  Греции . СПб;1993.-С .316-319

 

  1. Коршунков В.А . Эфиальт и реформа Ареопага.Л;1988
  2. Строгецкий В.М.Полис и империя в классической Греции.Н;1991
  3. Роберт фон Пёльман .Очерк греческой истории и   источниковедения.СПб ; 1999
  4. Латышев.В.В.Очерк греческих древностей.СПб;1997
  5. Суриков И.Е. Афинский ареопаг в первой половине V в. до н. э // ВДИ.            1995. №1

     

 

 

 

 

 

 

 

    1 Латышев.В.В.Очерк греческих древностей.СПб;1997.-С.64

2 Роберт фон Пёльман .Очерк греческой истории и источниковедения.СПб ; 1999.-С.173

3 Бузескул В. П. История афинской демократии. СПб:1909 – с.99 

4 Суриков И.Е.Античная Греция.М;2008 –С. 18.

              5Аристотель. Афинская полития / Перевод С.И .Радцига .-М.1997.

6 Бузескул В. П. История афинской демократии .-С.105

7  Суриков И.Е.Античная Греция.М;2008 .-С.17

8  Лисий.Речи./ Предисл. Л. А. Маринович и  Г. А. Кошеленко.- М.: 1994

9 Лисий.Речи./ Предисл. Л. А. Маринович и  Г. А. Кошеленко.- М.: 1994

10 Лисий.Речи./ Предисл. Л. А. Маринович и  Г. А. Кошеленко.- М.: 1994

11 Бузескул В. П. История афинской демократии.-С.116

12 Бузескул В. П. История афинской демократии.-С.119

13 Бузескул В. П. История афинской демократии .-С.122

14 Аристотель. Афинская полития / Перевод С.И .Радцига.- М.1997.

15 Суриков И.Е.Античная Греция.М;2008.-С.122

16 Кудрявцева .Т.В.Народный суд в демократических Афинах.СПб;2008.-С.38

17  Кудрявцева .Т.В.Народный суд в демократических Афинах.СПб;2008.-С.146

18 Коршунков В.А . Эфиальт и реформа Ареопага.Л;1988.-С.67

19 Строгецкий В.М.Полис и империя в классической Греции.Н;1991.-С.49

20 Кудрявцева .Т.В.Народный суд в демократических Афинах.СПб;2008.-С 145

21 Демосфен. Речи .-М;1994.-Том 1

22 Аристотель. Афинская полития / Перевод С.И .Радцига.-М.1997.

23 Бузескул В. П. История афинской демократии .-С.134

24 Бузескул В. П. История афинской демократии.-С.213.

25 Кудрявцева .Т.В.Народный суд в демократических Афинах.СПб;2008.-С 220

26 Бузескул В. П. История афинской демократии.-С.215

27   Плутарх. Сравнительные жизнеописания.  / Пер. С.И. Соболевского .- М..-1994.

28 Бузескул В. П. История афинской демократии.-С.145

29 Аристотель. Афинская полития / Перевод С.И .Радцига .-М.1997.

30 Бузескул В. П. История афинской демократии.-С.148

31 Плутарх. Сравнительные жизнеописания.  / Пер. С.И. Соболевского .- М..-1994

32 Бузескул В. П. История афинской демократии.-С.150

33 Лурье .С.Я .История  Греции. СПб;1993.-С  316

34 Там же.-С 318

35 Лурье .С.Я .История Греции.- С 319

36 Аристотель. Афинская полития / Перевод С.И .Радцига .-М.1997

     37 Аристотель. Афинская полития / Пер. С.И .Радцига.-М.1997.

 




Информация о работе Афинская рабовладельческая демократия в V в. до н.э