Архитектура Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:02, реферат

Краткое описание

С учетом новых подходов написана книга Г.К. Вагнера и Т.Ф. Владышевской «Искусство Древней Руси» (М., 1993). Вагнер исследует архитектуру, скульптуру и живопись, Владышевская — музыку. Эта книга в какой-то мере является продолжением чрезвычайно важного труда Вагнера «Искусство мыслитьв камне» (М., 1990). Здесь обозначен совершенно новый подход к истории архитектуры. Àвтор делит архитектурные памятники на жанры в зависимости от функционального назначения, называя это функциональным методом.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ÀРХИТЕКТУРÀ Х—ХVII вв.
3. ÀРХИТЕКТУРÀ ЭПОХИ ФЕОДÀЛЬНО РÀЗДРОБЛЕННОСТИ
4. ÀРХИТЕКТУРÀ КОНЦÀ XIII — XV ВЕКÀ
5. ÀРХИТЕКТУРÀ XVII ВЕКÀ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Архитектура Древней Руси.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

      В целом жанры гражданской  архитектуры XVII в. при всей тяге зодчих к живописной декоративности были очень функциональны. Здание палатного жанра нельзя спутать с дворцовым, здание дворцового жанра — с общественно-административным, здание общественно-административное — с торговыми промышленным.

      В XVII в. предпринимаются попытки возрождения государственно-соборного жанра.  Поскольку с учреждением патриархии число митрополитов увеличилось, возникла необходимость в возведении в митрополиях кафедральных соборов. Как пишет Г.К. Вагнер, точнее будет применительно к данной эпохе назвать этот жанр епископско-соборным. Ярким примером такой постройки является шестистолпный пятиглавый Успенский собор, возведенный в 1693—1699 гг. в Рязани для митрополита Àвраамия (ар-

хитектор —  Я.Г. Бухвостов).

     С  образованием в XVII в. единого всероссийского рынка и ростом товарного обращения торгово-ремесленное и купеческое население городских посадов очень окрепло, что и отразилось на архитектуре, как гражданской, так и культовой. Не случайно поэтому на первый план выдвигается посадский жанр. В таком храме число прихожан было ограниченным, службу осуществлял один священник. Поскольку не требовалось большого пространства, обходились без внутренних столбов. Основное помещение можно

было с запада увеличить трапезной. С севера и юга для увеличения числа служб устраивались приделы. Локальная суверенность храма подчеркивалась колокольней (у западного конца трапезной), а культовая значимость — пятиглавием. В зависимости от наличия и числа приделов храм мог быть трех-, четырех- и пятиапсидным.

Такова, по Г.К. Вагнеру, жанровая схема.

     В  русском зодчестве конца XVII в.  появляется новая, ярусная (восьмерик на четверике) центрическая композиция. Невиданный взлет архитектурных фантазий уже проявлялся в столпообразных и шатровых храмах XVI в. В конце XVII в. эти фантазии получили новое развитие, вылившись в еще один архитектурный жанр, который Г.К. Вагнер называет боярско-княжеским, вотчинным (усадебным). Усадебные храмы были рассчитаны не на уличную перспективу, а на парковое окружение, своеобразную «зеленую раму». В таком окружении центрический многолепестковый план выглядел наиболее органичным, придавая зданию живописный «павильонный» характер, в чем нельзя не видеть тонкого художественного чутья строителей. Вотчинный храм — это церковь с очень небольшим пространством основной (без апсид) части, рассчитанным человек на сорок, то есть на семью владельца, на гостей и некоторую часть дворни. Службу в таком храме отправлял один священник, как правило, духовник владельца. По существу, здесь негде поставить иконостас, и алтарь порой неотделим от места для молящихся. Это вовсе не означает, что во всех храмах данного жанра не было иконостаса.

     Г.К.  Вагнер подчеркивает, что в конце XVII в., при ближайшем ознакомлении с западно-европейской архитектурой, основанная на деревянном зодчестве русская архитектурная эстетика поднялась до более абстрактных архитектурно-художественных композиций, что привело к появлению барокко (обычно его называют московским или русским барокко). Первые постройки в стиле барокко появились в ближайшем окружении Петра I — во владениях братьев Голицыных. Наиболее знаменит голицынский храм Знамения в Дубровицах под Подольском (1690—1704 гг.). Вместо ярусных восьмериков мы видим здесь один вытянутый вверх восьмерик, напоминающий ротонду.

     По  мнению Г.К. Вагнера, русское барокко конца XVII в. выполняло ренессансную функцию. Чертами ренессансности эту нарядную, несколько пестроватую архитектуру наделяют элементы рационализма в архитектурном творчестве, начала этажности, своеобразной ордерности, предпочтение геометрической определенности объемов, общее настроение радости и т. д. От Ренессанса же эту архитектуру отличает тяготение к интуитивной народной эстетике, своеобразная прагматичность.

     Итак, в XVII в. в русской архитектуре отчетливо проявились новые черты, она постепенно утрачивает свою имперсональность (до нас дошли имена многих зодчих). Повышается роль гражданского строительства. Жанровым разнообразием отличается и храмовое зодчество. Определенное воздействие на него оказывают вкусы богатых купцов заказчиков, благодаря чему особое значение приобретает в XVII в. посадский жанр, отличающийся яркой фасадной нарядностью. Àрхитектурный декор храмов, фрески приобретают более светский характер. Как известно, православная церковь, борясь с идолопоклонством, не поощряла развитие скульптуры на Руси. Но со стен древнерусских храмов скульптурные изображения не исчезали. Вначале это был барельеф, постепенно изображение приобретало более округлые формы, горельеф вытеснял барельеф, лица становились более индивидуализированными. Появление усадебного жанра было связано с началом барокко, и здесь мы порой сталкиваемся уже со статуарной скульптурой, выполняющей важную роль в архитектурном декоре храмов. Многие храмы имели черты и посадского, и соборного жанров, что дало повод Г.К. Вагнеру обозначить в архитектуре XVII в. «смешанный» жанр. Смешанный, а также кафедрально-соборный жанры оказались более устойчивыми, нежели все остальные, связав древнерусское зодчество с архитектурой нового времени.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Излагая данный материал, мы находились, в плену концепции Г.К. Вагнера, полагающего, что будущая история архитектуры должна быть поделена не на дерево, камень и т. д., а только на жанры и стили. Продемонстрированный этим автором функционально-жанровый подход к древнерусской архитектуре представляется новаторским и заслуживает внимания.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

 

1 Вагнер Г.В., Владышевская Г.Ф. Искусство Древней Руси, Москва, 1993

2 http://temples.ru/old_russian.php

3 http://www.blagovest.cz/index.php?option=com_content&view=article&id=25: chram&catid=12:2010-09-30-13-47-50&Itemid=41

4  http://www.apxu.ru/article/apxu/ru/arhitektura_na_ruci.htm

            5   http://www.totalwars.ru/index.php/istoriya/arhitektura-drevnej-rusi.html

 

 

 

 


Информация о работе Архитектура Древней Руси