Архитектура Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:49, доклад

Краткое описание

Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.

В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер.

Вложенные файлы: 1 файл

Архитектура Древней Руси.docx

— 28.93 Кб (Скачать файл)

Одним из видов  материалов, получивших очень широкое  распространение в русском строительстве  домонгольской поры, были поливные керамические плитки. Плитки эти применялись для выстилки полов. Употребление плиток можно видеть в самых ранних памятниках русского монументального зодчества. Так, их, по-видимому, использовали уже при строительстве Десятинной церкви. Вряд ли можно сомневаться в том, что употребление поливных керамических плиток было занесено на Русь константинопольскими мастерами. Но в византийской архитектуре полы делались в основном из мрамора, а не керамики. На Руси мрамора не было, и здесь пришлось перейти на другой материал — поливную керамику, которая в самой Византии применялась не для полов, а для архитектурных деталей— капителей и карнизов.  Плиточные полы применялись на Руси в основном в зданиях храмов, при этом не только каменно-кирпичных, но иногда и деревянных. Судя по отдельным находкам, плитки, видимо, украшали также полы богатых гражданских построек-дворцов.

 

Основным  связующим материалом, употреблявшимся  в древнерусском строительстве, была известь. Получали ее путем обжига известняка в специальных печах. К сожалению, принцип функционирования древнерусских известковообжигательных печей остается не вполне ясным. Печи такого типа могли иметь два варианта. В первом случае печь действовала периодически (так называемая непроходная печь), во втором — была непрерывно действующей («проходная» печь). В «непроходной» печи над топочной камерой делали свод из крупных известняковых камней. Этот свод служил как бы решеткой, на которую загружали более мелкие куски известняка. Обжиг в такой печи продолжался около 3—5 дней (вместе с загрузкой и охлаждением после обжига), затем печь выгружали. В «проходной» печи над топочной камерой размещалась решетка, поверх которой укладывали чередующиеся слои угля и известняка. При обжиге известь сквозь решетку попадала вниз и выгребалась через устье, а сверху загружался новый слой. Для прохождения известняка от загрузки сверху до выгребания извести требовалось около недели. При такой системе работы печи в извести оказывалось большее количество углей, чем при обжиге в «непроходной» печи.

 

ГОЛОСНИКИ

Среди строительных материалов Древней Руси заметное место  занимали керамические сосуды: их использовали в кладке верхних частей здания, и в первую очередь при устройстве сводов. Широкое распространение  этого приема в византийском зодчестве  уже давно отмечено исследователями. Хорошим примером может служить  конструкция куполов комплекса  дворца Мангана в Константинополе (IX—XII вв.), где пазухи сводов были заполнены амфорами, уложенными без раствора. В русской архитектуре такие сосуды принято называть голосниками. Исходя из названия в литературе неоднократно высказывалась мысль, что основная цель применения этих сосудов - улучшение акустических свойств сводчатых помещений. Между тем в подавляющем большинстве сосуды, использованные в кладке, не выходят отверстиями внутрь помещения и, следовательно, не могут влиять на акустику. Очевидно, сосуды применяли главным образом для облегчения веса сводов, что справедливо было отмечено некоторыми исследователями русской архитектуры уже в XIX в.

 

Одним из видов  строительных материалов, встречающихся  при исследовании памятников древнерусского зодчества, являются оконные стекла. Обломки этих стекол находили в большинстве памятников Киева, Переяславля, в нескольких памятниках Чернигова. Гораздо реже попадаются стекла в памятниках других русских земель, однако их находили в Новгороде, Смоленске, на Волыни. Впрочем, оконные стекла настолько хрупкий и легко разрушающийся материал, что их отсутствие еще не может свидетельствовать о том, что стекла в данном памятнике действительно не применялись. В подавляющем большинстве случаев оконные стекла представляют собой круглые диски диаметром от 10 до 22 см. Реже встречаются стекла иной, формы — треугольные, прямоугольные. Толщина стекол обычно от 1 до 3 мм. По краю многих из них проходит «ребро жесткости» — утолщение или загнутый бортик. Стекла полупрозрачные, чаще желтоватые. В стекле, как правило, видны многочисленные пузырьки; впрочем, попадаются более чистые по изготовлению, без пузырьков, голубоватого цвета.

 

Золотые ворота

Вероятнее всего, Золотые ворота были построены княжескими мастерами. Об этом, в частности, свидетельствует  княжеский знак, оставленный строителем на одном из белокаменных блоков. Постройка  сложена в технике полубутовой кладки, широко распространившейся во владимиро-суздальском зодчестве. Строгие пропорции проездной арки, перекрытой мощным полуциркульным сводом, и особое изящество небольшой церкви наверху придавали сооружению величественный характер, хорошо соответствующий его назначению.

 

Во время  правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел семь входных ворот (кроме Золотых, это Медные, Иринины или же Оринины, Серебряные, Ивановские, Торговые и Волжские). До наших дней дошли лишь Золотые ворота.

 

Это были самые  парадные ворота города в XII—XIII веках. Ипатьевская летопись сообщает, что князь их золотом «учини», имея в виду, что они были покрыты листами золоченой меди, ярко блестевшей на солнце и поражавшей воображение современников. Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высота арки достигала 14 метров. Массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, примыкали к арочной перемычке, сохраняющейся и ныне. По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. От настила сохранились лишь гнезда для балок в кладке стен. Вход на площадку осуществлялся через дверной проем в южной стене, в толще которой проходила каменная лестница с ползучим коробовым сводом. На этом же уровне с противоположной стороны лестницы был выход на южную линию земляных валов. С севера на валы шел проход прямо с помоста через дверь в стене. Лестница же в южной стене вела далее на верхнюю боевую площадку, имевшую зубчатые стены в виде бойниц. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери. Скорее всего, она представляла собою довольно стройный храм уже знакомого по постройкам Юрия Долгорукого типа: квадратный в плане четырехстолпный с тремя алтарными апсидами с внутренними и наружными лопатками на стенах, тремя арочными порталами, цилиндрическим барабаном и скромным убранством в виде декоративного пояска, идущего посредине высоты фасада.

 

Ворота сохранились  с сильными перестройками. К древним  частям этого сооружения относится  широкая проездная арка с мощными  боковыми пилонами и боевая площадка над ними, дошедшая фрагментарно.

 

Частые опустошительные  пожары и нашествия врагов значительно  исказили облик Золотых ворот. Согласно письменным источникам, ремонт надвратной церкви проводился в 1469 году под руководством архитектора и скульптора В. Д. Ермолина. В 1641 году по указу царя Михаила Фёдоровича московский зодчий Антипа Константинов составил смету на починку врат, но восстановительные работы были начаты только в конце XVII века.

 

В 1778 году ворота горели во время большого городского пожара. Несколько лет спустя в  связи с осуществлением новой  регулярной планировки города валы, примыкавшие  к стенам Золотых ворот, были срыты  для устройства проезда около  них. Тем самым конструкции воротных опор были ослаблены, и встал вопрос о ремонте древнего сооружения. В 1795 году был принят проект архитектора  Чистякова, по которому к углам пилонов  были пристроены контрфорсы, заключенные  в круглые башни. В это же время  были переложены заново из старого  камня своды ворот, а на них  возведена новая церковь из кирпича, освященная в 1810 году. В таком виде Золотые ворота и дошли до настоящего времени, хотя с начала XIX века неоднократно предпринимались попытки восстановить их в первоначальных формах.

 

20 августа  1983 года, по случаю торжеств Дня  города, в нишу одной из угловых  башен была вложена капсула  с посланием к владимирцам XXI века. Летом 1991 года владимирцы встречали у Золотых ворот мощи святого Серафима Саровского, торжественно перевозимые из Санкт-Петербурга в с. Дивеево Нижегородской области. В середине 1990-х годов над аркой ворот были помещены, как и в былые времена, иконы: Божьей Матери - с запада, Христа Спасителя - с востока.


Информация о работе Архитектура Древней Руси