Архитектура Древнего Новгорода X-XIVвеков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:14, лекция

Краткое описание

Древнейшие страницы истории Новгорода с трудом читаются сквозь туман
легенд, саг и сказаний. Нет единомыслия даже в том, по отношению к какому
более древнему городу Новгород стал новым городом. Одним исследователям
казалось, что этим предшественником Новгорода была Старая Русса,

Вложенные файлы: 1 файл

история архетекьуры.docx

— 203.77 Кб (Скачать файл)

Архитектура Древнего Новгорода  X-XIVвеков  
 
Древнейшие страницы истории Новгорода с трудом читаются сквозь туман 
легенд, саг и сказаний. Нет единомыслия даже в том, по отношению к какому 
более древнему городу Новгород стал новым городом. Одним исследователям 
казалось, что этим предшественником Новгорода была Старая Русса, 
расположенная на южном берегу озера Ильмень, другим — Старая Ладога, 
отстоящая от Новгорода на 190 километров к северу.  
 
В двух километрах к югу от Новгорода, у истоков Волхова из озера 
Ильмень, расположено так называемое Рюриково городище. С начала 
двенадцатого века оно хорошо известно в древнейших новгородских летописях 
под названием Городище как резиденция новгородских князей, вытесненных из 
города в процессе сложения в Новгороде вечевой республики. Но 
археологические раскопки вскрыли слои, относящиеся к более древнему периоду 
— к концу девятого - началу десятого веков. Есть основания предполагать, 
что именно по отношению к этому поселению передвинувшийся к северу город 
получил название “Новый город” . Подобные “передвижения” на более удобную 
территорию были характерны для ряда древнерусских городов и вызывались 
бурным ростом их в процессе феодализации.  
 
При раскопках на территории Новгорода до сих пор не удалось обнаружить 
слоев старше десятого века. Первая крупная постройка — дубовая церковь 
Софии “о тринадцати верхах” , ставшая своего рода прототипом Софии Киевской 
и впоследствии сгоревшая — была выстроена в 989(!!!) году присланным из 
Киева первым новгородским епископом Иоакимом.  
 
Как и другие города древней Руси, Новгород даже в эпоху расцвета был по 
преимуществу деревянным: огромные лесные массивы этого края, делавшие 
дешевым материал, удобная доставка его по многочисленным водным артериям 
способствовали этому. О многочисленных деревянных постройках — крепостных 
стенах, мостах, церквах и хоромах знати — уже в древнейший период 
неоднократно повествуют летописи.  
 
Таким образом, архитектурный ансамбль древнего Новгорода складывался в 
основном из деревянных построек. С 1044 года по приказанию князя Ярослава 
(Мудрого) началось строительство стен кремля, который в древнем Новгороде 
обычно называли детинцем. Год спустя, в 1045 году, в новом детинце был 
заложен грандиозный каменный храм Софии. Следует упомянуть, что князь 
Ярослав в 1014 году отказался платить дань Киеву, чем фактически 
провозгласил начало независимости Новгорода, а значит, свой, независимый 
путь в развитии архитектуры.  
 
Храм строился пять лет — с 1045-го по 1050-ый г. Новгородская София — 
один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий 
мировое значение. Постройка свидетельствует о намерении повторить в 
Новгороде блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве. 
Новгородская София повторяла киевскую не только по названию. Подобно 
киевскому собору, новгородская София представляет собой огромный, 
расчлененный вереницами столбов на пять продольных нефов храм, к которому с 
трех сторон примыкали открытые галереи.

В 1113 г. выстроен

пятиглавый храм Николы на Ярославовом дворище, который был княжеским

дворцовым храмом. По типу и  художественным особенностям Николо-Дворищенский

собор является большим городским  соборным храмом, что, по-видимому, вызвано

нарочитым противопоставлением  нового княжеского храма храму Софии.

 

Георгиевский собор Юрьева монастыря, выстроенный в 1119 году князем

Всеволодом, по размерам и  строительному мастерству занимает в новгородском

зодчестве первое место после Софии. Новгородский князь стремился построить

здание, которое могло  бы если не затмить собор Софии, то хотя бы

конкурировать с ним. Поздняя  новгородская летопись сохранила имя  русского

зодчего, выстроившего собор  — “мастер Петр” . Георгиевский собор, как и

собор Николы на Дворище  сохраняет образ большого парадного  здания. К его

северо-западному углу мастер приставил высокую прямоугольную  башню с

расположенной внутри лестницей, ведущей на полати собора. Выдающийся

русский зодчий достиг в  этой постройке исключительной выразительности,

доведя до предела лаконичность форм, строгость пропорций и ясность

конструктивного замысла. Все  это придавало собору характер монолитного

целого.

 

В чрезвычайно напряженной  политической обстановке строятся два  последних

княжеских храма — церковь  Ивана на Опоках в 1127 году и церковь  Успения на

Торгу в 1135 году (заложены князем Всеволодом незадолго до изгнания его  из

Новгорода) . В основе обоих построек — упрощенный план Николо-

Дворищенского собора: нет башен, вход на хоры устроен в виде узкой щели в

толще западной стены.

 

После 1135 года крайне неуютно  чувствовавшие себя в городе князья не

выстроили ни одного здания. Нередко сбегавшие с “новгородского стола” , а

еще чаще изгоняемые вечевым  решением, они не решались на крупное

строительство, требовавшее  времени и средств.

 

Только в обстановке вот  таких новых политических условий  может быть

понят последний памятник княжеского строительства в Новгороде  — церковь

Спаса Нередицы, заложенная в 1198 году князем Ярославом Владимировичем

подле новой княжеской  резиденции на Городище.

 

Это кубического типа постройка, почти квадратная в плане, с четырьмя

столбами внутри, несущими единственный купол. Узкий щелевидный вход на хор

в западной стене. Отнюдь не блещет красотой пропорций – стены  ее непомерно

толсты, кладка грубовата, хотя еще повторяет старую систему  “полосатой”

кладки. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают

этой постройке особую пластичность, отличающую новгородское и псковское

зодчество от памятников владимиро- суздальской архитектуры и зодчества

ранней Москвы, унаследовавшей владимиро-суздальские традиции.

 

Во второй половине двенадцатого века в Новгороде складывается новый  тип

храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных сооружений появляются здания

небольшие и простые, но строящиеся в большом количестве.

 

Решительно меняется характер интерьера. Пышные открытые полати —  хоры —

заменяются закрытыми  со всех сторон угловыми камерами на сводах,

соединенными между собой  небольшим деревянным помостом.

 

Снаружи масса храма также  становится монолитнее и проще. Башни  для входа

на хоры заменяются узким  щелевидным ходом в толще западной стены.

Парадная

многокупольность, столь характерная для более раннего зодчества, с конца

двенадцатого века исчезает совершенно. Фасады становятся лаконичнее.

 

Первая дошедшая до нас  постройка нового типа – церковь  Благовещения у

деревни Арканжи под Новгородом, построенная в 1179 году. Это квадратный

четырехстолпный однокупольный храм с тремя полуциркульными апсидами на

восточной стороне.

 

Церковь Петра и Павла  на Синичьей горе, выстроенная в 1185-1192 гг.,

полностью совпадая с выше охарактеризованным типом, имеет одну

примечательную особенность: она выстроена из одного кирпича, без рядов

камня, причем, лежащие в  плоскости фасадов ряды кирпича  чередуются с

рядами, утопленными в  растворе, поверхность которого гладко затерта. Эта

особенность характерна для  полоцкого зодчества двенадцатого века и

объясняется, по-видимому, прямым влиянием полоцкой традиции. Не стоит

забывать и церковь  Кирилла в Кирилловском монастыре, полностью разрушенную

в годы Второй мировой войны, выстроенную братьями Константином и Дмитром в

1196 году. Летопись сохранила  имя зодчего — мастера Корова  Яковлевича с

Лубяной улицы. Само здание представляет собой ближайшую аналогию церкви

Спаса Нередицы.

 

В церкви Параскевы Пятницы на Торгу, построенной в 1207 году, появляются

некоторые типовые изменения. К средней полукруглой апсиде примыкали с двух

сторон апсиды, имевшие  полукруглую форму лишь внутри. Снаружи  они были

прямоугольные. С трех сторон к основному кубу здания примыкали  пониженные

притворы, углы которых, как  и углы основного куба, были декорированы

уступчатыми (пучковыми) лопатками, также необычными для Новгорода. Фасады

основного куба имели трехлопастные  завершения, соответственно которым

делались и покрытия храма. Эту особенность интересно сравнить с

аналогичными чертами  отлично сохранившегося памятника  смоленского зодчества

этого периода — церкви Михаила Архангела (1194г.) . Здесь чувствуется

прямое влияние традиций зодчества Смоленска.

 

В XIII веке появляется новая  техника кладки: из грубоотесанной

волховской плиты на растворе из извести с песком. В кладке столбов и сводов

применялся кирпич в форме  продолговатых брусков крупного размера. Эта

кладка типична для  Новгорода XIII-XV веков. Подобная техника  придает

поверхности чрезвычайно  неровный вид и скульптурную пластичность.

 

Такова церковь Спаса  на Ковалеве (1345 г.) Она имеет еще  позакомарное

покрытие (чуть позднее оно  будет пощипцовое) , однако, при отсутствии трех

лопаток на фасадах, с одной  апсидой и тремя притворами.

 

Церковь Успения на Волотовом поле (1352 г.) — одноглавый кубический

четырехстолпный храм. Но подкупольные столбы придвинуты к стенам. Нижние

части столбов округлы. Последний  прием, впервые примененный в  русском

зодчестве в Волотовской церкви, впоследствии стал характерной чертой

новгородского и псковского зодчества XIV-XV веков.

 

 

Но купол храма является сегментом  сферы, соответствующей форме шлема  только по краям. Соответственно, для  того, чтобы создать шлемовидную  конструкцию, необходимо либо устроить на куполе деревянный или металлический  каркас, либо надложить купол кирпичом по форме шлема. Затем на купол или на надкладку обычно ставится подкрестный камень, в отверстие которого вставляется стержень креста. Затем конструкция обшивается кровельным материалом (железом, свинцом, медью, лемехом и пр.).

Таким образом, шлемовидная глава  существенно отличается от простейшего  купольного покрытия кровельным материалом непосредственно по своду. И даже если при простейшем посводном покрытии в центр купола ставится подкрестный камень, все равно в итоге форма главы может оказаться близкой к шлему только при очень небольшом куполе (рис. 3[4]). В случае большого купола обложенный металлом подкрестный камень будет выглядеть как незначительный выступ на посводном покрытии.

Георгиевский собор  заложен был в 1892 году по проекту  Леонтия Николаевича Бенуа, по заказу Юрия Степановича Нечаева-Мальцева, владельца хрустального завода, в  центральной части правобережной  исторической застройки поселка  на площади.

Кроме главного (Георгиевского) собор имел два придела – Иоанна Богослова и мученицы Софии.

Строительство собора с окончательной отделкой продолжалось с 1892 по 1903 годы. В январе 1901 года заключен был контракт на выполнение мозаичной  картины по рисунку В.М. Васнецова  “О, тебе, радуйся”, размером 200 квадратных аршин. По эскизу Васнецова выполнен был и бронзовый иконостас  собора и композиция “Страшный суд” на холсте. Освящение главного престола и одного из приделов храма состоялось 2 сентября 1901 года.

В 1926 году был обращен  во дворец Труда, в связи с чем претерпел существенные перестройки. Разобраны главы до кокошников, устроено новое покрытие, разобран шатер колокольни. В настоящее время здание приспособлено под Музей хрусталя, без восстановления первоначальных культурных форм. Музей открыт в 1983 году.

Сложено здание из кирпича с обильным включением белого камня. Собор представляет собой уникальный памятник, в котором  объединены черты незнакомой русской  архитектуре базилики с архитектурой иконно - русской XVII.

Здание Георгиевского  собора находится на балансе Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Памятник поставлен  на государственную охрану Указом Президента от 20.02.1995 г. №176.

 

Существующий каменный храм расположен в центре города и  был построен в конце XVII века и  освящен в 1700 году. Собор построен на месте деревянной церкви и знающийся  “как строение великого государя Алексея  Михайловича и Гороховецких посадских людей”.

Собор кубической формы, двусветный четырехстолпный, крестовокупольный. Основной объем храма завершается пятиглавием. С восточной стороны к нему примыкает трехчастная апсида. Алтарь по высоте ниже основного объема и перекрыт коробовыми сводами. Кровля на основном объеме металлическая 4-х скатная. Массивные световые барабаны увенчаны луковичной формы главами. Гладкие пилястры оформляют углы фасадов и делят плоскости стен на три равных прясла, в тимпанах которого сохраняется живопись начала XX века. Крупные лаконичные формы киш, созвучных массивным, широким лопаткам, придают сооружению монументальность. Из произведений прикладного искусства в соборе сохранилась уникальная западная дверь: под богатым железным узором, на бересте подложена крашеная слюда красного и синего цветов; набивные валики дверей покрыты орнаментом. В соборе имеются настенная живопись.

Собор сложен из кирпича, фасады побелены по затирке. Оконные проемы заполнены  деревянными одинарными современными рамами и фигурными металлическими решетками. Кровля железная, покрашена в зеленый цвет. У всех кровель – подзоры из просечного железа.

Собор поставлен  на государственную охрану Указом Президента от 20.02.1995 г. №176. Находится на балансе  Государственного центра по учету, использованию  и реставрации памятников истории  и культуры Владимирской области  и передан в бессрочное безвозмездное пользование Владимирской Епархии.

Памятник находится  в аварийном состоянии. Имеются  трещины которые ставят под угрозу существование собора. Требуется проведение ремонтно-реставрационных работ: инженерное обследование конструктивных элементов: фундаментов, стен и их укрепление; реставрация фасадов и внутренние отделочные работы, реставрация живописи. Ориентировочная стоимость работ более 9 млн. рублей.

Информация о работе Архитектура Древнего Новгорода X-XIVвеков