Архитектура Древнего Новгорода X-XIVвеков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:14, лекция

Краткое описание

Древнейшие страницы истории Новгорода с трудом читаются сквозь туман
легенд, саг и сказаний. Нет единомыслия даже в том, по отношению к какому
более древнему городу Новгород стал новым городом. Одним исследователям
казалось, что этим предшественником Новгорода была Старая Русса,

Вложенные файлы: 1 файл

история архетекьуры.docx

— 203.77 Кб (Скачать файл)

 

 

Христорождественский собор города Александрова расположен в центре города на правом берегу реки Серой.

Впервые церковь  Рождества упоминается в писцовых книгах города Александрова 1627-1630 годов, при ней расположена теплая церковь  Николая Чудотворца.

В 1696 году вместо этих двух деревянных церквей построен каменный храм также в честь Рождества  Христова с приделом святого Николая  Чудотворца “мирским иждивением и  Государевыми щедротами…”. В 1847 году на средства купца И. Баринова этот храм расширен и с того времени  существует без изменений. Колокольня при нем каменная. “Храм трехпрестольный: в холодном – во имя Рождества Христова, в приделах теплых – во имя архистратига Михаила и святого Николая Чудотворца”.

Объемно-пространственная композиция собора симметрична. К высокому двухсветному объему, дошедшему до нас без завершения, примыкает  с востока трехчастная апсида, с запада – квадратная трапезная  и колокольня, от которой до нас  дошел только первый ярус. С севера и юга к основному храму  примыкают придельные храмы и  паперти основного храма.

Убранство собора лаконично. Фасады декоррированы кокошниками, лопатками, декоративными арками, пилястрами.

Основной объем  высокий двухсветный бесстолпный, перекрыт сомкнутым сводом. Завершение его позакономерное ярусное (сохранилось не полностью). Приделы храма выполнены в формах классицизма.

Памятник поставлен  на государственную охрану решением Исполнительного Комитета Владимирского  Совета народных депутатов от 04.10.1968 г. №1122.

Находится на балансе  Государственного центра по учету, использованию  и реставрации памятников истории  и культуры Владимирской области  и передан в бессрочное безвозмездное пользование Владимирской Епархии Русской Православной церкви.

До полного восстановления храма и использования его  по первоначальному назначению требуется  завершение ремонтно-реставрационных  работ:

- Реставрация фасадов  – 1,5 млн. руб.

- Внутренние отделочные  работы – 3,0 млн. руб.

- Восстановление  колокольни – 6,0 млн. руб.

Всего: 10,5 млн. рублей.

В настоящее время  ведутся ремонтно-реставрационные  работы силами Владимирской епархии. Восстановлены  главы.

 

ерковь Георгия стоит в историческом центре города Владимира среди старой городской застройки XVIII-XIX веков. Здесь, на одном из трех холмов, составляющих особенность топографии древнего Владимира, в XII веке стоял двор Юрия Долгорукого, где в 1157 году была построена белокаменная церковь Георгия. Этот одноглавый крестово-купольный храм простоял до XVIII века, но при большом городском пожаре 1778 года очень сильно пострадал и был разобран. На его месте в 1783-1784 годах была выстроена новая церковь, при возведении которой наряду с кирпичом был широко использован древний белый камень.

Существующая ныне Георгиевская церковь – это нарядная, довольно стройная постройка, выполненная  в формах стиля барокко. Привлекают внимание пышные и сложные по рисунку  наличники, тесанные из белого камня, а  также сильно развитый карниз. Почти  равносторонний двусветный четверик основного  объема завершен двумя восьмериками, нижний из которых также имеет  световые проемы. Венчается храм луковичной главой на цилиндрическом барабане. С  востока к четверику примыкает  маленькая одночастная апсида, перекрытая конхой, а с запада – небольшая трапезная и шатровая колокольня.

Центральное внутреннее пространство храма организовано четырьмя столбами с арками, несущими парусный свод. Боковые  нефы перекрыты коробовыми сводами с лотками. На стенах столбам отвечают лопатки, которые структурно вынесены и на наружные фасады. Это придает общей композиции храма конструктивную ясность. Вероятно, данный прием, широко распространенный во владимиро-суздальском зодчестве, был перенесен сюда с первоначального храма.

Стены и своды  храма сохраняют хорошие росписи, выполненные в первой половине XIX века. Знание специфических особенностей монументального искусства, умелый рисунок, тонкий колорит письма, прекрасное владение техникой гризайли наглядно свидетельствуют о том, что авторами живописи были одаренные мастера, свободно владевшие художественными приемами, характерными для эпохи классицизма.

В 1847 году к храму  конца XVIII века с юга был пристроен  придел в честь князя Владимира, в результате чего планировка постройки  значительно усложнилась. В современном  состоянии церковь представляет собой довольно живописную композицию, пространственно закрепившую древнюю  архитектурную вертикаль города со стороны Клязьмы.

Памятник реставрирован  в 1983-1986 годах управлением “Владимирреставрация”. Памятник поставлен на государственную охрану Указом Президента от20.02.1995 г. №176. Состояние удовлетворительное, требуется проведение ремонтно-реставрационных работ по реставрации фасадов, кровли, глав, живописи.

 

После смерти великого князя Василия III Слобода стала  излюбленным местом пребывания его  сына – царя Иоанна Васильевича  Грозного. С 1532 по 1563 года он приезжал сюда 11 раз. С 1565 по 1582 года Александровская  Слобода фактически становиться  центром русского государства.

Сделавшись неожиданно столицею, еще недавно скромная Слобода  преобразовалась в большой шумный и благоустроенный город. В Слободе  был литейный двор, где Новгородский мастер Иван Афанасьев лил колокола, была основана типография, руководимая учеником русского первопечатника Ивана Федорова — Андроником Невежей. В Александровской Слободе в 1576 году Андроник выпустил вторым изданием (после Московского) “Псалтирь учебную”, получившую название Слободской. Здесь же царь Иоанн Васильевич организовал специальное музыкальное учреждение, своего рода консерваторию, куда пригласил знаменитых мастеров пения Феодора Христианина и Ивана Носа. Сам царь был большим знатоком певческого искусства

Царь жил в  больших палатах; придворные и воинские чиновники — в особых домах. В  Слободе размещались опричные приказы, опричная Боярская Дума, происходили  приемы иностранных посольств, велись международные переговоры.

Отсюда в 1570 г. царь Иоанн Грозный ходил в карательный  поход на Новгород, неслыханный по своей жестокости и разорительности. По пути опричными войсками были опустошены и разграблены Клин, Тверь и  Торжок.

В 1582 г. произошло событие, повлиявшее коренным образом на историю Слободы. Царь в ссоре с сыном Иоанном  смертельно ранил царевича, который  через несколько дней скончался. Глубоко переживая происшедшее, царь Иоанн навсегда покинул Слободу. С возвращением царского двора в  Москву, Александровская Слобода  пришла в запустение, а в Смутное  время была сожжена и разграблена  поляками.

Возрождение этого  места связано с устроением здесь  монашеской общины и именем ее основателя – преподобного Лукиана иеромонаха Корнилия.

Это был крутой человек, выходец из купеческой семьи. С его  именем связан почти двадцатилетний период монастырского строительства. В 1681 году, с окончанием возведения каменных стен вокруг монастыря, в его  состав был включен и бывший ранее  слободским Троицкий собор. При Корнилии монастырь значительно вырос и разбогател. Он по-прежнему не лишен был царского внимания, особенно первой жены Алексея Михайловича – Марии Ильиничны. Особенно благотворил монастырю царь Федор Алексеевич, в честь которого строилась надвратная церковь Федора Стратилата.

В 1689 году, когда Петр I с женой  и матерью скрывался от бояр Милославских в Александровской слободе, после  подавления мятежа Милославских Петр I отстоял Благоцарственный молебен в Троицком соборе и через два дня двинулся к Москве наводить порядок.

Успенский монастырь  представляет собой редкий по своим  художественным особенностям архитектурный  памятник зодчества и живописи времен Василия III и царя Ивана Грозного. 
Троицкий собор, 1513 г. - главное сооружение загородной резиденции русских государей XVI века - Александровой Слободы, а с 1634 года - Успенского женского монастыря. Построен как церковь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 11 декабря 1513 года при великом князе Василии Третьем Митрополитом Московским и всея Руси Варлаамом.

Здание представляет собой одноглавый крестово-купольный храм с тремя  апсидами, со сводами, поддерживаемыми  четырьмя столбами, построено из белого камня и кирпича, основной объём  украшен тремя итальянизированными  белокаменными порталами, трехчастным  белокаменным резным поясом. В интерьерах сохранилась первоначальная живопись начала XVI века, уникальные произведения прикладного искусства врата: Новгородские и Тверские. В течении XVII-XVIII веков  собор обстроен. В начале XVIII века собор переименован в Троицкий. В подклетном пространстве - крипте - захоронения.

Находится на балансе  Госцентра. В 1998 году передан в бессрочное, безвозмездное пользование Владимирской епархии Русской православной Церкви. Требуется проведение следующих ремонтно-реставрационных работ: продолжение научной реставрации живописи, белокаменного декора, Новгородских и Тверских врат, археологические исследования.

Распятская колокольня с Марфиными кельями, 1565-1570 гг., является уникальным памятником русской архитектуры XVI в. и высотной доминантой ансамбля Успенского женского монастыря. Колокольня построена в 10-е годы XVI века, а затем перестроена в 60-70-е годы XVI века. Здание памятника кирпичное, восьмигранное в плане, с белокаменными деталями, завершается тремя рядами кокошников и кирпичным шатром с барабаном и главой. Находится в оперативном управлении по охранному договору у Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская слобода». 
Требуется проведение следующих ремонтно-реставрационных работ: научные исследования архитектурного объема храма, археологические исследования, вертикальная планировка прилегающей территории в связи с проблемами благоустройства всей территории ансамбля. 
Покровский собор, cep. XVI-сер. ХУП вв., Покровский собор, его древнее ядро – шатровая Троицкая церковь, домовой храм Великого Князя является уникальным памятником русской архитектуры XVI века. Построена Троицкая церковь в 10-е годы XVI века, а затем в XVII в перестроена в большую монастырскую трапезную церковь, с запада к ней пристроена двухстолпная палата с шатровой колокольней. Три огромных подвала, две палаты нижнего, подклетного этажа под храмом и трапезной и частично сам храм с ризницей - белокаменные, все своды, за исключением подвальных - из кирпича, в шатре храма сохранилась первоначальная живопись. Пристройки XVII века - кирпичные. Здание используется под музейные экспозиции. Находится в оперативном управлении у Государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника «Александровская слобода». Требуется проведение следующих ремонтно-реставрационных работ: научные исследования архитектурного объема храма, археологические исследования.

Успенский собор, 1565г., Успенский собор - в числе нескольких наиболее ценных архитектурных памятников дворцово-храмового  ансамбля Александровой Слободы. Расположен храм к юго-востоку от Покровского (ныне Троицкого) Собора и к югу  от Покровской (ныне Троицкой) церкви. Построен в 1508-1513 гг. из белого камня  и кирпича, как домовой храм великой  княгини. Для памятника характерна очень объемная белокаменная подземная часть начала XVI века. В начале ХVII века храм сильно пострадал, нынешний вид приобрёл в середине ХVII века. К древнему ядру храма с запада примыкает большая, на высоком подклете, трапезная с двумя мощными столбами посредине. С западной стороны трапезной устроена колокольня. На стыке храма и трапезной с севера примыкает двухэтажный из кирпича корпус ХVII века. Находится в оперативном управлении у Государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника «Александровская слобода». Требуется проведение следующих ремонтно-реставрационных работ: научные исследования архитектурного объема храма, археологические исследования, укрепление фундамента, подвалов.

Келейный корпус, 1682г., 1858г., 1890г., Начало строительства 1671г., закончено же строительство келий  при царе Федоре Алексеевиче (годы царствования 1676-1682). В 1858г. келейный корпус сгорел - остались стены и своды с белокаменными  розетками. В 1861году корпус был отстроен заново по проекту архитектора Артлебена, возведен второй этаж. Здание в плане в виде буквы «Г». Один из характерных для ХVII века образцов жилого каменного зодчества.

Западная треть  корпуса, находится в оперативном  управлении у Государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника  «Александровская слобода».  
Восточная часть (две трети памятника) находятся на балансе Госцентра, передана в 1998 году в бессрочное, безвозмездное пользование Владимирской епархии Русской православной Церкви, используется по прямому назначению православной религиозной организацией Свято-Успенский женский епархиальный монастырь города Александрова Владимирской области Владимирской епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). 
Общая проблема Успенского монастыря: проведение археологических исследований и благоустройство территории – требуются затраты более 10,0 млн. руб.

 

Современный город  Владимир занимает площадь свыше 6 тыс. га с численностью населения более 370 тыс. человек.

Древняя часть города в пределах валов XII века составляет около 2% от общей площади города. Однако, именно эта часть является памятником градостроительного искусства.

Основан Владимир был  в 1108 году киевским князем Владимиром Мономахом на холме, окруженным с  юга и севера реками Клязьмой и Лыбедью.

В середине XII века при князе  Андрее Боголюбском Владимир станет столицей большого Владимиро-Суздальского княжества, а территория его увеличится почти вдвое: с запада к Мономахову городу примкнет территория Нового города, на границе которого поставлены будут в 1164-м году Золотые ворота. А с востока - часть города, названного в документах XVII века Ветшалым городом.

Таким образом, город занял возвышенное  плато, вытянувшееся в междуречье Лыбеди и Клязьмы. Местоположение определило линейную систему построения плана древнего города, которая получила трактовку в виде трехчастности, поскольку плато делиться оврагами на три части. Объединяет эти части центральная улица города, возникшая еще в XII столетии и оставшаяся до настоящего времени главной осью города. Начинаясь у Золотых ворот, улица эта через Торговый мост переходила в центральную часть города, затем - с помощью Ивановского моста заходила в восточную часть и заканчивалась при выезде из города и Серебряных ворот. К Лыбеди выводили Иринины и Медные ворота, к Клязьме - Волжские. В функциональном плане доминировал Кремль. На самом возвышенном месте Кремля был возведен в 1160 году Успенский собор. Возле него находился двор Владимирского епископа. Если двор князя Андрея Боголюбского был в западной части, у церкви Спаса, то в 90-е годы XII в., при Всеволоде III Большое гнездо детинец белокаменный с придворным храмом во имя Дмитрия Салунского выстроен был опять же в Кремле. Обстраивается и становиться пятиглавым Успенский собор. На юго-восточной окраине Мономахова города (XII в.).

Информация о работе Архитектура Древнего Новгорода X-XIVвеков