Анализ реформ Петра I и экономики России во времена правления Петра Великого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 20:35, реферат

Краткое описание

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика правления Петра I…………………………….4
Становление личности Петра………………………………………………..4
Начало правления…………………………………………………………….5
Предпосылки реформ………………………………………………………...6


Глава 2. Реформы Петра I………………………………………………………...7
2.1 Военная реформа, создание армии и флота………………………………....7
2.2 Реформы государственного управления……………………………………10
2.2.1 Сенат и фискальный комитет…………………………………………. 10
2.2.2 Областная реформа…………………………………………………….12
2.2.3 Судебная реформа……………………………………………………..12
2.2.4 Реформа самодержавия………………………………………………...13
2.3 Социальные реформы………………………………………………………13
2.3.1 Сословная политика……………………………………………………13
2.3.2 Преобразования в сфере культуры…………………………………...14
2.3.3 Образование…………………………………………………………….15
2.4 Экономические реформы……………………………………………………16
2.4.1 Финансовые реформы………………………………………………….16
2.4.2 Промышленность ………………………………………………………17
2.4.3 Торгово-промышленная политика……………………………………18


Глава 3. Итоги реформ……………………………………………………..….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.Анализ реформ Петра I.docx

— 193.16 Кб (Скачать файл)

В России создается мощная регулярная армия  и в  связи  с этим ликвидируется  поместное  дворянское ополчение и стрелецкое войско. Развитие металлургии  способствовало  значительному росту производства артиллерийских орудий, устаревшая  разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов. В армии было впервые произведено соединение  холодного  и огнестрельного оружия — к ружью был, примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска.

После погрома  под Нарвой в 1700г. Петр снова начинает проводить преобразования и обучение военному делу в армии: изучается  новая тактика ведения боя, идут регулярные учения новых солдат.

Таким образом, в первом десятилетии ХVIII в. российская армия уже существенно отличалась от той, которая досталась в наследство Петру. Эта армия явилась той силой, которая могла оказать реальное сопротивление, а после победы в Северной войне она заставила всю Европу взглянуть на Россию, как на сильную державу.

Петр оставил после себя военную  организацию, доказавшую свои блестящие  боевые качества и составляющую одну из бесспорных и славных заслуг Преобразователя. Важное значение для организации армии имела табель о рангах5, но она имела значение и для штатских организаций. Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы, как военных, так и штатских чиновников. Табель предусматривала постепенное продвижение вверх по служебной лестнице, но не исключала возможности обратного движения.

Табель была объявлена 24 января 1722года. Указ о табели не допускал каких-либо нарушений в порядке прохождения службы.

Петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности, однако позже должности из «Табели» упразднялись и в конце XVIII века некоторые исчезли вовсе. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном — переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. — прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса — коллежский асессор, а чин коллежского регистратора — 14-й класс, давал право на личное дворянство). По Манифесту 11 июня 1845 г. потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс). Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство. Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству — получением чина 4-го класса (действительный статский советник). Приведенные таблицы чинов показывают, что Петровская «Табель о рангах» менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ. Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины, безотносительно к реальным обязанностям их носителя. Так, названия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» первоначально означали должности секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. «Надворный советник» означало председателя надворного суда; надворные суды были отменены уже в 1726 году, а название чина сохранялось вплоть до 1917 года. Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу отдельно были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные.

Огромное значение Петр придавал военно-морскому флоту, его созданию и развитию. Неудачи  первого Азовского похода очень  ясно показали, что без сколько-нибудь сильного флота причерноморскую  крепость взять невозможно. Поэтому  Петр отдает указ о построении флотилии. Созданная в одну зиму флотилия была проведена по мелким рекам к Азову. Флотилия стояла в чужом море, где не было ни одной гавани, которая бы принадлежала ей. Корабли этой флотилии были построены из мерзлого дерева и, по словам иностранных экспертов, годились лишь на дрова. Петр делал все возможное со своей стороны для укрепления и развития флота, по этой причине на смену малограмотным мастерам были приглашены английские и голландские мастера, которые славились своим мастерством в этом деле.

Возникли арсеналы и портовые мастерские. Наскоро были обучены матросы  и офицеры. Было устроено общее управление флотом; адмирал Крюйс составил правила морской службы. И уже в 1710г Черное море пересекали русские корабли.

Еще до начала войны со шведами, начинаются столкновения с ними. Петр понимает, что без военного флота ему  не овладеть Невой и ее устьями. Ввиду  этого Петр начинает постройку нового флота и берет в ней сам активное участие наравне с мастерами-плотниками, кузнецами и др. Русские суда строили по лучшим английским и голландским чертежам. Отрицательное влияние на развитие флота оказывала отдаленность верфей от моря. Это обусловило необходимость позаботиться об обустройстве кораблестроения в Петербурге, строительство корабельных мастерских началось 5 ноября 1704года.

«Первыми  русскими матросами были те же «потешные». Петр начал заботиться о создании личного состава флота еще в 1697году: он отправил несколько партий учеников в Венецию, Англию и Голландию. В 1699г. они вернулись обратно в Россию. Надеясь обнаружить глубокие познания в корабельном и морском деле у учеников, Петр делает им экзамен в городе Воронеже. Из всех учеников, хотя бы удовлетворительно, экзамен выдержали только 4 человека»6. Ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров, поэтому Петру пришлось нанять матросов, офицеров и кораблестроителей в Англии и Голландии.

Русский флот становился все сильнее и опытнее. Он стал флотом, который уважали  державы-обладательницы крупнейших флотов: Англия, Дания, Голландия.

Таким образом, Петр I вывел Россию в ранг морских держав. В большей  степени благодаря именно военно-морскому флоту удалось «прорубить окно в Европу», что оказало свое влияние на дальнейшее развитие империи и укрепления ее могущества.

 

2.2 Реформы  государственного управления

 

У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

 

2.2.1 Сенат и фискальный комитет

 

С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны».

Сам Сенат был рожден экспромтом, так  как Петр вряд ли нуждался в органе, который бы хоть как-то ограничивал  его власть. Отправляясь в 1711 г. в  Прутский поход Петр учреждает «для отлучек наших правительствующий Сенат», поначалу лишь из 9-ти человек, в полномочия которого входило «попечение о правосудии, об устройстве государственных доходов, общем управлении, о торговле и хозяйстве». Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность. Сенат был создан поначалу лишь на время отлучки Петра, однако нет ничего более постоянного, чем временное, и Сенат вскоре стал высшим государственным судебным и управленческим органом.

Вместе  с сенатом был создан фискальный комитет, призванный строго следить  за нарушениями чиновников, приносящими вред государству – казнокрадством, взяточничеством, нарушением закона, и др. Фискалы не получали жалования, а жили лишь на проценты от конфискованного имущества, что, несомненно, способствовало их старанию. Учитывая древнюю русскую традицию воровать, важность фискального комитета трудно переоценить.

Сенат как правительство мог принимать  решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 12 коллегий — предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений.

Были  введены:

  1. Коллегия чужестранных (иностранных) дел.
  2. Военная коллегия - комплектование, вооружение, снаряжение сухопутной армии.
  3. Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.
  4. Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ.
  5. Камер-коллегия — сбор доходов государства.
  6. Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства,
  7. Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.
  8. Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
  9. Берг-коллегия — горно-металлургическое дело.
  10. Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность.
  11. Юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства).
  12. Духовная коллегия — управляла церковными делами (позже Святейший Правительствующий синод).

В 1721 году была образована Вотчинная коллегия — ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). В 1721 году учреждена Духовная коллегия или Синод — рассматривались дела церкви.  С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Кроме того действовали Преображенский приказ и Тайный приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия. «Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел. На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат. Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.

 

2.2.2. Областная реформа

 

В 1708—1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую, Киевскую,  Смоленскую,  Азовскую,  Казанскую,  Архангелогородскую  и  Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

 

2.2.3. Судебная реформа

При Петре радикальным изменениям подверглась судебная система. Функции верховного суда получили Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: провинциях — хофгерихты или надворные апелляционные суды в крупных городах , и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан включенных в посад с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал так называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Однако в 1722 г. нижние суды были заменены, провинциальными судами, возглавляемыми воеводой.

 

2.2.4 Реформа самодержавия

 

До Петра порядок престолонаследия в России никак не регулировался законом, и целиком определялся традицией. Петр в 1722 г. издал указ о порядке престолонаследия, согласно которому царствующий монарх при жизни назначает себе преемника, причем император может сделать своим наследником кого угодно (предполагалось, что царь назначит своим преемником "самого достойного"). Этот закон действовал до царствования Павла I. Сам Петр не воспользовался законом о престолонаследии, так как умер, не указав преемника.

2.3 Социальные реформы

2.3.1 Сословная реформа

Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, — юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России. В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Были расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян. 

Информация о работе Анализ реформ Петра I и экономики России во времена правления Петра Великого