А.П.Бородин: Музыкант и химик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:50, доклад

Краткое описание

Данная работа освещает жизнь известного русского композитора А.П.Бородина, который сумел объединить две, казалось бы несовместимые вещи - музыку и химию. Здесь есть место не только сухим фактам, но и примерам из личной жизни учёного, позволяющие лучше понять его натуру,оживить хоть ненадолго.

Вложенные файлы: 1 файл

Бородин.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Бородин - автор более 40 работ по химии. С научными работами "О  действии иодистого этила на гидробензамид  и амарин и о конституции этих соединений", "О действии иодистого этила на бензоиланилид" и "Исследование некоторых производных бензидина" я познакомилась в журналах русского физико-химического общества (1888 г. вып. 4). 

Бородиным также было открыто совершенно новое, неизвестного типа соединение –  альдегидоспирт, названный альдолом. Ценность всех его работ выявилась особенно в наши дни. Из альдольных смол сейчас изготавливают лаки, детали для автомашин, изделия электротехнической отрасли промышленности.

 

Но, репутация одного из самых крупных  ученых была вырвана у Бородина, можно сказать, из рук: При работах над действием натрия на валериановый альдегид Бородину удалось получить вещество, вызвавшее весьма большой интерес у химиков, именно так называемый альдол, открытый и описанный Вюрцом но, когда Бородин явился в заседание с целью сделать свое сообщение, то увидел только что вышедшую работу Вюрца, подробно рассматривавшую вещество, о котором Бородин хотел сделать предварительное сообщение.

Когда Бородина спросили,  отчего он уступил Вюрцу исследование альдолов, он вздохнул и сказал: - "моя лаборатория еле существует на те средства, который имеются в ее распоряжении, у меня нет ни одного помощника, между тем как Вюрц имеет огромные средства и работает в двадцать рук, благодаря тому, что не стесняется заваливать своих лаборантов черной работою". Каждый русский ученый поймет глубокую правду и гуманность этих слов.

Если бы остались за ним альдол Вюрца, ангидриды Шютценбергера, прибавься  они к его исследованиям над  фтористыми соединениями и продуктами уплотнения альдегидов, имя Бородина в химии стояло бы наряду с именами наиболее крупных первоклассных ученых Западной Европы.

 

В 1863,первые же дни после возвращения  из-за границы в жизни ученого  произошло событие,которе невозможно переоценить ,рассматривая его становления как музыканта и композитора,определившее во многом дальнейшую жизнь Бородина-в одну из «суббот» (субботних вечеров у его друга и коллеги  С.П.Боткина,проводимых за дружеской беседой)он познакомился с М.А.Балакиревым. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую творческую жизнь композитора, она превратило его из дилетанта в истинного композитора и музыканта.Он стал участником "Могучей кучки",

Знакомство и дальнейшее общение  с руководителем,а затем и с  другими членами этого кружка утвердило в молодом ученом более серьезное отношение к своему композиторскому дарованию.

"После первого же месяца  общения с Балакиревым Александр  Порфирьевич окончательно переродился  музыкально, - вспоминала Протопопова, - вырос на две головы, приобрел  то в высшей степени оригинально-бородинское, чему неизменно приходилось удивляться и восхищаться, слушая с этих пор его музыку". В его сочинениях нашли воплощение любовь к родине, идея величия русского народа, свободолюбие. Центральное место в музыке Бородина занимают богатырские образы русской истории, народного героического эпоса, к которым он обращался, чтобы понять современность. Эпическая широта сочетается у Бородина с глубоким лиризмом. Его лирика — мужественная, уравновешенная и в то же время страстная, трепещущая. Наряду с чутким проникновением в характер русского музыкального фольклора композитор постигал музыку народов Востока. В его произведениях соседствуют русские образы и восточные — пленительные, полные неги и воинственные.Милий Алексеевич  не только убедил Бородина в том, что он может и должен серьезно заняться композиторством, но и руководил сам лично его музыкальными занятиями. Правда, он не занимался с ним систематически теорией, так же как не занимался ею и с другими членами кружка, но проигрывая с ним вместе в 4 руки лучшие произведения великих мастеров Бетховена, Шумана, Берлиоза, Листа и Глинки, анализировал их со стороны формы и внутреннего содержания, объяснял технический склад сочинения; вообще критическим отношением к исполняемым и к слышанным в концертах вещам он способствовал развитию в Бородине художественного чутья.

Балакирев первым разгадал необыкновенную одаренность Бородина, внушил ему  мысль о необходимости создания “Первой симфонии”. Работа над этой симфонией протекала под непосредственным руководством Балакирева и продолжалась около пяти лет. Конечно же, столь большой срок определялся не медлительностью композитора. Сочинял он довольно быстро, увлеченно, всецело отдаваясь творчеству. К сожалению, такие дни, когда он имел возможность сочинять, выпадали крайне редко.

 Химия и музыка безраздельно  царили в его душе и властно  предъявляли свои права на  его внимание, время и творческую  энергию. Иногда, дома, во время  беседы с друзьями-музыкантами,  он вдруг вскакивал, бежал в  лабораторию. Но музыка не оставляла ученого - она звучала в его душе даже во время лекций.

 

Бородин несколько раз приносил в лабораторию нотную бумагу, практиковался. Зинин заметил это и категорически  заявил: «Кто гонится за двумя зайцами, тот поймает дохлую курицу! Не подумайте, что я вас ревную к музыке. Не во мне дело, дело в вас. Будь вы семи пядей во лбу, а начнете разбрасываться, и получится пшик. Химия ревнует вас. Она дама строгая и ни с кем своих служителей делить не собирается. Нужно выбирать: или она, или эти ваши музы».

Однако Бородин не мог отказаться от музыки,и работа над Первой симфонией,хоть и урывками,но продолжалась…Эта симфония поражает своей гармоничной цельностью, стройностью. В ней уже определенно  проступают основные черты бородинского стиля - музыка его полна контрастными и вместе с тем неуловимо сходными образами то могучей силы, твердости духа, то душевной мягкости, ласковой нежности. Так по-разному проявились в творчестве Бородина черты русского национального характера.

Историческая ценность Первой симфонии заключена не только в ее высокой художественной зрелости. Она явилась одной из первых симфоний в русской музыке. С большим успехом исполненная под управлением Балакирева на концерте Русского музыкального общества в 1869 году, симфония оказалась первой блестящей победой, одержанной композиторами "Могучей кучки". Эта победа дала Бородину уверенность в своих творческих силах, - теперь он отверг всякие сомнения в своем праве заниматься композицией. Все больше внимания уделяет он музыке не только как собственному творчеству.

С большим вниманием следит он за успехами друзей-музыкантов. Каждый из них создавал в то время что-то новое, интересное. Все произведения - целиком и в отрывках - исполнялись на концертах Бесплатной музыкальной школы, на собраниях „Могучей кучки» и поражали воображение новизной, необычностью звучания, яркой талантливостью.

Атмосфера, царившая на музыкальных  собраниях, высокий, ни с чем не сравнимый  энтузиазм не могли оставить равнодушным  никого. И Бородина тоже - несмотря на его всегдашнюю занятость научной  и общественной деятельностью. Он создает  один за другим лучшие свои романсы и песни. Почти половина из них написана на поэтические тексты самого композитора. Глубоко поэтический романс "Спящая княжна" (1867) сразу обратил на себя внимание, вызвал нападки ретроградной критики за секунды фортепьянного сопровождения, очень оригинального. Затем следовали "Песня темного леса", "Фальшивая нота", "Морская царевна" (1868), "Море" (1870), "Отравой полны мои песни" (о последнем автор говорил, что он сочинен им наполовину вместе с А.Н. Молас , урожденной Пургольд, талантливой ученицей Даргомыжского , часто бывавшей на собраниях Балакиревского кружка), "Из слез моих".

 

В «Спящей княжне»и «Песне тёмного  леса» Бородин новаторски(первым среди русских композиторов) ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х годов также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Одновременно с сочинением романсов Бородин начал сочинять оперу "Царская  Невеста" (на текст Мея ), но скоро  ее оставил и в первой половине 1869 г., по совету В.В. Стасова, задумал писать по составленному им сценарию оперу "Князь Игорь".Бородин написал сам либретто, причем, желая как можно лучше воссоздать эпоху, предварительно изучил все памятники древней русской словесности, а также сочинения ученых, имевшие какое-либо отношение к избранному им сюжету,в предоставлении источников ему помог Стасов; окончив либретто, Бородин принялся за сочинение музыки и очень скоро написал несколько номеров: Сон Ярославны, романс Кончаковны, шествие половецких князей, но потом вдруг совершенно охладел к опере и в течение долгого времени не прикасался к ней, несмотря на уговоры друзей.

Директор Императорских Театров, С.А. Гедеонов , предложил Бородину, Мусоргскому, Кюи и Римскому-Корсакову  написать каждому по акту для задуманной им оперы-балета "Млада" на сюжет из доисторического прошлого полабских славян. Бородин очень быстро написал в эскизе все взятое им на себя 4-е действие. В состав его входили: языческое богослужение, сцены между Яромиром и верховным жрецом, дуэт Войславы и Яромира, явление теней славянских князей, явление Морены (злого божества), явление Млады, затопление и гибель храма и апофеоз. Ввиду громадных затрат, требовавшихся на ее постановку, "Млада" не осуществилась, и Бородин приступил к симфонии,начатой ещё в 1869г, взяв в нее, в переработанном виде, много сочиненное им для "Млады", кроме финала, оркестрованного Римским-Корсаковым и изданного после смерти Бородина

Вскоре появившаяся на свет Вторая симфония - одно из лучших произведений русской симфонической музыки, произведение зрелое, совершенное по форме и содержанию. Симфония выражает идеи патриотизма, национальной гордости за наше славное историческое прошлое. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса. Композитор задумал ее в начале 1869 года, однако работал над ней с очень большими перерывами, вызванными как основными профессиональными обязанностями, так и воплощением других музыкальных замыслов. Первая часть была написана в 1870 году.

Она была восторженно встречена  друзьями композитора, которые оценили  ее как лучшую русскую симфонию, превосходящую все созданное  до нее. Когда Мусоргский предложил  назвать ее „Славянской героической», Стасов запротестовал: не вообще славянская, а конкретно - русская, богатырская. Так эта симфония и стала называться - „Богатырская”.

Вторая, Богатырская симфония стоит  в одном ряду с лучшими произведениями мировой музыкальной классики. В  одном из лучших примеров эпичных произведений,воплощены непреходящие духовные ценности, душевные качества русского человека.

 

Не только для образного содержания, но и для всего музыкального стиля  Бородина характерна эпичность. Музыкальная  драматургия его произведений основана на принципе неторопливого развёртывания музыкального материала, длительного пребывания в одном эмоциональном состоянии. Мелодии близки русским обрядовым, эпическим, лирическим народным песням(по своему строению, ладовым признакам). Отличительные черты метода Бородина — при опоре на народную музыку (русскую и восточную) обобщённое воспроизведение её характерных признаков через оригинальные музыкальные образы; отсутствие фольклорных цитат; использование классических форм. Для гармонического языка, в основе своей диатоничного (хотя композитор использует и изысканный хроматизм), характерна мелодическая насыщенность, идущая от русской народной подголосочной полифонии.

Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в  строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока.Это отразилось в его самом известном ,хоть и незаконченном при жизни ,произведении-опере «Князь Игорь»

Я уже упоминала эту оперу,отметив  что в 1869 Бородин потерял к  ней интерес. Однако он не смог отказаться от неё, начатая в 1860г она была слишком дорога его сердцу,и в конце 1869г он возвращается к ней. Вскоре был составлен подробный план будущей оперы.

Кропотливо и вдохновенно работает он над своим главным детищем.Перечень исторических источников - научных  и художественно-литературных, которые он проработал, прежде чем приступил к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы "Слова о полку Игореве", и все фундаментальные исследования по истории России. Побывал в он и в окрестностях Путивля, изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем.Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в подходе к композиторскому творчеству.

 

Работа над оперой продвигалась очень медленно. К тому же Бородин, не считал музыку главной задачей своей жизни и уделял ей вообще очень мало времени, как видно из письма к Л. И. Кармалиной, в котором он между прочим пишет: "Когда я болен настолько, что сижу дома, ничего дельного делать не могу, голова трещит, глаза слезят, через каждые две минуты приходится лазить в карман за платком — я сочиняю музыку".

Из-за всегдашней занятости Бородина работа над оперой растянулась на 18 лет - вплоть до самой смерти.

В его жизни действительно практически  не было свободной минуты.

Бородин принимал горячее участие в жизни и творческой борьбе балакиревского кружка. В частности, в 1868—1869 го¬дах он заменял Кюи в качестве музыкального рецензента «Санкт-Петербургских ведомостей»; в своих рецензиях он отстаивал эстетические взгляды «Могучей кучки».

Много времени занимала педагогическая деятельность.

Очень часто Бородину, профессору Медико-хирургической академии, приходилось  отправляться к высокопоставленным лицам, чтобы хлопотать о ком-либо из своих студентов или коллег. При этом полагалось надевать парадный генеральский мундир, регалии. Не без юмора описывал композитор свой вид в подобных случаях:

“- Стоит мне возложить на себя "амуницию", от меня во все стороны  начинает распускаться сияние, можно  писать картину "Преображение", вроде  рафаэлевской; сияет воротник, сияют обшлага, сияют шестнадцать пуговиц, как звезды; сияют эполеты, как два солнца, сияет темляк, сияет околыш кепи. Одним словом, Ваше превоходительство, да и только".

Информация о работе А.П.Бородин: Музыкант и химик