Ювелирные украшения в живописи на примере творчества К. Е. Маковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является:
• знакомство с творчеством К. Е. Маковского и анализ ювелирных украшений в работах художника;
Цель работы определила следующие задачи:
1. изучить литературу по теме исследования;
2. выделить период в жизни художника, когда женские образы в картинах достигли совершенства;
3. рассмотреть детали женского костюма того времени;
4. проанализировать одну из работ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...................3
ГЛАВА I. Константин Егорович Маковский
1.1 Биография…………………………………………………………6
1.2 Константин Маковский – коллекционер…………………...........9
ГЛАВА II. Значение народного костюма в работах художника…………..24
2.1 Анализ картины «Боярыня у окна»………………………….….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

к.маковский.docx

— 1.90 Мб (Скачать файл)

Создавался образ художника, характерный для эпохи, породившей термины «богема» и «дендизм». Эстетизм, культ красоты постепенно пробивали себе дорогу через позитивизм и утилитарное мышление, характерное для середины ХIХ столетия. Стремление к красоте выражалось и в стремлении художника окружить себя красивыми вещами. Коллекция его играла главную роль в этой эстетизации жилой среды, а его мастерская отражала особенности жизни художника-артиста, далекие от обывательской повседневности. Вообще тема мастерской художника, наполненной красивыми вещами, была широко распространена в европейской живописи этого времени. Интерьер и его вещное наполнение занимали большое место и в творчестве Маковского, особенно в полотнах с изображением его мастерской. В первом из них, одновременно являющимся групповым портретом и потому получившим название «Семейный портрет» (1869) , изображена та самая мастерская, о которой говорит Бородин. В ней еще нет роскоши и обилия антуража, которые будут отличать картины начала 1880-х годов — «В мастерской художника» (1881) и «Маленький антиквар» (1884)  (см. рисунок 4) и более поздний большой «Семейный портрет» (1894). В них предметная среда становится самодовлеющей. В этом проявилось влияние представлений эпохи историзма с тенденцией ввести в жилое пространство как можно больше вещей, когда роскошь убранства стала одним из критериев красоты.

В начале 1870-х годов под влиянием идей народничества, которые сказались на большом интересе к народной культуре, художник, путешествуя по российским губерниям, собирает предметы крестьянского быта. Если изучение и собирательство памятников отечественной старины и прежде имело широкое распространение, то коллекционирование предметов народного искусства стало новым явлением в России 1870–1880-х годов, и Константин Маковский был в числе первых его собирателей.

В начале 1870-х годов Маковский, параллельно с путешествиями по России, совершал поездки в страны Ближнего Востока, в результате которых он стал также обладателем обширного собрания предметов восточного быта. И в дальнейшем художник приобретал антиквариат и предметы декоративного искусства разных стран и эпох, как во время своих многочисленных поездок за границу, так и на родине. Где он, по словам его сына, пополнял коллекцию, «...чуть ли не ежедневно скитаясь по антикварам в поисках древностей русских и нерусских, на толкучке Александровского и Апраксина рынков». Еще об одном из источников рассказывает, вспоминая свое детство, дочь художника Е. Лукш - Маковская: «Пришла продавщица старины из Александровского рынка, еврейка: известная старьевщица, с помощницей, скупает со всех концов России сохранившиеся старинные уборы, а больше с севера, и для Константина Егоровича — уж постарается. И ставятся уже ларцы, развязывается большой узел, и прямо на блестящий паркет зала, против света больших окон на Неву падает с ее рук целый поток материй, ложатся ломаными складками старинные платья, парчовые “кусочки”. Оживленно совещается папа с матерью, но увлекается и, жадный до каждой тряпицы, забирает зачастую все, так ценил он русскую древность, был знатоком и не скупился на такие покупки».

К 1880-м годам собирательство приобрело такие масштабы, что квартиру и мастерскую художника современники уподобляли музею. Корреспондент газеты «Новое время» сообщал: «Свой заработок Маковский употреблял на убранство своей квартиры, которая представляет некоторый музей мебели, ковров, бронзы, парчи и прочего». Придавая своей собирательской деятельности самодовлеющее значение, вкладывая в нее огромные деньги, со временем Маковский достиг столь значительного успеха, что его коллекция стала достопримечательностью, восхищая и удивляя современников, бывавших в его квартире и мастерской. Собирательство живописца нашло отражение даже в беллетристике. К.Маковский стал прототипом художника Рощина, героя повести «Умереть — уснуть», автор которой, популярный во второй половине XIX века писатель П.Д. Боборыкин, был хорошо знаком и с Маковским, и с его творчеством, так описал квартиру художника: «Они вступили в обширный — четыре окна на реку — салон, где свет покрывал теперь всю заднюю стену и переливал по сотне выпуклостей, драпировок, позолоты, скульптурных вещей, металлических блюд и золотых кубков, развешанных по стенам. Старые гобелены отражали солнце бледными желтыми и розовыми отблесками своих поблеклых красок. В них было что-то нежное, тихо улыбающееся, неуловимо изящное, рядом с яркими чувственными занавесами из восточных атласистых полос и бархатных ковров, развешанных там и сям… Сверху спускалась лампа-люстра старой бронзы. В столовой старинный фаянс и фарфор, по стенам и в двух резных шкапах, придавал небольшой комнате настроение и склад художественного хранилища. Кофейная — вся в арабских летних тканях, укутанных сверху до низу…». Собрание Маковского положило начало традиции собирательства русскими художниками 2-й половины XIX века аналогичных коллекций для создания особой эстетической среды, которая способствует созданию особого творческого состояния. (Известно, что впоследствии даже И.Крамской обставил свою квартиру и мастерскую предметами роскоши.)

Тематическая связь картин Маковского с русской историей, поиски в них художественно-образных средств для выражения национального колорита, в определенном смысле предвосхитивших достижения отечественных живописцев конца ХIХ века, дают основание говорить об особом феномене творчества Константина Маковского. В его формировании значительная роль собрания художника неоспорима. Для исторического живописца изначально такое собирательство было вызвано насущной необходимостью. Вместе с тем стремление к точности исторических и этнографических деталей совмещалось с фантазией и богатым воображением художника, что придавало его полотнам особую поэтичность. Это сразу отметили современники в связи с появлением в 1883 году нового произведения Маковского «Боярский свадебный пир XVII века», приложение № отмечая высокое живописное мастерство художника в изображении картинных аксессуаров, поэтическое видение мира и одновременно подчеркивая их документальную достоверность: «В историческом отношении картина эта верна с истиною до мельчайших деталей, составлявших, по-видимому, немалую заботу художника. На поставце — серебро снято со старинных образцов коллекции графа Строганова. Костюмы, парчи, скатерть, брачная свеча — все это исторически верно. Все аксессуары сделаны удивительно аккуратно. К.Е. Маковский в этой картине дал волю проявлению своего чувства и, в то же время, не пропустил интересных подробностей — ни костюмов, ни характерных особенностей тогдашней боярской обстановки…»

«Боярский пир» — первое большое полотно Маковского, открывшее череду картин боярского цикла. Свадебная обрядность представлена художником в соответствии с популярными представлениями того времени. Сводчатые комнаты напоминают огромные чертоги, заполненные причудливой заморской посудой, золотом и серебряными кубками и кружками разнообразных форм, что вынимались в этот день из прадедовских сундуков. Художник изобразил один из важнейших моментов свадебного пира — внесение традиционного блюда «Лебедь», которым обыкновенно заканчивалось угощение.

В русской истории Маковского прежде всего привлекал XVII век — самый декоративный, бытовой, ритуальный, — особенно эпоха царя Алексея Михайловича. Быт этого времени был особенно интересен, и к тому же хорошо изучен. Взгляды художника на отечественное прошлое явно совпадали со взглядами И.Е. Забелина, считавшего, что история народа — это история народных представлений, запечатленных в быту и культуре. Полотна Маковского отличает именно такое отношение к истории и к собирательству.

Наиболее ценными его приобретениями были коллекции русских ларцов с резьбой по кости и русского костюма (особенно кокошников и головных уборов). О том, как художник использовал их в своей работе, рассказывает писательница Е.М. Фортунато, которую тот пригласил в качестве модели: «Маковский молча снял с меня шапочку и вытащил шпильки из моей прически. Волосы рассыпались по плечам. Оглядев меня, Маковский стал заплетать косу, и я удивилась, как ловко он это делает. Покончив с косой, достал из венецианского резного шкафчика великолепный голубой штофный боярский сарафан с самоцветными пуговицами и голубую повязку с жемчужными поднизями. По-прежнему молча он повел меня к венецианскому граненому трюмо, накинул на меня сарафан поверх платья и надел мне на голову повязку. Ни слова не говоря, он поворачивал меня то так, то этак. И смотря то на меня, то в зеркало, щурил глаза…»

Отметим, что женские образы в национальном костюме в XIX веке становились способом выражения национальной идеи в русском искусстве и связаны с поисками национального идеала женской красоты.

Нередко Маковскому вменяли в вину чрезмерную скрупулезность в передаче бытовых деталей. Перебор аксессуаров в картинах Маковского очевиден, но само изображение этих давно забытых предметов русской старины в то время было новацией и большим достижением отечественного искусства, которые мы должны, наконец, оценить по достоинству. Маковскому принадлежит честь ознакомить зрителей с этими этнографическими и историческими раритетами. Вместе с тем он не только перенес на картины свое восхищение ими (ведь до этого они никогда не входили в число эстетических ценностей), но и сумел привить своим зрителям любовь к ним. Исторические атрибуты в сочетании с занимательностью сюжетов, живостью образов, воплощенных в полотнах художника с присущим ему живописным мастерством и артистизмом, вызывали в зрителях горячий интерес. Через картины Маковского они приобщались к культуре предков и познанию российской истории.

В этих «спектакльных», как их называли авторы критических статей, игровых по существу полотнах, к воспроизведению примет старины художник относился с большой ответственностью и серьезностью. Прежде чем перенести их в свои полотна, он тщательно их изучал, копировал, порой затрачивая немало времени в поисках нужных образцов, нередко обращаясь с этой целью к другим коллекционерам. Однако исторические произведения Маковского нельзя воспринимать с археологической, документальной точки зрения. Это театр, это игра современников, «примеряющих» на себя различные исторические эпохи, в которых им виделись гармония жизни и красота быта. И в этом смысле Маковский стал в определенной степени предшественником художников «Мира искусства»: в эволюции русского исторического жанра на пути к обобщению и стилизации творчество художника было необходимым звеном, и в этом звене необходимым было достоверное изображение примет старины.

Однако памятники материальной культуры из коллекции художника были не только объектом изображения. Сами по себе они оказывают влияние на художественный язык и приемы изображения. Уже современники Маковского отметили, что картина «Боярский пир» «… несколько напомнила то впечатление, которое производили… древние, роскошно шитые иконы, хоругви и пелены, на которых лики нашивались или наводились красками». С неподражаемым мастерством передает живописец физические качества материального мира: золота, драгоценных камней, парчи, бархата, дерева, металла, кости. Творчество художника, вдохновлявшегося мотивами и образами народного искусства, вскоре само стало источником сюжетов для изделий мастеров народных промыслов. Особенно они полюбились мастерам лаковой миниатюры, работавшим в Федоскино, а также художникам-ювелирам известных фирм К.Фаберже, О.Курлюкова, П.Овчинникова, мастерской Ф.Рюккерта.

Говоря о значении коллекции художника для его творчества, невозможно обойти вниманием еще одну ее важную функцию, которая оказала влияние даже на планировку мастерской. Дочь художника вспоминала: «…Прилегало к мастерской еще помещение, отделенное занавесом, вроде сцены, ниже потолком. В мастерской с прилегающей “сценой” родители устраивали временами музыкальные вечера, ставились роскошные “живые картины” из боярского быта. Тогда весь коридор из квартиры и лестница “черного хода” обвешивались гобеленами и освещались. Приглашенные (до 150-ти человек) на эти прославившиеся вечера подымались в мастерскую-театр. Тогда-то извлекались все боярские наряды, музейные вещи, кокошники в жемчугах. Представители старых родов, потомки тех же бояр, ловко и красиво облачались в парчовые и бархатные одежды. Изображались, группировались картины отца — “Свадебный пир”, “Выбор невесты”. Отец так любил боярский быт, что было ему дорого еще и живым создать его. В этом не только понятный восторженный каприз, но и предугадывание увлекательной полезности для своего искусства». Коллекция художника способствовала распространению историзма в его театрализованной форме.

В начале 1890-х у Маковского мастерская не только в Петербурге, но и в Париже, куда он поместил некоторую часть своей разросшейся коллекции. (Он использовал ее для работы над картиной «Воззвание Минина к нижегородцам» (1896), «Поцелуйный обряд» (1895) и ряда других картин.)приложение № Критик А.А. Плещеев, побывавший во французской столице, информировал соотечественников: «Мастерская К.Е.Маковского весьма обширна и занимает совершенно изолированное здание во дворе Boulevard de Clichy. Здесь же находится склад русских боярских костюмов, привезенных художником из Петербурга».

Следующее сообщение о коллекции, появившееся в прессе спустя четверть века, ярко отражает поворот в эстетическом сознании его современников. «…Его квартира на 1-й линии В.О., так же как и мастерская на Каменноостровском проспекте наполнены ценными коллекциями, достойными музеев».

 В  это время в эстетике появляется  новое понятие — декоративно-прикладное  искусство. Отраженное в периодике  восприятие современниками коллекции  и коллекционерской деятельности  художника — яркое свидетельство  процесса его формирования.

К началу ХХ века за Маковским прочно закрепился статус крупнейшего коллекционера. Он начинал свою собирательскую деятельность как художник, увлеченный красотой предметного мира, а заканчивал — как знаток и крупный специалист в области русской старины, стремившийся сберечь художественное достояние России. Долгое время, занимаясь собирательством, общаясь с крупными историками и коллекционерами, он приобрел обширные познания в этой области. Поэтому не случайно в 1915 году, когда, как писали газеты «вопрос о русской старине был поставлен особенно остро и с любовью исследуется», художник становится членом Общества возрождения художественной Руси, важнейший задачей которого было изучение, сохранение и пропаганда русской старины.

Константин Егорович не без основания гордился своим собранием. Он с удовольствием, как некогда его отец Егор Иванович, показывал свою коллекцию, вещи предоставлял на выставки. Одной из последних была «Выставка церковной старины», устроенная Музеем при Училище технического рисования барона Штиглица весной 1915 года. И вряд ли он мог даже представить, что коллекция, собиравшаяся с любовью в течение более полувека, занимавшая столь важное место в его жизни и искусстве и сама по себе уже ставшая отражением целой эпохи в русской культуре, совсем скоро будет пущена с публичных торгов.

Дальнейшая судьба коллекции Маковского — новый этап в истории ее бытования. В начале марта 1916 года в петроградских газетах появились объявления о «богатом» аукционе «имущества, оставшегося после смерти знаменитого художника и коллекционера профессора Императорской академии художеств Константина Георгиевича Маковского». Прошло всего полгода как художника не стало в результате трагического случая. Сбитый уличной пролеткой на одной из улиц Петроградской стороны, он получил тяжелую травму головы, от которой 17 сентября 1915 года скончался.

Информация о работе Ювелирные украшения в живописи на примере творчества К. Е. Маковского