Цветы в творчестве художника К.Коровина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:42, доклад

Краткое описание

Константин Алексеевич Коровин - ярчайший представитель русского импрессионизма. Его искусство стало ярчайшим - в прямом и переносном смысле - явлением отечественной культуры конца XIX - начала XX века. Его яркие, сочные, жизнерадостные картины говорили всем о светлом и радостном начале, которое всегда присутствует в нашей жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Коровин доклад.docx

— 18.60 Кб (Скачать файл)

   Константин Алексеевич Коровин - ярчайший представитель русского импрессионизма. Его искусство стало ярчайшим - в прямом и переносном смысле - явлением отечественной культуры конца XIX - начала XX века. Его яркие, сочные, жизнерадостные картины говорили всем о светлом и радостном начале, которое всегда присутствует в нашей жизни. Биография

   Родился в 1861 г. в состоятельной старообрядческой купеческой семье. Его отец Алексей Михайлович окончил университет, а мать Аполлинария Ивановна, происходила из рода дворян Волковых. В четырнадцать лет поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, после двух лет обучения перешёл на отделение живописи. Учился у А. К. Саврасова.

   Для завершения образования Коровин едет в Петербург и поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.

   В 1888 и 1894 Коровин вместе с другом, художником В. Серовым, совершает путешествия на Север. В результате появляются многочисленные пейзажи.

   В 1890-х К. А. Коровин оформляет павильон Северной железной дороги, построенный по его проекту в Нижнем Новгороде.

   В 1900-х художник активно работает в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, а также операм и балетам. В частности, он оформляет спектакли «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906). Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театр Ла Скала в Милане.[1]

   Значительное место в творчестве Коровина занимает Париж. Городские пейзажи создаются явно под сильным влиянием французских импрессионистов.

   Во время Первой мировой войны К. А. Коровин работает консультантом по маскировке в штабе русской армии.

   На протяжении десятилетий К. А. Коровин участвовал в выставках художников разных направлений и объединений — передвижников, «Мира искусства», «Союза 36», Союза русских художников.

   С 1901 К. А. Коровин вместе с В. А. Серовым, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников сценограф С. Ф. Николаев, будущий педагог, писатель и краевед — С. П. Волков.

   После октябрьской революции в России Коровин активно занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжает также сотрудничать с театром. В 1923 художник по совету А.. В. Луначарского выехал за границу и поселился во Франции.

   Наряду с даром живописца Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Когда утрата зрения вынудила полностью отказаться от изобразительного искусства, художник продолжал писать рассказы.

   Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939.

   Большое количество работ художника хранится в Русском музее. Имеется также фильм о творчестве живописца производства Русского музея.

   Областью увлечений Коровина в 1910-е годы стал натюрморт. Безусловно, то влечение к натюрморту, которое захватило искусство 1910-х годов, не прошло мимо художника. Однако и в натюрмортах он верен «декоративному импрессионизму», что особенно проявляется в связанных по мотиву с Парижскими огнями двух работах 1912 года. Это «Розы и фиалки» и «Натюрморт». Мастер изображает букеты у окна, за которым видны огни ночного Парижа. Их рефлексы мерцают на серебряном подносе, на позолоченной посуде, стоящей рядом с цветами. Посредством этих рефлексов живописец объединяет предметы натюрморта с большим миром, словно говоря нам, что они являются его частью, собирающей, как в фокусе, все самое прекрасное и поэтическое из окружающей нас жизни. Холодок металла позволяет еще глубже ощутить живое дыхание цветов, написанных с той чувственной полнотой, которая захватывает зрителя в лучших полотнах Коровина. Стремящийся к декоративности своих произведений, художник порой пишет искусственные цветы вместо настоящих. Однако, умеющий как никто другой чувствовать и воплощать на холсте трепет жизни, мастер умеет вдохнуть ее в искусственные букеты, так что на полотне невозможно различить, писаны они с живых или бумажных роз. И как в театре Коровин заставляет поверить в реальность мира, который он создает своими декорациями, так и в натюрмортах он оживляет порой мертвые предметы, приобщая их к миру природы, продолжающей оставаться для художника основным источником вдохновения.

   Натюрморт "Букет бумажных роз" создавался в комнате одного из парижских отелей, где в то время жил и работал художник. Мир вещей всегда привлекал Коровина, он с удовольствием собирал предметы прикладного искусства, различные безделушки и мелочи, которые затем вводил в композиции натюрмортов. Несколько таких предметов, изделий из фарфора, стали "персонажами" натюрморта из Радищевского музея. Совершенно особый интерес в эти годы вызывают у живописца букеты цветов, и даже не сами цветы, а цветовые соотношения, игра цвета и формы. Возможно, поэтому мы встречаем в натюрмортах Коровина часто букеты не только живых, но искусственных цветов.

   Стол с сосудами и цветами стоит у открытых балконных дверей. Виден ночной Париж с громадами синих домов, со светом огней витрин, уличных фонарей. Цветные отражения, рефлексы светятся и пылают на полированной поверхности стола, которая как эхо повторяет феерию ночных огней и очертания фарфоровых сосудов, являясь как бы двойным зеркалом. Композиция "Букета бумажных роз" при кажущейся случайности расстановки предметов, тщательно продумана и уравновешена. Вертикальные линии шторы и оконной рамы в соединении с четкой горизонталью стола придают четкий и ровный ритм всей картине, стоящие на столе предметы вписываются практически в равнобедренный треугольник, что также добавляет ощущение композиционной устойчивости. Нарушает четкость и логичность композиционных построений натюрморта сама живопись - яркая пестрая, предельно эмоциональная. Разнообразие живописной поверхности является одним из главных эффектов этой работы: автор пишет короткими твердыми, почти квадратными мазками лепестки роз, тогда как роспись на вазе и на шкатулке написана легкими прикосновениями маленькой кисточки. Эфемерный пейзаж за окном и растворяющиеся отражения на столе создаются с помощью свободных широких движений более жидких красок, контрастирующих с почти рельефной поверхностью ярко освещенного основания и ручек ампирной вазы. Тяга к декоративности в натюрмортах этого периода напоминает зрителю о том, что Константин Коровин обладал блестящим даром театрального художника. Многие его натюрморты близки по своему строю декорационной живописи.

   С конца 1900-х годов натюрмортов Коровин писал очень много, чаще всего — розы.  Розы пышно цветут на полотнах Константина Коровина, иногда розовые или белые, но в подавляющем большинстве пурпурные, роскошные, звучащие мощными аккордами гимна красоте. Константин Алексеевич писал розы везде. Большая часть картин создана в Крыму, в Гурзуфе, на его даче. Находил розы художник и в Москве, и в Петербурге. Розы обязаны Константину Коровину триумфальным пришествием в высокое искусство. А они, в свою очередь, прославили великого русского живописца

   Искусство Коровина дарит людям радость познания жизни и искусства, правды и красоты. «Я твердо заявляю,— говорил художник,— что пишу не для себя, а для всех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному миру красок, форм, кто не перестает изумляться вечно меняющейся игре света и тени».


Информация о работе Цветы в творчестве художника К.Коровина