Ювелирные украшения в живописи на примере творчества К. Е. Маковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является:
• знакомство с творчеством К. Е. Маковского и анализ ювелирных украшений в работах художника;
Цель работы определила следующие задачи:
1. изучить литературу по теме исследования;
2. выделить период в жизни художника, когда женские образы в картинах достигли совершенства;
3. рассмотреть детали женского костюма того времени;
4. проанализировать одну из работ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...................3
ГЛАВА I. Константин Егорович Маковский
1.1 Биография…………………………………………………………6
1.2 Константин Маковский – коллекционер…………………...........9
ГЛАВА II. Значение народного костюма в работах художника…………..24
2.1 Анализ картины «Боярыня у окна»………………………….….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

к.маковский.docx

— 1.90 Мб (Скачать файл)

         Министерство образования  и науки  Российской Федерации

ФГОУ СПО « Уральский колледж прикладного искусства и дизайна»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Ювелирные украшения в живописи,

на примере творчества К. Е. Маковского»

 

 

 

 

 

 

                Выполнила студентка 4 курса

Специальность: ДПИ

                                                 Специализация: художественная обработка металла

Пульникова Е. А.

                        Преподаватель: Силонова. О.Н

 

 

 

Н. Тагил

2012 г 
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...................3

ГЛАВА I. Константин Егорович Маковский

              1.1 Биография…………………………………………………………6

              1.2 Константин Маковский – коллекционер…………………...........9

ГЛАВА II. Значение народного костюма в работах художника…………..24

               2.1 Анализ картины «Боярыня у окна»………………………….….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………29

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Мода по времени может быть, как известно, краткосрочной или, наоборот, длительной, но она всегда выражает вкусы потребителей. Ювелирная мода в этом смысле не исключение. Во все времена ювелирной моде были присущи стремление к большой изысканности, и утонченности, к широкому разнообразию украшений, отвечающих эстетическим вкусам потребителей. Демократичность ювелирной моды, предлагаемая ею свобода в варьировании творческих идей обеспечивают возможность создания большого числа различных видов и форм высокохудожественных ювелирных украшений, которыми в сочетании с ювелирно выполненной фурнитурой аксессуаров (пуговиц, поясов, пряжек, рельефных и фигурных накладок) дополняются не только платья, блузы, костюмы, но и шляпы, перчатки, пояса, сумки, обувь, независимо от сезона и времени.

Можно с уверенностью сказать, что не менее увлекательно представлен мир ювелирных камней и драгоценностей и в творчестве художников.

В художественных произведениях и словарях можно встретить много наименований различных ювелирных изделий и иногда таких, которые мы по праву можем назвать «бабушкины» драгоценности. Мода приходит, проходит, но и возвращается. Полный набор «бабушкиных» драгоценностей замечательно представлен в портретной живописи.

Когда я обратилась к теме «Ювелирные украшения в живописи», предо мной раскрылся огромный ассортимент шикарных полотен. Случайно  попалась  на  глаза  картина художника  Маковского, что и вдохновило на написание данного курсового проекта.

Объект – ювелирные украшения в живописи.

Предмет исследования – ювелирные украшения в живописи К. Е. Маковского.

Поэтому, целью курсовой работы является:

    • знакомство с творчеством К. Е. Маковского и анализ ювелирных украшений в работах художника;

Цель работы определила следующие задачи:

    1. изучить литературу по теме исследования;
    2. выделить период в жизни художника, когда женские образы в картинах достигли совершенства;
    3. рассмотреть детали женского костюма того времени;
    4. проанализировать одну из работ.

История моды ювелирных украшений довольно стара. С того момента, когда человек открыл для себя украшения, оставалось немного до тех пор, пока он не начал размышлять о ее эстетической и стимулирующей функции. Украшения являлись именно тем объектом, в котором он, очевидно наиболее непосредственно, смог выразить свое художественное мировоззрение.

В большинстве работ портретного жанра ювелирные украшения выражены очень лаконично.

Выражение «таинственный язык украшений» можно спокойно заменить формулировкой – «живой язык украшений» и в особенности в применении к историческим эпохам, поскольку изделия, которыми человек украшал себя не только с целью красоты, но и как средство защиты (амулеты, подвески, браслеты).

Изделие говорит о многом, оно разоблачает потаенные мысли. Являет собой наиболее индивидуальное творение человеческой культуры, и в то же время рядом с модой, которая, как тень следует за одеждой, шествует могущественный инстинкт подражания.

Подражание одновременно является необходимой предпосылкой моды, ее противоречием. Человек приспособляется к окружающему миру, приемлет моду, но, вместе с тем, с помощью именно этой моды, он стремится отличаться от окружающих его людей.

Внутренние качества, темперамент и характер подчеркиваются внешними средствами.

Меня заинтересовала тема ювелирных украшений в живописи. Из личного интереса я решила изучить её на примере творчества К. Е. Маковского. За основу данного проекта был взят сайт:

http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7502.php, который создан с целью рассказать людям о выдающихся людях в сфере искусства. Каким и представляется нам  Константин Егорович Маковский.

 

ГЛАВА 1. Константин Егорович Маковский.

1.1 Биография.

Константин Егорович Маковский (1839-1915) родился в семье художника, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). С детства, вместе с братом, будущим художником Владимиром Маковским, был окружен творческой атмосферой: в доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Однако Маковский избрал самостоятельный путь. В 1858 году, оставив Москву и родной дом, он отправился в Петербург, где поступил в Академию художеств.

В 1863 году, будучи уже выпускником, Маковский примкнул к числу участников "бунта четырнадцати", выступивших против консервативной системы преподавания. В результате в составе группы "бунтовщиков" он покинул стены Академии Художеств, так и не выйдя на дипломную программу. Однако в том же году стал активным членом знаменитой петербургской Артели художников, возглавляемой Иваном Николаевичем Крамским.

Произведения Маковского, созданные в 1860-х годы, отличались жанровой тенденцией. Особенной известностью пользовалась его картина "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" (1869) - подлинная галерея колоритных типов городских сословий. За это произведение Маковский был удостоен звания профессора АХ, где в тот период произошли коренные реформы, и бытовая живопись из гонимой превратилась в весьма поощряемую.

В 1870-е годы художник создал серию картин на темы крестьянского быта: "Похороны в деревне", "Дети, бегущие от грозы" (обе 1872) и другие. Окрашенные сочувствием к простым людям, их бедам и радостям, эти полотна отличаются поэтичностью, трогательностью образов.

В 1877 году Маковский, откликаясь на события русско-турецкой войны, написал картину "Болгарские мученицы", осуждавшую жестокость и зло, принесенные турками на Балканы.

Однако, тяготея к характерному для передвижников жанру, Маковский постепенно начал склоняться в сторону легкого успеха, которого достигал с помощью изображения эффектных сюжетов, не отличавшихся ни вдумчивостью, ни глубиной содержания. Такова созданная под впечатлением от путешествия в Египет картина "Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" (1876), представлявшая пышное религиозное шествие в восточном городе. Бытовая экзотика, яркость типов, этнографическая точность, звучность колорита лишь усиливают внешнее впечатление, заслоняя собой правду жизни.

Историческая живопись Маковского, его, так называемые боярские жанры, отвечали духу официальной народности и псевдорусскому стилю, распространенному в искусстве 1880-90-х годов. "Свадебный пир в боярской семье XVII столетия" (1883), "Поцелуйный обряд" (1895), "Смерть Иоанна Грозного" (1888) интересны, скорее, с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.

Особое место в творчестве Маковского занимал портретный жанр. Его мастерская на Дворцовой площади была чрезвычайно популярна среди светской публики, а модные идеализированные портреты, явно приукрашивающие модель, очень ценились. Блестяще передавая обстановку, наряды, дорогие ткани и меха, художник старался представить портретируемых в самом выигрышном свете, соблюдая при этом точное сходство, но, не вникая в психологические характеристики моделей. По выражению И. Н. Крамского, в этих портретах "цвета подобраны, как букет". Таковы известные портреты жены художника (1881), графини В. С. Зубовой (1877) и другие. Исключение составляют портрет оперного певца О. А. Петрова (1871), портрет старухи в чепце (1874) и, наконец, портрет-картина "Алексеич" (1882), правдиво изображающая старика у кипящего самовара. Именно эти произведения красноречиво говорят о том, какой крупный талант, пусть не реализованный, был заложен в Маковском, который расточительно разменял его на салонную живопись.

Художника не стало в результате трагического случая. Сбитый уличной пролеткой на одной из улиц Петроградской стороны, он получил тяжелую травму головы, от которой 17 сентября 1915 года скончался.

 

1.2 Константин Маковский — коллекционер.

 

"Я не зарыл своего богом  данного таланта в землю,

но и не использовал его в той мере, в какой мог бы.

Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству".

 

К.Е. Маковский

Мало кому известно, что самобытность, своеобразие и убедительность картин относящихся к тому национальному направлению, которое получило название «русский стиль», напрямую связаны с его истинной страстью — художественным собирательством, которым Маковский увлеченно занимался на протяжении всей своей жизни. Маковский-коллекционер, особенности и значение его коллекции, ее судьба — почти неведомая страница русской культуры 2-й половины ХIХ — начала ХХ века.

Пристрастие это имело семейные корни.

Маковский Егор Иванович

(1802, Звенигород  — 1886, Москва).

Живописец, отец В.Е. Маковского и Н.Е. Маковского. Любительские занятия живописью совмещал со службой в Экспедиции кремлёвского строения. Делал портреты-миниатюры, а также копии с картин, хранившихся в Большом Кремлёвском дворце (в технике сепии). Был в дружеских отношениях с К.П. Брюлловым, В.А. Тропининым, С.К. Зарянко, И.П. Витали, П.Ф. Соколовым. Один из организаторов самодеятельных рисовальных вечеров, положивших в 1832 начало существованию Натурного класса (будущее МУЖВЗ). Первым из его участников получил медаль за рисунок, представленный на выставке в петербургской Академии художеств (1874). Почётный член Московского художественного общества. В доме Маковского бывали Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин, М.И. Глинка, М.С. Щепкин, А.Е. Варламов. Собрал значительную коллекцию русской живописи, западноевропейской гравюры. Егор Иванович похоронен на Ваганьковском кладбище.

Отец художника, являясь большим любителем искусства, был одним из крупных коллекционеров в Москве второй четверти XIX века. Он собирал произведения изобразительного искусства, преимущественно старинную гравюру. В его коллекции находились лучшие ее образцы немецкой, английской, итальянской и фламандской школ. Коллекционер И.Е. Цветков, создатель известной художественной галереи, отмечая непритязательность Е.И. Маковского в быту, но беззаветную любовь к искусству, писал: «Квартира у него была большая, но очень скромно обставлена: большая часть была даже без мебели. Все стены сверху донизу были увешаны картинами»3. Младший сын Егора Ивановича, Владимир — будущий знаменитый передвижник — в своей ранней картине «Семейная сцена в кабинете любителя художеств» передал атмосферу отчего дома: Егор Иванович с альбомом на коленях показывает рисунки одному из сыновей, на стенах квартиры — картины «Старый Рим» С.Ф. Щедрина, копия К.П. Брюллова с картины Гвидо Рени «Ecce Homo» и другие. На этажерке — бюст К.П. Брюллова работы скульптора И.П. Витали. В такой обстановке происходило формирование эстетических вкусов детей Егора Ивановича, ставших впоследствии замечательными художниками. Приложение №

Константин Егорович Маковский унаследовал собирательскую увлеченность отца, однако в его коллекционировании преобладали иные интересы. По определению сына живописца, известного художественного критика Сергея Маковского, — это была «красивая старина», которую, по его мнению, отец «безостановочно покупал… со вкусом знатока, но без особого разбора — и нужное, и ненужное, и то, что могло пригодиться как аксессуар для исторической картины. И то, что просто “понравилось” своим изяществом, своеобразием или вычурой и что можно было куда-нибудь пристроить в жилых комнатах и мастерских». Однако, безусловно, в этом собрании была своя особая логика. В принципах подбора предметов, их стилистическом множестве отразились не только его профессиональные интересы, но само время с его художественным мировоззрением и вкусовыми пристрастиями. Интересы художника в области коллекционирования сформировались под влиянием эпохи историзма, когда не только исторические события, но и особенно материальная культура прошлого оказались предметом пристального интереса. Не случайно именно тогда в России возникает большое количество коллекций прикладного искусства. Собирательством занялись многие художники, и это тоже было новым явлением в русской культуре. Коллекция, принадлежавшая К. Маковскому, выделялась своим объемом, качеством и разнообразием состава, отражавшим всю широту интересов собирателя.

Начало коллекционированию было положено в 1860-е годы и неразрывно связано с творческой деятельностью молодого художника, когда вырученные за продажу первых картин деньги он стал вкладывать в приобретение «красивой старины». Характер собирательства во многом был определен личностью Маковского. Он отдавался этому занятию с особой страстью, присущей его артистической натуре, расходуя на него, порой без остатка, свои гонорары. Так было, когда он продал картину «Масленица в Петербурге» (1869) приложение № — одно из самых значительных произведений его раннего творчества.

Информация о работе Ювелирные украшения в живописи на примере творчества К. Е. Маковского