Ювелирное искусство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Драгоценности - это романтика, это мода, это искусство, но, прежде всего - бесценный дар самой Природы.
Проблема: исследование ювелирного искусства России и его значение в современной декоративно-практической деятельности.
Объект исследования: ювелирное искусство России.
Предмет исследования: понятия, содержание, стиль, материалы, ювелирная мода и уход за ювелирными изделиями.
Цель исследования: изучение истории, технологии изготовления, классификации стилей, материалов в ювелирном искусстве.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СТИЛЬ, МАТЕРИАЛЫ 5
1.1. Ювелирное искусство 5
1.2. Материалы в ювелирном искусстве 7
1.3. Драгоценные камни 2
1.4. Полудрагоценные камни 2
1.5. Поделочные камни 2
1.6. Синтетические камни 2
1.7. Стекло и эмали 2
ГЛАВА 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО 2
2.1. Ювелирное искусство народов, населявших территорию стран СНГ 2
2.2. Древнерусское золотое и серебряное дело 2
2.3. Основные центры Древнерусского ювелирного искусства 2
ГЛАВА 3. РУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ 2
3.1. Москва, XV-XVII вв. 2
3.2. Москва и Петербург в XVIII - нач. XX вв. 2
3.3. Карл Фаберже - придворный ювелир 2
ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУСТВО 2
4.1. Советское ювелирное искусство 2
4.2. Ювелирная мода и современные ювелирные украшения 2
4.3. Классификация ювелирных изделий 2
4.4. Уход за ювелирными изделиями 2
Заключение 2
Литература 2

Вложенные файлы: 1 файл

Ювелирное искусство. 111 стр..doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

- александрита - оксид ванадия (VO - 3%, VO2) и др.

Процесс получения: подготовленная шихта (порошок) ссыпается через высокотемпературное (больше 2000°С) пламя на тугоплавкий стержень. Стержень опускается с заданной скоростью, увеличивая образовавшуюся булю (стержень диаметром 12-15 мм и h=(5-6)·10 мм) синтетического самоцвета.

Синтетические корунды и шпинели обладают прекрасными физическими и химическим свойствами: имеют высокую прозрачность, твердость и прочность. Плотность 3,98-3,99. Твердость 9,0. Выдерживает температуру 1000-1100°С. Основные пороки в камнях синтетического корунда: трещины, посторонние включения, помутнения, непроплавленности, пузыри, сплошная «мошка» на поверхности граней, заметная при четырехкратном увеличении.

Синтетический изумруд - искусственно выращиваемый методом раствора в расплаве кристалл, в состав которого входят окислы бериллия, алюминия, кремния и пр., т. е. те же элементы, которые входят и в состав естественных изумрудов. Примеси элементов - хромофоров (Fe, Сu, Ni и др.) - придают зеленому цвету кристаллов требуемые тона. Наращивание кристаллов происходит на затравку природного берилла. Свойства синтетического изумруда близки к природному.

Гранатит (иттрий-алюминиевый  синтетический гранат) представляет собой иттриево-алюминиевый оксид, имеющий структуру граната. Гранатит образуется в специальных аппаратах при высоких температурах и глубоком вакууме методом вытягивания кристалла из расплава. В чистом виде гранатит бесцветен. Плотность 4,54. Твердость 8,0. Гранатит окрашивается в различные цвета. Прозрачный используется как имитация алмаза. Обладает высокой термо- и химической стойкостью. Наиболее рациональная форма выращивания граната - пластины. Структура синтетического граната аналогична структуре природного граната.

Фианит (от аббревиатуры ФИАН - Физический институт Академии наук СССР, где был разработан способ его получения) - новый синтетический материал, представляет собой монокристаллы двуокиси циркония с примесью окиси иттрия (гафния) и цветообразующих добавок. Фианит отличается химической стойкостью, огнеупорностью, прозрачностью, неисчерпаемой цветовой гаммой. Аналогов фианита нет. Плотность 5,65-6,0. Твердость 8,5. Бесцветный ограненный фианит является наиболее удачной имитацией бриллиантов.

Физико-механические свойства синтетических камней показаны в таблице 3.

Таблица 3

Физико-механические свойства синтетических камней

Вид

материала

Цвет

Твердость по шкале Мооса

Плотность,

г/см3

Коэфф. преломления

Дисперсия света

Корунд,

рубин,

аметист, александрит,

сапфир

Розовый,

красный,

сиреневый,

цвет александрита,

синий

9,0

3,98

1,79

0,018

Гранат

Бесцветный, розовый (имитирует  розовый алмаз), золотисто-желтый (топаз), изумрудно-зеленый (имитирует природный  изумруд)

8,0

4,32-4,62

1,83

0,024

Фианит

Янтарный, бледно-желтый, сиреневый, розовато-кремовый и др.

7,5

5,9

2,2

0,04

Изумруд

Зеленый различных оттенков

7,5-8,0

2,65-2,75

1,55

-


 

1.7. Стекло и  эмали

 

Значительное количество ювелирных изделий из недрагоценных  металлов и серебра изготовляется  с использованием вставок из стекла, заготовки которых имеют следующий ассортимент:

1. В виде дротов  диаметром 15-25 мм, длиной 300-1000 мм.

2. В виде прокатных  заготовок: шариков диаметром  до 11 мм, различных многогранников  размером до 11 мм.

3. В виде плиток  длиной 150-170 мм, шириной 100-120 мм, толщиной 5-10 мм.

Цветные и бесцветные стекла для ювелирной промышленности изготовляются на свинцовой основе. На бессвинцовой основе изготовляются стекла, содержащие редкоземельные элементы и рубиновые стекла.

По цвету стекла должны соответствовать эталонам, согласованным с потребителем.

Граненое стекло - это тонкие или грубые подделки под драгоценные вставки. Известны подделки из стекол сложных составов, отличающихся ярким блеском, прозрачностью, прекрасной окраской и отделкой.

Исходным материалом для изготовления граненого стекла являются белые и цветные стекла. В качестве красителей применяют золото, медь (красная окраска), окись кобальта (синяя), окись меди (зеленая), окись урана (желтая), перекись марганца (фиолетовая) и т. д.

Имитация стекла отличается от драгоценных и полудрагоценных камней, в первую очередь, твердостью. Поэтому достаточно напильником провести по рундисту граненого стекла, как оно сразу раскрошится.

В отличие от синтетических камней окраска граненого стекла лишена густоты. Прозрачным камням из стекла при огранке придают такие же формы, как и изделиям из корунда.

К огранке стекла предъявляют  те же требования, что и к огранке  камней:

- точно выполненные геометрические фигуры должны быть расположены симметрично;

- симметричные грани и углы должны быть равными;

- площадка должна быть перпендикулярна оси, проходящей через вершину низа.

Качество ювелирного граненого стекла должно удовлетворять следующим требованиям:

1) цвет должен соответствовать цветам природных минералов с отклонениями по тону и интенсивности окраски в пределах утвержденных образцов (неоднородность окраски не допускается);

2) не допускаются посторонние  включения, трещины, помутнения, пузыри и «мошка» на поверхности  граней и внутри камня;

3) поверхности граней должны быть блестящими, грани - резкими, без завалов, рисок, царапин и сколов;

4) твердость - не ниже 5, плотность - 2,4-3 г/см2;

5) не должно растрескиваться при переносе из воды комнатной температуры в воду, подогретую до 45°С, и обратно;

6) не должно терять блеска при обработке в 0,5%-ном растворе уксусной кислоты при 24°С в течение 24 часов.

Прозрачное граненое стекло бывает различных цветов: под  цвет рубина, изумруда, аквамарина и  пр.; непрозрачное - под цвет коралла, бирюзы и т. п.

По форме огранки стекла бывают в виде кабошона (гладко отшлифованный выпуклый камень) и плоские стекла - в виде челнока, груши, и пр., цвета его разнообразны: черные, голубые, красные и др.

Прозрачное граненое стекло подразделяют на две группы: 1) амальгамированные, т.е. в его нижней части покрытые раствором азотнокислого серебра для усиления оптических свойств и «бронзированное» для закрепления слоя амальгамы. Его следует предохранять от сырости и различных механических повреждений; 2) неамальгамированное.

Эмали - легкоплавкие прозрачные или заглушённые (непрозрачные) свинцово-силикатные стекла, окрашенные - коллоидными или молекулярными красителями, которые после нанесения на предмет и обжига превращаются в твердую, блестящую массу с яркими и устойчивыми красками (рис. 3).

 

Глава 2. Древнерусское ювелирное искусство

 

2.1. Ювелирное искусство народов, населявших территорию стран СНГ

 

Первобытное искусство

Древнейшим памятником погребения племенных вождей на территории России является Майкопский курган (конец III - начало II тыс. до н.э.). Дно его камеры, углубленной в землю более чем на 1,5 м, было выложено галькой и устлано циновками, а стены облицованы деревом. Деревянными перегородками могила была разделена на 3 части: в самой большой, южной части находилось погребение вождя племени, в других, по-видимому, - погребения его жен (а возможно, уже и рабов). Сверху могила была перекрыта деревянным настилом и засыпана землей.

Среди предметов, найденных в этом кургане, выделяются сделанные из золота украшения погребального или парадного балдахина: фигурки быков с нижних концов стоек, бляхи в виде львов и быков, которые, видимо, были расположены на полотнище в 4 ряда и образовывали фризообразную композицию; их одинаковый вид и одинаковое направление движения создавали монотонность композиционного строя, столь распространенного в искусстве государств Древнего Востока и в данном случае, видимо, оказавшего влияние на майкопских мастеров. К таким золотым фигуркам близки изображения зверей на серебряных майкопских сосудах, на одном из которых животные представлены на фоне горного пейзажа - гор, деревьев, рек и озера - являются свидетельством появления и развития в искусстве новых черт, незнакомых предшествующему периоду.

К замечательным примерам художественного ремесла этого периода относятся бронзовые ножи со скульптурными фигурками животных на рукоятках, найденные в Нижегородской области, на Урале, в Южной Сибири, в Китае. Фигурки, а иногда только головки животных на этих ножах при всей упрощенности представляются выразительными и живыми. Эти вещи, связанные в своем происхождении и с искусством Древнего Китая, и с местными традициями культуры древнейшего населения Сибири, сыграли значительную роль в формировании «звериного стиля» (т. е. орнаментальных мотивов с фигурками зверей) в искусстве Древней Сибири и Алтая.

 

Искусство северного  Причерноморья

Древнейшим населением Северного Причерноморья (от Дуная  до Кавказа) являлись киммерийцы, которые господствовали здесь в конце II - начале I тыс. до н.э. В VII в. до н.э. их вытеснили в Малую Азию скифы. На побережье в VII-III вв. до н. э. процветали греческие города - государства - Оливия, Херсонес, Пантикапея, Феодосия и др. С I в. н.э.

Северное Причерноморье вошло в орбиту влияния Древнего Рима. В тот же период (V в. до н. э. - IV в. н. э.) значительной была роль Боспорского царства.

Наибольший интерес в культуре Северного Причерноморья представляет искусство скифов и искусство греческих городов, во взаимодействии с местным искусством.

 

Искусство скифов

Раннее скифское искусство  представлено произведениями торевтики - украшениями вооружения, одежды, лошадиной сбруи, утвари. Эти украшения выполнены в «зверином стиле». Художественная форма предельно лаконична: отброшено все случайное, подчеркнуто наиболее характерное. Хранящиеся в Эрмитаже золотой олень из станицы Костромской Краснодарского края, как и аналогичный олень в национальном музее Будапешта, сделаны из массивного золота и служили украшением щита. В них замечательны мастерская передача сильного движения, бега, почти полета: ноги не касаются земли, мускулистая шея и породистая голова устремлены вперед, большие ветвистые рога откинуты назад, что усиливает впечатление движения, трактованное тремя большими плоскостями тело кажется очень напряженным. Внутренний ритм четок, прост, динамичен. Форма в целом проста и лаконична, в ней нет ни одной случайной линии.

Такими же очень простыми изобразительными приемами достигнута предельная выразительность в золотой  пантере из Келермесского кургана VI в. до н.э. Это изображение разъяренного зверя, готовящегося к прыжку. Удлиненная шея усиливает впечатление гибкости и силы. Хвост и лапы пантеры покрыты изображениями зверя, свившегося в клубок. Глаз инкрустирован, в ухе находятся перегородки со следами эмали. Эта техника инкрустации, а также самый мотив пантеры заимствованы скифами с Востока.

Пантера из Келермесса - один из наиболее характерных памятников скифского искусства.

Условность изображения  в раннескифском искусстве не уничтожает силу и экспрессию.

Произведения скифской торевтики из Келермесса и Литой могилы (Мельгуновский клад) занимают значительное место среди памятников скифского искусства VI в. до н.э. На золотой обкладке ножен короткого скифского меча (так называемого акинака), на широкой пластине вверху помещено типично скифское изображение оленя, подобного оленю из станицы Костромской. Вдоль ножен проходит выполненная в рельефе вереница шествующих одно за другим фантастических животных, то с телом льва, то - быка, с головой барана или льва, или с человеческой головой, с крыльями в виде больших рыб; каждое из чудовищ держит лук с натянутой тетивой. Образы этих фантастических животных, а также мотивов грифона явно привнесены в скифское искусство из круга древневосточных религиозно-мифологических представлений, связанных с религиозно-мифологическими верованиями Двуречья. Это подтверждается также фигурами крылатых гениев, стоящих по сторонам «древа жизни», изображения которых помещены в верхней части обкладки ножен из Мельгуновского клада. По-видимому, скифы придавали этим изображениям магическое значение, вкладывая в заимствованные образы свое понимание. Мельгуновский клад и находки из Келермесса указывают на глубокое знание скифскими мастерами искусства народов Передней Азии, его техники и содержания и умение творчески их переработать.

Очень своеобразны также бронзовые «навершия» с головами животных и птиц. По-видимому, эти навершия помещались на колесницах и сбруе лошадей; многие из них играли роль колокольчиков. Это апотропеи (талисманы), назначение которых заключалось в магическом действии - отгонять злые силы. Лаконизм формы сочетается в них с большой выразительностью.

Дальнейшее развитие скифского общества в V-III вв. до н.э. привело к изжитию смысла «звериного стиля», что повлекло за собой значительное усиление в нем орнаментально-декоративного элемента.

Крупная находка скифских сокровищ сделана в 1868 г. в Крыму  на месте бывшего греческого населения  Нимфей. Там были раскопаны скифские ювелирные украшения, а также  различные предметы и посуда из серебра  и бронзы. В их числе необычное  ожерелье из 22 розеток, с висящими желудями и лотосами из золотой фольги, отделанными по краям золотой проволокой, профилированной в форме бисера.

В IV веке до н.э. усилившиеся сарматские племена, занимавшие территории к востоку от скифов, нанесли им поражение и на следующее столетие установили свое господство в евразийских степях.

Информация о работе Ювелирное искусство России