Ювелирное искусство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Драгоценности - это романтика, это мода, это искусство, но, прежде всего - бесценный дар самой Природы.
Проблема: исследование ювелирного искусства России и его значение в современной декоративно-практической деятельности.
Объект исследования: ювелирное искусство России.
Предмет исследования: понятия, содержание, стиль, материалы, ювелирная мода и уход за ювелирными изделиями.
Цель исследования: изучение истории, технологии изготовления, классификации стилей, материалов в ювелирном искусстве.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СТИЛЬ, МАТЕРИАЛЫ 5
1.1. Ювелирное искусство 5
1.2. Материалы в ювелирном искусстве 7
1.3. Драгоценные камни 2
1.4. Полудрагоценные камни 2
1.5. Поделочные камни 2
1.6. Синтетические камни 2
1.7. Стекло и эмали 2
ГЛАВА 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО 2
2.1. Ювелирное искусство народов, населявших территорию стран СНГ 2
2.2. Древнерусское золотое и серебряное дело 2
2.3. Основные центры Древнерусского ювелирного искусства 2
ГЛАВА 3. РУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ 2
3.1. Москва, XV-XVII вв. 2
3.2. Москва и Петербург в XVIII - нач. XX вв. 2
3.3. Карл Фаберже - придворный ювелир 2
ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУСТВО 2
4.1. Советское ювелирное искусство 2
4.2. Ювелирная мода и современные ювелирные украшения 2
4.3. Классификация ювелирных изделий 2
4.4. Уход за ювелирными изделиями 2
Заключение 2
Литература 2

Вложенные файлы: 1 файл

Ювелирное искусство. 111 стр..doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

На золотой и серебряной басме, начиная с XII в. и до конца XVI в., часто и повсеместно повторяется  в разных вариантах орнамент крупных стилизованных цветов, равномерно расположенных в полукругах, образованных изгибами вьющихся стеблей. Орнамент этот известен еще в заставках рукописных книг эпохи Киевской Руси, мы встречаем его и в грузинской чеканке XI-XII вв., где он носит иной характер, чем в России, и отличается предельной четкостью. В значительно измененном и более смягченном виде он повторяется в русской деревянной резьбе, в рукописях и басме XV и XVI вв. Для XIV в. характерны сложные узоры плетения различных рисунков и крупный, сильно стилизованный растительный орнамент.

XV в. отмечен особенно тонким изяществом орнаментации. Часто встречается в это время крестчатый орнамент различных рисунков, растительные узоры, растительные узоры с широкими, как бы расплющенными стеблями, с плоскими гладкими листьями, и чешуйчатый орнамент, напоминающий рыбью чешую или покрытие главок деревянных церквей русского севера.

В орнаменте XVI в. отчетливо  выражены элементы графичности. Он очень  четок, спокоен, строго ритмичен и легко  читается, так как отсутствует густота, перегрузка украшениями, нарастающие лишь к концу столетия. В растительном орнаменте второй половины XVI в. и начала XVII в. листья и травы ритмично расходятся в стороны от штамба, или же это пучки трав, перехваченные кольцами, розеткой, цветком. Иногда это легкий, свободно вьющийся стебель на матовом фоне. Черненые узоры тонких трав делаются в XVI в. на гладком, ничем не заполненном фоне. Позднее фон покрывают канфареньем или резьбой. В XVII в. характер орнамента сильно изменяется. В начале столетия он еще сохраняет четкость и ясность рисунка, но в дальнейшем все больше нарастает стремление к декоративному заполнению пространства, к «узорчатости», не оставляющей ни малейшего места, лишенного узоров или камней. К середине столетия травы и стебли выпячиваются, закручиваются в спирали, рисунок становится густым и трудно читаемым. К концу XVII в. растительный орнамент начинает терять условный характер и растения изображаются в положениях, близких к природе. Появляются фигуры животных, птиц, библейские сцены, сказочные существа.

В конце XVII в. и начале XVIII в. все чаще появляются в орнаменте плоды и ягоды, сложные композиции с живыми существами, реальными образами, литературными сценами.

В XVIII в. орнамент русских золотых и серебряных изделий, сохраняя национальные особенности, в основном развивается теми же путями, что и орнаментация драгоценных изделий стран Западной Европы, из которых ведущее место в прикладном искусстве занимает в эти годы Франция (пышные цветы с длинными стеблями и толстыми сочными листьями, резные и чеканные изображения символов, эмблем, медальонов и др.).

В 30-е годы XVIII в. появляется прочный орнамент из гладких переплетающихся  полос, сетки, листьев и раковин, расположенных обычно по краям предметов, в то время как середина остается гладкой.

На смену ему к  середине XVIII в. приходят беспокойные, грациозные завитки рококо [франц. rococo, от rocaille - декоративный мотив в виде раковины; стилевое направление в европейском искусстве первой половины XVIII в.] Для рококо, связанного с кризисом абсолютизма [абсолютная монархия], характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных [идеализированное изображение пастушеской жизни] сюжетов, эротических сцен. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм. Скульптура и живопись изящны, но неглубоки. Декоративное искусство принадлежит к высшим достижениям XVIII в. по изысканности, декоративной красоте асимметричных композиций, по духу комфорта и внимания к личному удобству пальметки и раковины. Орнамент этот держался очень долго.

В последней четверти XVIII в. наряду с орнаментом рококо зарождается строгий орнамент классицизма, который стремится приблизиться к античным образцам.

Преобладает гладкая поверхность, окаймленная ободками в виде ликторских (сопровождающих) пучков или бус; тонкие гирлянды и венки из листьев, цветов, лент и полотенец, медальоны, вазы, архитектурные детали, фигуры людей и животных, античные одежды, амуры, сфинксы, грифоны.

Для начала XIX в. характерны строгие полосы листьев, лавровые и  дубовые венки, ветви, листья, чередующиеся с пальметками. Также имело место «ложное» рококо: раковины, цветы, которые покрывают прямоугольные предметы, и «ложная» готика - возврат к средневековым орнаментам.

Во второй половине XIX в. создается стилизованный (псевдорусский) [псевдо от лат. psiudos - ложь] орнамент, в котором воскрешаются древнерусская плетенка и узоры из трав. Но в изгибе стеблей и побегов, в сплетении полос вносится слишком большая размеренность, надуманность, сухость.

Конец XIX в. - начало XX в. знаменуется появлением стиля модерн. Для модерна характерно смешение различных направлений и стилей, переплетение элементов византийских, средневековых и ренессанских, готических и романтических, маньеризма и рококо. В ювелирных произведениях стиля модерн применяются резкие сочетания таких, например, материалов, как нежная, светлая слоновая кость и темный металл. Это направление отрицает чистую классическую красоту сильного, здорового, мускулистого тела. Вместо него мы видим томно изогнутые женские фигуры в тонких одеждах, плотно облегающих изнеженное, слабое тело, запрокинутые лица с одурманенными выражениями, обрамленные разметавшимися прядями длинных волос с запутавшимися в них растениями или змеями. Цветы, на протяжении многих столетий служившие излюбленным мотивом русского орнамента, передаются грубо-натуралистично в сочетании со всевозможными насекомыми, червями, улитками, летучими мышами.

Перегруженность и пестрота орнамента доходят до предела, и это является одним из признаков упадка художественного качества.

Вместе с этим в XX в. появилось новое течение - предметы со строгими формами и скупой расцветкой; стремление к четким, лаконичным, тщательно продуманным и найденным формам, к красоте силуэта, к цветному решению и к выявлению лучших качеств и свойств материала.

 

Камни

Драгоценные камни в  ювелирном искусстве Древней  и средневековой Руси воспринимались как цветные пятна. В них ценили не яркий блеск, которого в то время  и не могла дать их неровная поверхность, не высокие качества и чистоту, а главным образом цвет. Не придавалось значения ни тому, что камни часто обладали естественными пороками, снижавшими их материальную ценность, ни тому, что они были неправильной формы, неравны, содержали большое количество включений, ни трещинам, ни переменной или бледной окраске.

Основное значение имел цвет камня, нужный для украшения того или иного предмета, нежная глубина «ларевого яхонта» (сапфира), таинственная зелень изумруда, горячий цвет рубина. Камень любили, им любовались.

Поднятый в высоком  гнезде, он дает цветное пятно, гармонично сочетающееся с мягким блеском металла, украшающей его эмалью или чернью.

Чтобы понять отношение к камню в Древней Руси, достаточно вспомнить рассказ Джероми Гарсия о том, как умирающего Ивана Грозного в последние дни его слуги ежедневно приносили в сокровищницу, где, перебирая драгоценные камни, он, забывая свои страхи и безумные приступы гнева, любовался ими и объяснял присутствующим свойства и тайные магические силы, которые приписывали камням древние лечебники.

До последней четверти XVI в. драгоценные камни употребляли в очень скромном количестве, а жемчугом преимущественно обводили контуры предметов дробниц. К концу XVI в. нарастает пышность в украшении золотых и серебряных изделий. Драгоценные оклады, убранные многочисленными самоцветами и жемчугом, начинают вызывать больший интерес, чем живопись, которую они обрамляют.

XVII в. вносит много  нового в русское ювелирное  дело. Кроме крупных неграненых  камней в высоких гнездах, появляются  плоскогранные небольшие камни.  Полосы из камней окаймляют края и части предметов, или же камни вводят в орнамент. Иногда весь орнамент выложен густо посаженными камнями различной величины и цвета.

В XVI в. и начале XVII в. излюбленным  камнем был бледно-голубой сапфир, иногда в сочетании с изумрудами или рубинами. Для середины и второй половины XVII в. характерно сочетание изумрудов с рубинами. В последней четверти XVII и начале XVIII в. в большом количестве применяются алмазы и так называемые бриллианты греческой грани, которые в середине столетия сменяются бриллиантами, отодвинувшими на второй план все остальные камни. (В описях XVII в. «греческой гранью» называли алмазы, ограненные в виде четырехугольной или прямоугольной площадки сверху, переходящей фасками к краю, от которого вниз идет усеченная пирамида).

Во второй половине XVII в. преобладают бриллианты и крупный жемчуг, которые сохраняют свое значение в течение всего XIX в.

Вместе с тем растет значение русских самоцветов - изумрудов, александритов, аметистов, аквамаринов и др.

В XIX в. и в начале XX в. роль драгоценных камней в значительной степени измерялась их денежной стоимостью, их размером, чистотой, игрой сложно ограненной поверхности.

Отношение к камню  драгоценному и полудрагоценному, твердому и мягкому поделочному в прикладном искусстве уже твердо определилось.

Основное внимание художников и мастеров-ювелиров направлено на возможно лучшее выявление природной красоты камня, прозрачной чистоты и глубины его цвета или же его строения и затейливого рисунка жилок и вкраплений (рис. 4).

Рисунок 4. Украшение парадного царского костюма, XVII в.

Оправа камня может  усилить его блеск и цвет и  может, напротив, испортить все впечатление, если неправильно взята ее форма и выбран неподходящий по цвету металл (рис. 5).

Рисунок 5. Оправа середины XIX в. Золото, серебро, бронза, изумруд, (250 кар) бриллианты

 

Ювелирные надписи

Обычным делом, а нередко  единственным украшением древнерусских  изделий из драгоценных металлов были надписи, выполненные вязью, т. е. декоративным письмом, в котором буквы связаны в непрерывный и равномерный орнамент.

В искусстве западноевропейских стран надписи на предметах искусства никогда не служили декоративным целям.

В странах Востока, напротив, в орнаментацию вплетаются отдельные буквы и текст, сливающийся с узорами, покрывающими предмет.

В Древней Руси резные, черневые, обронные или иные надписи  располагались в полосах, лентами  опоясывающих верхнюю и нижнюю части золотого или серебряного сосуда, в кругах или клеймах и приобретали характер своеобразного узора.

С конца XV в. на серебряных изделиях встречается вязь, в начале очень несложная, но с годами она  делается все труднее для чтения. В XVII в. длиннейшие тексты умещаются на небольшом пространстве полосы или круга, производя впечатление сплошного орнамента.

В далекие годы, когда  на Руси еще не были введены ордена, награды выдавались как деньгами, так и материальными, в том числе драгоценной посудой, о чем делались надписи, например, на серебряных ковшах. Это были награды «за прибор», т. е. сбор налогов, и казакам «за верные службы». Награды казакам серебряными ковшами, начавшиеся с первой половины XVII в., продолжались весь XVIII в. и первые два десятилетия XIX в. Самый поздний из известных нам «жалованных» ковшей относится к 1821 г. (находится в Государственном историческом музее).

 

Гербы

В XVII в. на золотых и  серебряных изделиях появляется еще  один вид украшений, имеющий, кроме чисто декоративного, также и особое значение, - это гербы.

Гербами называют символические  изображения, составленные на основе точных геральдических знаков и утвержденные верховной властью.

В Древней Руси личные гербы, указывающие на принадлежность вещи определенному владельцу, появились задолго до официального их утверждения, хотя и значительно позже, чем в Западной Европе, где они были известны еще в XI-XII вв. На Руси первыми гербами были гербы родовые, которые помещались владельцами на печатях и иногда на оружии, затем государственный герб, объединивший земельные гербы в состав России, и гербы областей, губерний и городов.

Если в XVII в. изображения гербов на драгоценных изделиях были едва заметны и выполнялись легкой гравировкой, то в XVIII и XIX вв. они занимают центральные места в общей орнаментальной композиции. Выполненные литьем или рельефной чеканкой, украшенные яркими эмалями, они как бы прославляли знатность дворянских фамилий.

Гербы состояли из следующих частей:

1) центральный щит,  иногда разделенный на несколько  частей;

2) венчающий его шлем;

3) намет (свешивающиеся  по сторонам щита листовидный орнамент и мантия);

4) корона, венчающая щит, соответствующая титулу владельца;

5) щитодержатели;

6) девиз;

7) иногда воинская  арматура и ордена, которыми был  награжден владелец.

В различное время на протяжении веков в связи с изменением экономики и жизненного уклада, в связи с новыми явлениями в быту возникали и получали развитие новые формы изделий из драгоценных металлов, которые заменяли и вытесняли старые.

Хорошее художественное решение и логическую рациональную форму всегда находили в ювелирном искусстве лишь те предметы, которые не были надуманными, а подсказывались самой жизнью, ее потребностями.

Если при изменении  условий быта предмет становился лишним, ненужным, то, как бы ни была красива его форма, всякое его повторение в новой обстановке звучало фальшивой нотой.

Хронология  формы и назначения ювелирных изделий:

1. Большие серебряные  и золотые сосуды - для царского дворца, для митрополитов и патриарха, для крупных светских и церковных феодалов, для столичных соборов и богатых монастырей.

2. Изделия для сложного церемониала внутренней жизни дворца:

- посуда, оправа на оружие, на седла, на колчаны и налучья для выездов на охоту, конские уборы;

Информация о работе Ювелирное искусство России