Ювелирное искусство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Драгоценности - это романтика, это мода, это искусство, но, прежде всего - бесценный дар самой Природы.
Проблема: исследование ювелирного искусства России и его значение в современной декоративно-практической деятельности.
Объект исследования: ювелирное искусство России.
Предмет исследования: понятия, содержание, стиль, материалы, ювелирная мода и уход за ювелирными изделиями.
Цель исследования: изучение истории, технологии изготовления, классификации стилей, материалов в ювелирном искусстве.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СТИЛЬ, МАТЕРИАЛЫ 5
1.1. Ювелирное искусство 5
1.2. Материалы в ювелирном искусстве 7
1.3. Драгоценные камни 2
1.4. Полудрагоценные камни 2
1.5. Поделочные камни 2
1.6. Синтетические камни 2
1.7. Стекло и эмали 2
ГЛАВА 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО 2
2.1. Ювелирное искусство народов, населявших территорию стран СНГ 2
2.2. Древнерусское золотое и серебряное дело 2
2.3. Основные центры Древнерусского ювелирного искусства 2
ГЛАВА 3. РУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ 2
3.1. Москва, XV-XVII вв. 2
3.2. Москва и Петербург в XVIII - нач. XX вв. 2
3.3. Карл Фаберже - придворный ювелир 2
ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУСТВО 2
4.1. Советское ювелирное искусство 2
4.2. Ювелирная мода и современные ювелирные украшения 2
4.3. Классификация ювелирных изделий 2
4.4. Уход за ювелирными изделиями 2
Заключение 2
Литература 2

Вложенные файлы: 1 файл

Ювелирное искусство. 111 стр..doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Изделия лучших советских  ювелиров, которые в своих произведениях  следовали как образцам классического стиля XVIII-XIX вв., так и древнерусским мотивам, хранятся в Оружейной палате. Замечательная диадема «Русское поле» весом 600 г, основной элемент декора которой составляют колосья пшеницы, выполнена из золота, платины, бриллиантов. Главное украшение - крупный желтый бриллиант (35,52 карата) - помещен в центре композиции (рис. 8).

Рисунок 8. Диадема «Русское поле»

Особым очарованием отличается гарнитур, изготовленный советскими ювелирами в 1970-х гг. Он включает ожерелье, браслет, подвески с исключительными по красоте изумрудами, оттеняемыми искристой игрой бриллиантов (рис. 9).

Рисунок 9. Гарнитур: ожерелье, браслет, подвески

 

Примером советского ювелирного искусства 1980-х гг. являются серьги и ожерелье «Юбилей» из платины, золота, бриллиантов и рубинов. Каплевидные  подвески, чередуясь с розетками, образуют исключительную по тонкости композицию.

В 1981-1982 гг. в связи  с резким (в 4 раза) поднятием цен  на ювелирные изделия для ювелирной промышленности настали тяжелые времена. Упала популярность тяжелых безвкусных вещей (которые ранее были весьма модными и использовались как средство вложения денег на «черный день»), был наложен выпуск легковесных изделий с мелкими камнями и без них, изделий камерной пластики, живописной эмали.

В настоящее время  на предприятии «Русские самоцветы» освоены все известные в мировом  ювелирном деле техники и технологии (в том числе лазерные технологии и невидимая закрепка алмазов), работают с любым известным драгоценным металлом - серебром, золотом, платиной, с 50 разновидностями камней, такими как алмазы, изумруды, сапфиры и рубины. Выпускается весь существующий в мире ассортимент изделий, всевозможные предметы интерьера, посуда, драгоценные сувениры - около 6 тыс. моделей, в том числе 4 тыс. моделей всевозможных украшений.

«Русские самоцветы» - уникальный ювелирный центр, является национальным достоянием и демонстрирующий достижения мировой ювелирной промышленности.

В настоящее время  ювелирное производство России находится в упадке - тяжелое налоговое бремя и жесточайшая неравная конкурентная борьба с иностранными производителями. Но есть уверенность, что русское ювелирное производство возродится и обретет былую славу, и залогом тому служит работа крупнейших и старейших предприятий, таких как «Русские самоцветы», «Ювелиры Урала», Костромской ювелирный завод, так и вновь образованных - «Алмаз», АОЗТ «Голд Инвестмент», фирма «Русское ювелирное искусство», ЗАОТ ТФ «Сирин» и многих других организаций.

 

4.2. Ювелирная мода и современные ювелирные украшения

 

Ювелирная мода по времени  может быть краткосрочной или  длительной, но она всегда выражает вкусы потребителей. Ювелирная мода в этом смысле не исключение. Во все времена ювелирной моде были присущи стремление к большей изысканности и утонченности, к широкому разнообразию украшений, отвечающих эстетическим вкусам потребителей. Демократичность ювелирной моды, предлагаемая ею свобода в варьировании творческих идей обеспечивают возможность создания большого числа различных видов и форм высокохудожественных ювелирных украшений, которыми в сочетании с ювелирно выполненной фурнитурой аксессуаров (пуговиц, поясов, пряжек, рельефных и фигурных накладок) дополняют не только платья, блузы, костюмы, но и шляпы, перчатки, пояса, сумки, обувь независимо от сезона и времени.

В современной ювелирной  моде условно можно назвать, как  отмечалось выше, три основных стилевых направления, которые являются доминирующими и влияющими на формирование, обновление и расширение ассортимента ювелирных украшений, - это:

1. Классика (от лат classicus - первоклассный - образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры). Главные признаки украшений классического стиля - строгость, лаконизм линий и пропорций, утонченность декора, изящество форм. Украшения этого стиля мало подвержены капризам моды.

2. Авангард (авангардизм - франц. avant - jardisme движение в художественной культуре XX в., порывающее с существующими нормами и традициями, превращающие новизну, выразительность средств в самоцель. Авангардизм, тесно связанный с модернизмом, отражает субъективистское индивидуалистическое мировоззрение).

Украшениям стиля авангард присуща одна характерная особенность: их создатели не признают никаких  норм и традиций, решительно и открыто  проповедуя все индивидуальное, эксцентричное, нередко шокирующее. Яркость, броскость декора, неожиданное сочетание материалов и методов обработки, необычность, гибкость и подвижность конструкции, тенденции к графизму - все это стиль авангард.

3. Фольклор (англ. Folklore - народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах).

Отличительная черта  украшений, исполненных в стиле  фольклор, - интерпретация мотивов национально-прикладного искусства (в частности, народов Китая, Тибета, Японии, Испании, Африки, Южной и Северной Америки) и искусства древних цивилизаций.

Внутри названных стилей существует еще ряд разнообразных направлений и микростилей, среди которых можно выделить геометрическое, конструктивное и изобразительное направления и несколько микростилей, объединенных одной темой под названием «четыре стихии» (земля, огонь, вода, воздух).

Геометрическое направление актуально для всех категорий украшений, как из драгоценных, так и недрагоценных металлов; геометрическая четкость присутствует во многих видах украшений как основной прием художественного оформления. Модные мотивы, наиболее часто встречающиеся в украшениях геометрического характера, - это треугольник, круг, сфера, овал, стрелка, спираль, трапеция, ромб, сектор, сегмент, лента Мебиуса.

В украшениях конструктивного направления выражены, как правило, идеи декоративно-прикладного искусства 50-60 гг. XX в. (микростиль дизайн).

Определяющими для этого направления являются чистота и выразительность конструктивных пространственных направлений, минимум или отсутствие украшающих элементов, выявление природных достоинств материала, изысканная простота композиции (художественное конструирование). Особенно наглядно признаки конструктивного направления обычно выражаются в ассортименте ювелирных украшений для мужчин.

Изобразительное направление сформировалось в 70-е годы XX в. и включает в себя натуралистические или стилизованные изображения объектов живой и неживой природы: бант, веер, собранные в сборки ленты металла, металлическое «кружево», перевитые веревочки, переплетения, цветок, лист, веточка, дерево, яблоко, ягоды, семена деревьев, стручки перца, перо птицы, змейка, раковина улитки, морская звезда, морской конек, рыбка, раковина морского гребешка, облако, звезды, месяц, комета, фигурки людей, животных, музыкальных инструментов, автомобилей и т. д.

Ювелирные украшения на тему «огонь» в подавляющем большинстве выполнены только из золота и не имеют вставок. Все декоративные эффекты достигаются различными видами обработки золота и сочетанием в одном изделии его многоцветности с преобладанием красного.

Ювелирные украшения  на тему «земля» одновременно объемны  и легки (так называемое великолепное золото), отличаются тщательной деталировкой; зеркально блестящие поверхности  сочетаются с матовыми и фактурными; основные мотивы формы и орнамента - мотивы флоры и фауны, а также рельеф земной поверхности. К таким украшениям относятся цепочки и браслеты, колье, ожерелья, серьги, кулоны, броши, кольца без вставок и со вставками из родонита, малахита, нефрита, агата, яшмы, чароита, сердолика, бирюзы, жемчуга.

Ювелирные украшения  на тему «воздух» - тонки, легки, прозрачны (кружевное золото), в них преобладают два декоративных элемента: сеточка и ажур. Сеточка похожа на фактуру тюля, ажур напоминает кружева испанских мантилий (кружевная черная или белая накидка на голову и плечи, короткая, без рукавов) и гребней для волос. Дополнительный эффект легкости и прозрачности достигается сочетанием желтого золота с недрагоценными, прозрачными материалами, а также цветными камнями.

Ювелирные украшения  на тему «вода» (колье, броши, браслеты, серьги, ожерелья) выразительны своей лаконичностью (плиссированное в складочку золото), а формой напоминают водяные струи, прозрачность которых удачно подчеркивается вставками из опала, аквамарина, хрусталя, а также элементами ажура.

 

 

 

 

4.3. Классификация ювелирных изделий

 

Многообразие видов  ювелирных украшений, широкий спектр материалов их изготовления, вставок и способов декоративной отделки предопределяют необходимость их деления на определенные группы.

В настоящее время  объемы производства ювелирных украшений по их видам находятся в следующих соотношениях, %: кольца - 39; серьги - 25; цепочки - 5; кулоны - 5; браслеты - 5; броши - 3; колье - 14,5; ожерелья - 2; заколки и зажимы для галстуков - 1; запонки - 0,5.

Машинное производство изделий (метод литья ~ 50% всех ювелирных изделий, цепи и другие изделия и заготовки) порождает противоречие между «массовостью» (однотипностью) и «спросом».

Вместе с ростом высокопроизводительных технологий возрастает и спрос к  индивидуальному исполнению, по вкусу заказчика. Ручное индивидуальное изготовление является основой развития как совершенных технологий, так и новых стилей ювелирного мастерства.

В ювелирной терминологии принято считать:

- серийное производство > 200 штук;

- единичное производство - 1-200 штук;

- индивидуальное производство - по рисунку автора.

Общепринятая классификация  ювелирных товаров - это объединение их в группы по назначению и по материалу изготовления.

По назначению ювелирные изделия классифицируют на:

1. предметы личных  украшений: кольца, серьги, броши, булавки, браслеты, бусы, кулоны, колье, медальоны, цепочки;

2. предметы туалета: пудреницы, зеркала, флаконы, запонки, булавки для шляп, зажимы для галстуков;

3. принадлежности для  курения: портсигары, сигаретницы, порттабаки, пепельницы, спичечницы, мундштуки и трубки;

4. предметы для сервировки  стола: ложки, вилки, ножи, рюмки,  бокалы, стопки графины, сервизы,  подстаканники, лопатки для пирожного,  кольца салфеточные, солонки и  перечницы;

5. письменные принадлежности: письменные приборы, ножи для бумаги, стаканы для карандашей, настольные блокноты, ручки и др.;

6. предметы для украшения  интерьера: вазы, фигурки, поделки  из камня, рога и кости, шкатулки, коллекционные камни и др.;

7. принадлежности для  часов: браслеты для наручных часов, бортовые цепи и шатенки для карманных часов.

Классификация по назначению объединяет группы товаров, выполненных из разных материалов (драгоценных и дешевых) различной техникой (ювелирной и не связанной с ней).

Классификация позволяет систематизировать весь ассортимент товаров для реализации их через торговые предприятия и упорядочить связь торговли с предприятиями-изготовителями.

Систематика по материалам:

1. Ювелирные изделия - изделия, изготовленные из драгоценных материалов (Au, Ag, Pt, Pd, Rh, Ru, Jr, Os); с применением ювелирных камней и без них.

2. Художественные изделия  из нейзильбера (НМЦ 15- 20) и мельхиора (НМ19), изготовленные вручную с применением ювелирных камней и без них.

3. Ювелирная галантерея - штампованные и литые изделия, изготовленные из недрагоценных металлов (Сu, AI, Sn и их сплавы), с недорогими вставками и без них.

4. Камнерезные изделия  (неметаллические материалы) - декоративные и художественные поделки из ювелирно-поделочных и поделочных камней и неметаллических материалов с применением металлов и без них.

Способов изготовления ювелирных изделий много, и они  в немалой степени влияют на внешний  облик и стоимость. Для любого производства необходима классификация  ювелирных изделий по технологическому признаку, т. е. по технике исполнения.

По технологическому признаку изделия можно разделить на монтировочные, филигранные, литые, станочные:

1. К монтировочным  относятся изделия, изготовленные  вручную, а также с использованием  штампованных или литых деталей, чеканных или сканных элементов. К ручным операциям относятся разметка, гибка и правка, пайка, опиливание, выпиливание лобзиком, сверление, шабрение, штифтование, отбеливание и отжиг.

Вручную могут быть изготовлены  следующие детали ювелирных украшений: накладки, шинки, касты, ранты, швензы, замки, шарниры, крючки, петли, стойки, ушки, зернь.

К монтировочным работам  относится как изготовление собственно ювелирного изделия (кольца, серьги, броши, кулоны, цепочки, браслеты, заколки, медальоны, колье, ожерелья, запонки, зажимы для галстука), так и закрепка вставок, отделочные операции (шлифование, полирование, матирование, крацевание), декоративная обработка ювелирных изделий (чеканка, гравирование, эмалирование, чернение, оксидирование, гальванические и лаковые покрытия).

2. Филигранные (сканные) - это изделия, изготовленные вручную из гладкой и (или) крученой (ссученной) проволочной заготовки с зернью или без зерни.

3. Литые - изделия, полученные отливкой в форму с незначительной ручной доработкой. Литые изделия могут имитировать любую технику изготовления (монтировку, филигрань и т. д.).

Информация о работе Ювелирное искусство России