Эпоха Андрея Рублева и Сергея Радонежского – русское «Предвозрождение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 22:12, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранного исследования обусловлена тем, что в XIV в. наметились тенденции политического объединения русских земель. В северо-восточной Руси развивалось крупное феодальное землевладение. Вотчинникам-боярам было тесно в рамках небольших княжеств; ведь бояре не имели права покупать земли за границами своего княжества. Феодальная раздробленность не порвала окончательно давних экономических связей между землями, а в дальнейшем возникали и новые.

Содержание

Введение
Гл. 1 Формирование российского централизованного государства в
ХIV-XV вв.
1.1 Предпосылки объединения
1.2 Москва - центр объединения русских земель
Гл. 2 Культура эпохи «Предвозрождения»
2.1 Биография и творчество Андрея Рублева
2.2 Биография, жизнь и учение Сергия Радонежского
Заключение
Список источников и используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контр раб по ИСТОРИИ.docx

— 70.03 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Ставропольского края

ГАОУ ВПО «НЕВИННОМЫССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

на тему:

 

Эпоха Андрея Рублева и Сергея Радонежского –  русское «Предвозрождение».

 

 

По дисциплине          

 

Студента(ки)    курс   группы   

Шифр специальности         

Номер зачетной книжки        

 

 

(Ф.И.О.  студента)

Проверил  преподаватель        

 

 

                      (подпись преподавателя)                       (подпись студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 г.

 

ПЛАН:

 

Введение

3

Гл. 1 Формирование российского централизованного  государства в                                      

          ХIV-XV вв.

4

      1.1 Предпосылки объединения

4

      1.2 Москва - центр объединения русских земель

5

Гл. 2 Культура эпохи «Предвозрождения»

6

2.1 Биография и творчество Андрея Рублева

16

2.2 Биография, жизнь и учение Сергия Радонежского

21

Заключение

27

Список источников и используемой литературы

28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  выбранного исследования обусловлена  тем, что в XIV в. наметились тенденции политического объединения русских земель. В северо-восточной Руси развивалось крупное феодальное землевладение. Вотчинникам-боярам было тесно в рамках небольших княжеств; ведь бояре не имели права покупать земли за границами своего княжества. Феодальная раздробленность не порвала окончательно давних экономических связей между землями, а в дальнейшем возникали и новые.

Предпосылкой  ликвидации раздробленности была примерная  синхронность в развитии княжеств. Близки были и правовые нормы, а также  сохранялось и общерусское сознание. Важнейшей предпосылкой централизации  стало формирование во 2-ой половине XV в. национально-государственной идеологии. Церковь возвела идею достижения общерусского единства и свержение золотоордынского ига до высшего смысла служения Богу и Отечеству.

В процессе изучения вопроса изучены политические процессы в русских землях в XIV в. , а именно: возвышения Москвы, процесс собирания русских земель вокруг неё, основные этапы борьбы за освобождение Руси от татаро-монгольского ига.

Под влиянием ига на политическое развитие Руси Московской Русью были восприняты элементы восточного типа цивилизации: всё население государства являлось «холопами» государя; во взаимоотношениях между государством и обществом стала доминировать политика принуждения; возведение в ранг русского права изощрённые виды публичных наказаний и т.д.

В ходе настоящего исследования применялись научные исследования, учебные пособия, энциклопедические  словари: Деревянко А.П. «История России», Кузнецов И.Н. «Отечественная история», П/р Перехова Я.А. «Итория России 9-21вв.От Рюрика до Медведева», Орлов А.С. «История России», Широкорад И.И. «История России. Учебное пособие для вузов», Павленко Н.И. «История России. Учебник», Аверьянов К. А. «Сергий Радонежский. Личность и эпоха.», Зернов Н. М. «Сергий Радонежский - устроитель Руси», Алпатов М. В. «Андрей Рублёв.», Щенникова Л. А. «Творения преподобного Андрея Рублёва и иконописцев великокняжеской Москвы.», Попов Г. В. «Андрей Рублёв.», Алпатов М. «Андрей Рублев», «Энциклопедия царей и императоров», Соловьев С.М. «История России с древнейших времен».

Задачами  настоящего исследования является изучение Формирования российского централизованного  государства в ХIV-XV вв.; Культуры эпохи «Предвозрождения»; биографию, жизнь и творчество Андрея Рублева и Сергия Радонежского.

         

Гл. 1 Формирование российского централизованного государства в ХIV-XV вв.

 

1.1 Предпосылки объединения

 

Образование Российского централизованного  государства - длительный и сложный исторический процесс. Он требовал наличия важных социально-экономических предпосылок, таких, как рост эффективности общественного труда, расширение торговых связей, развитие ремесленного производства, хозяйственное освоение новых территорий, развитие региональной специализации, складывание торговых связей между отдельными районами страны; создания сильной центральной власти и действенного аппарата управления. Уже в ХIV в. начинается постепенное восстановление хозяйства Руси, разоренного золотоордынским владычеством. Увеличиваются площади пахотных земель, возникают новые деревни. Именно к этому периоду относится появление деревень, которые получают названия «Починки», «Починок» (от слова «починать» т.е. «начинать»). В XIV-XV вв. происходит интенсивный рост феодального землевладения в форме вотчин и поместий. Подъем сельскохозяйственного производства создал благоприятные условия для восстановления и развития русских городов. Но в отличие от Западной Европы на Руси города выступали не столько как центры товарного обращения и создания материальных богатств, но прежде всего как опорные пункты феодальной государственности. Торговля в XIV-XV вв. в основном была сосредоточена в руках крупных светских феодалов и монастырей, а не горожан. Местные торговые связи в определенной мере содействовали объединению между собой отдельных земель и княжеств и налаживанию экономических отношений между ними. Однако они еще не могли поколебать самостоятельности феодальных мирков, базировавшихся на натуральном хозяйстве. В отличие от Западной Европы в русских землях в первую очередь развивался процесс политического объединения. Он совершался на феодально-крепостнической основе, его носителями явилась великокняжеская власть, а стремление к свержению ордынского ига ускорило его течение.

 

1.2 Москва - центр объединения русских земель

 

Центром русских земель считалось Владимиро-Суздальское княжество со стольным городом Владимиром на Клязьме. Ярлык золотоордынского хана на Владимирское княжение формально давал власть над Русью (кроме западных и юго-западных земель, находившихся в руках литовцев и поляков).Споры и усобицы князей улаживали высшие иерархи русской церкви. В 1299 г. митрополит Максим перенес свою резиденцию из Киева во Владимир, а митрополит Петр в 1326 г. переехал из Владимира в Москву. Его преемник митрополит Феогност сразу прибыл в Москву для отправления своих обязанностей. На начальном этапе объединения - с конца ХIII до второй половины ХIV в. - развернулась борьба за великое княжение Владимирское между наиболее развитыми русскими политическими центрами. Первенствовали среди претендентов Тверь и Москва. Наиболее выгодное положение среди княжеств Владимиро-Суздальской Руси занимала Москва. Земли Московского княжества прикрывали от набегов монголо-татар Суздальско-Нижегородское и Тверское княжества. В Москву устремлялся поток беженцев из южных, юго-восточных и западных земель. Москва являлась важным узлом сухопутных и водных путей, удобных как для торговли, так и на случай военных действий. Вначале Москва была небольшим уделом, который Александр Невский завещал своему младшему сыну Даниилу(1276-1303). С этого времени территория княжества начала расширяться. В 1300 г. полки Даниила Александровича и его сына Юрия отвоевали у рязанского князя Коломну. В 1302 г.по завещанию князя Ивана Дмитриевича, бездетного внука Александра Невского, к московскому уделу отошло Переяславское княжество, богатое соляными источниками, рыбными ловлями, бортными лесами. В 1303 г. был присоединен Можайск. Таким образом, территория Московского княжества за три года увеличилась вдвое и оно стало одним из крупнейших в Северо-Восточной Руси. В правление сына Даниила Александровича - Юрия(1303-1325) Москва вела упорную борьбу за великое княжение с Тверью. На короткий срок в 1319 г. московский князь впервые получил ярлык на великое княжение, но в 1322 г. он перешел к тверскому князю Александру Михайловичу.

 

Гл. 2 Культура эпохи «Предвозрождения»

 

Вместе с возрождением и подъемом Русской земли, развитием экономики  после татаро-монгольского нашествия, вместе с процессом объединения  русских княжеств сначала вокруг нескольких центров, а потом вокруг Москвы возрождалась и развивалась  русская культура. Она чутко отражала все новшества в русской жизни, а главное - изменившееся настроение русского народа, его патриотический порыв в пору борьбы с Ордой в преддверии Куликовской битвы и в период создания единого Русского централизованного государства.

Летописи. В первую очередь это отразилось в возрождении и развитии летописания, написании крупных исторических сочинений, в которых шел рассказ о всем пути русского народа. Новые летописные своды стали создаваться при дворах отдельных крупных князей - во Владимире, Ростове Великом, Рязани, Твери; позднее в Москве. Не прерывалось летописание в Новгороде и Пскове. Поначалу эти сочинения выражали местные интересы.

Со второй половины XIV в. ведущее место в летописании и создании других историко-литературных памятников переходит к Москве, которая при Дмитрии Донском взяла на себя инициативу борьбы с Ордой. Они пишутся в Троице-Сергиевом монастыре, в московских монастырях. В этих сочинениях проводится идея единства Руси, общности ее киевского и владимирского периодов, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой. Таким летописным сводом стал московский «Русский хронограф».

Уже в  это время в московских летописных сводах возникает мысль о праве  Москвы на собирание всех земель, бывших ранее в составе единого Древнерусского государства. Москва лишь приступила к  этому процессу, но тогдашние идеологи уже сформулировали задачу московских князей на будущее.

Жития, сказания, «хождения». Другим письменным жанром, отражающим явления эпохи и пронизанным новыми умонастроениями людей, стали в это время жития, сказания и «хождения».

Жития - это церковные сочинения о выдающихся русских людях - князьях, деятелях церкви. Их героями становились только личности, чья деятельность являлась действительно эпохой в истории Руси, или те, чей жизненный подвиг стал примером для многих поколений русских людей. Церковь их объявляла святыми. Таким было, например, «Житие святого Александра Невского». В нем рассказывалось о замечательных подвигах князя в борьбе со шведами, немцами, о его титанической и опасной дипломатической деятельности в отношениях с Батыем, Золотой Ордой, о его загадочной смерти на пути из Сарая. Русские люди, читая это Житие, проникались идеями служения Родине, патриотизма. Автор стремился отвлечь от всего эгоистичного, суетного и пробудить в их душах высокие жизненные идеалы служения людям, обществу, своей стране.

Другим  таким известным Житием стала  повесть о жизни и трагическом  конце Тверского великого князя  Михаила Ярославича, растерзанного  в Орде.

Любимым чтением русских людей стало  и «Житие Сергия Радонежского», написанное его учеником Епифанием Премудрым  в 1417-1418 гг. На страницах этого сочинения предстает образ высоконравственного, трудолюбивого, глубоко религиозного человека, для которого высшее счастье - сделать добро ближнему и благополучие родной земли.

Особенно  популярны в это время становятся сказания. Это истории, посвященные  знаменательным событиям в жизни  страны. Таким сказанием стала  «Задонщина» (написана в 80-е гг. XIV в.), рассказывающая о Куликовской битве. Ее автор Софроний Рязанец шаг за шагом повествует о начале нашествия Мамая, подготовке Дмитрия Донского к отпору врагу, о сборах рати, об исходе исторической битвы.

Повесть проникнута высоким патриотическим духом, и недаром автор не раз  обращается мысленно к событиям и  образам «Слова о полку Игореве».

Специальное сказание было создано о нашествии  хана Тохтамыша на Москву, которое  буквально потрясло Русь после блестящей  победы на Куликовом поле. Историко-литературные произведения отражали всю сложность  и трагичность борьбы Руси за единство, против ордынского ига.

В XIV-XV вв. вновь появляются на Руси «Хождения» сочинения, описывающие дальние путешествия русских людей. Одним из них стало знаменитое «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, в котором он рассказал о своем многолетнем путешествии по странам Востока и о жизни в Индии. Начало описания датировано 1466 г., а последние строки были написаны в 1472 г. на обратном пути, неподалеку от Твери, где А. Никитин и умер.

В конце  XIII в. начинается строительство первых каменных храмов в послемонгольское время. Они возводятся в Новгороде и Твери. А затем строится Троицкий собор в обители Сергия Радонежского, церкви в московских монастырях. Русская земля украшается белокаменными храмами. Следом идут новые жилые дома и каменные крепости. Их строят там, где опасность нападений наиболее велика - на границах с крестоносцами - в Изборске, Копорье, на границе со шведами - в Орешке. В 60-е гг. в Москве Дмитрий Донской строит белокаменный Кремль, который с тех пор выдерживает не одну осаду литовцев и татар.

Феодальная  война на время прерывает строительную активность в русских землях. Зато Иван III дает ей дополнительное ускорение. В конце XV и начале XVI в. зодчество как бы венчает его усилия по созданию могучей и единой Российской державы. Прежняя кремлевская стена заменяется новой и создается замечательный архитектурный памятник, который и до сего дня поражает своей красотой и величавостью - краснокирпичный Московский Кремль с 18 башнями. Его архитекторами и инженерами были приглашенные на службу в Россию итальянцы, а исполнителями - русские мастера каменных дел. Кремль сочетал в себе достижения итальянской крепостной архитектуры и традиции строительства русских деревянных крепостей. Этот сплав европейского и русского искусства, видимо, и превратил Кремль в шедевр мировой архитектуры.

Информация о работе Эпоха Андрея Рублева и Сергея Радонежского – русское «Предвозрождение»