Эпоха Андрея Рублева и Сергея Радонежского – русское «Предвозрождение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 22:12, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранного исследования обусловлена тем, что в XIV в. наметились тенденции политического объединения русских земель. В северо-восточной Руси развивалось крупное феодальное землевладение. Вотчинникам-боярам было тесно в рамках небольших княжеств; ведь бояре не имели права покупать земли за границами своего княжества. Феодальная раздробленность не порвала окончательно давних экономических связей между землями, а в дальнейшем возникали и новые.

Содержание

Введение
Гл. 1 Формирование российского централизованного государства в
ХIV-XV вв.
1.1 Предпосылки объединения
1.2 Москва - центр объединения русских земель
Гл. 2 Культура эпохи «Предвозрождения»
2.1 Биография и творчество Андрея Рублева
2.2 Биография, жизнь и учение Сергия Радонежского
Заключение
Список источников и используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контр раб по ИСТОРИИ.docx

— 70.03 Кб (Скачать файл)

Идеалы, воплощенные в творчестве Рублева  представляют некое отражение того, что можно было бы видеть в действительности. А в действительности были не только примеры подлости, раболепства и  предательства, но и безответного служения отечеству, людям, идеалам добра  и красоты, создавшим чувство  собственного достоинства и спокойной  уверенности в будущем.

Дошедшие  до нас исторические свидетельства  о жизни и творчестве Андрея Рублева  крайне бедны хронологическими данными  и во многом противоречат друг другу.

Не известно в точности, когда родился Андрей Рублев. Большинство исследователей считают, что родился он приблизительно в 1360 году. Достоверных сведений, которые  позволили бы точно установить место  рождения художника, не существует. Также  не существует никаких определенных сведений, по поводу того, из какого сословия происходит чернец Андрей. Скорее всего  Рублев был потомственным, коренным ремесленником, о чем говорит  его родовое прозвище («рубель» - инструмент, употреблявшийся для  накатки кож).  До 1405 года художник принял монашество с именем Андрей.

Самые ранние сведения о художнике восходят к  московской Троицкой летописи. Среди  событий 1405 года сообщается, что "в  эту весну расписана церковь  каменная святого благовещения на князя  великого дворе... а мастера были Феофан иконник Грек, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев". Упоминание имени мастера последним, согласно тогдашней традиции, Означало, что он является младшим в артели. Но вместе с тем участие в почетном заказе по украшению домовой церкви Великого князя Василия Дмитриевича, старшего сына легендарного Дмитрия  Донского, наряду со знаменитым тогда  на Руси Феофаном Греком характеризует  Андрея Рублева как уже достаточно признанного авторитетного мастера.  
    Мы знаем очень мало достоверного о первых шагах художественного развития Рублева. Но есть основания предполагать, что именно он в свои ранние годы украшал евангелие Христово Благовещенского собора и, в частности, выполнил миниатюру - изображение символа евангелиста Матфея в образе ангела.

В среде  Рублева, скорее всего, были известны и  пользовались почетом византийские писатели, хранившие традиции древнегреческой философии. Некоторые из их трудов переводились в то время на русский язык. В них проскальзывала мысль, что в искусстве все имеет иносказательный смысл, и для того, чтобы достоверно отображать объекты умственного созерцания, вместо эмпирических «теней вещей» показывать подлинную их природу, живописец  должен был стать созерцателем, если только  он не желал оставаться ремесленником, копирующим чужие образцы. Ему предстояло вернуть утраченное естественное состояние - гармонию чувств, ясность и чистоту ума. Совершенствуясь, ум приобретал способность воспринимать «невещественный» свет. По аналогии с физическим светом, без которого невозможно видеть окружающий мир, умственный свет - знания и мудрости - освещал истинную природу, первообразы всех предметов и явлений. Интенсивность проявления этого света и ясность умозрения ставились в прямую зависимость от степени нравственной чистоты созерцателя. Живописцу, более чем кому-либо другому, требовалось очистить «очи ума», засоренные обманчивыми чувственными «помыслами».

В 1408 году по почину московского великого князя  было решено украсить фресковой росписью обветшавший в то время Успенский собор во Владимире. В те годы Феофана не было уже в живых, и потому выбор заказчиков пал на отличившегося за три года до того Андрея Рублева. Вместе с ним в работе участвовал и его старший друг по Андроникову монастырю Даниил Черный. В силу старшинства Даниила его имя в летописной записи об этом событии поставлено на первом месте. Но решающая роль, видимо, принадлежала Рублеву. Им были расписаны стены, встречающие посетителя при входе под величественные своды собора. Здесь Рублев должен был представить Страшный Суд.

Для современников  Рублева Страшный Суд был естественным завершением всей истории человечества. В византийских изображениях Страшного  Суда фигуры отличаются обремененностью, телесностью, грозные тела тяжело ступают  по земле. У Рублева же фигуры необыкновенно  легки, воздушны, почти невесомы; они  то порывисто идут, то плавно парят, то стремительно возносятся. Рублев прекрасно  связал свои фигуры и группы с круглящимися сводами древнего собора. Покрытые его живописью стены легко уносятся вверх, столбы расступаются, и арки, повторяясь в очертаниях фигур, начинают мелодически звучать. Умение объединить единым, эмоциональным звучанием большие многофигурные группы  составляет одну из особенностей  композиционного дара Андрея Рублева. 
    Однако вершиной в искусстве художника является «Троица», икона из иконостаса Троицкого собора Сергиева монастыря, сейчас находящаяся в Государственной Третьяковской галерее. Она была создана в конце XIV - начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412 или около 1427 годов).

    Во времена Андрея Рублева  тема Троицы, воплощавшая идею  триединого божества (Отца, Сына  и Святого духа), воспринималась  как некий символ времени, символ  духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовность  принести себя в жертву ради  общего блага.

    Традиционный библейский сюжет  Рублёв наполнил еще более  глубоким поэтическим и философским  содержанием. Отойдя от традиционных  канонов, он поместил в центре  композиции единственную чашу (символизирующую  жертвенную смерть), а её очертания  повторил в контурах боковых  ангелов. Центральный (символизирующий  Христа) ангел занял место жертвы  и выделен выразительным контрастом  пятен темно-вишнёвого и голубого  цветов, оркестрованным изысканным  сочетанием золотистых охр с  нежным «голубцом» и зеленью.  А внешние контуры образуют 5-угольник, символизирующий Вифлеемскую звезду.

    «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.

    В 1425—27 Рублёв совместно с  Даниилом Чёрным и другими  мастерами расписал Троицкий  собор Троице-Сергиева монастыря  и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы; они выполнены  в различных манерах и неравноценны  по художественным качествам.  В ряде произведений Рублёву  удалось создать впечатляющие  образы, в них чувствуются драматические  ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел«).

Колорит икон более сумрачен по сравнению  с ранними произведениями; в некоторых  иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические  тенденции. Некоторые источники  называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (около 1427, по другим исследованиям, на рубеже XIV—XV веков; сохранились лишь фрагменты  орнаментов) последней работой Рублёва.

Ему приписывается  также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно  не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV - начало XV веков; сохранились фрагменты), иконы - «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408, Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» - все около 1399) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Кремлёвского Архангельского собора), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (конец XIV - начало XV веков, Российская государственная библиотека, Москва).

Помимо  названных работ, целый ряд несохранившихся  ныне икон упоминается в различных  источниках. Несколько дошедших до нас памятников связывает с именем Рублёва устное предание. Наконец, в  ряде произведений авторство Рублёва  устанавливается по стилистическим аналогиям. Но даже в тех случаях, когда причастность Рублёва к  работе над памятником документально  подтверждена так обстоит дело с  иконами из владимирского Успенского собора, - выделить принадлежащие его  руке произведения чрезвычайно трудно, поскольку создавались они совместно  большой группой мастеров под  руководством Андрея Рублёва и Даниила  Черного, который, по словам автора «Сказания о святых иконописцах», «многие с ним иконы чудные написал». 
     Приобщившись в XIV веке в силу исторических условий  к византийскому (константинопольскому) искусству так называемого палеологовского стиля  
(то есть периода правления в Византии династии  Палеологов), стиля, оказавшего воздействие на культуру большинства стран восточноевропейского мира, московские мастера усвоив его отдельные элементы и приемы, сумели преодолеть византийское наследие. Отказываясь от аскетизма и суровости византийских образов, их отвлеченности, Андрей Рублев, усвоил их античную, эллинскую основу и предварял ее в своем искусстве. Рублеву удалось наполнить традиционные образы новым содержанием, соотнеся его с главнейшими идеями времени: объединением русских земель в единое государство и всеобщим миром и согласием. 
    Рублев скончался 29 января 1430 года в Москве, в Андрониковом монастыре.

 

2.2 Биография, жизнь и учение  Сергия Радонежского

 

Сергий Радонежский предположительно родился 3 мая 1314 года - умер 25 сентября 1392 года - монах Русской церкви, основатель Троицкого

монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Сергий Радонежский необычайно много сделал для Русской церкви и для государства, а его идеология сформировала новую великорусскую нацию.

Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при крещении имя Варфоломей (в честь апостола Варфоломея), родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии. В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. В частности, «Большая биографическая энциклопедия» указывает: «Ни в житии Сергия, ни в других источниках нет точного указания на год рождения преподобного, и историки, по различным соображениям, колеблются между 1313, 1314, 1318, 1319 и 1322-м гг. Наиболее вероятным представляется 1314 г.»

В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.

Однажды по заданию отца он отправился в  поле искать лошадей. Во время поисков  он вышел на поляну и увидел под  дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания <…> о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание - отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей». Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. Еще при жизни родителей в душе Варфоломея возникло и укрепилось желание посвятить себя монашеской жизни; достигнув двадцатилетнего возраста, он решился постричься в монахи. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти: «братья Стефан и Петр жили отдельно своими семьями, и Варфоломей был единственной опорой своих родителей в годы болезненной старости и скудости». Ждал он недолго: через два-три года он похоронил отца и мать, которые, следуя распространённому в то время на Руси обычаю принимать иночество под старость, незадолго до смерти тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьково-Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским.

После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где  уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался  здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы[9]. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. Ему было 23 года.

Года через два или три  к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.

После смерти святителя Алексия  преподобный Сергий Радонежский  предлагал великому князю Дмитрию  избрать на митрополичью кафедру  суздальского епископа Дионисия. Но великий князь Дмитрий пожелал иметь митрополитом своего духовника Новоспасского архимандрита Михаила (Митяя). По повелению князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского. Святитель Дионисий смело выступил против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Митяй вынужден был ехать в Константинополь. Дионисий хотел опередить Митяя и ехать в Константинополь сам, но был задержан и взят под стражу великого князя. Желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою преподобного Сергия. Но как только получил свободу, по вызову патриарха, поспешил в Грецию вслед за Митяем. Своим поступком он причинил много неприятностей Сергию .

Информация о работе Эпоха Андрея Рублева и Сергея Радонежского – русское «Предвозрождение»