"Троица" Андрея Рублева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа посвящена творчеству Андрея Рублева, описанию его икон. Основной темой курсовой работы является Святая Троица; ее содержание, композиция.
В основной части рассматривается биография Андрея Рублева, его стиль написания икон. Творчество иконописца, раскрывается содержание, иконография, композиция Троицы.

Содержание

Введение ………………………………………………………..…….….. 3
Глава I. Биография Андрея Рублева……………… …………….….…... 6
1.1. Детство … ……………………………… ……………….… .... 6
1.2. Святое ремесло ……………………………………….…….... 10

Глава II. Троица Андрея Рублева… ………………………………..… 13
2.1. Иконы Рублева ………………………… ………………….... 13
2.2.Композиция святой Троицы …… ………………………….….15
2.3.Иконография святой Троицы…… ………………………….….. 20
Заключение …………………………………………………………….. 24
Список использованной литературы ……………………………….… 26

Вложенные файлы: 1 файл

2..docx

— 46.45 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ………………………………………………………..…….…..   3     

Глава I. Биография Андрея Рублева……………… …………….….…...  6 
      1.1.    Детство … ……………………………… ……………….… ....  6 
      1.2.    Святое ремесло ……………………………………….…….... 10

 

Глава II.  Троица Андрея Рублева…  ………………………………..… 13 
      2.1. Иконы Рублева …………………………    …………………....  13

      2.2.Композиция  святой Троицы  ……  ………………………….….15

      2.3.Иконография  святой Троицы…… ………………………….….. 20

Заключение  ……………………………………………………………..  24

Список использованной литературы  ……………………………….…  26

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

Курсовая работа Байку  Марии Михайловны на тему «Троица  Андрея Рублева»  посвящена творчеству Андрея Рублева, описанию его икон. Основной темой курсовой работы является Святая Троица; ее содержание, композиция.

В основной части рассматривается  биография Андрея Рублева, его стиль  написания икон. Творчество иконописца, раскрывается содержание, иконография, композиция Троицы.

Список использованной литературы  насчитывает 20 наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Имя Рублева давно овеяно легендарной славой. Все его произведения, так же как и произведения его  учеников и последователей, происходят из Москвы или из подмосковных городов  и монастырей. Троица воплощает в  себе работу творческой мысли нескольких поколений. Как и всякий другой средневековый  художник, Рублев высоко ставил значение традиции и коллективного труда. Все лучшие черты русской культуры начала 15 века соединились в Троице: внешне отвлеченная, но поразительно конкретная по содержанию форма философского обобщения, способность выражать в иконографических образах национальный характер, наконец  художественное мастерство, достигающее  вершин мирового искусства.

Тема «Святой Троицы»  актуальна сегодня, потому что она  принадлежит к таким произведениям  искусства, которые никогда не перестанут волновать умы и сердца людей.

Если имя Рублева стало  символом русской средневековой  художественной культуры, то икона  троицы олицетворяет собой наивысшее  достижение этой культуры. Актуальность культа святой Троицы была основана не только на его церковно – догматическом  содержании, но и на соотношении  с конкретными условиями русской  политической и народной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Говоря о произведении Рублева, разные авторы называют ангелов Троицы по – разному: тихими, нежными, печальными, трепетными.  Царящее в иконе настроение отрешенным, задумчивым, созерцательным, задушевным.

Цель и задачи моей курсовой: рассказать о творчестве Андрея Рублева, об особенностях его собственного стиля. Определить в чем актуальность этой темы.

Изучать гениальное произведение искусства всегда трудно – независимо то того, идет ли речь о византийской и русской иконе или о картине  современного нам художника. Они  требуют от исследователя богатой эрудиции, теоретической подготовки, умения истолковать косвенные факты и документы, а самое главное – видеть бесконечную глубину содержания там, где оно выражено в простых формах, создающих обманчивое впечатление его полного восприятия и понимания.

Совсем не случайно изучением  Троицы занимались такие видные ученые, как И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, М. В. Алпатов, п. П. Муратов и многие другие.

Время обогащает восприятие искусства, делает нас более чуткими  к разным оттенкам его сущности,  и мы видим и понимаем, вероятно, то, о чем мало задумывались современники Рублева, но что сознательно или бессознательно воплощала кисть художника. И в этом плане не кажутся неверными, произвольными и необязательными даже самые смелые и необычные суждения о Троице, которые читатель найдет в избранных отрывках, составляющих антологию «Троица Андрея Рублева».

 

Глава І. Биография Андрея Рублева.

    1. Детство.

Прошло уже много лет, когда жил и работал русский художник, создатель фресок и икон, основатель школы живописи, Андрей Рублев. Он был величайшим мастером своего дела. Но сегодня никто не найдет среди большого количества рукописей какие-нибудь записи о его детстве, потому что их никогда не было.

Но не все исчезает с  лица земли. В описываемые времена  верили, что и единое мгновение  человеческой жизни оставляет навсегда свой след, иногда определенный, четкий, иногда почти невидимый для постороннего глаза. И мы сейчас, отыскивая не по следам даже, а по едва примятым былинкам жизненные пути художника, не должны пренебречь и самым малым знаком, оставленным для нас временем. Тогда задача наша не покажется такой безнадежной.

Последуем и в этом случае совету старых книг: « Рассмотрите  и расспросите о путях древних, где путь добрый, идите по нему…»1

Почти ничего не удалось  выяснить о точной дате рождения Андрея Рублева, о его семье, о том положении, которое он занимал в обществе. Если следовать некоторым источникам, то мы узнаем годы жизни Андрея Рублева – ок. 1360 – ок. 1430. Эти сведения скудны и противоречивы. Достоверных сведений, которые помогли бы узнать о месте рождения монаха-иконописца, не существует.

Не существует никаких  определенных записей  о том, какого сословия он был. Некоторые рукописи сохранили упоминания о Рублевых – торговцах, крестьянах, ремесленниках.

Ряд исследователей и среди  них крупнейший знаток древнерусского родословия академик С. Б. Веселовский  выводят значение этой фамилии от «рубеля» - инструмента, употреблявшегося для накатки кож, и считают, что это семейное прозвище может свидетельствовать о происхождении Андрея Рублева из рода ремесленников.

Возможно, Рублев был потомственным  ремесленником. Если это действительно  так, то глубинные творчества жили в  его крови как родовой дар, который закрепился в нем еще  в детстве, раньше, чем обозначились черты его таланта, который вывел  его на путь величайшего иконописца.

Но все это было потом. Не зная ни о каких путях, родился  беспомощный ребенок, по обычаю тех  времен в жарко натопленной бане. Здесь он вдохнул впервые запахи земного мира. И здесь же была измученная, счастливая мать, и было с ней то, о чем сказано в  книге: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, когда же родит младенца, от радости уже не помнит скорби, потому что родился в мир человек». 2

После рождения ребенка приглашался  священник для чтения молитвы  и освещения дома, в котором  теперь будет жить новый человек, пришедший в мир. Чтобы этот дом  был защищен от злых людей, чтобы  ничего плохого не произошло в  этом доме на радость врагам.

На восьмой день своего пребывания в новом свете, человек принимал крещение. Именно здесь получил новорожденный неведомое теперь имя, с которым пришлось ему расстаться, чтобы потом принять монашеское – Андрей. 

Монастырский обычай при  пострижении давать имя, чаще всего  начинающееся на ту же букву, что и  мирское, свидетельствует нам о  том, что при крещении назвали  Рублева, может быть, Алексеем или  Александром, Афанасием или Антонием, или еще каким-нибудь именем на эту  букву. В алфавите насчитывается  сто тридцать шесть мужских имен на букву «А».

С детских лет чуткая душа мальчика видела и другую сторону  человечества – добро и самоотверженность: терпение в скорбях, созидательный  труд, которые противостояли хаосу  и разрушению. Москва строила впервые  каменные стены Кремля. И многие люди приходили, чтобы помочь, даже немощные и больные предлагали свою помощь. Кто-то воспитывал сирот. Андрей Рублев видел, что есть и положительные черты в людях.

Читая летописи, трудно представить  себе человека тех времен вне трагического мироощущения, напряженных суровых  переживаний. Тихий свет, ясный созерцательный покой Рублева – современника этих событий – заставляют серьезно задуматься о том, как непросто бывает соотношение искусства и действительности. 3

Мы лишены возможности  узнать что-нибудь о родителях Андрея Рублева. Сведений об отце и матери нет. Время не сохранило для нас  даже имен. Однако существует источник, дающий некоторые основания предположить, что отца Рублева звали Иваном. На одной иконе, находящейся сейчас в Третьяковской галерее, читается надпись, которую, если с полным доверием подойти к ней, следовало бы признать ее подписью – автографом самого иконописца. На обороте иконной доски написано: «Аз писал многогрешный сию икону  Андрей Иванов сын Рублев великому князю Василию Васильевичу лета 1425».4

 

    1.  Святое ремесло.

Настала пора для юного  Рублева начать обучение основам  иконописного искусства. С определенной долей вероятности можно выделить тот отрезок времени, на который  пришлось столь значительное в его  жизни событие.

Древнерусская живопись –  искусство отточенных приемов. Мастера  работали очень быстро, но обучение было постепенное. Сегодня не сохранилось  ничего о существовании древнерусских  школ, где бы сначала обучали молодых  людей всем секретам мастерства.

Рублев постигал премудрости  и законы с особым трудолюбием. Молодой  художник приобщался к живописи, работая  над несложными местами иконы. На простых вещах оттачивал мастерство, учился приемам письма быстрого и  точного. Наверное, так было принято. Если фон и поля иконы были не золотыми, а писались красками, то эту  работу поручали новоначальным. Мастера  могли уже не затрачивать силы на такую простую для них работу. Для молодых же она была целой  школой. И через это проходили  все. Этим также занимался и Андрей Рублев.

 Нужно было положить  на ровную плоскость светлую  золотистую охру так, чтобы  получалась не просто закраска, а живопись – легкая, прозрачная, с чистой благородной поверхностью. Чтобы не потерять при этом  ни единого мгновения, не сделать  неверного движения. Только научившись этой работе, можно было переходить к следующей: разделке одежд пробелами, светлым раздробленным тоном или почти чистыми белилами. Учиться сделать так, чтобы изображали они объемы и одновременно выражали бы настроение человека – сильное внутреннее волнение, переживание или покой, созерцание. Чтобы несли в себе движение: человек стоит, но он только что шел, и пусть остаток его стремления, его внутреннего намерения выразится в подвижных складках длинных древних одежд. И чтобы светились эти одежды, как бы свет исходил от них.

Этому мастерству обучался Рублев и многие другие в дружине. Дружина – это и воинское объединение, и монахи одной обители, идущие одним  путем. Деловая обыденность этого  слова предполагала дружное единство в выполнении духовного труда.

Дружина была для Рублева  школой не только мастерства, она стала  средой, в которой созидалось его  мировоззрение, происходило приобщение к культуре со своим отсчетом и  пониманием жизненных ценностей.

Андрей Рублев написал  много икон, и все они чудотворные. Ясно, что в этих последних словах звучит не обычная религиозная традиция, а особая оценка всего творчества Рублева: из-под его кисти выходили чары национальной религии, его иконы особенно легко переносили в другой мир, облегчали страдания этого мира.

Рублев отчасти устранил, отчасти сократил до малых размеров земную обстановку события и сосредоточил внимание зрителя на трех спокойно – прекрасных крылатых существах, сблизив  их пространством, типом и тремя венцами, которые мыслятся как единый венец божества; линия проводимая глазом по их верхам, проста, но совершенно необычна.5

 

 

Глава ІІ . Троица Андрея Рублева.

    1. Иконы Рублева.

Наше представление об эпохе не противоречит тому, чему учит нас единственное достоверное произведение самого Рублева. Это произведение вполне объясняет и легенду, сложившуюся  вокруг имени Андрея Рублева. Какова бы ни была школа, к которой принадлежит  Троица, она сама является произведением  исключительно прекрасным.

Она производит впечатление  первоклассного шедевра. Нельзя назвать  иначе как безупречной ее простую  и гармоничную композицию, живущую  в ритме едва чувствуемого и поэтому  как-то особенно прекрасного движения – поворота среднего ангела, повторенного изгибом дерева и формой горы. Античный очерк ангельских ликов был для  русского художника видением чисто идеальной, неземной красоты, и с этой мечтой его о стране священного предания так удивительно совпадает легкое и светлое впечатление пейзажа с эллинистическим зданием.

«Греческая манера», формы  и приемы византийской живописной традиции предстают здесь перед нами как  приподнятыми на высшую ступень отвлеченности, идеализации. И только благодаря  этой отвлеченности всех элементов формы они могли отлиться здесь в такой чистый кристалл стиля.6

В своих работах Рублев заявляет о себе как яркая и одаренная творческая личность.  Его иконы  выделяются звучностью и чистотой колорита, который можно назвать поэтическим. Словно цветовые волны пробегают по праздничному ряду, когда взгляд охватывает его целиком.

В «Благовещении»  преобладают  зеленые и коричневые, в «Рождестве Христовом» и «Сретении» - коричневые и красные. Самые красивые иконы  ряда – «Крещение»  и «Преображение» - окрашены как бы зеленоватой дымкой. В «Воскрешении Лазаря»  вновь, но более ярко и напряженно  вспыхивает красный цвет, радостный и тревожный  одновременно. Во «Входе в Иерусалим» цветовая гамма становится более  просветленной и успокоенной.

Информация о работе "Троица" Андрея Рублева