Шпаргалка по "Дизаинеру"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 19:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на билеты по курсу "Дизайнер".

Вложенные файлы: 1 файл

МПО.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

1. многоуровневая система проф.образования дизайнеров

профессиональное  образование –  это процесс овладения  знаниями, умениями и навыками, необходимыми для проф. деятельности. Целью проф. обр-ия является проф. становление  личности в области  дизайна. Чтобы уровень образования стал современным, необходимо создание системы непрерывного проф. становления дизайнеров.

Основной  идеей многоуровневой системы проф. обучения является разделение общеобразовательного и проф. образования. Обучающийся сначала  получает широкое общее обр-ие, а затем на его основе получает профессию и специальность различного уровня. На основе данной системы выбор профессии более осознан и более высок уровень мотивации проф. обучения. По каждому уровню образования разрабатываются государственные образовательные стандарты.

Система   проф. обр-ия  включает 3 уровня:

До  профессиональный - это дизайн-студии, отделения дизайна  в художественных школах, кружки по дизайну  в средних образовательных  школах, клубы по интересам, подготовительные курсы для абитуриентов. Задача этого уровня – заложить основы знаний, умений и навыков для дальнейшего обучения.

Профессиональный  – делится на начальное, среднее и высшее проф. обр-ие. Начальное  – проф.тех.училища (в  Чебоксарах – Лицей  №2, проф.тех.училище  №18). Цель этого уровня – подготовка работников квалифицированного труда на базе основного общего образования. Среднее проф. обр-ие – колледжи, училища (Колледж – Академия, Чеб.Худож.Училище).

Цель  – обучение специалистов среднего уровня (углубление знаний на базе основного, полного общего обр-ия или начального проф. обр-ия). Высшее проф. обр-ие – университеты, академии, институты (ЧГПУ, ЧГУ и т.д.). Цель – подготовка или переподготовка специалистов соответствующего уровня на базе среднего или средне-специального обр-ия.

Постпрофессиоанльное - дает возможность  повышения уровня образования для  фундаментальных  исследований науки. Включает: самообразование  – изучение литературы, интернета, рынка  материалов, посещение  курсов; курсы повышения  квалификации – аспирантура, докторантура, соискательство, написание учебных пособий.

Овладение всеми уровнями проф. образования –  достаточно длительный процесс, и обучающийся  сравнительно поздно активно включается в полноценную  проф. деятельность.  

2. цель и задачи подготовки специалистов – дизайнеров.

Цель  – профессиональная подготовка в области  дизайн – педагогики; профессиональное становление  личности будущего дизайнера, осуществляемое в  деятельности.

Задачи (по Н.Ф. Талызиной):

Экологическая задача – формирование понимания, минимализации негативного воздействия на природу в процессе дизайнерской деятельности. В том числе относятся и задачи непрерывного проф. образования, т.е. непрерывное совершенствование в сфере дизайна, анализ и использование современной информации, планирование и организация деятельности.

Специфичные для нашей страны – это задачи, связанные с развитием  рыночных отношений (экономическое  обоснование дизайнерских проектов, поиск партнеров  и финансовых источников, выход на зарубежный рынок); задачи связанные  с проблемами межнациональных отношений (учет национальных обычаев и традиций, адекватное реагирование на проявления шовинизма).

Собственно  – профессиональные задачи – формирование знаний в области  дизайна, развитие умений и навыков, развитие положительной мотивации к профессии, развитие творческого отношения к профессии, получение конкретных результатов от деятельности.

Русские ученые и инженеры – педагоги (Лысковский, Владимирский, Делл-Вос, Гурнов) сформировали основные требования к профессиональному  образованию:

соответствие  потребностям развивающейся  экономики

конкурентоспособность подготавливаемых кадров

развитие  проф.обр-ия на базе общего образования

сочетание общего и специального компонентов в  содержании проф. образования

практическая  направленность обучения и социализация

соединение  обучения с производственным трудом 

3. принципы обучения.

Теоретические основы проф. обучения базируются на принципах. Являясь определяющими, принципы служат ориентиром для организации  целей и задач  обучения, способствую  правильной постановке процесса проф. обучения. На их основе обеспечивается сознательное. Творческое отношение учащихся к учебной деятельности и достижение в ней высоких результатов, придается творческий характер процессу обучения, и создаются оптимальные условия для него.    Принципы:

1- научности

2- системности

3- преемственности 

4-культуросообразности  – изучение наук  должно базироваться  и обязательно  учитывать исторические  и культурные ценности  данного народа 

5- гуманиторизации  – увеличение  доли гуманитарных предметов

6-гуманизации  – процесс обучения  должен базироваться  на общечеловеческих  ценностях

7- дифференсации –  при обучении обеспечивается  гуманное отношение  и учет индивидуальности  личности каждого  ученика

8- доступности и  наглядность –  учет интересов и возможностей обучающихся, широкое использование дидактических средств в обучении

9- связи теории с  практикой – участие  обучающихся в  производительном  труде по избранной  специальности, обеспечение  единства теоретического  и практического  обучения

10- сознательности / активности – сочетание традиционных и инновационных подходов, вооружение учащихся методами самостоятельной учебной работы

11- прочности – опора  на все виды  памяти и способы  запоминания, обучение  приемам самоконтроля  знаний, использование  методов повторения, проведение текущего и итогового контроля 

4. содержание образования  и обучения дизайнеров.

        Содержание образования  – это цель, которую  должно реализовать  учебное заведение  в отношении каждого  будущего специалиста.  Содержание образования формируется на основе госстандарта, стандарт того или иного уровня образования предполагает определенный уровень эрудиции и интеллектуального развития. Один уровень образования отличается от другого и характеризуется структурой,

  Образование включает в себя:

общетехнический блок – основы техники  и технологии изучаемой  области (черчение, эргономика)

отраслевой  блок – основы производства,  разделения труда  и смежные профессии, охрана труда (ДПИ, компьютерные технологии, правоведение, экология)

специальный блок – содержит материал необходимый для освоения специальности, в основном практический (физика и химия цвета, рисунок, живопись)

профессиональный  блок – теоретические  знания, необходимые  для освоения соответствующих  видов профессиональной деятельности на требуемом уровне

перепрофилирующий блок – позволяет  на основе имеющейся  получить новую профессию, часто с переходом  в другую сферу.

Бизнес-блок – знания в области  экономики и управления производством

Опережающий блок – информационный блок о последних  достижениях в изучаемой области наук, значительно отличающийся от среднего уровня по стране.

     Проектирование содержания  проф. обучения осуществляется  на 2 уровнях. Сначала  на федеральном  уровне на основе  федерал. компонентов  госстандарта, на  базе которого формируется блочно-модульная учебная программа ; а затем на ее основе проектируется содержание проф. обучения на региональном уровне в соответствии с конечной целью обучения.   При отборе содержания обучения по специальности учитывается, к какой профессии относится специальность, к какому виду деятельности относится данная группа профессий. Анализ отобранного содержания обучения проводится сверху вниз, по уровням. На вершине располагаются знания, соответствующие отраслям и подотраслям экономики, отдельным видам производства или  видам деятельности. Средний уровень знаний соответствует группам профессий, нижний – отдельным профессиям и специальностям.  

5. Госстандарт высшего  проф. образования

    Конституцией РФ  и Законом «Об  образовании» устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.  Стандарты позволяют диагностировать результаты образования, осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, сохранять единое образовательное пространство России.  К функциям госстандарта относится: социальное регулирование (переход от унитарной школы к многообразию образовательных систем), гуманизация образования (утверждение на основе стандартов его личностно-развивающей функции), управление образованием и повышение качества образования (установление нижней допустимой границы уровня образования).

        Базисный учебный  план – это  составная часть  государственного  стандарта определенного  уровня образования.  Он состоит из  трех компонентов:  федерального (определяет  те нормы, соблюдение  которых обеспечивает единство проф.-педагогич. Пространства России), национально-региональный (содержит нормативы в области родного языка, литературы, искусства, истории и т.п.) и компонент учебного заведения (устанавливает содержание образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения). Стандарт того или иного уровня образования предполагает определенный уровень эрудиции и интеллектуального развития.

        Госстандарты содержат  циклы изучаемых  дисциплин: ГСЭ  – общие гуманитарные и социал.-экономич. дисциплины; ЕН – общие математические и естествен.-научные дисциплины; ОПД – общепрофессиональные дисциплины; ОД – дисциплины отраслевой подготовки; ФТД – факультативы. 

6.Федеральный  и региональный  компонент дизайн  – образования.

Конституцией  РФ и Законом «Об  образовании» в Российской Федерации устанавливаются  государственные  образовательные  стандарты, включающие федеральный и  национальный компоненты.

Образовательные стандарты определяют обязательный минимум  содержаний основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Стандарты позволяют диагностировать результаты образования, осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, сохранять единое образовательное пространство России.

Федеральный компонент – инвариантная (неизменяемая, обязательная) часть  учебного плана. В  него входят предметы, подлежащие изучению во всех учебных заведениях Российской Федерации.

ГСЭ- общие гуманитарные и социально – экономические дисциплины. Иностранный язык, физическая культура, отечественная история, культурология, политология, правоведение, русский язык и культура речи, социология, философия, экономика.

ЕН- общие математические и естественнонаучные дисциплины: математика и информатика, концепция современного естествознания, экология.

ОПД- общепрофессиональные дисциплины: введение в профессинально-возрастная физиология и психофизиология, общая психология, психолгия профессионального  образования, история педагогики и философия образования, общая и профессиональная педагогика, педагогические технологии, методика профессионального обучения, бжд, прикладная экономика.

ОД- дисциплины отраслевой подготовки: инженерная графика с основами проектирования, компьютерная графика, история искусства, история и теория дизайна, рисунок, живопись, пластическая анатомия, маркетинг, общее материаловедение, формообразование, проектирование.

Национальный  компонент- вариантная часть учебного плана, перечень учебных предметов в составе данного компонента, который определяется региональными органами управления образованием с учетом национальных и региональных традиций, особенностей экономического и социально-культурного развития региона.

Информация о работе Шпаргалка по "Дизаинеру"