Художники- Передвижники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:00, реферат

Краткое описание

Одним из интереснейших аспектов творчества передвижников является историческая живопись. Нельзя без содрогания смотреть на лица женщин в картине «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова, без восхищения на боярыню Морозову, без сожаления на Меншикова и его обречённых на смерть детей. Может быть, многие скажут, что эти картины слишком мрачные и по настроению, и по своему колористическому решению. Но ведь время, на протяжении которого творили художники, характеризовалось прежде всего кардинальными изменениями в экономической, политической и социальной сферах (последствия реформ 60-70-х годов).

Вложенные файлы: 1 файл

история передвижники.docx

— 63.35 Кб (Скачать файл)

творческим центром всего  демократического русского искусства. Выставка

показала, что в итоге  предшествующей борьбы и исканий  сложилась русская

национальная демократическая  школа реалистической живописи, способная

продолжать дальнейшую борьбу за искусство.

ГЛАВА II. ГОДЫ РОСТА. СОБИРАНИЕ СИЛ. БОРЬБА ЗА

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ

§ 1. Этапы деятельности Товарищества

Начальный этап деятельности Товарищества можно условно ограничить первыми 5-ю

выставками (1871 – 1878 годы). Это  были трудные, но плодотворные годы –  годы

расширения сферы публичных  выступлений Товарищества, закрепления  его идейных

и творческих позиций, привлечения  к объединению наиболее прогрессивных

художественных сил. В  это время в изобразительном  искусстве проявились

основные закономерности, свойственные развитию современной  передвижникам

русской культуры в целом. В творчестве передвижников эти  процессы  проявились

с достаточной отчётливостью. В первые годы создавались предпосылки для той

роли, которую Товарищество с большим успехом осуществляло на последующих

этапах, когда оно как  в фокусе сосредоточило в себе идейные и творческие

устремления не только русских  художников, но художников национальных окраин

России. С первых лет существования  организация становилась центром  притяжения

демократических художественных сил. Товарищество привлекало в свои ряды В. М.

Максимова, К. А. Савицкого, Н. Я. Ярошенко, В. М. Васнецова, В. Е.

Маковского, А. И. Куинджи.

Об успехах Товарищества в осуществлении своей просветительской миссии

свидетельствует неуклонное расширение выставочной деятельности, особенно

развернувшейся после первых двух выставок. Из года в год растёт и география

передвижения. Вторая выставка побывала в Киеве, Харькове, Орле, Риге, Вильно,

Одессе, Кишинёве. Выставки порождали обширную прессу. Обзорные статьи

публиковались в таких  крупных журналах, как «Отечественные записки», «Санкт-

Петербургские ведомости» и  другие.  Живой отклик в печати получали

передвижные художественные выставки на местах. Наибольшее внимание привлекали

картины, отражающие современную  жизнь. От них ждали ответа на волнующие

жизненные вопросы, подходили  к ним с теми же требованиями, как и к

современной литературе. А  верно ли отражены жизненно важные явления? Типичны

и правдивы ли характеристики персонажей? Именно под этим углом  зрения

рассматривались прогрессивной  критикой произведения передвижных  выставок. С

этих позиций была оценена  картина Ге « Пётр I допрашивает  царевича Алексея

Петровича в Петергофе», а также «Царевна Софья» Репина. Отмечалось присущее

авторам этих полотен умение раскрывать сложное душевное состояние  героев.

Да, 1870-е годы стали важным этапом в становлении и расширении деятельности

Товарищества. Однако развитие этой деятельности происходило отнюдь не в

идиллической обстановке. Начиная с первой же выставки стало ясно, как трудно

будет утверждать новое содружество  в условиях всё более обостряющихся

общественных противоречий. В период 1870 –1878 годов руководство  принадлежало

Крамскому, Мясоедову, Перову, Ге. Товариществу пришлось вести борьбу за

подлинное, не только организационное  сплочение «товарищей», но и за общность

идейно-художественных задач, за утверждение того направления  в искусстве,

которое передвижники полагали отвечающим народным запросам, за воспитание

молодой смены. Эта была борьба и за сохранение самостоятельности, достигнутой

со столь большими тяготами, за создание материального фундамента на основах,

которые не противоречили бы высокому самосознанию художника-демократа. Всё

более сложными и напряжёнными становятся отношения Товарищества с Академией

художеств. Существовали противоречия и  в недрах самого объединения. Порой

Товарищество принимало  в свои ряды художников, идейно и  творчески далёких от

передвижников (например: А. П. Боголюбов, деятельность которого сочеталась с

верноподданнической привязанностью к царствующему дому, К. Ф. Гун, Ф. А.

Бронников). На вопрос Третьякова о причинах такого либерализма Крамской

отвечает: «. это вопрос сложный. Чтобы ответить коротко, я скажу так: Мы бойцы,

нас немного, правда, то есть настоящих . но мы не желаем, чтобы те, о ком Вы

говорите, были бы против нас».

Прямой изменой делу Товарищества был переход в стан Академии одного из

организаторов и учредителей  объединения – Якоби, так как  произошло его

идейное перерождение, превращение  в мастера салонных, «костюмных»

исторических картин. Разошлись  с Товариществом и пути Корзухина и Журавлёва.

Причины их отдаления от Товарищества остаются не ясными. В 1877 году из

организации уходит Перов. Причины  разрыва его с Товариществом  двух родов –

экономические и идейные. Цель Товарищества он трактует как  чисто

экономическую. Однако решающую роль в разрыве с Товариществом  играло,

конечно, расхождение идейное. Ударом для Товарищества был идейный  перелом в

творчестве Ге, вступившего в полосу напряжённых религиозных исканий,

пытавшегося вовсе бросить искусство, осесть «на землю».

Несмотря на трудности, противоречия внутри Товарищества, авторитет

объединения всё время  рос. Современники ясно осознавали тот  факт, что эта

организация действительно  стала средоточием живых художественных сил. Борьба

против салонного искусства, против проникновения в Товарищество идей

либерализма и натуралистических  тенденций, обозначившаяся уже в первое

передвижническое десятилетие, продолжается и приобретает особую остроту в 80-

е годы – годы расцвета деятельности объединения Товарищества.

     § 2. Идейный облик передвижников

В течение 1870-х годов к  Товариществу присоединилась лучшая часть  молодёжи –

В. Максимов, В. Маковский, В. Васнецов, В. Поленов, Н. Ярошенко, М.

Антокольский и другие художники.

Развитие и расцвет  деятельности Товарищества падает на 70-е и 80-е годы. Но

основы мировоззрения  передвижников  были заложены раньше, в конце 50-х и

начале 60-х годов, то есть в период  общедемократического подъёма.

Чрезвычайно существенно, что  именно в эти годы шло идейное  формирование

Мясоедова, Ге, Крамского, Перова, Саврасова, Шишкина, Репина, Савицкого,

Максимова.

Покидая родную глушь молодые художники попадали в среду разночинной

интеллигенции, которая со всех концов России стекалась в столицу, в

обстановку оживлённой общественной и политической жизни.

Высшей степени поучительна  эволюция взглядов молодого Шишкина, нарастание

критических, радикальных  высказываний в его первоначально патриархальных

письмах к родителям. Он начинает высоко ценить Салтыкова-Щедрина, нападает на

бюрократизм и «чиновничьи  взгляды», на великосветское общество и его отрыв от

народа.

Напряжённая интеллектуальная жизнь, которой жили художники-разночинцы 60-х

годов была характерна и  для передвижнической среды. Живой  интерес ко всем

проявлениям политической и  духовной жизни народа, страстное  стремление к

подлинному образованию, уважение к науке – всё это  связано с заветами лучшей

части русской интеллигенции 40-60-х годов, не мыслившей себе писателя (или

деятеля искусства) иначе, чем  человеком широкого кругозора и  активных

общественных интересов.

Литература, с которой  знакомились художники 60- 70-х годов, была обширна.

Однако решающее воздействие  на формирование идейных и эстетических взглядов

передвижников оказывали  труды великих революционных  демократов Белинского,

Чернышевского и Добролюбова.

Общественно-политические и  эстетические взгляды передвижников  прошли сложный

и противоречивый путь развития. Стремление овладеть передовой общественной и

философской мыслью своей  эпохи, выработать на её основе свои эстетические

взгляды было искренним, глубоким и плодотворным.

Крамской, так же как Шишкин и Мясоедов постоянно стремились подняться до

атеистического мировоззрения. Они резко выступали против церкви как пособницы

угнетающих классов. Они  решительно критиковали самодержавный  строй. Идейные и

творческие искания передвижников  были исполнены подлинного и горячего

стремления творить на благо Родины. Чрезвычайно существенно  то, что вся

деятельность передвижников  была пронизана мыслью об идейно-воспитательном

назначении искусства, об ответственности художника, призванного  ставить в своих

произведениях важнейшие животрепещущие вопросы современной действительности.

Мясоедов писал Стасову: «. реализм должен охватывать всё существующее, и чем

шире он захватит, тем  полней выразится».

И передвижники отнюдь не ограничивались изображением лишь одних отрицательных,

драматических сторон жизни. Напротив, им был свойствен социальный оптимизм,

вера в нравственные и  духовные силы народа. Наряду с образами отрицательными и

сатирическими, разоблачавшими представителей господствующих классов,

передвижники  создали  и целый ряд прекрасных по своей духовной проникновенности

положительных типических образов  – образов крестьян,

трудового люда, революционной  интеллигенции; портреты лучших деятелей науки,

литературы и искусства; позже и образы революционных  рабочих.

Правда для передвижников – не во внешнем правдоподобии, не в иллюзорности

изображения, а в глубоком проникновении в сущность народной жизни. Подлинно

прекрасное возникает из правды жизни. Передвижники связывали понятия о

прекрасном с духовной красотой, с богатством и содержательностью внутреннего

мира человека. Но чтобы  быть правдивым, надо знать жизнь, которую

воспроизводишь. В многообразии тем и сюжетов, которые открывала  передвижникам

современная действительность, они отбирали те, которые выражали наиболее

существенные стороны  жизни русского общества той поры. Художники всё более

стремятся к полноте социально-психологической  характеристики человека, к

созданию обобщённых и  индивидуально- неповторимых образов, воплощающих в себе

типические черты представителей различных социальных классов и  групп. Путь к

созданию типического они видели в обобщении конкретных и наиболее

существенных фактов и  явлений жизни.

Наличие серьёзного замысла, выбор важной для современности  темы, посвященной

народной жизни, правдивость  и типичность образов –эту совокупность признаков

передвижники считали  показателем национальности и народности искусства.

Деятельность передвижников  в 70-х – 80-х годах была отмечена внутренним

пафосом и творческим горением. Это помогало им нередко становиться  выше

личных интересов, преодолевать неизбежные трения и разногласия, воспитывать  в

себе благородные, подлинно человеческие черты.

     § 3.  Направления творческих исканий

Эстетические принципы, лежащие  в основе творческой деятельности

передвижников, носили характер общий для современной им культуры. Поэтому

одной из важнейших творческих задач была необходимость найти  для воплощения

этих творческих принципов  такой круг образов, тем, сюжетов, такие  средства

выразительности, которые  отвечали бы требованиям реалистического  искусства.

Но как добиться этого?

Подготовительный процесс  работы над картиной всё более  связывается с активным

выходом в «мир», где художники  находят конкретные проявления больших

социальных конфликтов  и будущих героев своих картин. Образ человека

приобретает всё более  точные приметы времени, характерные  социальные и

индивидуальные отличия. Поиски путей к глубокому проникновению  в самую

сущность изображаемого  явления   помогают достичь такой  достоверности, при

которой происходящее в картине  событие кажется совершающимся  в самой жизни.

Новаторство передвижников  наглядно проявляется в перестройке  изобразительного

языка художника, начиная  от общей композиции картины, и кончая способом

наложения мазка. Поиски в  сфере художественной формы связны со стремлением

показать событие как  совершающееся непосредственно  перед глазами зрителя,

сделать его смысл явным  и тем самым усилить воздействие  картины на зрителя.

Целенаправленность исканий, их проникновение  во все виды и  жанры живописи,

их воздействие на характер подготовительной работы, ведущей к  картине,

внутренняя, глубинная перестройка  всех компонентов, из которых слагается

картина, - характерные черты  русского искусства 70-х – 80-х годов. В своих

творческих исканиях передвижники обращались к русским и европейским

источникам, высоко ценили Курбе.

 

                                            

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Крушение идеалов революционного народничества и процесс формирования нового

этапа освободительного движения повлекли за собой важные перемены во многих

сферах духовной жизни. Они совершались на протяжении длительного времени и

стали очевидными не сразу. Сказались они и на судьбе Товарищества. В конце 80

– х годов передвижники понесли тяжёлые потери: начали выходить из строя те,

Информация о работе Художники- Передвижники