Художники- Передвижники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:00, реферат

Краткое описание

Одним из интереснейших аспектов творчества передвижников является историческая живопись. Нельзя без содрогания смотреть на лица женщин в картине «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова, без восхищения на боярыню Морозову, без сожаления на Меншикова и его обречённых на смерть детей. Может быть, многие скажут, что эти картины слишком мрачные и по настроению, и по своему колористическому решению. Но ведь время, на протяжении которого творили художники, характеризовалось прежде всего кардинальными изменениями в экономической, политической и социальной сферах (последствия реформ 60-70-х годов).

Вложенные файлы: 1 файл

история передвижники.docx

— 63.35 Кб (Скачать файл)

подготовлено целой совокупностью  предшествующих явлений. Боевой дух  молодёжи

поддерживала радикальная  печать, резко критиковавшая систему  Академии. Она

призывала художественную молодёжь к творческим дерзаниям и учила  её черпать

материал для своих  произведений в самой действительности.

Выйдя  из Академии, бывшие конкуренты на золотую медаль создали первую

петербургскую Артель художников. Душою был Крамской, учитель, непременный

зачинатель споров политических, философских, собственно эстетических. Гремел

и голос молодого богатыря Шишкина. В Артели, на её «четвергах», царил дух

гражданственности, который объединял артельщиков и раскрывался в их спорах, в

их творческой  «жадности», в богатстве и напряженности  их интеллектуальной

жизни.

Однако можно ли считать  создание Артели следствием «бунта 14-ти»? Правильней

видеть в обоих этих актах выражение одних и тех  же тенденций. «Бунт» мог

послужить лишь толчком, ускорившим трудовое объединение выпускников. Идея

Артели и бытовой коммуны, по-видимому, давно созрела у вожаков  академической

молодёжи. Вполне возможно, что Артель была создана художественной молодёжью и

в том случае, если бы Академия удовлетворила просьбы конкурентов.

Кроме первой Артели, в 1864 году создалась и вторая художественная Артель, в

которую входили В. М. Максимов, в то время ещё студент Академии, П.

Крестоносцев, А. А. Киселёв, Н. Кошелев, В. А. Бобров и другие. Но она

распалась через два года, так как не имела в своём  составе ни одного лица,

обладавшего крепкой организационнойи хваткой.

Таким образом, идея Артели, как говорится, носилась в воздухе, и сама

принятая художниками  форма трудовой и бытовой организации  говорила о близости

академической молодёжи к  идеям утопического социализма, распространенным в

среде демократической интеллигенции. Однако задачи первой Артели были гораздо

шире, чем организация  своеобразного трудового коллектива. Это была смелая и

открытая попытка  создать  идейный творческий центр прогрессивного искусства.

Однако просуществовала  первая Артель недолго – около  десяти лет, причём

боевой её характер был  утерян раньше, с уходом Крамского. Почему это

произошло? Вопрос этот неоднократно возникал у современников.

Конкретным поводом для  ухода Крамского из Артели  послужил поступок Дмитрева-

Оренбургского, который через  несколько лет после «бунта 14-ти»  подал

заявление в Академию с  просьбой о заграничной командировке. Члены Артели

осудили его за то, что  он скрыл свой поступок от товарищей. Однако, подходя к

проблеме распада Артели с более широкой точки зрения, Крамской видел причину

и в перерождении части  её членов и в недостатках самой  формы Артели. Основная

слабость Артели заключалась  в том, что ей не удалось сделать  выставки

центральной сферой своей  деятельности, хотя именно об этом мечтали  её

организаторы. Поняв опасную  ограниченность деятельности Артели, Крамской

искал новую форму художественной организации. Остается, правда, неясным,

почему молодой коллектив  Артели всё же не открыл свою самостоятельную

выставку. Возможно, что члены  Артели, в первые годы начинающие художники,

вчерашние студенты, не решились выступать с развернутым общественным отчётом.

Быть может, определённую роль играл и факт полицейской  слежки. Предположение

о том, что недоставало  средств для организации выставки следует отбросить:

ведь возникшее вскоре Товарищество передвижных выставок развернуло свою

деятельность без каких-либо специальных ассигнований со стороны.

Артель внесла свежую струю  в художественную жизнь Петербурга той поры. Велика

была и её роль в объединении  прогрессивных сил, в приобщении их не только к

эстетическим, но и к животрепещущим общественным интересам. Распад Артели

показал историческую необходимость  поисков новых путей для развития

независимого демократического искусства. Эти пути были найдены  в начале 1870-

х годов.

§ 2. Организация Товарищества

К концу 60-х годов передовые  художники Москвы и Петербурга приходят

умудрённые некоторым  опытом общественной деятельности. К этому времени у них

складывается твёрдое  убеждение, что пришло время найти  такую форму

объединения,  которая  могла бы обеспечить личную независимость  художника от

официальных, покровительствуемых  правительством учреждений и меценатов,

сделать более тесными  прямыми связи искусства со зрителем, с народом.

Артель ещё существовала, когда возникла мысль организовать Товарищество

передвижных художественных выставок. Инициатором создания выступил в 1869

году Г. Г. Мясоедов. Этот резкий, горячий и прямой человек  в течение всей

своей жизни был убежденным в правильности выбора им пути и  страстно боролся

за осуществление своих  художественных идеалов. Мясоедов заручился  содействием

Крамского, который сплотил  под знаменем Товарищества немало художественной

молодёжи Петербурга. Наряду с Мясоедовым и Крамским много любви и искреннего

увлечения в дело Товарищества вложил  Н. Н. Ге, который возбудил симпатию

многих художников к новому начинанию. Представление о выставочной

деятельности как о  форме коллективного общественного  выступления к 70-м годам

было уже широко распространено. Почему, однако, восторжествовала идея именно

«подвижных» выставок? Возможно, что английские передвижные выставки послужили

одним из побудительным толчков. Но самым существенным мотивом были,

бесспорно, широкие общественные и художественные просветительные  возможности,

кроющиеся в этом новом начинании. Возможность приобрести необъятно народную

аудиторию, настроенную более  прогрессивно, становилась реальной. Стремление

приблизить искусство  к народу  для художников 60 – 70-х  годов было теснейшим

образом было связано с  идейно-воспитательными задачами. Деятельность

художников понималась ими  как общественное служение, как патриотический долг

художника-гражданина. И  сюжеты, и язык своих произведений художник стремился

сделать доступными каждому. Передовым русским художникам-демократам в высшей

степени было свойственно  понимание того, что творчество их должно быть

обращено не только к столичному зрителю, но и ко всем народам России. Это

нашло отражение в широком  диапазоне передвижения, в характере  педагогической

работы, в заботе об открытии музеев на местах, в многочисленных и дружеских

связей с художниками  Украины, Закавказья, Прибалтики. Цель была поставлена

совершенно ясная: создать организацию, руководимую самими художниками –

членами коллектива, объединёнными  общностью идейных и творческих устремлений,

независимую от официальной опёки.

Краткая история Товарищества рисуется в следующих чертах. В  итоге

предварительных встреч и  переписки создавшаяся в Москве инициативная группа

направила 23 ноября 1869 года письмо, обращённое  в петербургскую  Артель. В

нём содержалось предложение объединиться для организации подвижных выставок. К

письму приложен был Проект Устава, содержащий комментарии о  вопросах творческой

и материальной независимости  художника, о его свободе от начальственной опёки.

Необходимо подчеркнуть, что стремление будущих передвижников  к независимости, к

творческой свободе меньше всего носило индивидуалистический характер. Чётким по

своей направленности является и определение цели Товарищества, данное в первом

пункте проекта Устава: «Основание Товарищества подвижной выставки имеет целью:

доставление обитателям провинции  возможности следить за успехами русского

искусства».

Таким образом, с самого начала вопрос об огромном расширении круга зрителей, сферы воздействия вставал с полной ясностью для инициаторов Товарищества. Крамской же говорил, что искусство передвижников должно привлечь симпатию «в той огромной массе общества, которое ещё находится в состоянии усыпления».

Письмо и проект были зачитаны на одном из «четвергов» Артели. Тут же многие

из присутствующих своими подписями подкрепили предложения  москвичей. Очень

скоро признанным идейным  руководителем передвижников становится Крамской,

выдающийся мыслитель, публицист  и критик, человек исключительный моральной

чистоты и цельности. Был  составлен Устав. Но искать в его  тексте широкое

изложение задач и идей Товарищества напрасно. Инициаторы стремились

завуалировать свои подлинные  намерения. Вот перечень членов- учредителей из

первого Устава, утверждённого 2 ноября 1870 года: В. Перов, Г. Мясоедов, А.

Саврасов, И. Прянишников, Н. Ге, И. Крамской, М. К. и М. П. Клодты, И.

Шишкин, К. Маковский, Н. Маковский, В. Якоби, А. Корзухин, К. Лемох. По своим

общественным симпатиям  по художественной программе передвижники – в период

создания Товарищества –  выступали как продолжатели дела Артели.

Факт широкого участия  художников в подготовительной работе в создании

Товарищества доказывает, как своевременно возникла эта идея. Реакционные

круги стремились очернить Товарищество, представить его как  предприятие

коммерческое. Их задачей  была дискредитация демократического движения в

искусстве. Враги нового дела клеветнически использовали тот факт, что

Товарищество было не только творческим центром демократических  художников, но

и  создавало материальную базу, необходимую для развития независимого от

Академии и от благотворителей  искусства. Передвижники должны были специально

готовить картины для  каждой выставки, однако почти все  картины продавались в

Петербурге и Москве, в других городах, как правило,  покупали   мало. С

коммерческой  точки зрения передвигать картины после центра было уже далеко

не всегда целесообразно. Но тем не менее члены Товарищества считали

необходимым расширение его передвижной деятельности.

Современники прекрасно  оценили огромное значение того факта, что русская

демократическая художественная среда нашла силы, решимость и  мужество, чтобы

созданная ею самостоятельное творческое содружество завоевало авторитет и

признание широкого зрителя. Это, впрочем, нисколько не противоречит тому, что

Товариществу пришлось отстаивать своё существование и свои принципы в

нелёгких боях в будущем.

    

§ 3. Значение первой выставки Товарищества

 

Мясоедов утверждал, что  успех первого выступления должен предопределять во

многом дальнейшие судьбы Товарищества, - и оказался прав. Первая выставка

открылась 29 ноября 1871 года и закрылась 2 января 1872 года. Выставка сразу

принесла признание, хотя выступило на ней в Петербурге лишь шестнадцать

художников, показавших сорок  семь произведений. Уже это одно отличало её от

более обширных по количеству экспонатов академических выставок, а также

парижских салонов, содержащих порой до трёх тысяч произведений. Вот перечень

участников выставки в  Петербурге: В. Ф. Амман, С. Н. Аммосов,  А. П.

Боголюбов, Н. Н. Ге, К. Ф. Гун, Л. Л. Каменев, Ф. Ф. Каменский(скульптор), М.

К. Клодт, М. П. Клодт, И. Н. Крамской, В. М. Максимов, Г. Г. Мясоедов, В. Г.

Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин.

Как же весомо должна была звучать  для современников каждая картина, и какой

цельностью идейных творческих устремлений должна была отличаться выставка, в

целом, чтобы вызвать огромный общественный резонанс, который сопутствовал

первому публичному выступлению  передвижников и в обеих столицах и на Украине!

Почему так произошло? Причин, приковавших к первой выставке общественное

внимание, было несколько. Это  был первый выход в свет первого  в России

открытого,  публичного, сплочённого  творческого содружества. Выставка была

воспринята как программное выступление художников-демократов и действительно

являлась таковым. Стасов писал: «Кому ещё недавно могло  прийти в голову, что

настанут . такие времена, когда русские художники не захотят больше

ограничиваться одним  личным своим делом . что они вдруг бросят свои норы и

захотят окунуться в океан  действительной жизни .»

Журнал «Отечественные записки», возглавляемый Некрасовым, посвятил

первой выставке специальный  обзор, где  приветствовал демократический  характер

объединения. Широкий отклик в прессе встретила выставка и  в Москве, которая

была открыта 24 апреля 1872 года. Кроме Петербурга и Москвы  выставка посетила

Киев и  Харьков. Успех, живой интерес к ней подтвердили  жизненность нового

начинания. Выставка содержала  значительные произведения во всех основных жанрах

живописи. Это были «Охотники  на привале» Перова, «Порожняки» Прянишникова,

«Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Ге, «Грачи прилетели»

Саврасова, портреты Крамского и другие произведения. Идейный и художественный

уровень этой выставки был  исключительно высок. Она послужила  началом прочной

связи передвижников с  П. М. Третьяковым.

Первая Передвижная выставка стала трибуной, с которой выступали  лучшие

русские художники, выразители передовых общественных и эстетических идей

своего времени, борцы  за национальное демократическое искусство, трибуной,

имеющей широкую народную аудиторию. Поэтому Товарищество становится идейным и

Информация о работе Художники- Передвижники