Художественно-эстетическая среда как фактор развития личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является рассмотрение организации изостудии как одной из форм культурно-досуговой деятельности дошкольников, направленной на развитие творческой составляющей личности каждого ребенка.
Задачи работы:
Рассмотреть художественно-эстетическую среду, как фактор развития личности дошкольника
Рассмотреть основы организации деятельности изостудии.
Разработать конспекты занятий.
Проанализировать выявленные в ходе работы данные, разработать рекомендации по использованию результатов работы.

Вложенные файлы: 1 файл

сделанная по изо.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

«Добрые и злые герои»

Цель: учить классифицировать сказочных  героев по принципам: добрые и злые, глупые и умные, смешные и страшные. Находить героев по заданной теме, обосновать свой выбор.

«Выставка картин»

Цель: оформить выставку из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру.

«Узнай, какой художник меня нарисовал?»

Цель: закрепить у детей представления  об особенностях средств выразительности, используемых художниками Ю.А. Васнецовым, Е.А. Чарушиным.

На занятиях большое внимание уделялось рассматриванию иллюстраций.

При рассматривании иллюстраций, главной задачей было научить детей понимать их содержание, а затем выделять средства выразительности, используемые художниками при создании образа. Чтобы подчеркнуть эти средства выразительности, предлагали детям иллюстрации к одной и той же сказке, но выполненные разными художниками.

Во время работы над иллюстрациями  , особенно тщательно продумывали последовательность постановки вопросов, причем в одних случаях обращали внимание детей на цветовое решение, в других – на приемы передачи характерных предметов, в третьих – на композиционные решения и т.д.

Обращали внимание детей на выразительные  средства, создающие атмосферу сказочности (прием усиления отдельных черт, присущих реальному образу, своеобразный сказочный колорит).

Ребенку легче передать в рисунке  отдельные предметы, чем какой-либо сюжет, так как в этом случае он должен владеть не только графическими, но и композиционными навыками. Поэтому мы стремились построить работу по изобразительной деятельности так, чтобы предметное изображение предшествовало сюжету. Например, на занятии по ознакомлению с окружающим, рассматривали и сравнивали картины «Волк» и «Собака». Рисовали собак разной породы, лепили пограничника с собакой, а затем рисовали по сказке «Иван-царевич и Серый волк». Такие занятия способствовали формированию у детей ясных, четких представлений о предметах, приобретению необходимых навыков. Все это в значительной степени облегчало им решения изобразительных задач в сюжетной композиции.

На каждом занятии мы тщательно  продумывали задачи обучения с учетом уровня навыков детей, в зависимости от сюжета сказки выделяли главные выразительные средства для передачи образа.

Большое место в работе отводили формированию детских замыслов, проводили большую предварительную работу. Так на заключительном занятии «Сказочный мир», целью которого, было на основе получения знаний и умений на занятиях, самостоятельно выбирать сюжет для рисунка из любой знакомой сказке. В течении нескольких дней до занятия, предлагали ребятам выбрать эпизод из сказки, который они хотят нарисовать, спрашивали, где и как расположить героя сказки, что будет делать герой, чем можно дополнить рисунок. Эти вопросы помогали детям сформировать свой замысел, продумать план работы.

Кроме того, задавали вопросы, нацеливающие на создание более выразительного образа. Это помогала детям лучше прочувствовать композицию будущего рисунка, более четко представить себе движения героя сказки, его одежду, ее цвет. Большая часть времени занятия использовалась для непосредственного выполнения задания.

На каждом занятии параллельно  с изобразительными задачами решали и технические задачи. Учили ребят  свободно владеть кистью, используя различные приемы. Объясняли, что каждый мазок, каждая линия является дополнительными средствами художественного образа.

В конце занятия, во время анализа  рисунков, особое внимание обращали на те рисунки, где удачно передано движение героя, найдено хорошее композиционное решение.

Анализируя занятия, проведенные  нами можно сказать, что:

  1. Дети с большим удовольствием занимались, получили от занятий хорошие знания и положительную эмоциональную оценку;
  2. Под влиянием целенаправленного показа произведений изобразительного искусства обогатилась содержательная сторона образа в рисунке;
  3. Появилось ярко выраженное эмоциональное отношение к герою, сюжету;
  4. Иллюстративный материал содействовал нахождению ребенком различных способов воплощения замысла – в создании выразительных образов, при использовании колорита, формы, композиции.

Проделанная работа показывает, что  использование художественных образов в работе с детьми способствует формированию у них умения композиционно строить свой рисунок, располагать его в соответствии с задуманным замыслом, передавать позу, движения, взаимоотношения сказочных персонажей. Взаимосвязь различных видов занятий по изобразительной деятельности с другими разделами программы помогает развитию у детей эстетического восприятия, способствует формированию творческой активности.

4.2. Анализ детских работ

 

На занятии по сказке о золотой рыбке (приложение 1) дети выполняли рыбку из кусочков цветных салфеток.

Рассмотрим работу, представленную в приложении 1.

Содержание изображения соответствует теме занятия.

Форма выполнена по шаблону. Однако в заполнении контура предмета есть некоторые пропуски.

Рыбка до вырезывания ,была выполнена в центре листа, пропорции соблюдаются.

Цветовое решение выбрано в  соответствии с имеющимися материалами, однако цветовые отношения имеют свою гамму.

Данная работа говорит о сформированности навыка аппликации, умения работать с клеем, ножницами.

Отношение к работе содержится в  подборе цвета для шариков  салфеток. Здесь отношение нежности и любви к изображаемому предмету.

Ценность данной работы в развитии ребенка , состоит в применение навыка аппликации в новом виде – использовании шариков из салфеток.

 

Рассмотрим еще одну работу (приложение 2), выполненную на занятии по сказке «Снегурочка».

При выполнении данной работы подразумевалось использование образа самой Снегурочки и других персонажей сказки, однако ребенок нарисовал подснежник и небо с тучами и солнцем.

Композиционно, главная фигура –  подснежник. Однако, он смещен немного  влево. В правом углу расположено солнце, в классическом изображении его в дошкольном детстве (уголок листка).

В рисунке есть движение, головка  цветка наклонена влево, как от ветра.

Цвета имеют голубо-синюю гамму. Может это обусловлено изображением зимнего пейзажа. Цвета близки к естественным, однако, есть белые полоски, которые могут служить оживкой при декоративном рисовании.

В рисунке используется техника  рисования кистью и тычков кистью.

Думаю, в данной работе ребенок  пытался использовать аллегорию. И образ нежной девочки-Снегурочки передал через цветок, который расцвел на снегу.

Ценность данного рисунка несомненна, ведь ребенок пошел дальше простого выполнения задания воспитателя, ребенок проявил 100%-ное творчество. Думаю, с данным ребенком необходима индивидуальная работа для развития творческих способностей и изобразительной грамотности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Одно из важных направлений совершенствования  воспитательно-образовательной работы — значительное  улучшение художественного  образования и воспитания детей. Вот почему так необходимо развивать чувство прекрасного, формировать эстетический  вкус, умение понимать красоту произведений искусства, архитектуры, природы родного края. Совершенствование художественно-творческого развития дошкольников, осуществление интегрированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса возможно при создании развивающей среды. Среди инновационных форм изобразительной деятельности используются изобразительные студии, кружковая работа, культурно-досуговая деятельность. Особая форма организации воспитательного воздействия на дошкольника – это досуг. Он обогащает детей положительными эмоциями, расширяет представление об окружающем мире, приобщает к прекрасному средствами музыки, художественного слова, танцами и изобразительного искусства.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных  человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще  формировать уважительное отношение  к себе, даже личные недостатки можно  преодолеть посредством досуговой  активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть.

Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка  можно и нужно воспитывать  любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус.  
Воспитатель вместе с семьёй, должен создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей.

Установление преемственности  в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы  духовной культуры, которой должен обладать человек.

Основная цель педагогического  коллектива ДОУ – развитие творческого  потенциала ребенка, создание условий  для его самореализации.

 

 

 

 

 

 

 

 Список использованной литературы:

 

  1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. - М.: ТЦ СФЕРА, 2007. 160 с.
  2. Антонова А. В. Интегративные процессы в художественной культуре и воспитания. Детский сад от А до Я. 2004.№6.  50-54с.
  3. Барсукова Е.А. Внеклассная работа по изобразительному искусству. Тамбов: Акадия, 2006. 198 с.
  4. Белая К.Ю., Третьяков П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам.- М.: Творческий центр «Сфера». 2007. 232 с.
  5. Белохвостова Н. О студии изобразительного искусства. Искусство в школе. 2000  №2.  с.39-42.
  6. Береснева З. И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ.  Управление ДОУ. 2006.№2  . с.60-70.
  7. Биличенко Г. Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития: приложение к журналу «Управление ДОУ». -М.: ТЦ Сфера , 2005 . 160 с.
  8. Гуреева И. Изобразительное искусство: Внеклассная работа.  М.: Корифей, 2007. 198 с.
  9. Комарова Т.С. Теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды .  Детский сад от А до Я.  2005  №4. 18-35с.
  10. Компанцева Л.В. Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения детей дошкольного возраста к культуре.  Детский сад от А до Я. 2005   №4.  с. 36-46
  11. Концепция дошкольного воспитания. Дошкольное воспитание. М.: Просвещение,1989 №9 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Тема: «Золотая рыбка»

 

Программное содержание: После прочтения  сказки А. С. Пушкина «Сказка о  рыбаке и рыбки» вызвать у детей  желание сделать свою золотую  рыбку. Знакомство с нетрадиционной техникой – аппликацией из комочков салфетки. Закреплять умениеработы с клеем,ножницами,работы по шаблону. Развивать творческие способности.

Предварительная работа: В вечернее время чтение детям сказки А.С. Пушкина  «Сказка о рыбаке и рыбке». Беседа о прочитанном. Помечтать с детьми о том, чтобы они пожелали, если бы поймали волшебную золотую рыбку. Подвести детей к желанию сделать картину с золотой рыбкой; дети на понравившемся им фоне по контуру выкладывают чешуйки рыбки.

Ход занятия:

Воспитатель напоминает детям, что  аппликацию лучше выполнять, начиная от контуров. Рассматривают рыбку, выделяя её основные части тела (туловище, голова, хвост и плавники). Дети выбирают нужный им цвет салфетки и приступают к работе. Скручивают маленькие шарики из салфетки, намазывают фон клеем и прикладывают на него комочки салфетки.

В конце занятия рассматриваются все рыбки, и предлагается загадать  желание ( как по сказке).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 2

Тема: «Снегурочка»

Программное содержание. Учить отгадывать описательные загадки. Закреплять знания о временах года. Развивать логическое мышление. Повторить знакомые сказки. Упражнять в умении соотносить сюжетные действия с временем года. Развивать творчество. Учить передавать в рисовании образ Снегурочки. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Материал: 4 «голых» дерева – ствол и ветки (силуэты); красные, желтые, зеленые листья; снежинки и почки с появившимися листочками. Выставка книг с русскими народными сказками. Гуашь, кисть для рисования (на каждого ребенка).

Предварительная работа: Чтение детям русской народной сказки «Снегурочка» (повторение).

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадки:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

Бел, как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

Весной убежал.

(Снег)

Невидимкой осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Информация о работе Художественно-эстетическая среда как фактор развития личности дошкольника