Художественно-эстетическая среда как фактор развития личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является рассмотрение организации изостудии как одной из форм культурно-досуговой деятельности дошкольников, направленной на развитие творческой составляющей личности каждого ребенка.
Задачи работы:
Рассмотреть художественно-эстетическую среду, как фактор развития личности дошкольника
Рассмотреть основы организации деятельности изостудии.
Разработать конспекты занятий.
Проанализировать выявленные в ходе работы данные, разработать рекомендации по использованию результатов работы.

Вложенные файлы: 1 файл

сделанная по изо.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Основной пафос вчерашнего дня - помочь всем детям соприкоснуться со спецификой искусства, художественного  творчества, почувствовать и создать  нечто подобное тому, что чувствуют  и создают настоящие художники; понимать язык художественных образов  и, в меру сил, говорить на этом языке. 

 Именно  формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической практики на современном этапе. Эффективней начинать её развитие с дошкольного возраста. От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом предопределяется успех его дальнейшего полноценного развития.

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда, в образовательном  учреждении – это среда, в которой  ребенок живет, занимается, отдыхает. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. Художественно-эстетическое развитие  предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

 И естественно, организация такой формы работы как изостудия является существенным шагом на пути раскрепощения ребенка и непринуждённого введения его в мир прекрасного. Кроме того, изостудия способствует развитию индивидуальных способностей каждого ребенка, занимающегося в ней, т.к. здесь преобладает индивидуально-личностный подход к обучению.

Исходя из вышесказанного, целью  нашей работы является рассмотрение организации изостудии как одной  из форм культурно-досуговой деятельности дошкольников, направленной на развитие творческой составляющей личности каждого ребенка.

Задачи работы:

    1. Рассмотреть художественно-эстетическую среду, как фактор развития личности дошкольника
    2. Рассмотреть основы организации деятельности изостудии.
    3. Разработать  конспекты занятий.
    4. Проанализировать выявленные в ходе работы данные, разработать рекомендации по использованию результатов работы.

 

 

 

 

 

1.Художественно-эстетическая среда как фактор развития личности   дошкольника

Художественно-эстетическое воспитание реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие восприятия, образных представлений, воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности , а так же  в приобщении к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Художественно-эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов  маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в его душе отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая «красивая»,и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте, он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счёт собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить ,нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

На ребенка оказывает влияние  любая среда, и это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Исследователи предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении (Е.А. Екжанова, Т.С. Комарова, О.В. Цаплина, О.Ю. Филипс и др.) отмечают, что в современных  условиях среда часто бывает, перегружена, недостаточно продумано выделение зон для разнообразных видов деятельности детей. Перегруженность среды не позволяет дошкольникам сосредоточиться на чем-то, чем хотелось бы заняться, развивает рассеянность, притупляет взгляд, наблюдательность и вызывает нервные перегрузки и утомление. Такая среда оказывает на детей отрицательное влияние.

Для того чтобы оно было положительным, предметно-пространственная среда  должна быть эстетически организована (по законам красоты) и заключать  в себе возможности осуществления детьми разнообразных игр, занятий, досуга и способствовать их развитию.

Под предметно-пространственной средой мы понимаем созданную в дошкольном учреждении обстановку, в которой  живет ребенок. Эстетически организованная среда в детском учреждении, безусловно, функционально значима. Она должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, разработанным для современного жилища.

Здесь все имеет значение: свежий воздух, чистота, освещенность, планировка помещений, в которых живут и активно действуют дети. И это создает среду психологически и экологически комфортно, благополучную для жизнедеятельности детей. При этом в окружающей среде следует выделять четыре аспекта: социальный, природный, предметный и архитектурно-пространственный.

 Социальный аспект включает взаимоотношения детей между собой, детей и взрослых. Очень важно, чтобы господствовало гуманное отношение окружающих к детям и формировалось у ребят такое же отношение к окружающим. Большое воспитательное воздействие оказывают на детей взаимоотношения между собой окружающих взрослых: в семье – это взаимоотношения родителей, бабушек и дедушек, старших детей. В дошкольном учреждении – это взаимоотношения взрослых, работающих с детьми и для детей: педагогов, медицинских работников, помощников воспитателей и других, их взаимоотношения с родителями детей и детьми. В данном аспекте среда является одним из средств экологического и этико-эстетического воспитания.

К социальной среде следует отнести  и те организации, учреждения и предприятия, в которых бывает ребенок (поликлиника, театры, музеи, выставки, почта, магазины и др.), их внешняя и внутренняя отделка, общая атмосфера, а также взаимоотношения окружающих. Разумеется, эту среду педагоги не определяют, они не могут влиять на ее качество. Однако учитывать ее, оценивать и формировать отношение к ней необходимо.

Природный мир – это природное  содержание в дошкольном учреждении (в помещении, на участке детского сада и школы), а также зеленые  насаждения в микрорайоне, парках, скверах, ближайшем лесу. Природа в помещении может быть представлена растениями, аквариумами с рыбками, птицами, иногда некоторыми животными. На участке детского сада растут деревья, кустарники, травы, цветы. Все это радует глаз, создает уют, красоту. Природная среда, обладающая эстетическими свойствами и качествами, позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, представления; формировать эстетическое отношение к природе, понимание зависимости ее красоты от труда людей по уходу за животными и растениями и по охране их, что в итоге благотворно сказывается на эколого-эстетическом и нравственном воспитании дошкольников.

Предметный мир – это мебель и оборудование всех помещений учреждения, где живут и занимаются дети, включая  произведения искусства, игрушки, предметы быта, одежды, пособия и др. Развивающая эстетическая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие: предметы быта (посуда, одежда и др.), игрушки, в том числе и народные. В детском учреждении игрушки широко представлены разными видами и являются неотъемлемой частью интерьера. Их рассматривание и использование в деятельности детей способствует активизации и развитию их познавательной и творческой деятельности. Яркие, необычные игрушки активизируют самостоятельную эстетическую деятельность ребенка. Необходимо умело и тактично, ненавязчиво направлять эту деятельность: воспитатель, родители могут включаться в процесс рассматривания, обратив внимание на эстетические качества предметов и игрушек – на гладкость поверхности, яркость, нарядность узора или светлую поверхность натурального дерева (богородская игрушка), подвижность частей, возможность действий с игрушкой.

Включение в среду материалов для  занятий художественным творчеством  в разных видах деятельности вызывает творческую активность детей. Эстетически организованная среда должна включать экспозицию произведений изобразительного искусства: репродукции картин художников, скульптуру, произведения народного искусства, книжной графики, произведения детского творчества. Последние должны стать неотъемлемой частью интерьера группы, музыкального зала, изостудии, холлов. Большое воспитательное значение имеет и широкое использование в создании эстетической развивающей среды детских работ по изобразительной деятельности, художественному конструированию. Следует систематически организовывать выставки созданных детьми произведений, включать их в оформление праздников, концертов, игр-драматиций и т. п. Для этого дети могут создавать части декораций, детали костюмов, маски и другие атрибуты.

Архитектурно-пространственная среда  – здание дошкольного образовательного учреждения, все помещения: групповые, спальни, залы (физкультурный и музыкальный), художественная студия, музей, лестничные пролеты, площадки, служебные кабинеты и др.. Вместе с тем, к архитектурно-пространственной среде относятся и окружающие детское учреждение здания разной архитектуры.

В концепции построения развивающей  среды, разработанной по заказу Министерства образования РФ коллективом авторов под руководством В.А. Петровского, раскрываются основные направления создания предметной среды в дошкольном учреждении. В концепции выделены основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

    • принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
    • принцип активности;
    • принцип стабильности – динамичности;
    • принцип комплексирования и гибкости зонирования;
    • принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
    • принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов;
    • принцип открытости;
    • принцип половых и возрастных различий.

           Создание художественно-эстетической среды в дошкольном учебном заведении обеспечивает ребенку: чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования; интеллектуально-эстетическое развитие; возможности самовыражения, саморазвития в изобразительной деятельности; социальную адаптированность (гармонизацию отношений с социумом).

Структурная модель художественно-эстетической среды может быть представлена двумя частями, а именно "художественной частью" и "эстетической частью".

"Художественная часть" среды  формируется наполнением ее произведениями  искусства, изобразительными материалами  и оборудованием для занятий  художественной практикой. "Эстетическая часть" среды обеспечивается позицией педагога, его профессионализмом и эстетической культурой, пониманием красоты и форм ее существования, компетентностью в области искусства и художественной деятельности, умением создать эмоциональный фон для развертывания изобразительной деятельности.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей  дошкольного возраста эмоционально - творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно- творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Основная цель педагогического  коллектива ДОУ –развитие творческого  потенциала ребёнка, создание условий  для его самореализации.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции ее функций и принципов построения.  Основные из них, как наиболее привлекательны для практического создания развивающей среды:

Организующая функция - имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом.

Воспитывающая функция среды- не требует особой расшифровки, поскольку в литературе она достаточно освещена.Эта функция может состояться при условии целенаправленного внимания педагога на ее реализацию. Дело в том, что часто воспитательная деятельность не проектируется, это как бы само собой разумеется. Однако развивающая среда, ее правильное наполнение должны быть тщательно сориентированы на создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника. Педагог должен это учитывать и предвидеть. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Поэтому воспитывающая функция среды приобретает особую значимость при ее построении.

Созданная в детском саду развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству. Ведь для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством. И главное  место в развивающей среде –педагога. Он - автор, он - компонент. Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду; компонент потому, что определяет свое место в ней относительно каждого ребенка. Вот сильный ребенок в интеллектуальном развитии - он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А есть дети, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, постоянное напоминание и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития. Хоть и трудная задача, но без ее решения мы не сдвинемся с места, если сами не постигнем потребности ребенка к успеху через посильное. А оно у каждого свое. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.

Информация о работе Художественно-эстетическая среда как фактор развития личности дошкольника