Художественно-эстетическая среда как фактор развития личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является рассмотрение организации изостудии как одной из форм культурно-досуговой деятельности дошкольников, направленной на развитие творческой составляющей личности каждого ребенка.
Задачи работы:
Рассмотреть художественно-эстетическую среду, как фактор развития личности дошкольника
Рассмотреть основы организации деятельности изостудии.
Разработать конспекты занятий.
Проанализировать выявленные в ходе работы данные, разработать рекомендации по использованию результатов работы.

Вложенные файлы: 1 файл

сделанная по изо.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Так, на занятиях дети попадают в интересные ситуации, в которых нужно придумать  выход самим. Например, на занятиях «В гостях у короля Палитры» дети решают немало проблем, чтобы попасть в волшебную страну: складывают портрет короля (моделируют), сообща строят мост из радуги, решают ребусы и т.д.

Во время занятия детям задаются вопросы: а как ты думаешь? А как ты бы поступил? А как ты представляешь, опиши и т.д.

Обучение детей на занятиях по изодеятельности  и формирование творческих способностей прямым образом зависит от создания развивающей среды в изостудии  и в самом детском учреждении.

Изостудия должна быть оснащена столами-мольбертами, рисовальными тумбами со сменным  покрытием (бумага, линолеум, фланель  и др.) для разнообразной художественной индивидуальной и коллективной деятельности. Необходимо предусмотреть использование  детьми различных изобразительных техник. В студии можно поместить компьютер Эппл-Макинтош, снабженный рисовальной программой, используя которую дети и взрослые могут создавать интереснейшие рисунки, графические фантазии, различные рисованные проекты. Хорошо, если в изостудии или рядом с ней имеется зал, в котором дети могут посмотреть диапозитивы, диафильмы, видеофильмы. Замечательно, если удастся приобрести лазерные диски с разнообразными познавательными программами для детей и взрослых.

Хорошо, если в изостудии есть музыкальный центр, предусмотрено помещение, где дети могут рассматривать образцы прикладного искусства, художественные произведения, выполненные в различных традициях.

Помещения, предназначенные для  студии, должны быть просторными и  светлыми. Стены нельзя расписывать пестро, но целесообразно одну из стен как бы углубить пейзажем с хорошей перспективой, который может нарисовать только художник - профессионал.

В летнее время часть деятельности детей в студии переносится на открытый воздух. В этом случае стены изостудии «раздвигаются» и «проектанты» выходят в свои группы, рекреации, во двор детского учреждения. Особое место в проектной деятельности детей может занять составление вариантов размещения цветников, огородных растений, домиков для животных. Этому проектированию следует найти место и за экраном компьютера.

Проектная деятельность детей может  носить оформительский характер, может  быть использована практически при  приготовлении салатов, сервировке стола и т.д.

Ремесла и проектная деятельность детей тесно связаны, так как служат организации среды самими детьми, которые хотят ее создать.

.  
4.Анализ работы ДОУ по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

 

Изучение планирующей документации, целью которого было выявление места занятий по сюжетному рисованию , их тематику и использованные методы и приемы позволило сделать вывод, что занятия по рисованию планировались один раз в неделю и один раз в неделю лепка и аппликация. Тематика занятий по рисованию разнообразна (“Праздничный стол”, ”Рисуем пейзаж”, ”Вечерний город”). Большинство тем предлагается в соответствии со временем года (”Унылая пора…”, ”Снежный день”). Цели данных занятий направлены в основном на формирование навыков рисования и в меньшей степени на развитие творчества. Например:

выработать у детей эстетический вкус,

знакомить с прекрасным,

учить создавать композицию,

учить ориентироваться на листе.

Так же было выявлено, что в повседневной деятельности планируются мероприятия  по развитию творчества детей, воображения (наблюдения за явлениями природы, чтение художественных произведений, чтение стихов о временах года, рисование на свободную тему). Анализ перспективного плана показал, что количество занятий планируется в соответствии с программой, уделяется внимание планированию свободной деятельности, куда включается мероприятия по развитию воображения и творчества.

Логическим продолжением этого  этапа стал следующий - беседа с воспитателем. Целью , являлось выявление методов и приемов, используемых для развития творческого воображения и оснащенность необходимыми материалами, применяемыми на занятиях и в повседневной жизни.

Беседа с воспитателем показала, что педагог сам увлекается рисованием и прививает эту любовь к детям. Занятия по изобразительной деятельности дети воспринимают без каких-либо отрицательных эмоций. Во время занятия у детей положительный эмоциональный настрой и высокая активность после занятия. Воспитатель рассказала, что на занятиях используются акварель, кисти, карандаши, фломастеры. Задания выполняются полностью самостоятельно, но некоторым требуется помощь в создании замысла. Воспитатель отметила, что многие дети привыкли срисовывать с картин, которые предложены в качестве образца, и лишь немногие проявляют самостоятельное творчество в создании картин (Лера З., Ариша М., Эвелина К.) Также воспитатель выделила, что наблюдается динамика развития творчества детей, связанная в основном с общим психическим развитием ребенка. У всех детей развиты технические умения и навыки, которые должны соответствовать их возрасту.

На занятиях по изобразительной  деятельности воспитатель использует различные методы: наглядные (показ  иллюстраций, образца), словесные (беседы на какие-либо темы, по картине), но предпочтение педагог отдает наглядным методам  и приемам. Дидактические пособия и наглядные материалы, используемые на занятиях, представляют собой набор картин по разным тематикам, образцы выполнения, как самого воспитателя, так и самих детей.

Воспитатель рассказала, что в повседневной деятельности проводятся наблюдения каждый день на прогулке, дидактические игры в группе, беседы, чтение стихов, сказок, что расширяет представления детей об окружающем мире. Также имеет место индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдаются затруднения в выполнении заданий.

Можно сказать, что педагог не остается в стороне от проблемы развития детского творчества, а активно принимает участие в решении этого вопроса.

Для выявления интереса к процессу рисования была проведена беседа с детьми. Из беседы мы выяснили, что  дети любят рисовать. При выборе материалов  для создания картин, останавливали свой выбор на более простых: карандаши, фломастеры. Вопрос о том, какими материалами еще можно создавать изображение, вызвал у детей затруднение в ответе. Также все дети ответили, что они самостоятельны в создании и воплощении замысла и им не требуется какая-либо помощь. При создании картины дети в основном уделяют внимание изображению предметов. В соответствии с этим можно сделать вывод, что дети увлекаются рисованием, проявляя свою фантазию, но она ограничивается выбором простых материалов, что ограничивает развитие творчества.

По завершении этого исследовательского этапа работы , можно констатировать зависимость характера выполнения заданий , от овладения детьми структурными (имеющийся запас представлений, чувственный опыт) и операциональными (механизмы и действия воображения на основе имеющегося опыта и представлений) компонентами воображения от наличия и возможности использования словесных и наглядных опор, от обученности детей приемам преобразования образов восприятий, памяти и представлений. Также , можно обозначить причины несформированности воображения у детей: трудности восприятия пространственных отношений, неспособность видеть целое по отдельным частям, непонимание причинно - следственных зависимостей, малый запас сведений об окружающем мире, бедность и неточность представлений, несформированность познавательных интересов и др.

Это важно знать, чтобы сделать  более целенаправленным и эффективным  весь процесс работы по развитию детского творчества.

Анализируя выявленные трудности  у детей, мы предположили, что процесс  развития детского творчества у детей  старшего дошкольного возраста будет  более эффективным, при использовании  разработанного комплекса интегрированных  занятий по сюжетному рисованию, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и в проведении индивидуальной работы.

4.1. Планирование работы по развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста

 

Мы составили проект, который  предполагал решение следующих  задач:

  1. Развивать способность детей к использованию в рисунках всех средств выразительности (форму, цвет, композицию, колорит, пятно, линию);
  2. Познакомить детей с техническими возможностями изобразительных материалов;
  3. Побуждать к созданию неповторимых, оригинальных образов в сюжетном рисовании, используя правила композиционного построения рисунка соответственно возрасту.

Перспективный план помог сделать  работу целенаправленной и планомерной. В нем были отражены темы занятий, дидактические игры, которые использовались в опытно-экспериментальной работе.

Таблица 1

План - проект работы «Страна сказок»

Занятия

Игры

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

8.

«Курочка Ряба»

Цель:

 учить детей рисовать животных (курочку), передавать ее отличительные  особенности: оперенье, хохолок; использовать при рисовании различную цветовую гамму, передавать выразительность образа.

«Колобок и лиса»

Цель:

 учить рисовать эпизод из  знакомой сказки: Колобок и Лиса; передавать выразительность образа Лисы через цвет (восковые мелки) изображение ее фигуры.

«Гуси-лебеди»

Цель:

учить изображать эпизод знакомой сказки; передавать в рисунке определенное место действия и время суток; изображать сказочных персонажей во взаимосвязи через их расположение относительно друг друга и передачу движений; передавать характерные особенности стариной крестьянской одежды и предметов; закреплять навыки рисования неба акварельными красками «по сыророму».

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель:

учить передавать объемную форму; самостоятельно использовать нужные технические приемы , цветовые сочетания.

«Сестрица Аленушка и  братец Иванушка»

Цель:

учить передавать в рисунке сказочные образы героев сказок – сестрицы Аленушки и братца Иванушки, изображать их в национальных русских костюмах; самостоятельно применять умения в составлении узоров для украшения костюмов персонажей; упражнять в смешивании красок для получения нужного оттенка для лица и рук (светло-оранжевого).

«Сказка о царе Салтане»

Цель:

формировать умения передавать в рисунке  форму и строение посуды, учить  детей составлять композицию; упражнять детей в закрашивании рисунка гуашью; закреплять навык рисования элементов росписи.

«Снегурочка»

Цель:

учить передавать эпизод из знакомой сказке: дед и баба вылепили Снегурочку; передавать выразительность образа Снегурочки через подбор красок (холодные цвета), изображать ее стройную фигурку; выбирать один из предложенных вариантов композиции; изображать персонажей сказки в зимней старинной одежде.

«Сказочный мир»

Цель:

учить детей на основе знаний и  умений, полученных на предшествующих занятиях цикла, самостоятельно выбирать сюжет для рисунка к любой знакомой сказке, заранее придумывать композицию своего рисунка, делать выбор сказочных персонажей, предметов, строений, подбор красок

«Волшебные предметы»

Цель: закреплять умения располагать предметы, связанные между собой сюжетом, на листе бумаги.

 

«Дорисуй»

Цель: развивать воображение, творческие способности.

 

 

«Собери картинку»

 

Цель: развивать у детей способность из частей собирать один сюжет.

 

 

 

«Волшебные краски»

Цель: закреплять умения подбирать к предметам соответствующий цвет.

 

«Волшебные кружки»

 

Цель: учить передавать выразительные образы в сюжете.

 

 

 

 

«Найди дорогу к домику»

 

Цель: закреплять знания о цветах (синий).

 

 

«Помоги кролику»

Цель: Закреплять знания детей о цветах; развивать наблюдательность.

 

 

 

 

 

«Что изображено»

Цель: развивать воображение, творческие способности детей.


 

Все занятия были успешно проведены и дали хорошие результаты, но для повышения уровня развития изобразительных знаний, умений и навыков, а также и для успешного усвоения материала велась работа вне занятий. Большое внимание уделяли знакомству с самим художественным произведением. Сказку рассказывали несколько раз, причем каждый раз старались преподнести ее по-новому. Например, сначала рассказывали сказку и рассматривали иллюстрации к ней, а затем показывали диафильмы или прослушивали сказку в грамзаписи и на аудиокассетах. Это способствовало формированию у детей не только ясных и четких представлений, но и помогало глубже почувствовать и понять средства выразительности, используемые для передачи образа.

Такая форма работы очень помогала при проведении занятий, так как  у детей было достаточно знаний в сфере русских народных сказках для получения успешных результатов в работах детей (см. Приложение 1,2)

Первым занятием на формирующем  этапе эксперимента, конечно же, предлагались сказки хорошо знакомые детям, например: «Колобок», «Курочка Ряба», а затем сказки из программы старшей и подготовительной групп «Сказка о рыбаке и рыбке», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.д.

На серии занятий предложенных детям, мы постарались ознакомить их с особенностями средств выразительности, с линией контурной как средством выразительности, цветом – как средством выразительности; закрепили знания об особенностях сказки как фольклорного жанра.

На занятиях были поставлены следующие  задачи:

  1. Вызвать интерес и эмоциональную отзывчивость на произведения искусства;
  2. Познакомить детей с различными средствами выразительности (цвет, композиция, движение, линия);
  3. Подвести к пониманию такого средства выразительности сюжетного рисования, как композиционные отношения;
  4. Учить детей передавать выразительные образы;
  5. Закреплять технические навыки и умения.

Самая главная задача, на этапе  формирующего эксперимента – это  развитие изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании, через сказочные образы.

Для того, чтобы вызвать интерес  к занятиям, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, использовались различные дидактические игры (см. перспективный план) и такие как:

«Найди жанр сказки» 

Цель: закреплять знания о сказочно-былинном жанре, находить его среди других жанров (портрет, натюрморт, пейзаж, анималистика). Обосновать свой выбор, рассказывать о содержании картины, героях, их характерах.

Информация о работе Художественно-эстетическая среда как фактор развития личности дошкольника