Художественно-эстетическая среда как фактор развития личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является рассмотрение организации изостудии как одной из форм культурно-досуговой деятельности дошкольников, направленной на развитие творческой составляющей личности каждого ребенка.
Задачи работы:
Рассмотреть художественно-эстетическую среду, как фактор развития личности дошкольника
Рассмотреть основы организации деятельности изостудии.
Разработать конспекты занятий.
Проанализировать выявленные в ходе работы данные, разработать рекомендации по использованию результатов работы.

Вложенные файлы: 1 файл

сделанная по изо.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

 Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников, можно представить двумя группами: первая группа задач - формирование художественно-эстетического отношения детей к окружающему . Это значит, развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное, воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного; вторая группа задач - формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.  Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. Ведущими методами для  решения задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать. При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое эмоциональное проявление взрослыми своих чувств, служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства – подражательность.

Для решения задач второй группы в качестве ведущих , требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания. Общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства», своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), учувствовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания, они и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

Предметно-развивающая, эстетически  организованная среда и социокультурное  окружение являются мощным фактором, обогащающим детское развитие. Эта  среда побуждает ребенка к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей, формированию эстетических чувств и отношений, существующих в таких его формах как, эстетическое восприятие, эстетическое переживание, эстетическая оценка. Вместе с тем среда может оказывать коррекционно-развивающее воздействие на детей с нарушениями в развитии, опираясь на современное представление о предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка младенческого, раннего и дошкольного возраста.  Следовательно, работа всего коллектива, делающая акцент на эстетическое воспитание в течение четырех лет пребывания детей в стенах детского сада, дает свои результаты. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в эстетических классах школ , посещают кружки, музыкальную школу и школу искусств. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.

2. Изобразительная студия (кружки, досуговая деятельность) как современные формы художественно-творческого развития дошкольников

В детском саду ребенок проводит большую часть времени. Здесь  он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности художественно – творческой деятельности. Конечно, не все время и не все дети стремятся заняться искусством или художественным творчеством, но для тех, кто хотел бы, должны быть созданы условия, посредством которых ребенок удовлетворит свои запросы и стремления, а его потребности найдут воплощение в системе действий. Естественно, одними занятиями развивать детское творчество невозможно, поэтому и возникает необходимость создания развивающей среды, способной помочь ребенку в его развитии и саморазвитии, 
и позволяющей взаимодействовать с ребенком  ,реализуемая в свободное время.

В системе дошкольного  образовательного учреждения, деятельность, реализуемая в свободное время, определяется как культурно-досуговая .

Виды ее весьма разнообразны: отдых, развлечения, творчество, игры, праздники, концерты, экскурсии  и т.п. Чаще всего эти виды деятельности осуществляются в коллективе.

Определение досуга дошкольников как своеобразного вида деятельности, интегрирующего отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество и предоставляющего уникальную возможность свободного, самостоятельного выбора деятельности в соответствии с желаниями и интересами ребенка, открывает новые возможности данного вида деятельности для развития творческого потенциала детей . 
Виды и формы организации досуговой деятельности в дошкольном учреждении имеют свою классификацию:

 Отдых - снимает усталость и восстанавливает физические духовные силы.

Для детей старшего дошкольного возраста отдых заключатся в том, чтобы в свободное время учились заниматься интересной и содержательной деятельностью, формировать основы досуговой культуры (играть, совершать прогулки, походы и т.д.). 
Развлечения - просмотр фильмов, посещение (театров, концертов, музеев, экскурсий, путешествия).  Развлечения способствуют всестороннему развитию ребенка, который в ходе их , знакомится с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. К развлечениям относятся: аттракционы, сюрпризы, фокусы, шарады, загадки. Это могут быть тематические досуги, в том числе связанные с временем года, фольклорные, дни рождения, концерты самодеятельности, вечера по творчеству композиторов, писателей, КВН, конкурсы и др. 
Праздники – сочетаемость отдыха и развлечения, позволяющие человеку ощутить эмоциональный подъем.

Праздники формируют представления  о будничных и праздничных  днях, воспитывают внимание и любовь к окружающим людям, стимулируют  желание детей преподносить подарки, сделанные своими руками. На детском празднике должны сочетаться разные виды музыкальной, художественно-речевой деятельности: пение, движения, стихи и др. 
Самообразование – это чтение, лекции приобщающие людей к ценностям культуры и сочетают в себе приобретение знаний с развлечениями.

Потребность ребенка к самообразованию  в полной мере зависит от взрослых, их кругозора, стремления к новым знаниям; умения  зажигать этими знаниями других, вызывая интерес и потребность в их получении. К самообразованию, как виду культурно - досуговой деятельности детей, относятся игры, чтение книг, рассматривание иллюстраций, экскурсии, коллекционирование. 
Творчество - обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.

Творчество содействует возникновению стремления развитию художественных способностей в пении, рисовании и музыцировании. Творчество учит самовыражению, находить новые решение в процессе рисования, лепки, конструировании, моделировании и сочинении мелодий, песен и танцев. Творческая деятельность ребенка как вид досуговой деятельности не обязательно приводит к желательному результату, но участие в ней не проходит бесследно .

Ярким примером  детского досуга, является  изостудия.

 Изостудия (кружок) - наиболее распространенный вид досуговой работы в детском саду.

Изостудия должна решать следующие  задачи:

   1. Эстетическое воспитание  детей средствами искусства, воспитание  их художественного вкуса, пробуждение  интереса к изобразительному  и декоративно-прикладному творчеству  и помощь в овладении изобразительной грамотой и основами художественного ремесла.

   2. Воспитание человека, творчески  относящегося к любому делу.

   3. Развитие у детей фантазии, образного мышления .

Отличительной особенностью занятий  в изостудии является и то, что  большинство учебных заданий рассчитано на относительно длительное время – 1-1,5 часов, тогда как на занятии ИЗО самый длительный рисунок выполняется в течение 15-30 минут.

В процессе обучения в изостудии  дети больше раскрывают себя через  рисунок.

Имеется возможность выявить у учащихся уровень самостоятельных действий, раскрытие их способностей в нахождении наиболее выразительных средств для передачи образа. Занимаясь в изостудии, дети постепенно приобретают независимость в выборе разнообразных художественных материалов для изображения какой-либо темы, а педагог развивает их способности, сохраняя индивидуальный стиль каждого воспитанника изостудии

Отличительной особенностью досуговой  деятельности в дошкольном учреждении является его театрализация. Театральное  искусство синтетично по своей природе, в нем сочетаются разные виды художественной деятельности: речевая, музыкальная, вокальная, двигательно-пластическая, танцевальная, изобразительно-оформительская. Атмосфера, создаваемая театрализованно-игровой деятельностью, ее размеренность, выстроенная литературной основой, благоприятна для детей . Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. 

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что формами организации досуговой деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении являются активный и пассивный отдых, развлечение, праздники, творчество детей и взрослых, а также самообразование ребенка, которое происходит под руководством взрослых.

3. Содержание и приемы руководства развития детского творчества в условиях детских изостудий

 Изостудия в детском саду создается как система помещений и условий, способствующих самовыражению ребенка в творчестве, то есть в разнообразных видах художественной и проектной деятельности с использованием различных средств, в том числе конструирования, компьютерной графики. В традиционных художественных занятиях и ремеслах ребенок обогащает свой внутренний мир, размышляет о том, что его поразило и взволновало в широком окружающем мире.

 В изостудии  у ребенка на базе сформированных  способностей самовыражения развивается  такая важнейшая форма познавательной  активности, как проектное мышление. Исходя из того, что каждый ребенок должен усваивать определенный объем знаний, навыков и умений в организованном порядке на занятиях и в самостоятельной свободной деятельности под руководством педагога.

На специально организованных занятиях с подгруппой детей в изостудии решаются задачи освоения технических и изобразительных навыков, осуществляется закрепление результатов знакомства с миром изобразительного искусства. Сокращение числа занятий рисованием компенсируется за счет организации обучения детей в процессе игры в группе с воспитателем, с одаренными детьми на кружке в изостудии и с отстающими в индивидуальных занятиях.

Для обеспечения  органичного единства обучения и  творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

 Изложение  учебного материала (в форме  игры, беседы, экскурсии). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

 Самостоятельная  практическая работа детей, которая является основой в учебном процессе. Ее цель творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.

Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы других людей.

Планируя занятия, необходимо  выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая сложность и объемность, и специфику изостудии.

Так, изложение материала может проходить предварительно в группе с воспитателем, а затем продолжаться на занятиях в изостудии, или наоборот.

Например, тема «Цирк», чтобы нарисовать ее творчески, детям  в группе много рассказывается о  цирке, во время беседы дети делятся своими впечатлениями от похода в цирк, делают зарисовки - клоунов, животных с воспитателем, а затем на занятии дети, проявляя творчество, создают работы - лепят, рисуют и т.д.

Учитывая особенность  темы занятия, могут проходить в  изостудии, а могут и в музыкальном зале. Например, если занятие итоговое в виде развлечения.

При ознакомлении работы с детьми на занятиях по изобразительной  деятельности важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей  ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами  работы в данном направлении должны стать:

активность и  самостоятельно детей в изобразительной  деятельности;

умение находить новые способы для художественного изображения;

умение передавать в работах свои чувства с помощью  различных средств выразительности.

Обучение на занятиях по изобразительной деятельности строятся как увлекательная проблемно-игровая  деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Педагогический  процесс должен включать и индивидуальные занятия с отстающими детьми и занятия с одаренными детьми. С одаренными детьми два раза в неделю необходимо проводить  кружковую работу.

На кружковых  занятиях одаренные дети получают дополнительные, более глубокие сведения изобразительной  программы, а самое главное - приобретают  возможность неограниченного творчества.

Деятельность  в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

Информация о работе Художественно-эстетическая среда как фактор развития личности дошкольника