Технология создания керамической композиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является создание декоративной композиции – «Сказки древних индейцев», состоящей из двух декоративных сосудов и тарелки, объединенных единым орнаментальным мотивом.
При выполнении курсовой работы был поставлен ряд задач:
- выбрать тему курсового проекта;
- на основе аналогов и прототипов разработать эскизы;
- выполнить композицию в материале, применяя свои знания и умения, полученные в процессе обучения;
- пополнить свои знания в области истории орнамента и истории культуры древних индейцев;

Содержание

Введение…….…………………..................................................................3
Глава 1. Краткие сведения о керамике…………..………………………5
История керамики……….…………………………………….5
Основные виды керамики.…...………………………………12
Виды декорирования керамики….…………………………..14
Глава 2. Поиск художественного образа……………………………….23
2.1 Обоснование выбора темы……….……………..……………23
2.2 Эскизирование…..………………………….…………………………………….. 25
Глава 3. Технология создания керамической композиции…....……27
3.1 Приготовление глиняного сырья…………..………………...27
3.2 Инструменты и приспособления…………...………………..28
3.3 Изготовление изделия в материале ………...……………….28
3.4 Декорирование………………...………………………………30
3.5 Сушка изделия……………………………………………...…31
3.6 Обжиг……………………………....…………………………..31
Заключение...……………………………………………………………..33
Список литературы...……………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 341.15 Кб (Скачать файл)

 

Томление (чернение)

Томление связано с  тепловой обработкой изделия. В конце  обжига в гончарный горн клали  смолистые сосновые дрова, горящие  коптящим пламенем, ненужное тряпье, сырой  навоз и траву, от которых возникал густой черный дым. После томления посуда выходила из горна глубокого черного цвета, только лощеные узоры на бархатистом фоне отливали металлическим блеском с синевой, как у вороненой стали. За эти синеватые переливы в народе чернолощеную посуду прозвали «синюшками». Искусством изготовления синюшек особо славились в старину ярославские гончары. Небольшие керамические изделия с лощением, например всевозможные коробочки, бусы, броши, шахматные фигурки с успехом томились в любой печке. Глиняные изделия помещали в консервную банку, переложив их старыми тряпками. Закрывали крышку и замазывали щели глиной, оставив лишь крошечное отверстие для выхода газов. Банку устанавливали в топке печи так, чтобы ее не задевали дрова. После того как печь будет вытоплена и жар несколько спадет, банку доставали из печи и открывали. Извлеченные из нее глиняные изделия обычно имели глубокий черный цвет, а блестящие поверхности отливают синевой.

Инкрустация - способ декорирования - несквозное вырезание узоров на поверхности, которые заполняют окрашенными массами, ангобами, глазурями. 
Каннелюры - орнамент из широких насечек или желобков.

Ложный рельеф - форма выемчатого или штампованного орнамента в керамике, предусматривающая удаление или вдавление глины с поверхности сосуда в двух рядах, окаймляющих треугольники. Зигзаг между этими рядами кажется рельефным, хотя в действительности он не выше, чем поверхность сосуда в других местах. Мотив был широко распространен в древности. 
Шнуровой орнамент - широко распространен в керамике, наносится на поверхность сырой глины при помощи перевитого шнура. Иногда шнур обвязывался вокруг палочки. Таким образом выполнялись узоры (Питерборо). Отпечатки шнура могли заменять нарезной орнамент, иногда шнуровым орнаментом покрывалась вся поверхность сосуда (шнуровая керамика, некоторые разновидности кубков). 

Штампованный  орнамент - орнамент на керамике, полученный путем вдавливания мягкой поверхности глины каким-либо предметом. Частным случаем является штамп, когда рисунок предварительно вырезается на дереве или кости, а отпечаток затем переносится на поверхность сосуда. Промежуточным звеном являются отпечатки природных объектов, например птичьих костей или зазубренных морских раковин. На фаянсовой посуде используют штамп с цветным припудриванием одной или более красками.

Штампы с контррельефом - чаще всего рельефные узоры наносятся на изделия с помощью всевозможных штампов с контррелъефом. Штампы вырезаются из глины, находящейся в кожетвердом состоянии, дерева, гипса и линолеума. Работая над кантррельефом надо помнить о том, что каждое углубление в штампе будет строго соответствовать выпуклой части будущего рельефа: чем глубже углубление, тем выше рельеф. После выполнения резьбы глиняный штамп сушат и обжигают.

Контррельеф на глине можно  получить и более простым способом, воспользовавшись готовым рельефом на изделии из керамики, стекла, дерева и металла. Часть узора, с которой собираются получить контррельеф, смазывают вазелином или восковой мастикой. Затем прикладывают кусок мягкой глины и вдавливают в нее рельеф. На глине остается оттиск, точно передающий все детали рельефа.

Декорирование по утилю:

Роспись ангобами. Ангоб — это глина, разведенная до консистенции сметаны,  с добавлением в нее цветных керамических пигментов. Цветными ангобами расписывают изделия, имеющие самое разнообразное назначение: посуду, подсвечники, броши, кулоны, бусы и многое другое. Ангобы различных цветов можно получить двумя способами. Первый способ — подобрать природные глины, которые после обжига окрашиваются в разные цвета. Натуральные ангобы имеют приглушенную окраску. Цвет их в основном теплый: красно-оранжевый (кирпичный), красно-коричневый, серый, желтый и др. Смешивая натуральные ангобы между собой, можно получить множество тончайших оттенков. К ним нужно прибавить еще беложгущуюся глину. Приобрести глины, имеющие разнообразную натуральную окраску, довольно трудно, к тому же в их палитре отсутствуют холодные цвета — синие и зеленые, а также черный цвет. Поэтому гончары просто-напросто окрашивают белую глину в нужный цвет солями металлов.

Пастилаж, фляндровка, мраморизация

Наиболее распространены следующие способы декоративной отделки ангобами:

- пастилаж,

- фляндровка

- и «мраморизация».

Пастилаж. В грушу или  пластмассовый флакон набирают ангоб  и, ориентируясь на линии вспомогательного рисунка, наносят на поверхность  изделия. Там, где требуется провести тонкую линию, на грушу нажимают лишь слегка, там же, где линия должна быть толще, нажим усиливают. Самые  тонкие линии узора выполняются  пипеткой (рис. 63).

Фляндровка. Эта техника декоративной отделки применяется гончарами наиболее широко. Необыкновенная живописность отделки достигается очень простыми и остроумными приемами.

Фляндровкой можно декорировать как высокую посуду (вазы, кувшины), так и широкую низкую, типа всевозможных блюд и тарелок.

«Мраморизация». Этот способ декоративной отделки применялся на Руси в X—XII веках и сохранился до наших дней. Основан он на свободном растекании цветных ангобов по поверхности керамического изделия. Наиболее живописным рисунок узора получается в том случае, когда роспись ведется по сырому ангобному грунту. На поверхность изделия наносят толстым слоем всевозможные полосы, капли, кляксы, которые начинают тут же стекать по влажному фону вниз (рис. 66).

 
Крытье сплошное – это покрытие корпуса изделия равномерным слоем краски; полукрытье – цветная полоса шириной 20 мм и более; нисходящее крытье – это крытье с постепенным переходом от сильного тона краски к слабому; при крытье с прочисткой в краске прочищен узор. 
Негативная роспись - техника орнаментации керамики, применявшаяся во многих районах Америки. Рисунок наносился на поверхность сосуда при помощи воска или глины, затем сосуд окуривался или погружался в черную краску, которая не могла проникнуть через защитный слой. Когда воск или глина удалялись, рисунок получал первоначальный цвет на черном фоне. Аналогичный метод окрашивания с применением воска мог использоваться и для тканей. 
Отводка - вид декорирования росписью, при котором на изделие, имеющее форму тела вращения, при помощи турнетки наносят узор в виде узких лент, орнаментов и т.п. Декорируют керамические изделия посредством окрашивания массы в розовый, голубой, зеленый цвета, нанесение декоративных глазурей (цветных, «кракле», кристаллических, матовых и др.), рельефными и углубленными рисунками, но чаще всего раскрашиванием. На фаянсовые изделия наносят также буфетную ленту шириной 12-16 и 32 мм, на фарфоровые изделия с вырезным краем – ленту с завалом, захватывающую вырезной край. Эти разделки применяют самостоятельно или в комбинации с другими. 
Декорирование по глазурованной поверхности:

Кракелюр - (франц. craquelure), трещина красочного слоя как в произведениях масляной живописи.

Кракле - вид глазури, покрытой сетью волосяных трещин, часто окрашенных по-иному, чем основная глазурь. Получают путем втирания керамических пигментов в трещины, образующиеся в результате цека на глазури, и последующего обжига. Иногда ограничиваются окрашиванием трещин органическими красителями. 
Шелкография – это одно- или многокрасочный рисунок с тонкими и точными штрихами. Получают его продавливанием краски через шелковый трафарет-сетку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Поиск художественного образа

 

Издревле человек стремился  к красоте. Это стремление привело  к появлению подлинных образцов прикладного искусства. Многие интерьеры были бы скучны и безлики без причудливых скульптур, живописных  полотен, изысканных ваз, которые радуют взгляд, украшают, оживляют, приносят особый колорит в дизайн помещения.

 

  2.1 Обоснование выбора темы

Выбор темы курсового проекта – длительный процесс, изделие должно быть актуальным, интересным, детально проработанным. Аналогами для композиции курсового проекта послужили работы члена Союза художников России Сопиной Юлии (Прил.4). Для курсового проекта был выбран набор сосудов, декорированный налепным орнаментом древних индейцев (Прил. 1-3). 

Орнамент — это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он...представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них — цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика — в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...»( 1) . Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней» (1). Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия. Из всего мирового наследия, сложившегося за многие тысячелетия, наибольший интерес представляют племена индейцев Северной и Южной Америки. Их традиции, религиозные верования, искусство давно стали объектом пристального изучения. Достижения индейской культуры стали своего рода неисчерпаемыми источниками вдохновения не только для археологов, математиков, астрономов, но и для художников. Свое название — индейцы — племена обоих континентов получили, когда Колумб в поисках нового морского пути в Индию достиг берегов Америки и, увидев туземцев, ошибочно принял их за жителей полуострова Индостан. Вернувшись в родную Геную, Колумб подробно описал открытые им земли. На неизведанную землю хлынул поток европейских колонизаторов. Жажда золота стала причиной разорения большинства городов Центральной и Южной Америки. Многие племена индейцев были полностью уничтожены. Европейские колонизаторы не обошли своим вниманием и Северную Америку. Английские и французские поселения постепенно, уверенно, вытеснили племена Ацтеков (касательно ацтеков автор ошибается – прим. Sam), Чероки, Семинолов, Дакота и многих других. От некогда великих культур северо- и южно-американских индейцев сохранились лишь легенды, которые продолжают существовать в устной традиции индейцев. Однако, о влиянии индейских традиций свидетельствует большое количество употребляемых в современном языке географических, ботанических и зоологических названий, заимствованных из языка местных племен. Благодаря индейской культуре в обиход всего человечества прочно вошло употребление картофеля, табака, бобов, томатов, кукурузы, какао, а также каучука и хинина. Нельзя не восхищаться и обширными познаниями, казалось бы, первобытных племен, в области математики, астрономии, агротехнике. До сих пор многих поражает умение индейцев создавать прекрасные в своей художественной простоте предметы обихода, религиозного культа, которые неизменно сопровождаются орнаментальными мотивами. Орнамент индейских племен — это не условные образы, а конкретные, несущие символический смысл, образы, которые образуют логическую канву повествования. Безусловно, орнаментальное искусство индейцев раскрывает перед нами всю сложность мировоззрения племен, которое выражается в знаках и аллегориях. Художники умело использовали и геометрические узоры, стилизовали образы животных и людей и создавали орнаментальный язык, который отличался своей особой декоративностью и пластической выразительностью. Орнаментальное искусство индейцев доколумбовой Америки, основанное на сочетании стилизованных мотивов природы, символических изображений человека и мифологических персонажей, раскрывает перед нами удивительный мир единения человека с природой. Украшая свои изделия, художники доколумбовой Америки стремились запечатлеть космогонические представления о мире, фиксировали важные исторические события. В руках опытных художников изделие приобретало законченный художественный образ, который был наполнен религиозным смыслом, смыслом всего мироздания. Основываясь на немногочисленных сохранившихся памятниках культуры, мы можем представить красоту и целостность искусства индейцев доколумбовой Америки.

 

2.2 Эскизирование

 

Эскизирование – это непростой и длительный процесс, проходящий после того, как была выбрана тема композиции. Самым сложным моментом на этом этапе является понимание художником того, что он хочет видеть в конце работы. Именно на этапе эскизирования происходит воплощение идеи автора, его мыслей и задумок. Чем лучше художник представляет свои задумки, тем быстрее происходит разработка и утверждение эскиза.

  Эскизирование можно разделить на три основных этапа

- выбор темы проекта,  предпроектное исследование;

-проектирование формы изделия и декора;

-расчет габаритных размеров изделия; выполнение эскиза в полигамном цветовом изображении.

 Выбор темы проекта, его стиля, цвета, объёма.

 На этом этапе художник  детально продумывает все возможные элементы эскиза. Непосредственная разработка эскиза. После того, как направление работы выбрано, начинается дальнейшая разработка эскиза.

 На основе изучения темы, аналогов и прототипов происходит выбор основных объемов, пропорций, декора.

 На завершающем этапе эскиз уточняется, приходит к наиболее гармоничному состоянию. В зависимости от необходимости применения цвета в композиции разрабатываются различные цветовые сочетания, из которых выбирается наиболее удачное. Для композиции курсового проекта были выбраны два сосуда различной формы и тарелка (Прил. 5.; 6.), выполненные в едином стилевом решении, объединены орнаментальным мотивом, и композиционно дополняют друг друга.

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Технология создания керамической композиции.

Процесс изготовления керамических изделий состоит из нескольких этапов: подготовки глины, приготовления массы, формования изделий, декорирования, обжига и глазурования.

    1. Приготовление глиняного сырья

Природа богата глинами почти  любого цвета: желтовато-коричневыми  с краснотой, серовато-белыми с пропадающей  голубизной, зеленовато-бурыми в черноту. При обжиге простая глина, имевшая  зеленоватую или голубоватую  окраску, благодаря примесям растительного  характера, приобретает свой настоящий  цвет, т.е. желтоватые, розоватые или  красноватые тона.

Глины, содержащие мало песка называются "жирными", если песка много, то глины "тощие".   Чересчур "жирную", пластичную глину формовать нелегко. Сделать её "тощей" помогают песок, шамот, керамический бой. На необычной пластичности пропитанной водой глиняной массы основано все керамическое искусство. Из этой массы, послушной легчайшему нажиму человеческой руки, возможно, пользуясь самыми примитивными орудиями производства, изготавливать сложнейшие изделия. Весь успех в керамическом производстве зависит от добротности глиняной массы, от ровности и чистоты её консистенции.

Предварительно небольшой  кусок глины, при необходимости, рекомендуется обжечь и по цвету, приобретенному ею после обжига, определить, какая это глина - беложгущаяся или красножгущаяся. Бывают черные глины, которые после обжига становятся абсолютно белого цвета. Определив цвет глины после обжига, подготавливаем необходимое количество пластичной массы для формования изделий курсового проекта.

 Глину надо разбить молотком на мелкие кусочки и замочить горячей водой в эмалированной посуде (глиняные частицы набухают, поэтому заливать нужно в два-три приема, пока поверхность глины не покроется водой на 4-5 см). В течение 8-12 часов смесь периодически перемешивают, добавляя воду. Затем массу пропускают через сито несколько раз и полученный шликер выливают на гипс, чтобы лишняя вода ушла и глина была пригодной для лепки. Готовая для работы глиняная масса напоминает тесто, легко отстает от руки, отпечаток пальца на ней получается четким, не расплывается. Глина достаточно пластична для лепки, когда на кольце свернутой из нее колбаски нет трещин. Чтобы убедиться в отсутствии в промятой глине воздушных пузырьков, нужно придать ей форму шара и разрезать его тонкой стальной проволокой. Если обнаружатся пустоты, глину следует промять снова до полного их исчезновения воздуха.

  3.2 Инструменты и приспособления

Для изготовления керамических изделий применяются основные инструменты: стеки и петли. В процессе работы понадобятся также банка с  водой для увлажнения глины и  смачивания рук, губка для удаления лишней воды, кронциркуль и проволочка с деревянными ручками для  снятия изделия с турнетки. В данном проекте так же широко использовались заранее подготовленные штампы из гипса. Применялась рейки и скалка для раскатки глиняных пластов равной толщины, для нанесения декора заостренные палочки, различные фактурные материи. Для присоединения налепных деталей понадобится кисточка (для работы со шликером).

 

 

    3.3 Изготовление изделия в материале

Существует несколько  способов формования изделий: свободная  лепка; свободное формование на гончарном  круге; пластическое формование ручным оттиском в форме; пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с  помощью формующего шаблона; шликерное литье в гипсовые формы. При изготовлении керамических изделий сложной конфигурации часто комбинируют способы формования. Сочетание пластического способа формования во вращающейся гипсовой форме металлическим шаблоном со шликерным литьем широко распространено при изготовлении чайников, чашек, кувшинов и других фарфоровых и фаянсовых изделий, состоящих из корпуса и приставных деталей.

Информация о работе Технология создания керамической композиции